Государственное устройство

Российское государство не сможет долго сохраняться в том плачевном и полуразваленном состоянии, в котором оно существует сейчас. Возможная альтернатива: переход к окончательному хаосу и насилию либо неотложные преобразования, направленные на излечение и укрепление всего государственного организма. Мы выбираем второй путь, - и первым препятствием на нем является несовершенство действующей Конституции. 

Конституция

Время, минувшее с момента принятия новой Конституции подтвердило, что мы были правы, когда в 1993 году указывали на серьезные опсности, заложенные в ней и отставивали необходимость разработки на демократической основе новой Конституции. Когда Конституционный суд оправдал действия Президента в Чечне, он сам того не сознавая, вынес обвинительный вердикт этой Конституции, которая не запрещает властям массовое убийство собственных граждан. 

Конституция составлена так, что легко позволяет Президенту ее нарушать. Объем властных полномочий, предоставляемых ею Президенту настолько велик, что он не в силах их эффективно реализовать. В результате власть уходит в руки людей, не имеющих на нее законного права. Так появляются громоздкие и никем не контролируемые структуры вроде Администрации Президента или службы его охраны, которые дублируют, а порой и подменяют собой Правительство. 

Давая Президенту право принимать указы вместо отсутствующих законов, Конституция обрекает законодательство на раздвоение: корпусу законов противостоит плохо согласующийся с ним корпус указов. Таким образом, законодательство не может быть приведено в единую систему. Нормативный статус законов резко снижается. В этом - одна из причин, по которой законы не выполняются. 

Конституция должна дать гражданам гарантию того, чтобы все избранные ими органы и должностные лица включая президента действовали строго в рамках Конституции и законов. Президент вправе исполнять свои полномочия только в тех пределах, которые предоставлены ему Конституцией. Мы руководствуемся принципом: гражданин может делать все, что не запрещено законом, а органы государственной власти - только то, что им предписано Конституцией и законом. 

Понимая, что разработка новой Конституции - сложный и длительный процесс и будучи озабочены стабильностью конституционного порядка, мы сосредоточим усилия на разработке приоритетных поправок к действующей Конституции и будем добиваться принятия поправок по следующим направлениям: 

    • четкое разграничение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;
    • возвращение парламенту контрольных полномочий;
    • введение положений, предотвращающих возможность присвоения одним органом государственной власти полномочий других органов;
    • четкое определение меры и форм ответственности Правительства перед Федеральным Собранием;
    • возможностью влияния парламента на назначения ключевых министров;
    • четкое определение демократического, а не назначенческого, чиновничьего порядка формирования верхней палаты - Совета Федерации;
    • возложение на парламент ответственности за определение основных направлений внешней и оборонной политики.
Мы убеждены, что без внесения целого ряда принципиальных поправок в Конституцию невозможно дальнейшее движение к созданию в России сильного, дееспособного и действительно правового демократического государства. 

Президент

Сегодня уже очевидно, что институт президентства во всех постсоветских странах превращается в такую точку, где очень быстро и бесконтрольно сосредотачивается огромная власть. Тем самым он становится постоянным источником политической нестабильности и угрозы для безопасности граждан. В будущем мы не исключаем возможности перехода России к такой модели правления, при которой за Президентом останутся лишь функции главы государства, а всю исполнительную власть возьмет на себя Правительство, опирающееся на большинство Федерального Собрания. 

Но в то же время мы понимаем, что резкая смена политического режима чрезвычайно опасна и может повлечь за собой дестабилизацию обстановки в стране. Поэтому сегодня мы выступаем за ограничение и уточнение полномочий Президента в рамках ныне существующей президентской модели правления. Мы будем добиваться положения, при котором: 

    • формирование Президентом Администрации, Совета Безопасности и утверждение структуры правительства осуществляется только на основе федерального закона;
    • указы Президента принимаются только на основании и во исполнение Конституции и законов;
    • президент не вмешивается в четко определенную компетенцию Правительства, не присваивает себе его полномочий и структурных подразделений.

