Печальная история Сергея Магнитского, бухгалтера, скончавшегося в изоляторе «Матросская тишина», лишний раз заставляет задуматься о многих вещах. Задуматься и сделать неутешительные выводы.
Вывод первый.
Российские правоохранительные органы заняты чем угодно, только не защитой прав своих граждан. Наоборот, сохраняя закрытость и непрозрачность своей корпорации, наши правоохранители отмечены родовой травмой, унаследовав от сталинской репрессивной системы все ужасы пренебрежительного отношения к человеку и его естественным правам. Как только человек попадает в СИЗО, то в отношении него возникает некая «презумпция виновности» со стороны сотрудников правоохранительных органов, а это создаёт в головах наших правоохранителей чувство всесильности в отношении задержанного и с методами обращения с заключёнными под стражу людьми наши правоохранители не церемонятся.
Мало того, если вдруг возникает угроза их корпоративным интересам, то, зная о принципе круговой поруки системы, методы обращения с заключёнными принимают уродливые звериные формы и жестокость правоохранителей не знает границ, изощряясь в издевательствах и пытках. Случаи таких пыток и издевательств мы видим сплошь и рядом – от Магнитского, до казанского отдела полиции «Дальний» и бунта осуждённых в колонии города Копейска.
Таким образом, любой из нас, попав в жернова этой репрессивной машины, будет низведён до положения раба, становясь формой временной собственности правоохранительной системы и лишаясь де-факто каких-либо человеческих прав и собственного достоинства. Закон просто перестаёт действовать, а действует репрессивная система, основанная на «понятиях». А если кто и попытается жить по закону, что ж, ему же хуже, система ему мстит вплоть до физического уничтожения.
Спрашивается – зачем нам такие зверства да ещё и на наши с вами деньги, которые государство собирает с нас в виде налогов? Если человек нарушил закон, то его должны лишать свободы, а не всех его человеческих прав. Так что нам ещё предстоит существенная реформа правоохранительной системы, путь будет тяжёлым и нелёгким, но пройти его необходимо. Что же мешает начать эти преобразования немедленно, ведь в них заинтересовано всё общество? Ответ прост как всегда – корни проблемы лежат в нашей политической системе, которая не предусматривает честную политическую конкуренцию, независимость средств массовой информации и суда.
Вывод второй.
Когда у соседа начинается пожар, а он этого не знает (или не хочет знать), то любой нормальный человек обязательно обратит на это внимание соседа. Пренебрежение правами человека и казнокрадство достигли у нас такого масштаба, что их уже видит весь мир и принятие Конгрессом США «Акта Магнитского» естественное последствие «страусиной» политики наших властей, которые, вместо решительных действий по наведению порядка в нашей правоохранительной системе предпочитают отмалчиваться и не замечать проблему. Владимир Путин назвал принятие «Акта Магнитского» недружественным актом и это правда, так как в международной дипломатической практике не принято вмешиваться во внутренние дела государств, а доводить информацию до сведения руководства стран по линии дипломатических ведомств, спецслужб и другим каналам. И, скорее всего, такие сигналы были, вот только никакой реакции на них не последовало. Поэтому, когда пожар разгорается, а сосед на него не реагирует, это чревато последствиями для окружающих, а значит, ответственность за организацию противопожарных действий приходится брать на себя другим людям. Да и в целом «Акт Магнитского» устанавливает ограничения для попавших в него преступников и коррупционеров, законопослушным гражданам он никаких ограничений не несёт. Но зато даёт ориентир нашему обществу, что наше государственное устройство далеко не идеально, так как нашей проблемой коррупции и преступлениями правоохранителей приходится заниматься спецслужбам иностранных государств в то время, как наша правоохранительная система не отвечает велениям времени. Вместо того, чтобы поблагодарить другие государства за оказанное содействие в выявлении преступлений, вместо того, чтобы немедленно приступить к проверке всех должностных лиц из этого списка и наладить международный обмен информацией и содействие по таким делам, наши государственные мужи лишь высказывают раздражение и пытаются противодействовать наведению порядка в правоохранительной сфере.
