Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин
Предвыборная платформа
(ноябрь 1993 года)
 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей] [Программные документы]
 
Оглавление
Куда идет наша страна
  • Мы считаем, что у нашей страны есть иной путь развития 
  • Вопросы стратегии 
  • Почему мы баллотируемся в парламент 
Что мы предлагаем в политике
Федеративное устройство и региональная политика
Что нужно сделать в экономике
  • Эффективно распоряжаться собственностью 
  • Структурная политика 
  • Формирование конкурентной среды и регулирование монополий 
  • Финансовая и денежно-кредитная политика 
  • Аграрная политика 
  • Поддержка экономических реформ в регионах России 
Социальная политика
Безопасность граждан
Наука и культура
Экологическая политика
Отношения в рамках СНГ
Внешняя политика
 
КУДА ИДЁТ НАША СТРАНА 
Россия все больше становится страной, в которой нет политической стабильности, отсутствуют гарантии прав и свобод личности, механизмы взаимодействия власти и народа. Неподчинение законам охватывает все сферы жизни общества. Периодически обостряются отношения с соседними государствами; сохраняется постоянная угроза дезинтеграции страны. 

Власть уже отмечена признаками слияния с небольшим числом полутеневых структур. Экономика в нашей стране остается сверхмонополизированной, а отношения собственности крайне неясными и запутанными. Происходит постоянная утечка капитала за границу, непрерывно растут цены. Все это грозит потерей экономической независимости, утратой не только внешних, но и внутренних рынков. 

Поляризация доходов достигла весьма опасных пределов, болезненно ощущается раскол общества. Начались гражданские столкновения. Люди чувствуют оторванность от власти. Ее незаинтересованность в их мнении. Появляется ощущение бесперспективности, нарастает беспокойство за судьбу детей и близких. 

Мы уже далеко продвинулись по этому пути. Еще через 2-3 года ситуация может стать необратимой. Россия окажется страной несостоявшейся демократии. 

МЫ СЧИТАЕМ. ЧТО У НАШЕЙ СТРАНЫ ЕСТЬ ИНОЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ 

Россия может и должна стать государством, приспособленным для спокойной и обеспеченной жизни своих граждан; государством, в котором предприимчивые люди будут иметь простор для экономической и творческой инициативы, а большинство трудоспособного населения получит возможность работать, сознавая, что деньги, нажитые честным трудом, являются надежным мерилом благосостояния. 

Россия может и должна стать страной, в которой соблюдение законов сверху донизу обеспечит гражданам предсказуемость их повседневной жизни, а это означает, что человеку будет обеспечено право не бояться произвола: преступников - на улицах, чиновников - в частной и общественной сферах, монополистов и рэкетиров - в бизнесе, работодателей - на рабочем месте. 

Российское общество способно избежать печальной участи быть разорванным непримиримыми противоречиями между своими частями. Умная социальная и антимонопольная политика предотвратит поляризацию общества на безмерно богатых и удручающе бедных. Обширный средний класс станет основой стабильной политической системы, которая предотвратит накапливание ультрарадикалов на полюсах партийного спектра (чреватое гражданской войной) и обеспечит преобладание умеренных и трезвых политиков - в его центре. Взвешенная региональная и национальная политика, проводимая на основе принципа федерализма, будет в силах удержать страну от распада, упреждая конфликты. 

Стабильное общество, защищенное сильным и хорошо отлаженным государством, послужит питательной средой для медленного, но неуклонного экономического роста, идущего не в ущерб, а во благо культуре, образованию и науке. 

Мы хотим именно такого развития событий. 

ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ 

1. Конституция: 

Мы считаем, что новая Конституция должна быть принята в результате широкого общественного обсуждения с участием Парламента. Только после того, как будут выслушаны все точки зрения, Конституция может быть вынесена на референдум или принята другим законным путем. 

В том случае, если 12 декабря проект Конституции все же будет принят на референдуме, по сути это будет временный конституционный акт и мы будем выступать за внесение в него целого ряда изменений, восстанавливающих демократические принципы, разделение властей и гарантирующих от произвола исполнительной власти. 

2. Федеральное собрание: 

Мы исходим из того, чти новый Парламент - это парламент учредительный. С нашей точки зрения, его важнейшей задачей является введение в действие новой Конституции. 

На основе новой Конституции Федеральное собрание должно обеспечить: 

- разработку и принятие нового избирательного кодекса; 

- назначение и организацию выборов Президента России, местных органов власти, а затем - выборов нового федерального парламента. 

Мы считаем, что парламент должен проделать эту работу в течение двух лет. 

К 1996 году Россия должна иметь полноценную Конституцию и избранные на ее основе представительные и исполнительные органы власти.

