Демократическая оппозиция оформилась после расстрела Верховного Совета
народных депутатов в 1993-м году и стала оппозицией методам реформирования
экономики, проводимым Президентом Ельциным и правительством Гайдара-Черномырдина.
Перед выборами в Государственную Думу в октябре 1993 года был создан
избирательный блок, названный неполитически — ЯБЛОКО. Учредители решили,
что если либеральных демократов в России представляет В.Жириновский с ЛДПР,
а "демократический выбор" - Е.Гайдар с его схемой реформ для меньшинства,
то название ЯБЛОКО отражает стремление сделать жизнь нормальной.
Избирательный блок юридически образован создан тремя персональными учредителями
(Григорием Явлинским, Юрием Болдыревым, Владимиром Лукиным) и тремя политическими
партиями: Республиканской партией Российской Федерации (РПРФ), Социал-демократической
партией Российской Федерации (СДПР) и партией Российский Христианско-демократический
союз - Новая демократия (РХДС-НД). В блок вошли товарищи Явлинского по
возглавляемому им институту «ЭПИцентр», сотрудники Института гуманитарно-политических
исследований Вячеслава Игрунова.
Предвыборная программа блока была основана на принципах укрепления российской
государственности, последовательной демократии «без насилия и чрезвычайщины»,
реформирования экономической системы, достижения общественного согласия.
ЯБЛОКО активно критиковало проект Конституции, судьбу которой должен был
решить, назначенный на день выборов референдум. Основной закон принимался
под шум выборов, без широкого общественного обсуждения. Последствия поспешного
принятия теперь налицо.
Свою задачу на выборах 1993 г. ЯБЛОКО видело в том, чтобы привести в
Федеральное Собрание как можно больше людей, "для которых средства важны
не менее, чем цели, не запятнавших себя разжиганием вражды и ненависти
к кому бы то ни было", профессиональных экономистов, юристов, социологов.
Мы должны избежать повторения бесславно сошедших с политической сцены Съезда
и Верховного Совета и не допустить появления "карманного" парламента, придатка
исполнительной власти" (из Заявления о создании Избирательного Объединения,
25.10.1993).
Блок получил на выборах 4.233.219 голосов (7.86%) и 20 мест в Государственной
Думе по общефедеральному округу. Еще 7 кандидатов блока были избраны по
мажоритарной системе в территориальных округах. Всего в первой Думе у Яблока
собралась фракция — 27 человек. |
Деятельность фракции 1994-96 |
Во время предвыборной кампании ЯБЛОКО обещало избирателям создать комиссию
по расследованию событий октября 93 года. Комиссия была создана, однако
по решению думского большинства (которое тогда составляли фракции ДВР и
КПРФ), была обменена на амнистию всех виновных в вооруженном противостоянии.
Это голосование прошло в рамках пакета соглашения об общественном согласии.
ЯБЛОКО не поддержало пакет.
В Думе фракция ЯБЛОКО продолжала последовательно критиковать социально-экономический
и политический курс Президента и правительства. ЯБЛОКО — единственная фракция,
которая с 1994 г. голосовала против экономической политики правительства,
представленной в бюджетах-94, -95, -96, -97, -98, предлагая решения наиболее
острых проблем альтернативными концепциями бюджетов, законопроектами, заявлениями
("Реформы для большинства", Отчет о деятельности фракции ЯБЛОКО в Государственной
Думе 1994-95 гг., М., 1995 г., с. 253-349).
Осенью 1994 года ЯБЛОКО выступило с заявлением о том, что политическое
время Ельцина кончилось. Признавая заслуги Бориса Николаевича в разрушении
тоталитарного режима, ЯБЛОКО заявило о том, что его реформаторский потенциала
исчерпан. "Все чаще Президент Ельцин совершает грубые политические просчеты,
все больше утрачивает связь с гражданами, демократической общественностью,
все дальше и дальше отступает от курса на развитие реальной демократии
и рыночных реформ, окружает себя людьми с запятнанной репутацией, заигрывает
с откровенно реакционными силами..." ЯБЛОКО предложило внести в Конституцию
РФ изменения, которые позволили бы усилить контроль общества над властью
и заявило о необходимости провести досрочные выборы Президента уже в 1995
году. "Демократию в России можно построить и без Ельцина.» (Заявление от
27.12.1997)
Самую жесткую позицию ЯБЛОКО заняло по отношению к Чеченской войне
и сразу же заявило о ее преступном характере. Исходя из того, что отрешение
от должности Президента Ельцина в рамках действующей Конституции невозможно,
Григорий Явлинский обратился к нему с призывом добровольно уйти в отставку.
Летом 1995 года во время развернувшейся в Буденновске трагедии, не имея
возможности отправить в отставку отдельных силовых министров, которые вместе
с Президентом несли главную ответственность за кровавые события в Чечне,
Явлинский предложил Думе поставить вопрос о недоверии Правительству. Только
так можно было заставить кабинет министров отчитаться о своей деятельности.
При рассмотрении этого вопроса фракция дважды голосовала за недоверие кабинету.
С начала боевых действий фракция выдвинула несколько законопроектов
и планов, способных предотвратить развертывание военных действия, начать
политический процесс урегулирования, создать условия для мирных переговоров
и обмена военнопленными (в разгар военных действий чеченская сторона освободила
"под" такой план несколько российских пленных в знак готовности начать
переговорный процесс). В течение всего периода войны депутаты фракции и
ее представители постоянно находились на территории Чечни, принимая участие
в гуманитарных акциях, способствуя освобождению пленных. |
Создание Общественного Объединения ЯБЛОКО |
5-6 января 1995 г. состоялся I Съезд Общественного объединения ЯБЛОКО,
на котором представители 53 субъектов Российской Федерации и 28 депутатов
Федерального Собрания заявили о создании объединения демократической оппозиции
социально-экономическому и политическому курсу нынешней власти.
