Митинг на Болотной 10 декабря 2011 года никому не принес полного счастья. И не должен был.
Кому-то мог не понравиться заполошный стиль Бориса Немцова, кому-то - слишком спокойный тон Бориса Акунина. Кто-то не одобрил присутствия на трибуне Олега Кашина, кто-то – Григория Явлинского. Кому-то не хватило революционности, кому-то – взвешенности.
Всем, кто был на Болотной, понравилось другое – число живых людей, которых ошибочно считали покойниками. Живые люди обречены не соглашаться друг с другом.
Теперь, когда люди – и не только в Москве - убедились в собственной многочисленности и силе, начинается самое важное – подготовка к президентским выборам.
Первый и второй кандидаты в президенты уже известны – Путин и Миронов. Если они попытаются остаться вдвоем или вызвать каких-нибудь дежурных помощников, идея бойкота выборов имеет все шансы стать самым популярным вариантом поведения. Последующего его развития надо ждать на улицах Москвы и Питера, и развязка будет тяжелой. Митинг на Болотной 10 декабря 2011 года никому не принес полного счастья. И не должен был.
Но после 10 декабря – и дело не только в Болотной, но в первую очередь во всей остальной стране – такое развитие событий выглядит маловероятным. И если в президентских выборах примет участие кто-то, сохранивший претензии на репутацию – это совсем другая история, в которой тоже без улицы не обойтись, но шансы на мирную концовку сохраняются.
Просто в нынешней ситуации подтвердить претензии на репутацию можно единственным способом – предвыборной программой, в которой пункт первый звучит так: моим дебютным президентским актом станет указ о роспуске Думы и назначении новых выборов. Собственно, остальные пункты факультативны, в нынешней-то ситуации.
Кто? – вот вопрос. Кто это сделает? После 10 декабря ответ выглядит просто: все. Все, кто захотят продолжить политическую жизнь в России. И этот список будет расти каждый день.
Но при всем богатстве выбора, самыми важными при выборе претендента будут два критерия: во-первых, его кандидатура не должна вызвать у правящей бюрократии позыва к черезвычайщине и отмене выборов президента, а во-вторых, его опыта, знаний и простой порядочности должно хватить на то, чтобы реформировать путинскую Россию лучше, чем это сделал Ельцин с Россией коммунистической.
Кажется – при всех накопившихся претензиях и прошлых разочарованиях - наступает выход Григория Алексеевича Явлинского, самый важный в его биографии. И не только его, похоже.