Малый бизнес: реальности
и проблемы
Малый бизнес развивается в России не благодаря, а, скорее,
вопреки государственной политике. Люди стремятся к экономической самостоятельности,
готовы рисковать своими деньгами и энергией, а иногда и большим. Их не
страшат бюрократические препоны и организационные трудности, людская зависть
или рэкет. Нет, в нашей стране люди открывают свое дело вовсе не только
для того, чтобы увеличить свои доходы. Но и для того, чтобы доказать свое
право на самостоятельность – себе и окружающим.
Когда в Польше в 1990 году начали шоковые реформы, власти
позаботились о том, чтобы любой крестьянин мог беспрепятственно въехать
в город и без всяких сборов и проблем продавать выращенное своими руками.
Когда в 1992 году начали шоковые реформы в России, реформаторы позаботились
о таком изменении налоговой системы, чтобы фискальные сборы обгоняли инфляцию
(чего стоили, например, авансовые начисления налогов!). Романтизма в поддержке
стремления человека организовать свое дело – как это было во многих странах
Восточной Европы – в России не было с самого начала. Власть относилась,
да и сейчас относится к малому бизнесу чисто потребительски – плати, плати,
плати… И бизнес отвечал тем, чем мог,отвечает тем, чем – уходилможет, –
уходит в “тень”. Часто не по доброй воле – вынужденно, будучи не в состоянии
платить.
Ладно бы власть не мешала человеческой предприимчивости.
Энергия людей найдет малейшую дырочку, использует любой шанс. Но власть
все увеличивала налоги, выстраивала все новые и новые бюрократические препоны
бизнесу и, наконец, запутавшись в своих собственных ошибках, ударила по
стране кризисом 17 августа 1998 года. Кризисом, который стал “вторым изданием”
шокового 1992 года.
Кризис коснулся не всех в равной степени. Если крестьяне
его почувствовали частично, полагаясь на подсобное хозяйство и давно забыв,
что такое настоящие деньги, то жители крупных городов в сентябре 1998 года
ощутили мощный удар: потерянные вклады, рост цен, паника в магазинах. Главная
жертва кризиса – нарождающийся средний класс России, а также малый и средний
бизнес. Как раз для тех людей, кто смог подняться на ноги за последние
годы, кормил семью и платил налоги, кто официально получал неплохую зарплату
и имел сбережения в банках, – для них 17 августа обернулось потерей жизненных
ценностей. Еще вчера они имели работу, имели свое дело, строили планы.
Сегодня все, чего они добивались, перечеркнуто. Крупному бизнесу не так
страшно, он по природе своей – международный. Потери в России можно покрыть
за счет экспорта, удачных предприятий в других странах, можно, наконец,
подстраховаться и просто вывезти капитал. Самый сильный удар пришелся как
раз по тому слою деловых людей и служащих, чьи корни здесь, чьи интересы
целиком связаны с Россией, кто поверил в стабильность рубля, в надежность
российских государственных ценных бумаг. А выиграли те, кто не поверил,
кто хранил деньги в долларах в стране или за рубежом.
И тем не менее сектор малого и среднего предпринимательства
в России существует и будет существовать. Однако он сильно отличается от
секторов малого бизнеса в экономически развитых странах.
В развитых экономиках малый бизнес выполняет три основные
функции: экономическую, социальную и инновационную. Малый бизнес занимает
многие ниши в экономике, которыми невыгодно заниматься крупным корпорациям,
либо составляет им серьезную конкуренцию, так как более мобилен и оперативен,
чем неповоротливые гиганты. Он дает выход предпринимательской энергии людей
и смягчает экономические трудности людей. Как правило, именно через малые
предприятия пробивают себе дорогу в жизнь многие изобретения – как мелкие,
так и меняющие жизнь целого поколения.
В России, пожалуй, была достигнута только одна из задач
малого бизнеса – насыщение рынка потребительскими товарами и услугами за
счет развития розничной торговли, мелкооптовых импортных поставок, развития
сектора услуг. Задачи роста собственного производства, занятости, увеличения
поступления налогов в бюджет, широкого внедрения инноваций – все этиони
задачи малого бизнеса весьма далеки от своего решения.
Мировая практика показывает, что потенциал малого и среднего
бизнеса огромен. В ряде развитых стран он дает 30–50 % валового внутреннего
продукта, свыше 50 % всех поступлений в государственный бюджет. Он обеспечивает
иногда до 70 % общего числа рабочих мест. Однако в России, по любым оценкам,
роль малого бизнеса намного скромнее. В экономически развитых странах количество
малых предприятий на 1000 жителей составляет от 35 (во Франции) до 74 (в
США), в то время как в России - чуть более 6. И после периода быстрого
возникновения (в первые 2–3 года реформ) количество малых предприятий и
людей, занятых частным предпринимательством, практически не растет.
Портрет хозяина “своего
дела”
Кто сегодня в России рискует заводить свое дело?
В большинстве своем это люди зрелого возраста (более 29
% опрошенных – в возрасте от 30 до 39 лет, 34 % – в возрасте от 40 до 49
лет, от 50 до 59 лет – 23 %. Лишь по 6 % составляют предприниматели в возрасте
до 29 лет и старше 60 лет).
Это люди семейные – 83 %, ведь крепкая семья – это “надежный
тыл”.
Весьма высок и образовательный уровень предпринимателей.