Судебная система

Мы поддерживаем концепцию судебной реформы, одобренную Верховным Советом в 1991 году, однако считаем, что для ее реализации сделано слишком мало. 

В настоящее время суды испытывают острый дефицит кадров, убывание которых продолжается из-за нищенских зарплат и чувства незащищенности перед лицом возросшей и усилившейся преступности. Суды общей юрисдикции перегружены делами, в силу чего судебная процедура подчас чрезмерно затягивается. Очень часто суды находятся в унизительной материальной и финансовой зависимости от исполнительной власти. Сложилась недопустимая практика невыполнения судебных решений, - все это также не способствует престижу судейского труда. 

Для обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования судебной системы в первую очередь решить следующие задачи: 

1. Вернуть престиж и обеспечить безопасность судейской профессии. Это означает: 

    • существенно увеличить зарплату судьям - особенно в судах общей юрисдикции;
    • обеспечить безопасность судей, присяжных, адвокатов и свидетелей - возможно, путем создания специальной судейской полиции.
Реализация этих мер предотвратит кадровую утечку из судейского корпуса и сделает профессию судьи привлекательной для профессионалов. 

2. Добиться выполнения судебных решений. Рецепт здесь может быть только один: чиновники, повинные в неуважении к суду, должны незамедлительно подвергаться увольнению. Но для этого должна быть проявлена воля, идущая от самого высшего руководства страны

3. Ликвидировать материальную зависимость судов от административных органов. Финансирование судов должно осуществляться из бюджета напрямую, без какого-либо посредничества исполнительной власти. 

4. Разгрузить суды общей юрисдикции от чрезмерного объема дел. 

Для достижения этой цели нужно двигаться в следующих направлениях: 

А. дифференциация судебной системы по горизонтали: 

выделить в системе судов общей юрисдикции коллегии по административным делам, крайне необходимые сегодня во-первых, для более профессионального рассмотрения нарастающей массы конфликтов между гражданами и государством, во-вторых, для контроля за административными актами, включая нормативные; 

Б. дифференциация судебной системы по вертикали: 

    • стимулировать развитие мировых судов, действующих на уровне местного самоуправления, которые могут принять на себя большое количество мелких дел;
    • в субъектах федерации допустить создание уставных судов, которые освободят федеральные суды от применения конституций, уставов и законов субъектов федерации. Но сделать это необходимо исключительно на основе принципа единства и верховенства федеральной судебной системы.

Избирательная система

Мы будем добиваться введения целостного избирательного законодательства, обеспечивающего демократические, свободные и честные выборы органов государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях. Для этого необходимы следующие шаги: 
    • устранение неоправданного вмешательства во внутренние дела политических партий и иных общественных организаций при выдвижении списков кандидатов в депутаты Государственной Думы;
    • издание демократического закона о формировании Совета Федерации, который должен быть органом демократического представительства граждан регионов России с профессиональной работой членов СФ, а не палатой чиновников, надзирающих за законодательным процессом;
    • проведение демократического закона о Конституционном собрании - представительном и высокопрофессиональном органе, способном подготовить и внести необходимые поправки в действующую, а в перспективе - создать новую Конституцию;
    • введение второго тура выборов депутатов законодательных органов в тех случаях, где ни один кандидат в первом туре не собрал убедительного большинства голосов, - только тогда выборы будут отражать волю большинства, и отсекать экстремистов;
    • усиление норм, побуждающих партии бороться за одномандатные округа и ограничивающих влияние как администрации, так и денежных мешков на исход выборов;
    • законодательное закрепление строгих положений, обеспечивающих реальное равенство всех избирательных объединений и всех кандидатов (в частности, их доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации), исключение административных и финансовых рычагов давления на избирателей, и покупки голосов;
    • усиление общественного контроля за деятельностью избирательных комиссий, за подсчетом голосов и публикацией итогов выборов;
    • наведение строгого порядка при сборе и учете подписей избирателей в поддержку кандидатов и избирательных объединений;
    • расширение и ужесточение гарантий избирательных прав граждан на региональных и местных выборах;
    • усиление ответственности за нарушение избирательного законодательства, от кого бы оно ни исходило: установленные в судебном порядке подлог и фальсификация - безусловное основание для отмены ранее объявленных результатов выборов и референдумов.