Съезд избрал председатель Объединения — Г.Явлинский, 2 вице-председателя
(Ю.Болдырев и В.Лукин), Федеральный Совет (затем - Центральный Совет, около
50 человек) и Бюро Федерального Совета (затем - Бюро ЦС, 15 человек).
Согласно Уставу ЯБЛОКА целью Объединения является содействие построению
в России гражданского общества и правового государства, обеспечение основных
прав и свобод граждан, создание эффективной социально-ориентированной рыночной
экономики.
В заявлении, принятом I Съездом были определены цели Объединения:
* правовое, а не криминально-коррумпированное государство;
* эффективная рыночная, а не мафиозно-монопольная экономика;
* сильная социальная политика государства, а не безжалостная борьба
за выживание;
* целостность государства на основе федерализма и интеграции, а не
феодальная раздробленность и карательные акции;
* правопорядок и безопасность граждан, а не бездействие государства
и криминальный беспредел;
* государственная поддержка отечественной науки и культуры, а не варварское
разбазаривание накопленного потенциала;
* взаимовыгодная интеграция со странами СНГ, а не близорукая противоречивая
политика;
* последовательная внешняя политика, достойная великой державы, а не
выпрашивание подачек и запугивание остального мира;
* боеспособная уважаемая армия, а не разменная карта в политической
игре;
* здоровая среда обитания: чистый воздух, вода и земля, а не превращение
России в свалку ядовитых отходов.
По Уставу Объединения ЯБЛОКО, принятом в 1995 г., партии (в том числе создававшие
в свое время блок) как целое не могли входить в ЯБЛОКО, но региональные
организации этих партий могли быть коллективными членами региональных отделений
ЯБЛОКО, кроме того, члены этих (и других) партий могли на индивидуальной
основе быть одновременно членами Объединения ЯБЛОКО.
Так, например, один из "осколков" СДПР, которая распалась на 2 группы
в 1994 г., во главе с Анатолием Головым считала себя частью блока ЯБЛОКО
вплоть до выборов 1995. (А.Голов, лидер СДПР и один из учредителей ЯБЛОКА,
после решения ЯБЛОКА о несовместимости пребывания в двух партиях, которое
вступит в силу с весны 1999 г., принятом на 6 Съезде ЯБЛОКА, вышел из СДПР.)
В июне 1994 на V съезде РПРФ произошел раскол среди Республиканцев.
Группа во главе с Владимиром Лысенко, сохранившая за собой название РПРФ,
не отождествляет себя более с блоком ЯБЛОКО (В.Лысенко - в мае 1994 был
исключен из парламентской фракции "Яблоко''). Группа во главе с Вячеславом
Шостаковским и Игорем Яковенко создала после ухода с V съезда Оргкомитет
партии "Демократическая альтернатива" (партия ДА). Осенью 1994 была создана
Московская организация партии ДА, 12 февраля 1995 года проведен учредительный
съезд партии ДА. Как правило, члены партии ДА одновременно являются членами
Объединения ЯБЛОКО.
В Санкт-Петербурге к ЯБЛОКУ примкнула Региональная партия центра (РПЦ).
Она была создана в 1992 году и приняла участие в выборах в Госдуму, поддерживая
список "Избирательного блока: "Явлинский-Болдырев-Лукин". Летом того же
1994 года было принято согласованное решение о том, что РПЦ, сохраняя статус
независимой региональной партии, становится единственной партией, представляющей
в городе и области интересы ЯБЛОКА. РПЦ стала ядром ориентированного на
Ю.Болдырева регионального блока "Любимый город". Блок "Любимый город" провел
в 1994 году наибольшее число депутатов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга,
в том числе лидеров РПЦ М.Амосова и И. Артемьева. Член блока Юрий Кравцов
осенью 1994 года был избран Председателем Законодательного Собрания. В
конце этого года РПЦ приняло решение об участии в создании Общероссийского
Объединения ЯБЛОКО. |
Выборы в Государственную Думу 1995 г. |
18 июня 1995 года в подмосковном пансионате "Голицыно" прошла закрытая
конференция Центрального Совета объединения ЯБЛОКО, в работе которой приняли
участие 115 делегатов из 47 регионов.
На конференции были обсуждены программа ЯБЛОКО, стратегия и тактика
избирательной кампании в Государственную Думу 1995 г., комплекс инвестиционных
законов "Соглашения о разделе продукции", принципы формирования избирательного
списка, принципы взаимодействия центральных органов и региональных организаций,
взаимодействие объединения ЯБЛОКА и одноименной думской фракции.
Была утверждена центральная часть списка кандидатов ЯБЛОКА на выборах
в Государственную Думу. В эту часть списка вошли Явлинский Григорий Алексеевич,
Лукин Владимир Петрович, Ярыгина Татьяна Владимировна, Дмитриева Оксана
Генриховна, Михайлов Алексей Юрьевич, Мельников Алексей Юрьевич, Иваненко
Сергей Викторович, Игрунов Вячеслав Владимирович, Арбатов Алексей Георгиевич,
Митрохин Сергей Сергеевич.
В августе список был изменен и дополнен: Явлинский, Лукин, Ярыгина,
Игрунов, Мельников, Дмитриева, Арбатов, Мисник, Шейнис, Юрьев, Грачев,
Митрохин (Михайлова и Иваненко заменили Шейнис и Грачев).
В центральную часть федерального списка был включен Председатель Горно-металлургического
профсоюза России Борис Мисник. 31 августа 1995 г. ГМПР, который в то время
насчитывал около 2 млн. членов принял решение о поддержке ЯБЛОКА на выборах.
Программа движения была принята в виде рабочего варианта для внесения
поправок региональным организациям.
1-2 сентября 1995 г. состоялся II съезд общественного объединения ЯБЛОКО,
в работе которого приняли участие 268 делегатов от 53-х территориальных
организаций. На съезде была принята Политическая Платформа, Экономическая
Программа и Декларация Объединения ЯБЛОКА. Был представлен и одобрен отчет
о деятельности фракции ЯБЛОКА в Государственной Думе за период работы Думы
первого созыва.