3. Федеративное устройство государства: 

Мы видим необходимость постепенно и осторожно отказаться от устаревшего административно-территориального деления страны, введенного в целях командного управления ею. 

По нашему мнению единое конституционное государство Росийская Федерация в конечном счете обустроится в результате объединения исторически сложившихся крупных российских земель, которые уже сегодня заявляют о себе. 

Мы убеждены, что главная задача федеральной власти в период реформирования не в том, чтобы навязывать всем свои представления, а в том, чтобы вовремя замечать и поддерживать все то положительное, что инициируется снизу. 

4. Экономика: 

Мы не видим пользы в либерализации советской экономики - сверхмонополизированной, имеющей неэффективную структуру и глубоко искаженные внутренние взаимоотношения. 

Мы понимаем либерализм не как раскрепощение такой экономики от государственного контроля, а как освобождение общества от этой экономики путем ее сознательной трансформации в новую. 

Мы считаем, что для этого необходима целенаправленная программа реформ: жесткое и максимально быстрое разрушение монополий, всемерная защита и поддержка конкуренции, создание условий для осторожной и ненасильственной земельной реформы, упорядочение и прояснение отношений собственности, существенное расширение масштабов частного сектора экономики. 

Только на этой основе можно остановить инфляцию и только после этого правительство сможет с пользой для дела существенно ограничить свое вмешательство в экономику. 

5. Отношения с ближайшими соседями: 

Мы полагаем, что Россия заинтересована в глубокой интеграции с бывшими республиками СССР, прежде всего в создании общего рыночного экономического пространства и оборонного союза. 

6. Социальная политика: 

Мы знаем, что у государства сегодня действительно нет средств для реализации полноценной социальной политики. Тем не менее, одну государственную программу в этой сфере мы считаем даже сегодня высшим приоритетом. При любых условиях все необходимое, включая полное финансирование, должно быть предоставлено дошкольной медицине и школе. Сэкономить на этом- значит навсегда отрезать себе путь в будущее. 

7. Народ и власть: 

Мы исходим из того, что независимость граждан от власти есть одна из основ гражданского общества. Принципиально важны государственные гарантии поддержки и защиты самых разнообразных форм самостоятельной организации граждан: жилищных товариществ, комитетов дошкольного и школьного воспитания, молодежных организаций, профессиональных сообществ и клубов, групп взаимопомощи, спортивных обществ. 

ПОЧЕМУ МЫ БАЛЛОТИРУЕМСЯ В ПАРЛАМЕНТ 

У нас есть план действий, как на ближайшее время, так и на перспективу, позволяющий работать над тем, чтобы наша страна постепенно становилась сильным и демократическим государством. Мы видим возможности для процветания многих, а не единиц. Мы хотим, чтобы Россия начала превращаться в современную, промышленно развитую страну, и рассчитываем, что на это потребуется 10-15 лет. Но работу надо начинать немедленно. Ради этого мы сейчас идем в парламент. 
 

 
 [Предвыборная платформа. Оглавление]
 
ЧТО МЫ ПРЕДЛАГАЕМ В ПОЛИТИКЕ 
1. Последовательно отстаивая демократические ценности, мы выступаем за восстановление институтов представительной власти на всех уровнях, за введение функций исполнительной власти в правовые, конституционные рамки, за независимый суд, за реальное разделение властей, заслуживающих доверие граждан. 

2. Независимо от исхода референдума по проекту новой Конституции мы считаем необходимым: 

- внесение в Конституцию, либо в ее проект ряда существенных изменений, надежно гарантирующих общество от своеволия исполнительной власти, укрепляющих положение парламента в системе разделения властей; 

- принятие конституционных законов, гарантирующих права граждан, устанавливающих принципы федеративного устройства России и подлинное равенство субъектов Федерации, четко фиксирующих права и обязанности высших органов государственной власти, более четко регламентирующих условия введения чрезвычайного положения и другие важнейшие вопросы государственной жизни; 

- пересмотр законодательства о Конституционном суде, предусматривающий механизм безусловной реализации его решений. 
 

3. Мы полагаем, что предельно сжатые сроки, отведенные на подготовку и проведение выборов федеральных и ряда местных органов власти, а также референдума по Конституции, постоянная корректировка условий выборов, явные преимущества, предоставленные некоторым избирательным объединениям, затрудняют свободное волеизъявлении граждан, в особенности на выборах в Совет Федерации и в местные органы власти.

Поэтому необходимо: 

- новому Федеральному Собранию срочно принять избирательный кодекс с учетом изъянов Положений о выборах, выявившихся в ходе избирательной компании; 

- на основе нового избирательного Закона провести выборы всех органов законодательной (представительной) и исполнительной власти в субъектах Федерации и органов местного самоуправления в первой половине 1994г.; 

- на основе новой Конституции провести выборы Президента Российской Федерации.