Информационная политика

Во второй половине ХХ века средства массовой информации (СМИ) превратились в четвертую власть. Это привело к возникновению глубоких противоречий между функциями СМИ как средства информирования, т.е. средства реализации одной из важнейших прав и свобод человека - права на информацию и свободу слова, и средства политического влияния, манипулирования сознанием и поведением граждан в борьбе за власть. Четвертая власть “выпала” из классической концепции разделения властей, и поэтому формирование этой ветви власти в нынешней России происходит путем захвата “кусков” информационного пространства по праву сильного. Оно сопровождается информационными войнами, которые ведутся без правил, в которых есть свои жертвы и победители, но в результате которых проигрывает все общество. 

Для того чтобы на смену информационным войнам пришли творческое состязание и конкуренция за качество информации, необходима новая российская государственная информационная политика. Она должна основываться на следующих принципах. 

1. Свобода слова

Конституция Российской Федерации (ст.29) и Декларация прав человека закрепили право каждого на свободу слова, мысли, на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, а также право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться только закономи только для охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой, государственной тайны, а также защиты конституционного строя и нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом. 

2. Отделение СМИ от властей - законодательной, исполнительной и судебной

Механизм этого отделения различен для печатных и электронных СМИ. Для печатных СМИ необходима поправка к закону о СМИ, вводящая запрет на учредительство СМИ со стороны органов государственной власти: представительной, исполнительной, судебной. Исключение могут составлять лишь ведомости, содержащие протоколы заседаний и сборники нормативных актов. 

Для электронных СМИ необходим переход от прямого управления ими со стороны исполнительной и президентской власти к косвенному регулированию путем формирования всеми ветвями власти Федеральной комиссии по телевидению и радиовещанию, а также созданию благоприятных условий для частного и общественного телевидения и радио. С этой целью необходимо кардинально упростить выдачу лицензий на вещание и связь, выдавая их одновременно, а также провести конверсию частот и создать Федеральный фонд развития телевидения и радиовещания для обустройства вещания на новых частотах, куда каждый претендент на получение лицензии для участия в конкурсе должен сдать взнос-залог, возвращаемый в случае проигрыша. 

3. Недопустимость монополизации СМИ и обеспечение публицистического и информационного разнообразия

Разнообразие представленных в СМИ мнений и позиций является заботой государства и обеспечивается двумя основными методами: внешнего и внутреннего плюрализма. 

а) внешний плюрализм целесообразен в сфере приватизированных СМИ. Он предусматривает право каждого СМИ быть односторонним и тенденциозным в пределах закона. Могут быть партийные и частные СМИ, внутри которых плюрализм ограничен творческой концепцией, политической направленностью учредителей СМИ и журналистов. В этом случае разнообразие мнений достигается за счет наполнения информационного рынка разнонаправленными СМИ, каждое из которых имеет равный доступ к материальной и производственной базе. 

Для использования метода внешнего плюрализма государство должно вводить ограничения на монополизацию и концентрацию информационных ресурсов, в частности - обеспечивать равный доступ к бумаге, полиграфическим мощностям, а также средствам распространения телерадиочастот СМИ различных политических направлений. 

Кроме того, законодательно должны быть устанавлены меры по недопущению монополизма в СМИ, т.е. предельно допустимые доли общероссийского тиража газет эфирного времени, которые могут быть сосредоточены в одних руках. 

б) внутренний плюрализм подразумевает достижение публицистического разнообразия внутри преимущественно государственных СМИ. 

