Предшествующее сообщение здесь: "Шталаг-372", Псков. Узники совести
Основные публикации в "Псковской губернии" в 2006-2013 гг:
№ 33 (302) от 30 августа – 5 сентября 2006 г.
На псковских могилах не ставят крестов
В безымянных траншеях на окраинах Пскова до сих пор покоятся десятки тысяч узников концлагерей
18 августа «Псковское агентство информации» сообщило, что прокуратурой Пскова начата проверка по факту обнаружения в котловане строящегося дома на улице Юбилейной человеческих останков.
далее
№ 19 (388) от 14-20 мая 2008 г.
Живые и мёртвые
Проблема массовых захоронений времен Великой Отечественной войны на территории Пскова требует срочного этического и практического решения
8 мая 2008 года в Пскове на братском захоронении в Песках (ул. Железнодорожная) были погребены останки семи советских военнопленных, найденные на территории Псковской областной больницы в начале апреля этого года.
далее
№ 37 (406) от 17-23 сентября 2008 г.
Город мёртвых
Хозяйственная деятельность в местах массовых захоронений времен Великой Отечественной войны должна быть регламентирована
Проблема массовых захоронений времен Великой Отечественной войны на территории Пскова требует срочного этического и практического решения. С этим утверждением не будет спорить никто. Скепсис (не сказать, чтобы здоровый) всегда вызывало и вызывает лишь словосочетание «срочное решение».
далее
№ 24 (495) от 23-29 июня 2010 г.
Дважды убитые
Забытые солдаты Великой Отечественной напоминают о себе в Пскове на каждом шагу
Этот текст я написал больше года назад и разместил в Интернете. За это время практически ничего не изменилось. Прошумел кризис, обанкротился застройщик концлагеря Шталаг-372 - компания «Ремстрой-2», идет вялое достраивание домов на месте захоронений военнопленных по улице Юбилейной и реструктуризация обязательств перед дольщиками, отпраздновали очередной юбилей Великой Победы...
далее
№ 27 (498) от 14-20 июля 2010 г.
Хоронить нельзя строить
На площадке стройки на улице Юбилейной в Пскове решается вопрос, кем стали потомки солдат Великой Отечественной
23 июня «Псковская губерния» опубликовала статью Алексея Старкова «Дважды убитые» [ 1 ]. Редакция и автор не в первый уже раз обратили внимание читающих граждан на дикую, морально категорически неприемлемую ситуацию на известной стройке квартала на улице Юбилейной в Пскове – на месте, где в концлагере Шталаг-372 трагически оборвалась жизнь более 75 (семидесяти пяти) тысяч советских заключенных. Публикация вызвала большой общественный резонанс – и в Пскове, и за его пределами. На этот раз резонанс оказался действенным.
далее
№ 34 (505) от 1-7 сентября 2010 г.
Главное – достроить дом?
Будущие жильцы долгостроев на улице Юбилейной в Пскове всё же могут получить квартиры в домах на костях тысяч советских военнопленных
Полтора месяца прошло с предшествующей публикации «Псковской губернии» о судьбе останков СЕМИДЕСЯТИ ПЯТИ ТЫСЯЧ советских военнопленных, захороненных на территории концентрационного лагеря «Шталаг-372» в районе нынешней улицы Юбилейной в Пскове [ 1 ]. История с долгостроем домов, заложенных обанкротившимся потом «Ремстроем-2», стала дважды скандалом: с самого начала сведущие люди буквально кричали о том, что нельзя ставить дома на костях, но их не слушали [ 2 ]. Затем – не сочтите всё это мистикой – компания обанкротилась, ее владелец и начальник при странных обстоятельствах погиб, стройка заморозилась.
далее
№ 18 (540) от 11-17 мая 2011 г.
Пески забвенья
Внучки двух погибших в «Шталаге-372» солдат возложили цветы к дому номер 36 на улице Юбилейной в Пскове
С 2006 года «Псковская губерния» публикует материалы по одной из самых трагических страниц псковской военной истории: строительству жилого квартала на улице Юбилейной в Пскове, на месте расположения одного из самых крупных лагерей для советских военнопленных на Северо-Западе России – «Шталаг-372» [ 1 ]. В 2006 году тревогу подняли местные жители, когда увидели детей, играющих костями. И город заново узнал, что на этом страшном месте трагически оборвалась жизнь, по официальным данным послевоенных советских властей, более 75 (семидесяти пяти) тысяч советских заключенных. Публикации вызвали большой резонанс и отклики. Мы ждали главного резонанса – властей. Сначала показалось, что он будет действенным. Потом стало ясно: производить раскопки останков советских солдат никто всерьез не намерен – ни городские и областные власти, ни компания-застройщик. Демонтажу подлежит и скромный памятник, напоминающий к нему подошедшим, что «здесь, на территории военного городка, в период оккупации Пскова с 1941 по 1944 гг. фашистами было уничтожено в концлагере 75 тысяч советских военнопленных и мирных жителей».