4. Мы считаем, что главные задачи выбираемого парламента - учредительные и потому поддерживаем решения о двухгодичном сроке полномочий будущего Федерального Собрания. 

Мы идем в парламент для конструктивной профессиональной работы и будем добиваться там решения четырёх главных задач: 

- утверждения федеративного строя, решительного противодействия как централизаторско-унитаристским, так и сепаратистским устремлениям; 

- создания баланса властей на федеральном уровне; 

- системного пересмотра экономического законодательства; 

- квалифицированной разработки и реального контроля над исполнением государственного бюджета, доходов и расходов государства.

 
 [Предвыборная платформа. Оглавление]
 
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. 
1. Мы придерживаемся принципа равенства прав гражданина РФ независимо от того, на территории какого из субъектов Федерации он проживает. 

2. Мы выступаем за конституционную, а не за договорную федерацию. Единство России - это непреложный принцип, который не может быть подвергнут сомнению не только голосованием в Парламенте, но даже референдумом на отдельных ее территориях. Мы против закрепления в Конституциях РФ и ее территорий права выхода из состава Федерации. Единообразие бюджетных взаимоотношений Москвы и регионов, приоритет федерального законодательства - основополагающие принципы федеративного устройства. 

3. Мы выступаем за поощрение процессов межрегиональной интеграции. Объединение субъектов Федерации на основе экономической, социальной, географической общности соседних административно-территориальных образований. Постепенное формирование более крупных региональных объединений на неэтнической основе. 

4. Мы твердо считаем, что применение армии в решении внутриполитических проблем должно быть исключено. 

5. Важно разделять вопросы федеративного устройства и национальной политики. Национальная политика 

должна составлять самостоятельную сферу деятельности государственных органов. Мы предлагаем строить ее на основе института культурной, или экстерриториальной, автономии. Это даст возможность преодолеть территориальную раздробленность народов и неравенство их политических статусов. 

Экс - территориальная автономия - долгосрочная цель, движение к которой должно быть постепенным, без насильственной ломки сложившихся территориальных образований. 

Мы рассчитываем на тесное сотрудничество с национальными общественно-политическими организациями. 

Необходима “адресная” государственная поддержка малочисленных народов, не обладающих собственными возможностями для национального возрождения и развития. 

6. Последовательное проведение принципа вертикального разделения властей (федеральная, региональная, местная). При этом власти более низкого уровня должны подчиняться не чиновнику верхнего уровня, а соответствующим нормам федерального законодательства. Решение всех местных вопросов должно находиться в сфере исключительной компетенции субъектов Федерации. 

7. “Федеративный” блок статей новой Конституции неизбежно будет носить временный характер до фактического разделения полномочий между федеральными и региональными органами власти. 

8. Развитие системы местного самоуправления, отделенного от государства - важнейший элемент становления демократической России. Национальные традиции компактно проживающих народов должны непременно учитываться при организации местного самоуправления. 

 
 [Предвыборная платформа. Оглавление]
 
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ В ЭКОНОМИКЕ
Стратегическая ошибка первого этапа реформы -попытка одномоментной замены государственного регулирования экономики на монетарные инструменты управления ею, предназначенные для сформировавшихся рыночных систем с конкурентной средой. 

В результате мы имеем крайне монополизированный рынок, при утрате управляемости им. Попытки “сбить инфляцию” сегодня означают борьбу со следствиями, а не с причинами, с температурой, а не с болезнью. Вред от такой политики - в росте социальной напряженности, углублении спада производства, разрушении инфраструктуры экономики из-за нехватки инвестиций. 

Неэффективное распоряжение собственностью, монополизм и “утяжеленная” структура экономики - вот глубинные причины роста цен и их устранение должно стать приоритетами экономической политики. Борьбу с инфляцией мы считаем долгосрочной задачей и предлагаем трехлетнюю программу ее преодоления. 

Базовые функции государства в экономической сфере - разумный сбор налогов, обеспечение безопасности и законодательное регулирование хозяйственной деятельности. 

1. Инвестиции как условие и цель приватизации. Контроль государства за теми сферами экономики, которые остаются в его руках. Это позволит эффективно распоряжаться собственностью. 