Накануне, 31-го августа состоялся Пленум Центрального Совета ЯБЛОКО,
на котором обсуждалась и была одобрена разработанная ЯБЛОКОМ программа
привлечения российских и иностранных инвесторов в российскую экономику,
которую фракция начала успешно проводить в парламенте через законодательство.
Не согласившись с решением Объединения Ю.Болдырев вышел из Объединения,
о чем заявил на съезде.
II Съезд утвердил федеральный список ЯБЛОКА на выборы 1995 г. - 206
кандидатов и 129 кандидатов по одномандатным округам. Список возглавили
депутаты Государственной Думы Григорий Явлинский, Владимир Лукин и Татьяна
Ярыгина. 5 сентября 1995 года избирательные списки были зарегистрированы
в Центризбиркоме.
Стратегия и тактика избирательной кампании ЯБЛОКА были изложены в постановлении
"О коалиционной политике ОО ЯБЛОКО на выборах в Государственную Думу 1995
года" (принято Пленумом ЦС 18.06.1995). В нем, в частности, говорится,
что ЯБЛОКО готово к сотрудничеству со всеми политическими организациями,
которые разделяют с ним основные программные установки, и отказывается
от любых форм взаимодействия с экстремистскими организациями как националистического,
так и левого и правого толка.
Согласно документу, в предвыборной кампании ЯБЛОКО не вступает в блоки
(не формирует единых списков кандидатов) с крупными политическими организациями,
которые, по предварительным оценкам, способны самостоятельно преодолеть
5%-ный барьер. Но готово к заключению соглашений с организациями, заявившими
о своем желании вступить в предвыборный блок с ЯБЛОКОМ и разделяющими его
основные программные принципы. Договоренности же о сотрудничестве по мажоритарным
округам могут заключаться отделениями ЯБЛОКА исходя из местных условий
независимо от того, могут ли те или иные политические организации преодолеть
5%-ный барьер.
Согласование с другими организациями кандидатур по мажоритарным округам
может производиться как Бюро Центрального Совета ЯБЛОКА, так и региональными
организациями.
По списку ЯБЛОКА шли также лидеры "Демократической альтернативы" (часть
Республиканской партии выдвинула отдельный список по мажоритарным округам,
частично пересекающийся с ЯБЛОКОМ), СДПР (формально вошедшей в блок с Партией
свободного труда). Помогали в проведении выборов профсоюзные, ветеранские
организации, Молодежный союз "Яблоко".
Руководителем избирательного штаба был Евгений Собакин. Рекламной компанией
ЯБЛОКА на первом этапе (до середины кампании) занималось рекламное агентство
"Видео Интернэшнл", одновременно работавшее на другие структуры,в частности,
КРО.
Общее время телевизионной рекламы ЯблокА составило 53 минуты ("Выборы
депутатов Государственной Думы. 1995. Электоральная статистика". М.: Издательство
"Весь Мир", 1996. с.55-57).
Кандидаты ЯБЛОКА были зарегистрированны в 71 округе. Они набрали 4,7
млн голосов (6,89%). ЯБЛОКО стало одним из четырех блоков, преодолевших
пятипроцентный рубеж (среди 43 блоков) и получило 31 место в Думе. Еще
15 депутатов было избрано по одномандатным округам. |
Президентские выборы 1996 года |
28-29 января 1996 года в Подмосковье состоялся III съезд Объединения
ЯБЛОКО, на котором было принято решение об участии в президентских выборах.
Участники Съезда выступили с обращением к демократическим силам, в
котором говорилось, что если те в очередной раз закроют глаза на "беспринципность
и бездарность правящей власти", если "простят "партии власти" развязанную
на Кавказе войну и поддержат на президентских выборах ее представителя,
- то они окончательно распишутся в собственном бесплодии и поставят под
удар демократическое будущее России". Признавая в то же время угрозу, которую
несет в себе возможная победа представителя коммунистической партии, ЯБЛОКО
призвало к консолидации всех, кто "не согласен как с нынешним положением
вещей, так и с попытками вернуться в прошлое". В качестве кандидата на
пост Президента РФ от демократической оппозиции был выдвинут Григорий Явлинский.
Несмотря на то, что во время парламентских выборов демократические силы
не раз заявляли, что их кандидатом на пост Президента станет лидер демократического
движения, победившего в 1995 году, они не стали поддерживать кандидата
ЯБЛОКА.
Стратегической задачей штаба Явлинского было убедить граждан в том,
что есть иной выбор, чем из двух зол: "красными" и "белыми", в чем пытались
уверить избирательные штабы обоих кандидатов, и Ельцина, и Зюганова. Был
предложен третий путь: отказ от коммунистического прошлого и псевдодемократического
настоящего.
Явлинский набрал 5,48 млн. голосов (7,4%) и занял четвертое место, уступив
Ельцину, Зюганову и Лебедю.
В марте 1996 года был создан "Общественный Комитет в поддержку Григория
Явлинского", в состав которого вошли Юрий Афанасьев, Елена Боннэр, Сергей
Ковалев, Аркадий Мурашев, Элла Памфилова. В поддержку Явлинского также
выступило Общероссийское мусульманское общественное движение "Нур".
Григорий Явлинский в апреле 1996 года предложил Б.Ельцину (по данным
опросов общественного мнения, Ельцин пользовался доверием около 4-6% населения)
снять свою кандидатуру на выборах президента с тем, чтобы у некоммунистических
сил появился реальный шанс победить 16 июня. В свою очередь, А.Чубайс (тогда
- руководитель избирательной кампании Ельцина) заявил, что Явлинскому не
стать президентом. Он утверждал также, что своим участием в выборах Явлинский
обеспечивает победу Зюганову, поскольку 70% электората Явлинского, в случае,
если он снимет свою кандидатуру может проголосовать за Ельцина ("Сегодня",
30 апреля 1996 года).