далее
№ 29 (551) от 27 июля – 9 августа 2011 г.
Псковлаг
До тех пор, пока погибшие в концентрационных лагерях в Пскове в период оккупации не будут найдены и достойно перезахоронены, город будет оставаться братским кладбищем неизвестных
Военнопленные в оккупированном фашистами Пскове появились, как только Псков стал тыловым районом группы армий «Север», точнее, его центром, то есть уже в 1941 году. Создание концентрационных лагерей для советских военнопленных являлось составной частью нацистской «расовой теории»: уничтожение советских военнопленных – это уничтожение «недочеловеков».
далее
№ 25 (597) от 27 июня – 3 июля 2012 г.
Список Елизара
12-летний школьник из ханты-мансийского города Мегион привез в Псков на 22 июня список имен ста шестидесяти одного советского солдата, погибшего в псковском концлагере «Шталаг-372»
22 июня редакция газеты «Псковская губерния» передала на хранение в Псковский государственный музей-заповедник специальное издание цикла публикаций Марины Сафроновой «Сорок чёрный», ставшего медиапроектом 2011 года среди средств массовой информации Северо-Запада России, и сам хрустальный приз. Торжественный и печальный час разделили с автором, редакцией и музеем три особых человека: пережившая немецкую оккупацию в Пскове Раиса Павловна Кузина, внучка погибшего в «Шталаге-372» Анатолия Васильевича Ширинкина Светлана Владимировна Спирина и ее внук, праправнук Анатолия Ширинкина, 12-летний школьник Елизар Осипов, который привез в Псков, куда он приехал впервые в жизни, свой особый труд – список из 161 имени советских солдат, чья гибель в псковском «Шталаге-372» теперь подтверждена документально.
далее
№ 25 (597) от 27 июня – 3 июля 2012 г.
Частица многих тысяч
Советские военнослужащие, погибшие в концентрационном лагере «Шталаг-372» в Пскове. Список Елизара Осипова
История располагавшегося в Пскове концлагеря для военнопленных «Шталаг–372» по-прежнему продолжает привлекать внимание людей. С появлением в сети сайта Министерства обороны РФ «Объединенная база данных «Мемориал» интерес не просто возрос, но и приобрел конкретные черты. Наконец-то появилась возможность начать составление списка советских военнопленных, погибших в «Шталаге–372». Именно начать, так как до окончательного списка еще очень далеко (если он вообще когда–либо может быть составлен из–за отсутствия полной документации).
далее
№ 15 (637) от 17-23 апреля 2013 г.
Рвы в памяти
Для увековечения памяти погибших в «Шталаге-372» упорно не делается ничего – очевидно, в надежде на полное их забвение
11 апреля мир отметил День освобождения узников фашистских концлагерей. В Пскове по этому поводу прошло торжественное заседание с участием чудом выживших. Но никто из официальных лиц не появился в трагических местах самой памяти – на псковских братских захоронениях погибших в концлагерях – как отмеченных знаками памяти, так и заброшенных. Самое трагическое, до сих пор не устроенное, место в Пскове – место бывшего «Шталага-372» и «Дулага-376», около улицы Юбилейной. Узники помнят о нём. Написано про это место много. Но написанное не привело ни к чему, кроме временной приостановки строительства многоэтажных домов на костях тысяч советских военнопленных. «Главное – достроить дом», – таков оказался девиз чиновников и предпринимателей, но – самое страшное – и многих жильцов, как уже вселившихся в «квартиры повышенной комфортности», так и вложивших в них свои деньги [ 1 ]. Напоминание обществу о трагедии десятков тысяч сограждан остается делом единиц – немногочисленных родственников, нашедших своих родных в списках «Шталага», и псковских добровольцев, попытавшихся – отчаянно и безуспешно – провести раскопки, доказать очевидное и остановить глумление над останками павших [ 2].далее