Для этого государство вводит соответствующие содержательные установки, например, требование пропорционально представлять позиции разных социальных групп и соответствующих политических партий. При этом необходимо государственное, а не рыночное финансирование этих СМИ, а также создание советов при СМИ, состоящих из представителей различных общественно-политических групп. 

Соотношение внешнего и внутреннего плюрализма различно для различных СМИ. Очевидно, что внешний плюрализм успешно работает на рынке печатных СМИ, где меры по обеспечению внутреннего плюрализма выглядят архаично. 

Для электронных СМИ в силу дефицита частот представляется наиболее приемлемым сочетание внутреннего и внешнего плюрализма, причем на первых порах преобладает внутренний плюрализм, а затем благодаря внедрению новых технологий связи, конверсии и освоению новых частот, он вытесняется внешним плюрализмом как более естественным и демократичным методом достижения публицистического и информационного разнообразия. 

4. Защита общества и граждан от недобросовестной и злокачественной информации

Законом устанавливается ответственность за публикацию ложной информации, вызвавшей негативные последствия для личности или общества. Исчерпывающий перечень запретов на информацию должен содержаться в Федеральном законе. 

В этот перечень должны войти помимо информации, составляющей личную, семейную, профессиональную, коммерческую, и государственную тайну, следующие виды публикаций: 

    • ложные известия, способные подорвать доверие к стране;
    • ложные известия относительно операций с акциями или платежами коммерческих фирм;
    • ложные известия, направленные на изменения намерений избирателей или на увеличение числа лиц, отказывающихся голосовать на выборах;
    • иные виды публикаций, исчерпывающий перечень которых обозначается в законодательстве Российской Федерации.
Все претензии по нарушению этих запретов могут рассматриваться только в судебном порядке. Разрешение подобных конфликтов в представительных и исполнительных органах власти - недопустимо. 

5. Государственная поддержка СМИ

Государственная поддержка оказывается СМИ в следующих формах: 
    • налоговые, таможенные, тарифные и валютные льготы на деятельность, направленную на производство и распространение СМИ;
    • особый механизм акционирования полиграфической базы, при котором 50% акций переходят к журналистам;
    • адресное дотирование городских, районных, сельских газет, путем внесения их в общероссийский Реестр финансируемых из федерального бюджета изданий.

6. Правовая и социальная защита журналистов

В Российской Федерации вводится официальный статус профессионального журналиста, который характеризуется тремя критериями: 
    • непосредственное и постоянное интеллектуальное сотрудничество по меньшей мере с одним СМИ;
    • такое сотрудничество оплачивается в соответствии с существующими нормами;
    • указанная оплата представляет для профессионального журналиста основной источник его трудовых доходов.
Статус профессионального журналиста определяется нормативными актами, подтверждается журналистской карточкой и влечет за собой права и обязанности, перечисленные в соответствующих нормативных актах. 

Федерация

Единство России может быть обеспечено только на пути последовательной децентрализации государственной власти, распределения ее между Федерацией и ее субъектами. Когда вся власть сосредоточена в одном центре, ею невозможно распорядиться эффективно. 

Федерация обязана обеспечить: 

    • защиту безопасности граждан и государства, территориальной целостности Российской Федерации;
    • защиту равных прав и свобод гражданина на всей территории России;
    • соблюдение субъектами федерации принципов демократии, разделения властей и прав местного самоуправления;
    • единое экономическое пространство страны;
    • единообразие межбюджетных отношений Центра и регионов;
    • последовательное сближение стандартов уровня жизни;
    • укрепление единой системы правоохранительных, судебных и надзорных органов;
    • единое культурно-информационное пространство страны и единство минимального стандарта образования;
    • единство экологических стандартов, обеспечивающих сохранение среды обитания.
Субъектам федерации должны быть переданы все полномочия, которые они в силах реализовать, не нанося ущерба единству Федерации. 