В марте 1996 г. Г.Явлинский, Св.Федоров и А.Лебедь объявили о своей
готовности выдвинуть единого кандидата от "третьей силы". В ответ на это
решение президентская администрация начала переговоры с каждым из кандидатов.
В соответствии с достигнутыми договоренностями после второго тура Лебедь
должен был призвать своих избирателей отдать голоса Б.Ельцину. За это Лебедю
был обещан высокий пост в администрации Президента и информационная и финансовая
поддержка.
5 мая 1996 года Ельцин начал переговоры с Явлинским. Учитывая реальную
угрозу неконституционного развития событий, связанную с реакцией президентского
окружения на результаты выборов, чтобы дать шанс развитию реальной демократии,
свободной экономики и гражданского общества, а также предотвратить победу
компартии, Явлинский счел возможным принять приглашение Ельцина к диалогу.
Явлинский предложил Ельцину серьезную корректировку курса: прекращение
кровопролития в Чечне, внесение поправок в Конституцию, изменение социально-экономической
политики и повышение уровня жизни, реальная борьба с преступностью и коррупцией.
Было предложено также создание устойчивой системы двухпартийной исполнительной
власти на основе соглашения между «партией власти» и демократической оппозицией.
Был поставлен вопрос о смене кадров, о необходимости отправить в отставку
прежде всего тех, кто несет прямую ответственность за провалы во внутренней
и экономической политике и дискредитирует самого Ельцина. Все эти предложения
были подробно изложены в документе, подготовленном по его просьбе Явлинским.
Таким образом, предлагалось обновить президентскую власть в России еще
до выборов и создать серьезные предпосылки для сохранения достигнутых изменений
и после них.
Все предложения демократической оппозиции Б. Ельцин свел к разговору
«о должностях, назначениях и самолюбиях», а по существу сделал несколько
самых общих высказываний, никого ни к чему не обязывающих.
В этих условиях Явлинский констатировал, что Ельцин не намерен ничего
менять в собственной политике, а обещания, которые он дает перед выборами,
будут забыты сразу после них. На этом переговоры были свернуты.
Общие черты новой политики, предложенные Явлинским Ельцину, совпадают
в основном с предвыборной программой демократической оппозиции — программой
серьезных изменений политического и социально-экономического курса. Цель
— улучшение жизни на основе глубоких и необратимых реформ.
На покрытие социальных расходов Явлинский в частности обещал изыскать
470 трлн. рублей. Эту сумму планировалось собрать за счет отмены льгот
и увеличения налогов на предприятия-монополисты, в первую очередь "Газпром",
нефтяные компании и предприятия металлургической отрасли, которые, по словам
Явлинского, "пользуются неоправданными привилегиями, поскольку связаны
с правительственными кругами".
Еще один источник дохода в казну Г.Явлинский видит в усилении контроля
при распределении бюджетных средств по регионам для "предотвращения воровства".
Прекращение "официального вывоза денег за границу" сохранит стране 30 трлн.
рублей (старыми).
Явлинский выступал за немедленное прекращение войны в Чечне. Это могло
бы дать, по его оценке, как минимум, еще 10 трлн. рублей российской казне.
Явлинский также пообещал избирателям сократить расходы на государственный
аппарат, численность которого, по его данным, в 1,5 раза превышает количество
госслужащих в бывшем Советском Союзе.
Перед завершающим этапом избирательной кампании, когда политическая
реклама приобретала все более навязчивый характер, штаб Явлинскогопредпочел
уйти от излишней политизации. Реализация идеи была поручена Бахыту Килибаеву.
В каждом ролике люди разных возрастов и профессий пели на один мотив
смешные частушки о Явлинском, и иногда пускались в пляс. При создании «частушечных»
роликов руководители избирательной кампании ориентировались на жителей
малых городов и сел, которые действительно впервые проголосовали за Явлинского.
Представление о том, насколько "равными" были эти выборы, а также о
том, какие шансы были у Явлинского изначально, могут дать следующие цифры:
на выборах 1996 года эфирное время, предоставленное Явлинскому составило
331 минуту. Для сравнения, у Ельцина — 3020 минут ("Выборы Президента Российской
Федерации. 1996. Электоральная статистика." М.: Издательство "Весь Мир",
1996 год, с.56-80).
Руководил избирательной кампанией Георгий Глаговский. |
Определение позиции ЯБЛОКА перед вторым туром |
Для определения позиции Объединения ЯБЛОКО перед вторым туром президентских
выборов был созван IV Съезд Объединения.
Съезд дал возможность высказаться всем желающим делегатам, что заняло
около 10 часов. В результате, мнение представителей регионов разделились.
Одни заявили о невозможности поддержать кандидатуру Ельцина в связи с многочисленными
ошибками, допущенными им при исполнении служебных обязанностей. Другие
в условиях серьезной опасности победы коммунистов во втором туре были готовы
поддержать кандидатуру правящей коалиции.
Съезд провел справочное голосование, в результате которого выяснилось,
что 57% участников высказалось против обоих кандидатов, вышедших во второй
тур, 41% — в поддержку Ельцина.
В принятой съездом резолюции ЯБЛОКО призвало своих сторонников ни при
каких условиях не поддерживать кандидатуру Зюганова. Признавая, что Объединение
не может безоговорочно поддержать Ельцина, ЯБЛОКО предложило ему ответить
на ряд ключевых политических вопросов относительно будущего развития страны.
Эти вопросы были направлены Президенту в письменном виде. Вот они:
1. Готовы ли Вы поддержать внесение ряда поправок в Конституцию РФ,
направленных на четкое разграничение полномочий Президента и Правительства,
соблюдение баланса властей?
2. Какова Ваша позиция в отношении развития демократических процессов
в регионах России (укрепление представительных органов, развитие самоуправления,
обуздание всевластия руководителей администраций, защита свободы прессы.)
3. Что Вы намереваетесь предпринять для действительного прекращения
войны в Чечне?
4. Каким Вы видите Правительство РФ, которое должно быть сформировано
после третьего июля (его программа и персональный состав на ключевых позициях,
направления социально-экономической политики, первые шаги)?