Добиваться этого мы предлагаем с помощью следующих мер: 

- ревизия всего законодательства, включая подзаконные акты, его систематизация. (Цель - приоритет частного права). Разработка и принятие недостающих законов (Гражданский и Торговый кодексы и т.д.). Законодательство должно быть преимущественно прямого действия с четким механизмом реализации и конкретными санкциями; 
- завершение обмена приватизационных чеков на акции. Стимулирование продажи контрольных пакетов акций промышленных предприятий крупным институциональным инвесторам (инвестиционные фонды, банки, иностранные инвесторы и др.); 

- защита прав держателей небольших пакетов акций. Стимулирование создания предприятий с полной имущественной ответственностью. Заявительный порядок регистрации частных предприятий; 

- создание эффективной государственной системы защиты собственности; 

- создание законодательной базы для реализации права частной собственности на землю при максимальном учете социокультурных особенностей регионов и экологических ограничений; 

- заключение от имени государства контрактов с директорами государственных предприятии и управляющими акционерных обществ, в которых более 50% капитала принадлежит государству; 

- проведение банкротств хронически неплатежеспособных предприятий. Создание системы добровольной реорганизации предприятий (“добровольные банкротства”) при поддержке государства: инвестиции, кредиты, управленческие кадры. Индивидуальные проекты по предприятиям-банкротам: реорганизация производства и управления, поиск инвесторов, санация.

2. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА должна ориентироваться на расширение внутреннего рынка, увеличение экспорта продукции высоких степеней обработки, поддержку наукоемких отраслей, обеспечивающих “прорывные” технологии, а также отраслей традиционного экспорта. 

Поддержка отраслей-локомотивов как основы будущего экономического роста. Определение их перечня -не более 4-5 (Например: авиастроение и космос, нефтедобыча и нефтепереработка, промышленность стройматериалов, жилищное строительство). 

Методы поддержки: 

 - льготные налоги и особый внешнеэкономический режим; 
- политическая поддержка на мировых рынках (недопущение дискриминации); 

- бюджетные инвестиции: либо (предпочтительнее) ссуды частным инвесторам как доля в общем объеме инвестиций, либо - создание эффективных государственных предприятий с последующей их приватизацией. 

Недопущение разрушения производственной инфраструктуры, прежде всего транспорта. Запрет на приватизацию железных дорог, усиление государственного контроля за морским транспортом, обеспечение интересов государства при перевозке внешнеторговых грузов. 

Относительное снижение транспортных тарифов за счет уменьшения ставки налога на прибыль, льгот по налогу на землю. 

Государственная программа жилищного строительства поможет не только заложить основу решения одной из самых болезненных социальных проблем, но и стимулирует рост всей экономики. Частью этой программы должно стать строительство жилья для военнослужащих, механизм выделения кредитов на эти цели. 

Переход от политики подавления инвестиционной активности к стимулированию инвестиционного спроса. Прямые государственные капиталовложения, как правило, неэффективны, а крупные инвестиции непосильны для частного бизнеса. Необходима комбинация 

государственных долгосрочных кредитов (с одновременным ужесточением контроля ЦБР за целевым использованием таких кредитов) и частных инвестиций. 

Политика в области иностранных инвестиций должна быть подчинена структурной политике. Сегодня максимальную отдачу может дать привлечение инвестиций в экспортоориентированные отрасли, рост доходов в которых позволит реконструировать предприятия смежники. 

Стабильное законодательство об иностранных инвестициях, корректируемое в сторону улучшения - это наш принцип. Требуется развитие отраслевого законодательства, и в первую очередь принятие закона о нефти и газе; внесение поправок в закон об иностранных инвестициях в РФ.

Внешнеэкономическую политику целесообразно скоординировать с изменением структуры экономики. Ее принципом на ближайшее будущее должен стать осторожный протекционизм: 

- в целях максимизации совокупной валютной выручки и предотвращения демпингового поведения участников внешнеэкономических связей необходимо сохранение института спецэкспортеров сырьевых товаров, его ограничение небольшим числом фирм, осторожное увеличение числа экспортеров; 

- дальнейшее снижение тарифов на экспорт машин и оборудования, за исключением экспорта некоторых видов вооружений; 

- в области импортных тарифов - освобождение от обложения пошлинами машин и оборудования, не производимых в России; снижение импортных пошлин на промежуточную продукцию.  

3. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИЙ - необходимое условие успеха в борьбе с инфляцией. 

Для регулирования деятельности естественных монополий и поощрения конкуренции в других отраслях экономики мы предлагаем: 

- совершенствование антимонопольного законодательства с целью: 

сегодня - противодействия ценовой дискриминации, установлению барьеров для выхода на рынок новых производителей, извлечению политической ренты; завтра - контроля за горизонтальными и вертикальными слияньями; 

- реализация системы антимонопольных мер на локальных (городских) рынках, развитие сети этих. рынков; 

- проведение антимонопольной политики не только через структуры Антимонопольного комитета РФ, но и с помощью других ведомств (МВЭС, Минфин, Таможенный комитет и др.); 

- использование оперативного регулирования импортных тарифов для борьбы с монополиями на внутреннем рынке. 

Использование потенциала обществ потребителей для преодоления монополизма. Законодательная и организационная поддержка этих обществ государством.

