Яблоко Молодежное ЯБЛОКО
На главную
Программа
ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД К РЕФОРМАМ В РОССИИ

Алешин Д.А., Новиков А.В., Ульянов А.С.

 

ПРОГРАММНЫЙ

ПОДХОД К РЕФОРМАМ

В РОССИИ

 

 

принято в качестве экономической программы Молодежного “ЯБЛОКA”

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ *

1.1. Анализ сложившейся экономической ситуации *

1.2. Цели и принципы реформирования российской экономики *

1.3. Стратегия реформ *

2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОРРЕКТИРОВКА *

2.1. Денежно-кредитная политика *

2.2. Налогово-бюджетная политика *

2.3. Таможенно-тарифная и внешнеэкономическая политика *

3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ *

3.1. Спецификация прав собственности *

3.2. Система перераспределения прав (собственности) *

3.2.1. Приватизация *

3.2.2. Банкротства *

3.2.3. Деприватизация *

3.2.4. Увеличение мобильности рынков *

3.3. Развитие финансовой инфраструктуры *

3.3.1. Задачи реструктуризации банковской системы *

3.3.2. Развитие рынка ценных бумаг *

3.4. Организационные изменения *

3.4.1. Крупные структуры *

3.4.2. Малый бизнес *

3.4.3. Структурная адаптация предприятий *

3.4.4. Антимонопольная политика *

4. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА *

4.1. Повышение нормы накопления *

4.2. Селективная промышленная политика *

4.2.1. Отрасли с емким внутренним рынком *

4.2.2. Экспортноориентированные отрасли *

4.3. Инновационная политика *

 

1. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Финансовый кризис августа 1998 года показал всю опасность отсутствия стратегии реформ. Однако, к сожалению, беспринципность правительства - отсутствие общих принципов экономической политики - осталась. Большинство политических партий также не обладает четко сформулированными долгосрочными экономическими программами, что поощряет их безответственность сегодня и приведет к повторению правительственного пути в случае их прихода к власти завтра. Свидетельство тому - тот факт, что большинство общественных сил не ставит никаких других целей кроме абстрактных, вроде “светлого будущего” или “всестороннего развития личности”.

Под программным подходом к реформам мы понимаем комплексный подход, расстановку приоритетов и сроков, структурно-функциональное представление реформ. Каждый их этап должен иметь свои четкие цели. Такой изначальный подход позволит избежать как необоснованного самогипноза, что ряд мероприятий (или отсутствие таковых) является экономической панацеей, так и проведения несовместных действий, сочетание которых только затруднит достижение целей.

Восстановление экономики после финансового кризиса августа 1998 г. уже начинает вселять некоторым приверженцам либеральных теорий необоснованную уверенность, что все якобы образуется само собой. Тем не менее очевидно, что этот “рост” выдыхается, что экономика России нуждается в существенном реформировании. Необходимо создание целого ряда институтов, изменение правовой системы и отношений собственности, формирование инструментов государственного регулирования экономики. Однако заниматься этим, не отдавая себе отчет зачем и как это делается, невозможно. В противном случае ситуация может только ухудшиться. Реформы ради реформ неизбежно будут носить “антинародный” характер.

1.1. Анализ сложившейся экономической ситуации

Попробуем наиболее общим образом охарактеризовать сложившуюся в России экономическую ситуацию. За 1990-е гг. ВВП РФ на фоне отрыва финансового сектора от реального сократился более чем на 50%, инвестиции - в 5 раз, производственные мощности сократились на 25%. Занятость при этом упала примерно на 10% (на 6-7 млн. чел.). Это значит, что из-за сокращения и старения мощностей восстановление дореформенного уровня производства даже в среднесрочной перспективе нереально.

Картину, наблюдаемую на реальных рынках, можно охарактеризовать как близкую к равновесной. На рынке средств производства спрос и предложение сократились в значительных масштабах. На рынке потребительских товаров спрос снизился меньше, чем предложение, так как был скомпенсирован возросшим импортом. Четырехкратная девальвация в 1998 г. дала стимул процессам импортозамещения, однако оживление промышленного производства уже к середине 1999 г. столкнулось с жёсткими спросовыми ограничениями, причиной которых были низкие реальные доходы населения и снижение уровня жизни.

Ситуация на рынке труда характеризуется избыточным предложением, которое носит застойный характер и принимает искаженные формы (скрытая безработица; занижение выплаченной заработной платы по сравнению с начисленной; задержки зарплаты).