5. Как Вы намерены заполнить вакантные позиции руководителей силовых
структур, какие преобразования будут проведены в этом важнейшем секторе
государственной власти в целях установления над ним действенного контроля
общества, призванного не допустить повторения того, что происходило в последнее
время и привело к глубокому кризису власти?
Ельцин пригласил Явлинского встретиться в своей загородной резиденции
за три дня до второго тура. Однако к этому времени Президент был уже не
здоров (отменил посещение Всероссийского крестьянского съезда, встречу
с Л.Кучмой и М.Снегуром), и встреча не состоялась. Тем не менее, формальные
ответы на вопросы ЯБЛОКА были даны в интервью агентству «Интерфакс». Кроме
пожелания совместной работы Черномырдина и Явлинского над формированием
нового правительства, а также нескольких реверансов в адрес последнего,
по сути дела не было сказано ничего конкретного. Не были рассмотрены ни
способы урегулирования чеченского кризиса, ни пути демонополизации, ни
шаги по обеспечению реальной свободы СМИ, ни возможность гражданского контроля
над деятельностью силовых структур.
Помощник президента В.Илюшин и А.Чубайс предлагали Явлинскому пост вице-премьера
по экономике в обмен на однозначную поддержку Ельцина, о которой лидер
демократической оппозиции должен был заявить на следующий день.
В соответствии с решением съезда региональные отделения самостоятельно
определяли свою позицию во втором туре, исходя из ответов Ельцина. Явлинский
голосовал «против всех». |
Деятельность фракции в государственной Думе |
В марте 1996 года Явлинский заявил, что программа Президента России
Бориса Ельцина по урегулированию ситуации в Чечне "больше похожа на обещания,
чем на конкретный план". В апреле ЯБЛОКО по всей России провело акцию пикетов
и митингов против войны в Чечне. После трагических событий в Первомайском
(один из депутатов фракции в качестве заложника принимал участие в освобождении
пленных) и расстрела колонны российских войск, выходящих из Чечни, начала
сбор подписей за отставку правительства, ответственного за жертвы среди
российских граждан, и прежде всего министра обороны Павла Грачева. Кроме
депутатов ЯБЛОКА эту инициативу поддержало всего 11 депутатов, среди которых
не было ни одного депутата ЛДПР или КПРФ.
Всего ЯБЛОКО только в Думе второго созыва разработало более 150-ти законопроектов.
Некоторые из них составляют законодательную базу необходимых преобразований:
Бюджетный кодекс, блок инвестиционных законов, блок законов о местном самоуправлении,
Налоговый кодекс, Избирательный кодекс. По сути — это законодательная основа
правового государства.
ЯБЛОКО разработало более ста поправок к Трудовому кодексу, в которых
максимально четко указаны права и обязанности не только работников, но
и работодателей. Это новый проект законодательства о труде. Он был принят
в первом чтении, однако, официальные профсоюзы и поддерживающие их фракции
тормозит дальнейшее продвижение закона. Профсоюзы хотят сохранить главенствующее
положение в решении трудовых споров. А собственно в расширении прав трудящихся
эти силы не заинтересованы.
ЯБЛОКО разработало и провело ряд законов по улучшению пенсионной системы,
в частности, законы «Об индивидуальном учете пенсионных взносов», «О негосударственных
пенсионных фондах» и др.
ЯБЛОКО — единственная фракция в Думе, которая, голосуя против правительственных
бюджетов, все четыре года выступала против экономической политики правительства.
Депутаты фракции готовили альтернативные концепции бюджетов.
ЯБЛОКО неоднократно ставило вопрос об отставке правительства В.Черномырдина,
единственная из депутатских объединений, единодушно высказалась против
утверждения кандидатуры Сергея Кириенко на должность председателя правительства
РФ и ни разу не изменила своего решения.
Фракция разработала проект Бюджетного кодекса, который закладывает процедурную
основу для бюджетной реформы, где детально прописаны все этапы подготовки
и принятия бюджета. Кодекс позволяет парламенту осуществлять контроль над
расходованием бюджетных средств.
Четыре года ЯБЛОКО добивается принятия законодательства «О соглашениях
о разделе продукции», создающее экономические условия для притока инвестиций
в разработку труднодоступных и мелких месторождений. Вот несколько цифр:
по оценкам специалистов прирост добычи нефти только на 5 нефтегазовых объектах
в течение 20 лет при их разработке на принципах СРП составит 600 млн. тонн.
Планируемый объем инвестиций в нефтегазовые месторождения за этот период
должен достичь $16 млрд. (из них только примерно одна десятая - средства
иностранных инвесторов). Законодательство несет положительный эффект для
развития российского машиностроения, капитального строительства и т.д.
ЯБЛОКО разработало и провело через Думу целый ряд законов, развивающих
местное самоуправление «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», »О внесении
дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ», »О внесении дополнений в Федеральный закон «Об основных
гарантиях избирательных прав граждан РФ», »О внесении изменений и дополнений
в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР».
При участии »яблочиников» в Думе обсуждались важнейшие законы, касающиеся
прав человека, их защиты. Под их руководством рабочими группами было подготовлено
32 проекта федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Думским Комитетом по экологии, возглавляемом депутатом от «ЯБЛОКА» Тамара
Злотникова. Под ее руководством разрабатывались важнейшие законопроекты,
составляющие основу природоохранительного права: «Об экологический безопасности»,
«О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об охране окружающей природной
среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О питьевой воде», «О почвах»,
«О государственной политике в области экологического образования», «Об
охране озера Байкал», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»,
другие важнейшие законопроекты, концепция которых заключается в увеличении
финансирования расходов на экологию. Благодаря этому возможно многократное
сокращение расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При непосредственном участии Т. Злотниковой остановлена вырубка уникальных
лесов в 69 регионах России, прекращено строительство высокоскоростной магистрали
Москва-Санкт-Петербург.