Для развития малого предпринимательства - фундамента, питательной среды рыночной экономики необходимо: 

- выделение специальным фондам поддержки малого бизнеса определенной доли в расходах государственного бюджета; 

- использование с этой целью предоставляемых России индустриально развитыми странами кредитов; 

- отмена или снижение налога на прибыль мелких частных предприятий.

4. Основная задача ФИНАНСОВОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ на ближайшие годы -создание предсказуемых макроэкономических условий для предприятий и населения. 

Предсказуемость экономической ситуации можно обеспечить с помощью стабильности хозяйственного законодательства, системы контроля за основными экономическими индикаторами, действий государственной власти на основе программы экономических реформ. 

Ориентиры трехлетней программы борьбы с инфляцией: 

Цель: 1997 - 2% в месяц (25-30% в год). 1994 - 15-20%; 1995 - 10-15%; 1996 - 3-8% в месяц. 

Резервы сокращения государственных расходов - в снижении величины внебюджетных фондов, аккумуляция большей их части в бюджете. Нужно также использовать немонетарные методы борьбы с инфляцией (договоренности между отраслями, соглашения в рамках трехсторонних переговоров с участием правительства и др.). 

Необходимо “мягкая” налоговая реформа с целью снижения общего налогового пресса на предприятия производственной сферы, усиление стимулирующей роли налоговой системы. Освобождение от налогообложения прибыли, используемой для инвестиций в производство. 

Трехэтапная программа повышения ставки по кредитам ЦБР -доведение ее уровня до величины: 

- темпов изменения обменного курса рубля; 

- темпов роста цен (выход на реальную положительную ставку процента); 

- процента по депозитам, обеспечивающего высокий уровень сбережений.

На основе повышения процентной ставки постепенно переходить от административных к рыночным методам регулирования количества денег в обращении, отменять лимиты кредитования и т.п. 

Для эффективной работы банковской системы нужны следующие шаги: 

- реформирование системы межбанковских расчётов: как первый шаг - договора между ЦБР и коммерческими банками, в которых ЦБР берет на себя обязательства по срокам и точности прохождения платежей; на следующем этапе - акционирование системы расчетно-кассовых центров с участием коммерческих банков и с контрольным пакетом у ЦБР (привлечение средств коммерческих банков для реорганизации расчетной системы); содействие созданию альтернативных расчетных и клиринговых систем коммерческих банков; 

- переход от регулирования деятельности коммерческих банков инструкциями ЦБР к преимущественно законодательному регулированию; 

- независимость Центрального Банка; 

- расширение спектра финансовых учреждений. Принятие законодательства о функционировании касс взаимной помощи, взаимных фондов, трастовых компаний и т.д.; 

- создание системы, стимулирующей банки к долгосрочному кредитованию и к инвестированию собственных средств (возможно путем снижения ставок обязательного резервирования); 
- развитие системы экспортного банковского кредитования; 

- создание федеральной службы банковского надзора и системы страхования мелких вкладов населения; 

- создание в рамках СНГ системы межгосударственных расчетов и Межгосударственного банка. Достижение договоренностей на первом этапе - о согласовании валютных режимов, о взаимной конвертации валют; на втором - создание системы совместного колебания валют на основе согласования макроэкономической политики.

Переход к режиму “управляемого плавания” курса рубля: принятие государством ответственности за обеспечение предсказуемых изменений курса рубля к СКВ.

5. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА, на наш взгляд, должна ориентироваться на последовательное, продуманное реформирование аграрной сферы экономики с опорой на практику при учете региональных особенностей. Политика стимулирования потребительского спроса в сочетании с институциональными реформами сельского хозяйства в краткосрочном аспекте позволят по меньшей мере приостановить снижение объемов сельскохозяйственного производства, а в долгосрочном плане приведут к его росту. 

Для решения задач реформы в аграрном секторе экономики мы предлагаем: 

- снижение объемов государственных закупок продовольствия по импорту; 

- сокращение, а затем и отказ от централизованных закупок зерна; 

- поддержку сельхозпроизводителей и развитие отечественной пищевой промышленности через расширение платежеспособного спроса населения. При приватизации перерабатывающих предприятий преимущества должны иметь хозяйства соответствующего района; 

- реформу государственного финансирования сельского хозяйства, кредитование аграрного сектора экономики через систему коммерческих банков, поддержку кооперативных форм кредитования сельского хозяйства, ипотеки, потребительского кредита. Создание сети земельных банков как основного инструмента перераспределения земель. 
 

6. ПОДДЕРЖКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РЕГИОНАХ РОССИИ 

Мы исходим из того, что важнейшим принципом реформ в России является движение “снизу вверх” от регионов к центру.

