Жилищная реформа в том виде, в каком
ее проводит партия власти, приведет к ухудшению положения
большинства населения России, прежде всего малоимущих
и среднего класса.
Жилищный пакет готовился без привлечения
широкого круга экспертов. В нарушение закона не было учтено
мнение субъектов РФ при принятии Жилищного кодекса. В
результате, поспешное принятие пакета в недоработанном
виде еще больше усилит негативные социальные и экономические
последствия реформы.
Во-первых, меры по стимулированию спроса
на жилье, верные сами по себе, заработают практически
сразу, а меры, направленные на стимулирование предложения
- в лучшем случае через несколько лет. В условиях существенного
роста цен на жилье, наблюдаемого в последнее время, особенно
в крупных городах, данный пакет приведет к дальнейшему
их повышению, что сделает жилье еще более недоступным.
Во-вторых, проект предусматривает резкое
сокращение существующих сегодня жилищных прав и социальных
гарантий в жилищной сфере. Уменьшается социальная норма
жилья до 15 кв. м. на человека. Неопределенность условий
признания малоимущими лишит многих очередников перспективы
получить квартиру. Кроме того, произойдет рост стоимости
коммунальных услуг, от которого в наибольшей степени пострадают
одинокие пенсионеры и малоимущие. Дополнительным бременем
ляжет обязанность граждан полностью покрывать расходы
на капитальный ремонт дома, что особенно сильно ударит
по гражданам, проживающим в аварийных и ветхих домах.
А введение местного налога на недвижимость с одновременной
отменой льгот ударит по пенсионерам и иным гражданам,
имеющим в собственности квартиры. Наконец, пакет предусматривает
лишение наиболее уязвимых категорий населения, таких как
дети-сироты, чернобыльцы, больные открытой формой туберкулеза
и инвалиды ВОВ, права на внеочередное получение жилья.
Ликвидируется право всех льготников на первоочередное
получение жилья. В общую очередь поставят и здоровых,
и тяжело больных, и реабилитированных стариков.
В-третьих, принятие пакета может привести
к росту чиновничьих злоупотреблений. По решению муниципальных
властей собственники могут быть выселены без предоставления
новой квартиры. Компенсация в таких случаях будет определяться
по рыночной стоимости. Учитывая сложность ее оценки, особенно
в малых городах и селах, подобный подход может привести
к «произвольному» определению рыночной стоимости чиновниками.
Кроме того, местной власти предоставлены широкие и чрезвычайно
размытые полномочия по формированию критериев и списков
нуждающихся в получении жилья.
РДП «ЯБЛОКО» выступает за создание рынка
доступного жилья, для чего в первую очередь необходимо
решительно демонополизировать строительный рынок. При
этом, переход на рыночные отношения в жилищной сфере необходимо
осуществлять постепенно, для того чтобы дать гражданам
возможность адаптироваться к новым условиям. Конституционные
социальные гарантии в жилищной сфере должны быть безусловно
сохранены.
Исходя из этого, «ЯБЛОКО» предлагает
существенно переработать жилищный пакет. В первую очередь
необходимо:
1. Предусмотреть введение в
действие законопроектов, направленных на стимулирование
спроса на жилье, с отсрочкой в два-три года. На
первом этапе должны вступить в силу законы, стимулирующие
развитие конкуренции на рынке жилищного строительства.
2. Включить в Жилищный кодекс
норму о предельной доле оплаты жилищно-коммунальных
услуг: для малоимущих до 5% в зависимости от дохода
семьи, для остальных граждан - не более 20% дохода.
Включить в кодекс предельный уровень оплаты коммунальных
услуг.
3. Сохранить минимальный размер
социальной нормы жилплощади на уровне 18 кв. м.
на человека. Установить минимальную норму постановки
на учет для получения жилья.
4. Увеличить в проекте закона
о местном налоге на недвижимость необлагаемый налогом
минимум с 5 кв. м. на человека до минимального размера
социальной нормы (18 кв. м. на человека). Налогом
необходимо обложить исключительно излишки жилплощади.
5. Возложить на собственника
жилого помещения обязанность обеспечить жильем зарегистрированных
в одном жилом помещении членов семьи при продаже
данного помещения. Исключить возможность выселения
жильцов чиновниками, если последние захотят использовать
дом в «муниципальных нуждах».
6. Обеспечить наиболее уязвимым
категориям населения (дети-сироты, тяжелобольные,
незаконноосужденные) право на внеочередное получение
социального жилья. В проекте бюджета на 2005 год
предусмотреть к 60-летию Победы полное решение жилищной
проблемы участникам и инвалидам Великой Отечественной
войны, малолетним узникам концлагерей.
7. Ввести софинансирование
расходов на капитальный ремонт государством, а не
только гражданами-собственниками жилых помещений,
которое должно быть тем больше, чем больше износ
жилых помещений.
8. Сохранить право на приватизацию
жилья для граждан, вставших на учет до принятия
нового Жилищного кодекса.
9. Обеспечить поэтапный переход
на рыночную оценку недвижимости по субъектам РФ
в зависимости от развития рынка жилья.
10. Реально демонополизировать
строительный рынок: передавать одной строительной
фирме не более 30% земельных участков, конкурсы
на участки проводить по одному критерию - цене,
передать от коммунальных монополистов частным девелоперам
функции инженерной подготовки территории.
11. Законодательно обеспечить
многообразие форм приобретения жилья в рассрочку
и конкуренцию этих форм (жилищно-накопительные,
жилищно-строительные кооперативы, ссудо-сберегательные
кассы и т.д.), не допустив развития афер в этой
сфере.
Смысл жилищной реформы должен заключаться
в том, чтобы помочь населению адаптироваться к рынку жилья,
а не в том, чтобы насильственно вытолкнуть его в этот
рынок.