Депутаты ЯБЛОКА добились принятия поправок к закону «О воинской обязанности
и военной службе», которые предоставляют отсрочки учащимся высших и средних
учебных заведений гражданам, родители которых достигли пенсионного возраста.
Депутаты ЯБЛОКА - соавторы закона об альтернативной службе, до сих пор
не принятого Думой; закона «О статусе военнослужащих», в котором особое
внимание уделяется социальному статусу военных (вводится понятие «жилищного
контракта», гарантируется обязательное государственное страхование жизни
и здоровья военнослужащих, оговаривается право на увольнение в запас с
сохранением всех льгот в случае нарушения условий контракта со стороны
государства. Закон одобрен Советом Федерации и отправлен на подпись Президенту.)
Фракция приняла активное участие в разработке важнейшего проекта, определяющего
основные положения реформирования вооруженных сил, - «О военной реформе
в РФ», принятого Думой в первом чтении. Закон определит основные направления
реформы: сокращение численного состава ВС, вооружения и техники, перевооружение
армии и флота современными средствами ведения борьбы, изменения сложившегося
соотношения между средствами на содержание солдат и офицеров, «на портянки»
и развитие ВС (сейчас это соотношение составляет 67:33, что означает в
прямом смысле проедание всех средств). |
Региональные выборы 1996-97 гг. |
В региональных избирательных кампаниях в 1996-97 гг. (1996 г. - преимущественно
перевыборы глав исполнительной власти субъектов Федерации; в 1997 г. —
перевыборы законодательных собраний (дум) субъектов Федерации) так или
иначе участвовали региональные отделения Яблока.
В результате, ЯБЛОКО получило 38 мест в представительных органах 12
субъектов федерации, причем 29 депутатов выдвигались и шли от ЯБЛОКА и
еще 9 депутатов шли как независимые, но присоединились к ЯБЛОКУ, 2 члена
ЯБЛОКА стали председателями представительных органов субъектов федерации
(в Ярославской и Сахалинской областях) и членами Совета Федерации. Многие
депутаты были поддержаны ЯБЛОКОМ на различных условиях и после их избрания
продолжают сотрудничать с объединением. Всего на сегодняшний день в органах
всех уровней законодательной и исполнительной власти работает около 240
членов ЯБЛОКА.
Несмотря на то, что в ходе прошлых региональных выборов ЯБЛОКУ не удавалось
добиться и такого представительства (кстати, на прошлых региональных выборах
все партии провалились), результаты, полученные в этих кампаниях руководство
Яблока рассматривает как явно недостаточные. В нескольких областных думах
- камчатской, сахалинской, возможно, московской, в Законодательном Собрании
Санкт-Петербурга - ЯБЛОКО может создать свои фракции.
Неплохие результаты ЯБЛОКО получает на выборах органов местного самоуправления.
Так, мэры-яблочники есть в Буденновске, Костомукше, Кропоткине, Югорске,
Красноярске-26. В Санкт-Петербурге на муниципальных выборах ЯБЛОКО провело
229 депутатов.
Однако, если сравнивать региональные успехи ЯБЛОКА с успехами других
партий — то его, правда значительно, явно обгоняет только КПРФ. ЛДПР, затратив
огромные средства, получила более скромные результаты, чем Яблоко. Что
касается НДР, то, во-первых, ее результаты нестабильны, а во-вторых, фактически,
под флагом этой партии обычно выступают местные «партии власти», достижения
которых вряд ли разумно приписывать федеральному НДР.
Вопрос в том, сможет ли Яблоко эффективно использовать полученное представительство
в местных органах власти. По сути, это будет своебразным тестом на политическую
силу Яблока. В свое время, в 1988 году, депутаты демократических объединений
завоевали очень небольшую часть мест на Съезде народных депутатов СССР,
но, эффективно используя депутатские, они радикально переломили ситуацию
в стране. Потому что у них была энергия, цели и программы, которых не было
у большинства депутатов I Съезда.
Вопрос состоит в том, способно ли нынешнее Яблоко создавать и проводить
на местах через региональных представителей новые программы, которые могли
бы изменить ситуацию в стране или в регионе.
Практически во всех региональных законодательных собраниях большинство
депутатов не принадлежит к партиям. Можно предположить, что большинство
этого большинства — депутаты, пришедшие во власть для того, чтобы решать
свои собственные проблемы. Эти депутаты, конечно, будут достаточно послушны
политической воле исполнительной власти. Но вряд ли они будут выдвигать
собственные политические инициативы. В этой ситуации действия сплоченной
партии могут приносить очень серьезные результаты.
Наиболее активные региональные организации объединения находятся в Москве,
Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Нижнем Новгороде,
Ханты-Мансийске, Ростовской области, Ярославле, Красноярском крае, Калининграде,
Мурманске, на Камчатке. |
Планы на будущее |
14-15 марта 1998 г. прошел VI очередной Съезд Объединения ЯБЛОКО. Объединение
признало, что худшие прогнозы Яблока относительно серьезных изменений в
политической ситуации, данные IV-V Съездами, сбываются. В России оформился
политический строй, который характеризуется сращиванием олигархического
коррумпированного полуавторитарного режима с элементами территориальной
раздробленности и разрушения структур государственной власти.
Оставаясь единственной парламентской силой, последовательно выступающей
за демократические принципы, ЯБЛОКО ставит перед собой задачи формирования
в России:
* организованного гражданского общества, в котором граждане объединяются
для решения своих проблем, а также противостояния воровству и насилию;
* цивилизованного государственного порядка, при котором государство
не ворует, не врет, не насилует и не идет в услужение у бандитам;
* конкурентной, социально ориентированной рыночной экономики, при которой
растут зарплаты и количество рабочих мест.
Это потребует от Яблока решения многих практических задач на уровне фракции
ГД и Объединения. ЯБЛОКО ставит перед собой на 2 предстоящие года следующие
основные цели:
* Развитие демократических принципов в развитии страны, укрепление
и обеспечение независимости институтов гражданского общества.