Спрашивается, почему такая неадекватная реакция? Ответ прост – сохранение репрессивного характера нашей правоохранительной системы в интересах наших государственных деятелей, которые хотят контролировать каждый вздох гражданина России и пребывать у власти вечно.
Хочу их огорчить – обществу для его развития требуется другая система власти, это историческая необходимость, а потому перемены неизбежны.
Вывод третий.
Огромное удивление по «Акту Магнитского» вызывает позиция партий, представленных в Государственной Думе, которые в единодушном порыве принялись осуждать и порицать. Принятый Конгрессом закон касается только погрязших в мздоимстве и преступлениях чиновников, а российский народ здесь совершенно не причём, и Государственной Думе, которая, по замыслу, должна бы представлять интересы своих избирателей и могла бы постараться разобраться в данном вопросе, нужно было вызвать к себе наших силовиков, задать им много неприятных вопросов и потребовать немедленного расследования по материалам приложенного к Акту списка. Так нет же, Государственная Дума совершает прямо противоположное, пытаясь защитить указанных в списке лиц. И тогда возникает резонный вопрос о том, чьи интересы она отстаивает, тем самым лишний раз доказывая, что и избирательный процесс у нас барахлит.
Более того, Государственная Дума в спешном порядке разрабатывает ответный закон, ссылаясь на защиту российских детей, усыновлёнными гражданами США. Никто не спорит, защищать наших деток нужно и для этого надо было сразу же, после первого же случая гибели ребёнка, пересмотреть как наше законодательство, так и наши договорные отношения в этих вопросах с другими государствами, надо было ужесточить требования к иностранцам-усыновителям, а также обеспечить усиление контроля наших надзорных органов за жизнью усыновлённых иностранцами граждан РФ. Вот только почему-то своевременно это сделано не было, мысль о защите детей и прав наших граждан за рубежом пришла нашим законодателям именно сейчас, в ответ на принятый «Акт Магнитского». А кто им раньше мешал это сделать? Выходит, что нам опять надо поблагодарить американцев, так как получается, что, если бы «Акт Магнитского» не был бы принят, то правами наших граждан за рубежом никто бы не озаботился! Ну где здесь логика? И потом, что это за реактивные политики, которые начинают шевелиться в ответ на чьи-то действия за границей, а самостоятельной инициативой не обладают? У нас тысячи нерешённых проблем и что, по каждой из них решение будет появляться только тогда, когда нам на это укажут иностранные державы? Если партии, заседающие в Государственной Думе настолько инертны и ленивы, то зачем они там вообще нужны?
Далее. Принимая ответный закон, который клеймит иностранных преступников, наши политики утверждают, что это симметричный ответ, т.е. получите господа иностранцы аналогичный список преступников. Тем самым Государственная Дума впадает в логическую ошибку, так как косвенно подтверждает, что лица, указанные в «Списке Магнитского» самые что ни на есть преступники и казнокрады. Следовательно, если Государственная Дума пытается защитить наших преступников и казнокрадов, то и сами наши депутаты являют себя с крайне неприглядной стороны. Спрашивается – почему наши политики так яростно защищают преступников, возможно, они и сами являются заинтересованными лицами? И зачем нам такие народные избранники? Что, в таком случае, они могут сделать полезного для страны и граждан? А может как раз наоборот, их деятельность противоречит интересам общества?
Вопросов много. Ответы найдутся. Вот только времени для решения проблем у нас с каждым днём всё меньше и меньше. И если и дальше будет продолжаться такая политика «закручивания гаек» и никаких серьёзных реформ нашей политической системы не произойдёт в ближайшее время, то тогда нам всем придётся, как Кисе Воробьянинову из известного фильма, целовать классическую фигуру из трёх пальцев. Не хочу и не буду. А ВЫ?
Автор – член Регионального Совета Московского ЯБЛОКА, предприниматель, кризисный управляющий