Более 82 % имеют сегодня законченное высшее образование, а почти у каждого
десятого есть второе образование. Наиболее высок процент предпринимателей
с техническим образованием – 71 %; на втором месте экономическое образование
– 15 %; затем медицинское – 6 %, юридическое – 4 %; естественнонаучное
– 4 %; прочее гуманитарное образование – 6 %.
У большинства опрошенных ранее имелся опыт руководящей
работы. Более четверти опрошенных до того, как заняться предпринимательством,
уже были руководителями предприятий.Почти половина начинали свою трудовую
деятельность на должности специалистов с высшим образованием. А если судить
по последнему месту работы до прихода в предпринимательство, то 94 % –
специалисты или руководители разного уровня.
Итак, на сегодняшний день предприниматель – это мужчина
средних лет (от 30 до 50), семейный, высокообразованный специалист, “технарь”,
с опытом руководящей работы. Конечно, если учесть не только владельцев
предприятий, но и занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД),
ситуация несколько изменится – будет больше женщин, ниже уровень образования
и социальный статус.
Удивительно, но даже самый малый бизнес, без образования
юридического лица, без счета в банке и бухгалтерии, оказался доступен немногим
наиболее энергичным. Так, по опросам, лишь 3 % населения являются предпринимателями
или самозанятыми. Еще 5 % населения занимаются предпринимательством в дополнение
к своей основной работе. Для “простого” человека свой бизнес почему-то
оказался практически закрыт.
Малый бизнес практически не занимается производством.
Лишь четверть индивидуальных предпринимателей заняты в производственной
сфере (фермеры,(сельское хозяйство, ремонт и строительство), свыше трети
– “челноки”, еще четверть торгуют в ларьках и магазинах. Доля производственников
среди частных предприятий – юридических лиц еще меньше – 12 % (бытовое
обслуживание и общепит – 50 %, торговля – 35 %).
В целом занятие бизнесом оправдывает себя – уровень благосостояния
предприимчивых людей выше, чем людей наемного труда. Однако вряд ли намного.
Примерно вдвое выше, чем у работников наемного труда, обеспеченность семьи
автомобилем, видеомагнитофоном, видеокамерой, стереосистемой. Однако процент
имеющих свой загородный дом или дачу на садовом участке одинаков (70–80
% семей, впрочем, качество этого дома наверняка выше).
Однако легко ли заниматься бизнесом в России очень нелегко.России?
Что такое – вести свое дело?
Для того чтобы понять всю сложность положения хозяина
своего дела в современной России, можно сопоставить следующие данные опросов.
Таким образом, мы видим полную асимметрию в отношениях
малого бизнеса и государства. С одной стороны, человек стремится не нарушать
законы, установленные государством, а с другой – не считает, что государство
может ему помочь в критической ситуации (то есть когда кто-то нарушает
закон против него). Понятно, что государство для бизнесмена предстает только
в своей фискальной и карательной роли и практически ничем не помогает в
создании благоприятных условий для бизнеса.
Люди, занимающиеся малым бизнесом, в случае нарушения
деловых обязательств редко обращаются в суд или арбитраж (13–21 % опрошенных,
для сравнения – в крупном и среднем бизнесе эта цифра составляет 71 %).
Примерно таков же процент тех, кто попробует применить силу (11–20 %).
Свыше половины будут пытаться убедить, уговорить – конечно, в большинстве
случаев, случаеввидимо, безрезультатно.
Только 20 % предпринимателей считают, что сегодня возможна
успешная деятельность без взяток, а 65 % лично сталкивались с коррупцией.
Впрочем, вину за взяточничество возлагают только на бюрократов лишь четверть
предпринимателей, 35 % считают, что в этой ситуации виноваты в равной мере
чиновники и предприниматели.
С одной стороны – продажные чиновники, с другой – так
называемое силовое предпринимательство. 42 % предпринимателей лично сталкивались
с угрозами и силовым вымогательством (но только 3 % – часто). Почти 80
% считают, что в российском бизнесе придется с этим столкнуться. Более
половины предпринимателей имеют специальные расходы на безопасность.
Заметим, что мнение о полной криминализованности малого
бизнеса сильно преувеличено. Так было в начале реформ, сегодня даже преступные
группировки прошли путь от примитивного рэкета к легальному контролю и
участию в капитале “опекаемых” фирм. Серьезную конкуренцию им составляют
государственные охранные структуры (легально и частным образом), а также
растущие охранные фирмы. В целом ситуация с силовым предпринимательством
более-менее стабилизироваласьсектор преимущественно силового предпринимательства
стабилизировался на не очень высоком уровне.
Однако в том, что касается уплаты налогов, ситуация не
улучшается. Уплата налогов (очень немаленьких и зачастую не связанных с
доходами человека или малого предприятия) представляется предпринимателям
несправедливой. За эти налоги они ничего или почти ничего не получают от
государства. Даже такой малости, как поддержание “правил игры” на рынке.
А налоги весьма высоки и сложны в уплате. По мнению даже вполне официальных
правительственных структур, свыше половины объема розничного товарооборота
и платных услуг предоставляется “теневым” образом, т. е. без фиксации в
отчетности и уплаты налогов. По итогам опроса предпринимателей, бесспорный
лидер незаконных хозяйственных операций в современной российской экономике
– уход от налогов (на это указали 84 % ответивших).
Вести свое дело в современной России – очень непросто,
предприниматель работает в условиях высоких налогов, коррупции среди чиновников,
силовых воздействий, невыполнения деловых обязательств партнерами, ограниченности
своих ресурсов, многочисленных проверок и т. п.
|