Наши принципы: 

    • равенство прав субъектов Федерации, отказ от раздачи привилегий и суверенитетов;
    • конституционный характер Федерации;
    • отказ от применения армии внутри страны за исключением случаев, специально оговоренных в Конституции и законах России и на основе законных процедур, приоритет политических методов над силовыми;
    • осторожность и постепенность реформирования сферы федеративных отношений.
Конституционная федерация - это цель, для достижения которой нужно создать культурные, политические и экономические предпосылки. Мы не выступаем за расторжение существующих договоров Центра с некоторыми республиками. Мы видим свою задачу не в подобных акциях административного характера, а в том, чтобы постепенно интегрировать эти республики в конституционную систему. 

Конфликты между Федерацией и ее субъектами должны решаться политическими средствами, применение силы допустимо лишь в исключительных случаях вооруженного сепаратизма и только на основе Конституции и законов. 

Мы против поспешного передела административно-территориального деления России: границы субъектов федерации должны остаться незыблемыми до разработки такого механизма их безболезненного пересмотра, который будет приемлем для всех субъектов Федерации, основан на демократических принципах, не ущемит прав меньшинств и не будет порождать конфликтов. Выравнивание статуса субъектов федерации должно идти постепенно - в сторону расширения прав краев и областей, а не урезания конституционных прав республик. Объединение нынешних субъектов Федерации в более крупные регионы рассматривается нами как желательный процесс, свободный от какого-либо административного принуждения. Для достижения в отдаленном будущем этой цели необходимо: 

    • поддерживать региональные ассоциации, в том числе путем делегирования им некоторых федеральных полномочий;
    • оказывать политическую и финансовую поддержку совместным проектам и программам, представляемым субъектами Федерации и союзами местных сообществ (при экспертизе в соответствующих субъектах Федерации и в Центре);
    • реформировать систему централизованного управления путем сокращения аппарата федеральных ведомств в субъектах Федерации, в том числе за счет размещения подразделений этих органов по одному на каждый крупный экономико-географический регион.
Мы выступаем за предельную ясность во взаимоотношениях между Федерацией и ее субъектами. Для ее достижения необходимы: 
    • создание правового механизма, не допускающего одностороннего территориального передела (как со стороны центра, так и любого органа регионального или местного уровня);
    • четкое определение порядка принятия и реализации решений в сфере совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов на основе федерального закона;
    • законодательно закрепленная процедура экспертизы законодательных актов субъектов Федерации (в рамках конституционной сферы совместной компетенции) в Федеральном Собрании и учет предложений региональных собраний по федеральным законам;
    • выработка и введение в действие механизма ответственности как Центра, так и субъектов Федерации за неисполнение или превышение переданных им полномочий;
    • четкое разграничение источников поступления средств в бюджеты трех уровней (центрального, регионального и местного) в строгом соответствии с распределением расходов между ними.
На федеральном уровне необходимо закрепить гарантии республиканской демократической формы организации власти в субъектах Федерации, а также устранить перекосы в сторону одной из ветвей власти. В настоящее время это означает: 
    • добиться скорейшей и повсеместной выборности глав республик и губернаторов;
    • гарантировать в федеральном законодательстве роль и полномочия представительных органов субъектов Федерации;
    • увеличить роль, укрепить независимость и усилить авторитет судебных органов;
    • разработать механизм прямого воздействия федеральных органов на те субъекты Федерации, где нарушаются права человека и федеральные законы;
    • выработать правовой механизм досрочного отстранения от должности руководителей субъектов Федерации по существенным основаниям и на основе законных процедур.