Необходимо, чтобы федеральные власти оказывали помощь усилиям местных властей в проведении экономических реформ законодательную, методическую, финансовую, политическую. Сегодня наиболее актуальны следующие преобразования:

- частичная передача дотаций государства и предприятий на социальную инфраструктуру в доходы населения. Передача ведомственного жилья в собственность граждан (создание на этой основе жилищных кооперативов с выплаченным паем). Новая схема дотаций к ценам на продукты питания, городской транспорт, жилье и т.д.; 

- разработка оперативной системы социальных индикаторов с учетом особенностей конкретной территории. Адресная помощь малоимущим на основе этой системы; 

- региональные и межрегиональные инвестиционные проекты; 

- выпуск целевых местных займов; 

- поощрение развития региональных, межрегиональных и международных торговых ассоциаций; разработка совместно с местными органами власти стратегии развития экспортного потенциала регионов; политика осторожного поощрения создания регионами торговых представительств за рубежом.

В то же время федеральные власти должны обеспечить: 
- равные экономические права территорий и слом региональных барьеров; 

- отказ от превалирования “индивидуального подхода” в экономических отношениях Москвы и регионов; 

- выравнивание предоставленных территориям в 1991-93гг. налоговых, внешнеэкономических и иных льгот; 

- федералистский принцип построения бюджетной системы - переход от политики “подачек” регионам к четкому разделению функций для минимизации споров федеральных и региональных властей; 

- переход к принципу - “один налог в один бюджет” (исключение - один регулирующий налог). Надо перестать делить одни и те же налоги между бюджетами разного уровня, а четко разделить их на федеральные, региональные и местные; 

- согласование со всеми субъектами федерации механизма межрегионального перераспределения финансовых ресурсов: равные налоговые нормативы при целевых дотациях отдельным территориям. 

Выделение дотаций только в открытой форме.
 
 
 [Предвыборная платформа. Оглавление]
 
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 
1. Наш подход: государство должно проводить активную политику в социальной сфере. 

Ключевыми задачами, которые должны быть поставлены перед правительством, являются: расширение сфер применения труда для трудоспособных и адресная поддержка нетрудоспособных (гарантированное предоставление им минимального перечня основных социальных благ). Выделение небольшого числа приоритетных государственных социальных программ. 

2. Долгосрочная задача социальной политики - комплексная реформа доходов. Свободные цены на потребительские товары, платность образования и здравоохранения, уменьшение дотаций на жилье означают не только сокращение государственных расходов на эти цели, но и принципиально иной подход к формированию доходов населения. Если государство частично снимает с себя социальные функции, оно должно обеспечить населению возможность удовлетворения важнейших потребностей через доходы. Прожиточный минимум нужно исчислять с учетом новых статей расходов населения. 

3. Мы считаем, что главной общенациональной социальной программой должна стать программа “Наши дети”, в рамках которой будет развиваться системы медицинского обслуживания детей дошкольного возраста и школьного образования. Понимая важность всех отраслей социальной сферы, их бедственное положение, мы все же полагаем, что полное финансирование этой программы, независимо от инфляции и других причин, мы должны обеспечить. Именно такое решение вопроса мы будем в первую очередь отстаивать в Парламенте. Мы будем отстаивать такую политику в области образования, которая предполагает не отбор детей для школы, а подбор школы для детей, развитие разных систем обучения, расширение сети национальных школ. 

4. Основными средствами решения задач социальной политики федеральной власти должны стать: 

- достижение соглашения между различными социальными группами о политике доходов на ближайшие 2-3 года: пересмотр налоговых ограничений фонда заработной платы; изменение ставок подоходного налога с целью сбалансировать его стимулирующую и перераспределительную функции; оперативный пересмотр шкалы подоходного налога по мере роста цен; стабильный и четкий порядок отчислений от заработной платы на социальные нужды; частичная индексация социальных выплат и заработной платы в непроизводственных отраслях; увеличение акцизов на предметы роскоши; введение поимущественного налога; 

- согласование относительного уровня финансирования отраслей непроизводственной сферы и выделение приоритетных государственных программ в сфере науки, образования, культуры, медицинского обслуживания; 

- четкое разделение ответственности за выполнение социальных программ между федеральной и местной властью, законодательное и финансовое оформление достигнутых договоренностей; 

- специальная программа переподготовки военнослужащих. Ни один офицер не может быть уволен из армии без переобучения гражданской профессии; 

- создание условий для становления негосударственных систем жизнеобеспечения: формирование новых сфер приложения труда, негосударственных. пенсионных фондов, систем негосударственного страхования и т.д.; 

- обеспечение сбалансированности между поддержкой старых форм удовлетворения социальных потребностей населения и формированием новой системы платных услуг.

