Стратегическая ошибка первого этапа реформы -попытка
одномоментной замены государственного регулирования экономики на монетарные
инструменты управления ею, предназначенные для сформировавшихся рыночных
систем с конкурентной средой.
В результате мы имеем крайне монополизированный
рынок, при утрате управляемости им. Попытки “сбить инфляцию” сегодня означают
борьбу со следствиями, а не с причинами, с температурой, а не с болезнью.
Вред от такой политики - в росте социальной напряженности, углублении спада
производства, разрушении инфраструктуры экономики из-за нехватки инвестиций.
Неэффективное распоряжение собственностью, монополизм
и “утяжеленная” структура экономики - вот глубинные причины роста цен и
их устранение должно стать приоритетами экономической политики. Борьбу
с инфляцией мы считаем долгосрочной задачей и предлагаем трехлетнюю программу
ее преодоления.
Базовые функции государства в экономической сфере
- разумный сбор налогов, обеспечение безопасности и законодательное регулирование
хозяйственной деятельности.
1. Инвестиции как условие и цель приватизации.
Контроль государства за теми сферами экономики, которые остаются в его
руках. Это позволит эффективно распоряжаться собственностью.
Добиваться этого мы предлагаем с помощью следующих
мер:
- ревизия всего законодательства, включая
подзаконные акты, его систематизация. (Цель - приоритет частного права).
Разработка и принятие недостающих законов (Гражданский и Торговый кодексы
и т.д.). Законодательство должно быть преимущественно прямого действия
с четким механизмом реализации и конкретными санкциями;
- завершение обмена приватизационных чеков на
акции. Стимулирование продажи контрольных пакетов акций промышленных предприятий
крупным институциональным инвесторам (инвестиционные фонды, банки, иностранные
инвесторы и др.);
- защита прав держателей небольших пакетов акций.
Стимулирование создания предприятий с полной имущественной ответственностью.
Заявительный порядок регистрации частных предприятий;
- создание эффективной государственной системы
защиты собственности;
- создание законодательной базы для реализации
права частной собственности на землю при максимальном учете социокультурных
особенностей регионов и экологических ограничений;
- заключение от имени государства контрактов с
директорами государственных предприятии и
управляющими акционерных обществ, в которых
более 50% капитала принадлежит государству;
- проведение банкротств хронически неплатежеспособных
предприятий. Создание системы добровольной реорганизации предприятий (“добровольные
банкротства”) при поддержке государства: инвестиции, кредиты, управленческие
кадры. Индивидуальные проекты по предприятиям-банкротам: реорганизация
производства и управления, поиск инвесторов, санация.
2. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА должна ориентироваться
на расширение внутреннего рынка, увеличение экспорта продукции высоких
степеней обработки, поддержку наукоемких отраслей, обеспечивающих “прорывные”
технологии, а также отраслей традиционного экспорта.
Поддержка отраслей-локомотивов как основы будущего
экономического роста. Определение их перечня -не более 4-5 (Например: авиастроение
и космос, нефтедобыча и нефтепереработка, промышленность стройматериалов,
жилищное строительство).
Методы поддержки:
- льготные налоги и особый внешнеэкономический
режим;
- политическая поддержка на мировых рынках
(недопущение дискриминации);
- бюджетные инвестиции: либо (предпочтительнее)
ссуды частным инвесторам как доля в общем
объеме инвестиций, либо - создание эффективных
государственных предприятий с последующей их приватизацией.
Недопущение разрушения производственной инфраструктуры,
прежде всего транспорта. Запрет на приватизацию
железных дорог, усиление государственного
контроля за морским транспортом, обеспечение интересов
государства при перевозке внешнеторговых грузов.
Относительное снижение транспортных тарифов за
счет уменьшения ставки налога на прибыль,
льгот по налогу на землю.
Государственная программа жилищного строительства
поможет не только заложить основу решения
одной из самых болезненных социальных проблем,
но и стимулирует рост всей экономики. Частью этой
программы должно стать строительство жилья для военнослужащих,
механизм выделения кредитов на эти цели.
Переход от политики подавления инвестиционной
активности к стимулированию инвестиционного
спроса. Прямые государственные капиталовложения,
как правило, неэффективны, а крупные инвестиции непосильны
для частного бизнеса. Необходима комбинация
государственных долгосрочных кредитов (с одновременным
ужесточением контроля ЦБР за целевым использованием
таких кредитов) и частных инвестиций.