* Реализацию мер по формированию перспективной экономической политики,
противостояние коррупции и разворовыванию государственных средств.
* Отказ в доверии политике Правительства и реализация, по-возможности,
парламентской процедуры недоверия Правительству. Сотрудничество с умеренной
и разумной его частью, поддержка отдельных разумных мер, формирование экономических
и политических альтернатив.
* Разоблачение лицемерной политики КПРФ перед избирателями.
* Всемерная поддержка органам местного самоуправления и их финансирования.
* Поддержка основных направлений реализуемой военной реформы как единственного
средства спасения армии и военно-промышленного комплекса.
* Обеспечения минимальных социальных гарантий, недопущение неплатежей
зарплаты и пенсий по вине бюджетной системы.
* Обеспечение эффективной работы избирательной машины на региональном
и федеральном уровне, недопущение резких изменений, нарушений и фальсификаций.
Делегаты VI съезда объявили о намерении участвовать в предстоящем избирательном
цикле 1999-2000 годов.
ЯБЛОКО в частности готово предложить гражданам Новый Общественный Договор.
По-Явлинскому последние 80 лет население созидало, а государство решало,
как распределить и использовать ресурсы: при коммунистах гражданам был
гарантирован минимум, но может быть ничего не гарантировано, как последние
несколько лет. Однако возможен другой тип отношений между гражданином и
государством, когда все решает само общество, а государственная машина
только выполняет его решения. В цивилизованных странах жизнь организованна
именно так, этого желает и "Яблоко" («Московский Комсомолец», 16.марта
1998 года). |
Преобразование в партию |
V Съезд (1996 г.) подвел итоги дискуссии о путях развития объединения
и принял решение о постепенном преобразовании в партию. В связи с этим
VI съезд внес ряд изменений в Устав. Для вступающих в ЯБЛОКО установлен
кандидатский стаж от 6 до 12 месяцев. С 1 марта 1999 года вступает в силу
положение Устава о несовместимости с членством в других политических организациях.
В части партийного строительства Объединение поставило перед собой следующие
задачи.
* Завершение преобразования в политическую партию. Активное формирование
движения сторонников.
* Активное участие в общественных движениях и акциях социального протеста,
направленных на рационализацию официальной политики.
* Активизация членов Объединения, избранных в органы власти субъектов
федерации всех уровней, проведение программы переподготовки и повышения
квалификации кадров, осуществление скоординированных программ на федеральном
и региональном/местном уровне.
* Формирования корпуса наблюдателей на выборах.
* Создание эффективного и компактного центрального аппарата объединения.
* Создание постоянно действующей системы обучения кадров.
Объединение ЯБЛОКО рассчитывает, что в итоге реализации этих задач подойдет
к выборам 1999-2000 года как хорошо организованная политическая партия,
последовательно защищающая демократические принципы организации власти,
вооруженная сильной политической программой и обладающая эффективной избирательной
машиной.
В ближайшие полтора года в России не состоится крупных избирательных
кампаний — и эту передышку ЯБЛОКО будет использовать для развития и упорядочения
своей организации, налаживания регулярной работы в Центре и в регионах.
По мнению ЯБЛОКА период "любительской" политики в России проходит; это
значит, что серьезными политическими силами станут партии, способные не
только "раскручиваться" на время выборов, но и налаживать серьезную работу
в обществе и в структурах власти — после выборов. |
Структура ЯБЛОКА |
Партийная структура ЯБЛОКА находится в стадии становления.
Высшим руководящим органом Объединения является съезд, который в соответствии
с Уставом созывается не реже одного раза в 2 года (на практике чаще). Он
принимает Программу, Устав Объединения, выбирает Председателя и его замов,
членов Центрального Совета, Ревизионной комиссии и т.д. Съезд также рассматривает
и решает любые вопросы относительно деятельности Объединения.
В период между съездами работой Объединения руководит Центральный Совет
Объединения. Постоянно действующим руководящим органом которого является
Бюро Центрального Совета.
Согласно положению о региональном и местных отделениях объединения ЯБЛОКО,
в его состав в качестве структурных подразделений входят региональные и
местные отделения. Высшим руководящим органом этих отделений является собрание
(конференция). В период между заседаниями работой региональных и местных
отделений руководит Бюро (Политсовет). Существует Ревизионная Комиссия
(Ревизор), которая осуществляет контроль за соблюдением уставной деятельности,
ведением финансово-хозяйственной деятельности организации.
На VI съезде состоялись перевыборы руководящих органов Объединения.
Председателем объединения был переизбран Г. Явлинский, его первым заместителем
вновь избран председатель Комитета Государственной Думы по международным
делам Владимир Лукин, заместителями председателя переизбраны депутаты Государственной
Думы Сергей Иваненко и Вячеслав Игрунов. Был избран Центральный Совет Объединения,
в который вошло 42 человека.
У ЯБЛОКА 72 региональных отделения и 5 местных.
Региональные отделения имеют право в самостоятельном выборе союзников
на региональном уровне, кроме организация экстремистского толка. "Яблочные"
отделения в регионах финансируют себя сами, сами определяют свои задачи,
сами несут ответственность за их исполнение.
Практически каждую неделю Объединение проводит учебные семинары с представителями
региональных отделений. |
Состав фракции ЯБЛОКО в Государственной Думе |
Фракция "Яблоко" после выборов 1995 года насчитывала в Государственной
Думе 46 депутатов. Сейчас во фракции 44 человека: Михаил Задорнов в декабре
1997 г. занял пост министра финансов, Оксана Дмитриева 30 апреля 1998 года
стала министром труда и социальной защиты (ее место будет занято следующим
кандидатом по избирательному списку ЯБЛОКА), Светлана Гвоздева вынуждена
была подать заявление о выходе, поскольку проголосовала за бюджет, чем
нарушила правила солидарного голосования, предусмотренного Регламентом
фракции.