5. Мы выступаем за:  - поддержку и защиту интересов общественных объединений, неправительственных благотворительных организаций; принятие пакета законов, обеспечивающих условия для их эффективной работы в социальной сфере; 

- принятие Закона о равных правах и равных возможностях граждан России вне зависимости от их пола, национальности, возраста и вероисповедания.

 
 [Предвыборная платформа. Оглавление]
 
БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН
Одной из фундаментальных основ гражданского общества мы считаем безопасность. Для ее обеспечения мы предлагаем: 
- создание муниципальной милиции, финансируемой за счет местных налогов;
- расширение прав граждан на необходимую оборону; 

- техническое перевооружение МВД, освоение методов действий и организации полиции по примеру развитых государств; 

- расширение прав судов, упрощение процедур рассмотрения исков граждан по делам, связанным с бытовым насилием; упрощение процедуры предварительного следствия по случаям хулиганских действий; 

- внесение в уголовное законодательство ответственности за организованную преступность, усиление ответственности государственных служащих за коррупцию; 

- принятие закона “О государственной службе в РФ”; 

- законодательное регулирование деятельности частных служб безопасности.

 
 [Предвыборная платформа. Оглавление]
 
НАУКА И КУЛЬТУРА 
Мы рассматриваем интеллектуальный потенциал России как ее национальное достояние. 

Сегодня для его сохранения мы предлагаем: 

- установить фиксированную долю расходов государственного бюджета как гарантированный минимум финансирования науки и культуры, используя механизм согласования интересов всех бюджетных отраслей; 

- применять селективную поддержку научных коллективов при конкурсном отборе проектов и независимой их экспертизе; 

- принять специальную программу приватизации государственной собственности в сфере науки; 

- ввести льготное налогообложение средств, направляемых в фонды поддержки науки и высшей школы (в т.ч. из-за рубежа); 

- государственная поддержка продвижения научных идей и новых технологий (выделение средств на патентование, льготы предприятиям, использующим авторские свидетельства).

 
 [Предвыборная платформа. Оглавление]
 
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 
Мы считаем, что долгосрочные экологические интересы относятся к числу общегосударственных приоритетов. 

Экологическая экспертиза должна предшествовать внедрению не только технологических, но и экономических, а также некоторых политических проектов и решений законодательной и исполнительной власти. 

Особое внимание следует уделить: 

- автомобильной промышленности (установить предельно допустимые нормативы загрязнения, стимулировать производство экологичных двигателей мерами бюджетной и внешнеэкономической политики); 

- деятельности предприятий-загрязнителей (постепенно вводить новые формы регулирования - продажу предприятиям стандартов загрязнения окружающей среды, стимулирование создания производств, понижающих норму загрязнения).

Внешнеэкономическая политика не должна вести к истреблению природных богатств (лесов, животного мира, недр). Необходим жесткий контроль за экологическими последствиями деятельности иностранных фирм на территории России. Стимулирование притока иностранных инвестиций должно осуществляться не через снижение издержек по причине низких экологических стандартов, а путем налоговых льгот. Экологичная внешнеторговая политика должна предполагать повышение в сырьевом экспорте доли возобновимых ресурсов и постепенное повышение степени переработки природных ресурсов. 
 
 [Предвыборная платформа. Оглавление]
 
ОТНОШЕНИЯ В РАМКАХ СНГ 
1. Отношения с “ближним зарубежьем” - приоритет российской внешней политики. 

Мы были противниками взрывного варианта переделки СССР. Были возможности сохранить единое экономическое и военно-стратегическое пространство на территории Союза. 

Но сегодня мы имеем дело с другими реалиями и наша цель - всесторонняя (экономическая, культурная, оборонная) интеграция бывших союзных республик, исключительно на добровольной основе. 

2. Россия заинтересована в том, чтобы в бывших республиках СССР утвердились дружественные ей демократические режимы, уважающие права человека. Россия будет открыта для связей и контактов со всеми демократическими силами этих государств. 

3. Россия имеет жизнен но важные интересы в Средней Азии и на Кавказе. Ее “уход” из этих регионов означал бы отсечение русскоязычного населения, многомиллиардные затраты на перенос границы. Утрата российского присутствия и влияния в этих регионах оголит стратегические подступы к сердцу России, создаст стратегический вакуум, который может быть заполнен силами, недружественными по отношению к нашей стране. 

России нужен пояс стабильности и безопасности вдоль ее новых рубежей, нужны восстановленные экономические связи. Но не ценой подавления и диктата в отношении соседей. Поэтому наша долгосрочная цель - создание на основе СНГ сообщества государств с четкими взаимными обязательствами в экономике, политике, обороне. Это нужно не только России, но и многим из ее новых соседей. 

4. Защита прав русскоязычного населения в новых государствах - важнейшая задача. Необходимо от деклараций перейти к закреплению в межгосударственных договорах и в национальном законодательстве экономических, социальных и политических прав граждан некоренной национальности. 