Политика в области иностранных инвестиций должна
быть подчинена структурной политике. Сегодня
максимальную отдачу может дать привлечение
инвестиций в экспортоориентированные отрасли, рост доходов
в которых позволит реконструировать предприятия смежники.
Стабильное законодательство об иностранных инвестициях,
корректируемое в сторону улучшения - это наш принцип.
Требуется развитие отраслевого законодательства,
и в первую очередь принятие закона о нефти
и газе; внесение поправок в закон об иностранных инвестициях
в РФ.
Внешнеэкономическую политику целесообразно скоординировать
с изменением структуры экономики. Ее принципом
на ближайшее будущее должен стать осторожный
протекционизм:
- в целях максимизации совокупной валютной
выручки и предотвращения демпингового поведения
участников внешнеэкономических связей необходимо
сохранение института спецэкспортеров сырьевых
товаров, его ограничение небольшим числом
фирм, осторожное увеличение числа экспортеров;
- дальнейшее снижение тарифов на экспорт машин
и оборудования, за исключением экспорта некоторых
видов вооружений;
- в области импортных тарифов - освобождение от
обложения пошлинами машин и оборудования,
не производимых в России; снижение импортных
пошлин на промежуточную продукцию.
3. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
МОНОПОЛИЙ - необходимое условие успеха в борьбе с инфляцией.
Для регулирования деятельности естественных монополий
и поощрения конкуренции в других отраслях
экономики мы предлагаем:
- совершенствование антимонопольного
законодательства с целью:
сегодня - противодействия ценовой дискриминации,
установлению барьеров для выхода на рынок
новых производителей, извлечению политической
ренты; завтра - контроля за горизонтальными и вертикальными
слияньями;
- реализация системы антимонопольных мер на локальных
(городских) рынках, развитие сети этих. рынков;
- проведение антимонопольной политики не только
через структуры Антимонопольного комитета
РФ, но и с помощью других ведомств (МВЭС,
Минфин, Таможенный комитет и др.);
- использование оперативного регулирования импортных
тарифов для борьбы с монополиями на внутреннем
рынке.
Использование потенциала обществ потребителей для
преодоления монополизма. Законодательная и
организационная поддержка этих обществ государством.
Для развития малого предпринимательства - фундамента,
питательной среды рыночной экономики необходимо:
- выделение специальным фондам поддержки
малого бизнеса определенной доли в расходах
государственного бюджета;
- использование с этой целью предоставляемых России
индустриально развитыми странами кредитов;
- отмена или снижение налога на прибыль мелких
частных предприятий.
4. Основная задача ФИНАНСОВОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ на ближайшие годы -создание предсказуемых макроэкономических
условий для предприятий и населения.
Предсказуемость экономической ситуации можно обеспечить
с помощью стабильности хозяйственного законодательства, системы контроля
за основными экономическими индикаторами, действий государственной власти
на основе программы экономических реформ.
Ориентиры трехлетней программы борьбы с инфляцией:
Цель: 1997 - 2% в месяц (25-30% в год). 1994 - 15-20%; 1995 - 10-15%;
1996 - 3-8% в месяц.
Резервы сокращения государственных расходов -
в снижении величины внебюджетных фондов, аккумуляция большей их части в
бюджете. Нужно также использовать немонетарные методы борьбы с инфляцией
(договоренности между отраслями, соглашения в рамках трехсторонних переговоров
с участием правительства и др.).
Необходимо “мягкая” налоговая реформа с целью
снижения общего налогового пресса на предприятия производственной сферы,
усиление стимулирующей роли налоговой системы. Освобождение от налогообложения
прибыли, используемой для инвестиций в производство.
Трехэтапная программа повышения ставки по кредитам
ЦБР -доведение ее уровня до величины:
- темпов изменения обменного курса рубля;
- темпов роста цен (выход на реальную положительную
ставку процента);
- процента по депозитам, обеспечивающего высокий
уровень сбережений.
На основе повышения процентной ставки постепенно
переходить от административных к рыночным методам регулирования количества
денег в обращении, отменять лимиты кредитования и т.п.