В мае 1998 года во фракцию вступил Николай Травкин, который аргументировал
свой приход тем, что ЯБЛОКО является «единственной в Думе последовательной
и профессиональной демократической оппозицией» («Московский комсомолец»,
20.05.98) |
Позиционирование в Думе |
Заместителем Председателя Государственной Думы является М.З.Юрьев.
Заместителем председателя Межпарламентской группы Российской Федерации
является Т.В.Ярыгина.
Комитет по природным ресурсам и природопользованию: А.Ю.Михайлов (председатель),
А.Ю.Мельников.
Комитет по экологии: Т.В.Злотникова (председатель), С.В.Иваненко.
Комитет по международным делам: В.П.Лукин (председатель с 1994 г.),
В.П.Аверычев, И.О.Мальков, А.В.Шишлов, Т.В.Ярыгина.
Комитет по проблемам Севера: Б.Г.Мисник (председатель).
Комитет по законодательству и судебной реформе представлен 3-мя депутатами
ЯБЛОКА: Е.Б.Мизулина (заместитель председателя комитета), С.А.Попов, В.Л.Шейнис.
Комитет по труду и социальной политике представлен 3-мя депутатами:
А.Г.Голов (заместитель председателя), А.В.Кузнецов.
Комитет по делам ветеранов: П.Б.Шелищ (заместитель председателя).
Комитет по охране здоровья: О.А.Беклемищева (заместитель председателя).
Комитет по образованию и науке: М.К.Глубоковский (заместитель председателя).
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам: (с 1994 г. вплоть до
ухода в правительство М.М.Задорнов был его председателем, О.Г.Дмитриева
- председателем подкомитета по бюджету и внебюджетным фондам) В.В.Гитин
(заместитель председателя), С.Э.Дон, А.А.Мазур, С.М.Никифоров председатель
подкомитета по бюджету и внебюджетным фондам).
Комитет по экономической политике: И.Н.Дурягин.
Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности:
И.Д.Грачев (председатель подкомитета по малому предпринимательству), М.В.Емельянов.
Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике: Е.Ю.Собакин
(заместитель председателя).
Комитет по обороне: А.Г.Арбатов (заместитель председателя).
Комитет по безопасности: С.А.Карапетян (заместитель председателя), Ю.П.Щекочихин.
Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связями с соотечественниками:
В.В.Игрунов (заместитель председателя), Г.М.Садчиков.
Комитет по делам Федерации и региональной политике: А.В.Шишлов (заместитель
председателя).
Комитет по вопросам местного самоуправления: С.С.Митрохин (заместитель
председателя), И.В.Бабичев, Н.И. Травкин.
Комитета по делам общественных объединений: В.В.Борщев (заместитель
председателя).
Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы: Б.А.Моисеев
(заместитель председателя).
Комитет по информационной политике и связи: Ю.М.Нестеров (заместитель
председателя), И.Л.Лукашев.
Комитета по конверсии наукоемкими технологиями: А.К.Захаров (заместитель
председателя).
Комитета по культуре: М.А.Мень (заместитель председателя).
Комитет по делам национальностей: Р.И.Султанов (заместитель председателя).
В комитетах по аграрным вопросам, по вопросам геополитики, по туризму
и спорту и делам женщин, семьи и молодежи депутатов фракции "Яблоко" нет. |
Команда «Явлинского» |
Команда Явлинского состоит из частично пересекающихся между собой групп
(включающих не только из членов фракции или Объединения): профессионалов,
ведущих основную законодательную работу и имеющих особое влияние при принятии
политических решений.
Сергей Иваненко - "правая рука" Явлинского в нижней палате парламента
- считается не просто политической тенью лидера, но за последний год из
министра-администратора превратился в фактического местоблюстителя думского
руководителя "Яблока". Слухи о якобы уготованном Иваненко товарищами по
партии кресле главы бюджетного комитета Государственной Думы подняли его
личный рейтинг до прежних параметров Михаила Задорнова, нынешнего министра
финансов («Независимая Газета», 13.03.98). Журналисты окрестили С.Иваненко
парламентским «черномырдиным» - «премьером», который и тянет всю работу
(«Куранты», 02.07.98)
Вячеслава Игрунова, как и С.Иваненко также называют "серым кардиналом».
Он выполняет функции "менеджера по партстроительству". (Независимая Газета,
13 марта 1998 года).
Парламентская часть команды Явлинского зарекомендовала себя умными людьми
и хорошими профессионалами. Они грамотно строят стратегию. Их вклад в работу
Думы заметен и уважаем. Стремятся проводить собственную линию. Фракция
организована лучше других, у нее строгие правила, свою работу в комитетах
"яблочники" обязательно согласуют с фракцией. |
Информационный потенциал |
На сегодняшний день Григорий Явлинский по уровню информационной поддержки
заметно отстает от всех кандидатов в президенты. Из печатных изданий ЯБЛОКУ
наиболее близки "Новая газета", «Общая газета», «Независимая газета», «Московские
новости», из электронных СМИ - канал НТВ, радиостанции «Эхо Москвы», «Маяк».
Объединение издает партийную федеральную газету «ЯБЛОКО России» тиражом
в 50 тыс., региональные отделения издают в Подмосковье «Открытую газету»,
«ЯБЛОКО Подмосковья», в Мурманске – «Открытую газету», в Санкт-Петербурге
- «Невское обозрение», в Белгороде — «Яблоневый сад», в Челябинске - «Вместе
с ЯБЛОКОМ». |
Финансовая поддержка |
ЯБЛОКУ оказывают финансовую поддержку юридические, физические лица
и общественные организации. |
Местонахождение |
Юридический адрес: 119034 Москва, Малый Левшинский пер. 7, стр.1.
Почтовый адрес: Новый Арбат, 21, 18 эт.
телефон: 202-80-72, 202-73-99
Контакт в Государственной Думе:
(приемная) 292-89-44, 292-89-42. Факс: 292-93-79.
пресс-секретарь фракции - Евгения Диллендорф, телефон: 292-98-00
пресс-центр: т. 292-94-59, 292-50-34 (отдел по связям с региональной
прессой). |
|