Местное самоуправление

Мы поддерживаем Европейскую хартию местного самоуправления, согласно которой под местным самоуправлением самостоятельная - под собственную ответственность - деятельность местных сообществ, образованных по территориальному признаку, по решению вопросов их внутренней жизни в рамках Конституции и закона. Главное назначение местного самоуправления состоит в том, чтобы дать людям возможность самостоятельно решать часть своих проблем, отойти от государственного патернализма, максимально сократив дистанцию между властью и обществом. Для реализации этой задачи необходимо: 
    • законодательно оформить конституционные гарантии местного самоуправления, отделив его от органов государственной власти;
    • обеспечить выборность органов местного самоуправления с правом отзыва выборных органов и должностных лиц населением;
    • отказаться от чрезмерной унификации в вопросах организации, структуры и функций органов местного самоуправления, предоставив в этой области большую свободу субъектам Федерации - но не в ущерб правам и вольностям местных сообществ, законодательно закрепляемым на федеральном уровне;
    • четко разграничить компетенцию и предметы ведения между государственными органами и местным самоуправлением, предусмотрев в то же время возможность добровольного отказа местного сообщества от выполнения каких-либо функций (в силу, например, финансовой или организационной слабости) в пользу государства и добровольного же принятия их на себя по отпадении приведших к отказу причин;
    • определить собственную налоговую базу местного самоуправления, сделав упор на те налоги, размер которых связан с размером территории и численностью местного сообщества (земельный налог, налог на имущество, подоходный налог с граждан), но оставив основой федерального бюджета налоги, размер которых зависит от хозяйственной деятельности (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость);
    • установить условия предоставления местным сообществам дотаций - в строгом соответствии с объемом и характером полномочий, законодательно закрепленных за местным самоуправлением, одновременно предусмотрев механизмы контроля за использованием этих средств;
    • содействовать усилению роли коллегиальных органов местного самоуправления, предотвратить его вырождение в бесконтрольное правление местных князьков;
    • обеспечить эффективную систему правового надзора за деятельностью органов местного самоуправления;
    • стимулировать развитие общественного самоуправления.

Национальная политика

Более 80% населения России составляют русские. В то же время современная Россия унаследовала от российской империи и СССР характер многонационального государства. Главным вектором национальной политики в Российской Федерации должно стать ослабление и предотвращение политизации национальных и этнических проблем, переведение их из разряда политических в категорию социальных и культурных. 

Наши приоритеты: 

    • защита и обеспечение реализации национально-культурных прав личности, а не отстаивание претензий этнократических элит под видом коллективных прав этноса, чреватое национальными конфликтами;
    • реализация как в законодательстве, так и в общественной практике записанных в Конституции принципов добровольности самоотнесения личности к тому или иному этносу и запрета принуждения гражданина к определению этнической принадлежности или отказу от него;
    • признание этнокультурного разнообразия общественным достоянием, подлежащим государственной защите;
    • пресечение национальной дискриминации, равно как и установления льгот и преимуществ по национальному признаку; безусловность наказания за дискриминацию в любой форме, санкции по отношению к должностным лицам и органам власти и местного самоуправления за непресечение дискриминации;
    • учет особенностей традиционного хозяйствования при проведении экономических реформ;
    • поддержка национально-культурной автономии как экстерриториальной формы общественного ассоциирования и реализации национально-культурных прав;
    • сохранение национально-территориальных образований на региональном и местном уровнях при непременном условии равенства прав всех проживающих в них граждан независимо от национальной принадлежности;
Наши принципы в национальной политике: 
    • предотвращение использования национально-культурных прав отдельных лиц и общностей в ущерб правам иных лиц;
    • эффективное применение санкций за разжигание розни и ущемление суверенитета Российской Федерации;
    • запрет на делегирование этническим лидерам властных полномочий по отношению к гражданам какой-либо национальности;
    • финансирование конкретных программ, объектов и непосредственных исполнителей, способствующих развитию национальных культур, а не этнополитических организаций и образований.
В бюджетах субъектов Федерации, с проживанием национальных меньшинств должно быть предусмотрено выделение средств на начальное и среднее образование на их родном языке, средства вещания, издательства, музеи, творческие коллективы и т.п. При необходимости соответствующие статьи расходов должны покрываться целевыми дотациями из федерального бюджета. 
 

Яблоко. Начальная страница
Яблоко. Объединение

Copiright (c) 1998 Yabloko info@yabloko.ru 
Web Powered by ORC info@orc.ru