Для эффективной работы банковской системы нужны
следующие шаги:
- реформирование системы межбанковских расчётов:
как первый шаг - договора между ЦБР и коммерческими банками, в которых
ЦБР берет на себя обязательства по срокам и точности прохождения платежей;
на следующем этапе - акционирование системы расчетно-кассовых центров с
участием коммерческих банков и с контрольным пакетом у ЦБР (привлечение
средств коммерческих банков для реорганизации расчетной системы); содействие
созданию альтернативных расчетных и клиринговых систем коммерческих банков;
- переход от регулирования деятельности коммерческих
банков инструкциями ЦБР к преимущественно
законодательному регулированию;
- независимость Центрального Банка;
- расширение спектра финансовых учреждений. Принятие
законодательства о функционировании касс взаимной
помощи, взаимных фондов, трастовых компаний
и т.д.;
- создание системы, стимулирующей банки к долгосрочному
кредитованию и к инвестированию собственных средств
(возможно путем снижения ставок обязательного
резервирования);
- развитие системы экспортного банковского кредитования;
- создание федеральной службы банковского надзора
и системы страхования мелких вкладов населения;
- создание в рамках СНГ системы межгосударственных
расчетов и Межгосударственного банка. Достижение договоренностей на первом
этапе - о согласовании валютных режимов, о взаимной конвертации валют;
на втором - создание системы совместного колебания валют на основе согласования
макроэкономической политики.
Переход к режиму “управляемого плавания” курса рубля:
принятие государством ответственности за обеспечение предсказуемых изменений
курса рубля к СКВ.
5. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА, на наш взгляд,
должна ориентироваться на последовательное, продуманное реформирование
аграрной сферы экономики с опорой на практику при учете региональных особенностей.
Политика стимулирования потребительского спроса в сочетании с институциональными
реформами сельского хозяйства в краткосрочном аспекте позволят по меньшей
мере приостановить снижение объемов сельскохозяйственного производства,
а в долгосрочном плане приведут к его росту.
Для решения задач реформы в аграрном секторе экономики
мы предлагаем:
- снижение объемов государственных закупок
продовольствия по импорту;
- сокращение, а затем и отказ от централизованных
закупок зерна;
- поддержку сельхозпроизводителей и развитие отечественной
пищевой промышленности через расширение платежеспособного
спроса населения. При приватизации перерабатывающих
предприятий преимущества должны иметь хозяйства
соответствующего района;
- реформу государственного финансирования сельского
хозяйства, кредитование аграрного сектора
экономики через систему коммерческих банков,
поддержку кооперативных форм кредитования сельского
хозяйства, ипотеки, потребительского кредита. Создание сети
земельных банков как основного инструмента перераспределения земель.
6. ПОДДЕРЖКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РЕГИОНАХ
РОССИИ
Мы исходим из того, что важнейшим принципом реформ
в России является движение “снизу вверх” от
регионов к центру.
Необходимо, чтобы федеральные власти оказывали
помощь усилиям местных властей в проведении
экономических реформ законодательную, методическую,
финансовую, политическую. Сегодня наиболее
актуальны следующие преобразования:
- частичная передача дотаций государства
и предприятий на социальную инфраструктуру
в доходы населения. Передача ведомственного
жилья в собственность граждан (создание на этой основе
жилищных кооперативов с выплаченным паем). Новая схема дотаций
к ценам на продукты питания, городской транспорт, жилье и т.д.;
- разработка оперативной системы социальных индикаторов
с учетом особенностей конкретной территории.
Адресная помощь малоимущим на основе этой
системы;
- региональные и межрегиональные инвестиционные
проекты;
- выпуск целевых местных займов;
- поощрение развития региональных, межрегиональных
и международных торговых ассоциаций; разработка
совместно с местными органами власти стратегии
развития экспортного потенциала регионов;
политика осторожного поощрения создания регионами
торговых представительств за рубежом.
В то же время федеральные власти должны обеспечить:
- равные экономические права территорий
и слом региональных барьеров;
- отказ от превалирования “индивидуального подхода”
в экономических отношениях Москвы и регионов;
- выравнивание предоставленных территориям в 1991-93гг.
налоговых, внешнеэкономических и иных льгот;
- федералистский принцип построения бюджетной
системы - переход от политики “подачек” регионам
к четкому разделению функций для минимизации
споров федеральных и региональных властей;
- переход к принципу - “один налог в один бюджет”
(исключение - один регулирующий налог). Надо
перестать делить одни и те же налоги между
бюджетами разного уровня, а четко разделить их на федеральные,
региональные и местные;
- согласование со всеми субъектами федерации механизма
межрегионального перераспределения финансовых ресурсов:
равные налоговые нормативы при целевых дотациях
отдельным территориям.
Выделение дотаций только в открытой форме.
|