Особые соглашения нужны для регулирования прав беженцев. Необходимо скорейшее завершение работы над. законодательством о беженцах в РФ и специальной государственной программой по их расселению и обустройству. 

5. В экономических отношениях с государствами СНГ и странами Балтии надо избежать резких шагов. Россия не заинтересована в продолжении политики крупных и по существу безвозмездных дотаций кому бы то ни было. Но дальнейшее разрушение хозяйственных связей, отсутствие реальной политики в рамках подписанного экономического договора завтра обернется остановкой производств и безработицей, а послезавтра - потерей рынков для российских предприятий. Вытеснение российских товаров из Закавказья и Средней Азии уже идет полным ходом. 

Мы предлагаем политику постепенного сокращения прямых и косвенных дотаций (6езвозмездных кредитов) в торговле со странами СНГ, надлежащего оформления долгов этих государств России, конверсии долговых обязательств в собственность (акции предприятий, долевое участие, недвижимость, права на геологоразведку и др.) 

Россия должна выступить инициатором создания платежного союза стран СНГ. Расчеты могли бы вестись в российских рублях, национальные валюты - котироваться по отношению к российской денежной единице. 

6. Необходимо ускорить законодательную регламентацию участия России, ее военнослужащих в урегулировании вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. Статус российских войск за ее рубежами в каждом случае должен быть четко определен. 
 

 
 [Предвыборная платформа. Оглавление]
 
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 
1. Внешняя политика России должна служить ее национальным интересам - безопасности страны, защите отечественной промышленности и торговли, поддержанию международной стабильности, развитию добрососедских отношений с сопредельными государствами и равноправного сотрудничества со всеми заинтересованными странами. 

Наши принципы во внешних делах: разумный эгоизм, просвещенный патриотизм, опора на собственные силы, стабильность политики и предсказуемость в международных делах. 

Наша цель - возрождение авторитета России в международных делах, уважения к ней не за военную силу, как прежде, но в первую очередь за разумное общественное устройство, развитую экономику, науку и культуру. 

2. В минувшие годы были допущены просчеты в определении и отстаивании национальных интересов России. 

Общая линия российской дипломатии на переориентацию от “холодной войны” к сближению с Западом была правильной. Однако наивное упование на бескорыстие развитых стран и недостаточный учет собственных долгосрочных интересов привели к утрате некоторых важных позиций. 

Геополитическое положение России требует равноценного внимания российской внешней политики Европе, США, Центральной и Южной Азии, Дальнему Востоку. 

3. Внешняя политика новой России должна быть максимально прагматична. Первоочередного решения требуют международные проблемы, наиболее болезненные для нас: 

- политическое урегулирование вооруженных конфликтов вокруг России, недопущение их распространения на российские земли. На российской земле не должна литься кровь. Нельзя допустить, чтобы российские солдаты гибли в вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР, продолжались неконтролируемые поставки российского оружия в эти регионы. 

- защита прав и интересов граждан России вне зависимости от места их проживания. Каждый россиянин должен быть уверен, что за ним стоит его страна.

4. Вместе с тем внешняя политика России не может быть замкнута только на решении текущих проблем. Сейчас закладываются те основы, которые будут определять международное положение России в ближайшие десятилетия. Поэтому особые усилия российской дипломатии должны быть направлены на:  - формирование внешнеполитической поддержки для экономических преобразований в стране; 

- продвижение российских товаров и услуг на внешних рынках, интеграцию нашей экономики в мировое хозяйство на равноправной, взаимовыгодной основе.

Мы выступаем за отмену дискриминационных мер в экономическом сотрудничестве со всеми государствами; за восстановление торгово-экономических связей со странами Восточной Европы; за полное использование потенциала отношений с Китаем, странами Азиатско Тихоокеанского региона, Латинской Америки. 

5. Проведение взвешенной и продуманной политики разоружения, не ставящей под угрозу национальные интересы страны, по прежнему остается одной из важных задач российской внешней политики. 

6. В рамках этой общей стратегии мы выступаем за партнерство с Западом, но на основе трезвого баланса интересов и возможностей обеих сторон. Наши интересы во многом совпадают. Существующие расхождения, определяемые спецификой геополитических интересов, национальными и культурными традициями, естественны и не носят антагонистический характер. Преодолеть их можно и нужно исключительно путем политических консультаций, разъясняя и отстаивая собственную позицию. 
 

 
 [Предвыборная платформа. Оглавление]
 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей] [Программные документы]
 
info@yabloko.ru
Яблоко. Начальная страница.
1998 (C) Москва, Яблоко, 
11 ноября 1998г.
Директор и администратор - Вячеслав Ерохин admin@yabloko.ru
Web Powered by ORC info@orc.ru