На денежном рынке наблюдается дефицит ликвидных средств. Так, коэффициент монетизации (отношение денежной массы к ВВП) снизился в 1994 г. до 8%. После периода незначительного увеличения (12-13% в 1996-98 гг.) он в результате августовского скачка цен еще больше упал - до 5%. Напомним, что в развитых странах этот показатель близок к единице (100%). Произошло это из-за того, что с немонетарной инфляцией боролись монетарными методами: эмиссия сильно отставала от роста цен. Для обеспечения товарной массы возникли денежные суррогаты - долларовый оборот, неплатежи, бартер, задержки зарплаты; в лучшем случае векселя. Ситуация осложнялась тем, что даже этот недостаточный объем “живых денег” в обращении находился в основном в финансовом секторе, обслуживая интересы получивших доступ на рынок ГКО олигархических групп. Все это и привело к тому, что значительную часть налогов правительство собирает в неденежной форме (в частности, в виде взаимозачетов).

Низкий коэффициент монетизации вел также к поддержанию ставки процента на завышенном уровне (двузначном в реальном выражении) и завышенному курсу национальной валюты. А это, в свою очередь, еще больше способствовало оттоку ресурсов из реального сектора в финансовый, поддерживало прибыльность спекулятивных операций.

Ситуация общего экономического кризиса в РФ осложняется утечкой капитала. Она идет в виде удержания выручки экспортерами, вывоза валюты через оффшорные зоны, покупки недвижимости за рубежом, перевода денег за границу за оказание фиктивных услуг, оплаты неосуществленных импортных контрактов и т.д. В результате превышение экспорта над импортом не использовалось на погашение внешнего долга и пополнение валютных резервов. “Благополучный” 1997 год стал также годом максимальной утечки капитала (около $55 млрд.), которая таким образом “уравновесила” приток иностранного капитала на рынок ГКО. При этом большая часть накапливаемых резервов ЦБ уходила на поддержание курса рубля, что также отражалось в платежном балансе в виде уменьшения активов наличной иностранной валюты.

Наконец, принимая во внимание нежелание инвесторов вкладывать деньги в экономику даже при падении реальной ставки процента и домохозяйств приобретать ценные бумаги (в качестве основного способа сбережений устойчиво предпочитается доллар), можно сделать следующий неутешительный вывод: Россия находится одновременно в ситуации классических инвестиционной (при падении ставки процента предприятия не увеличивают инвестиции) и ликвидной (увеличение предложения денег не приводит к снижению рыночной процентной ставки) ловушек, отягощенной к тому же неравновесием на рынках труда и денег, разбалансированным платежным балансом.

Это означает, что если правительство ограничится мерами денежно-кредитной политики, снизив ставку процента или увеличив предложение денег (проведя эмиссию), то это не приведет к росту уровня производства. Что еще раз подтверждает тезис о необходимости комплексного подхода, использования всех рычагов реформирования.

Необходимо отметить, что в реальном секторе существуют и более глубокие несоответствия. Они касаются как значительных структурных проблем (сырьевая направленность экспорта, малоэффективный аграрный сектор, износ основных фондов в обрабатывающих отраслях, низкое качество отечественной готовой продукции), так и институциональных условий, к реформированию которых наша страна фактически еще не приступала.

Депрессивное состояние российской экономики в этой ситуации плохо не только само по себе. Оно не позволяет подготовиться к решению серьезных проблем, с которыми наша страна столкнется в среднесрочной перспективе. Это:

  • необходимость выплаты процентов и амортизации по огромному внешнему долгу, конец отсрочек по которому приходится на 2003-2010 гг.;
  • сокращение экспортной выручки вследствие истощения основных месторождений, превышение добычи полезных ископаемых над разведкой (ситуация к тому же отягощается низкой выработкой месторождений и падением мировых цен на энергоносители и цветные металлы);
  • износ основных фондов и жилого фонда - пик строительства жилья (срок службы которого - 60-70 лет) пришелся рубеж 50-60-х гг.;
  • истощение научного потенциала;
  • демографическая проблема, с которой связана пенсионная, - при сохраняющихся тенденциях отношение числа работающих к числу пенсионеров будет уменьшаться, что при распределительной пенсионной системе приводит к необходимости роста затрат на пенсионное обеспечение до 16-18% ВВП.

1.2. Цели и принципы реформирования российской экономики

Мы ставим целью реформ выведение России на траекторию экономического роста с темпом прироста в 10% во 2-й четверти XXI века; рост благосостояния ее граждан при гарантиях социальной защищенности. Наш идеал - социально ориентированная смешанная экономика постиндустриального типа. “Российская экономическая модель” не должна походить на другие - ключ к ее построению лежит в заимствовании удачных элементов при эффективном использовании абсолютных и относительных преимуществ нашей экономики. Для успешного развития в ХХI веке требуется сочетание экономических преобразований с социальными. Рост благосостояния должен происходить одновременно с ростом образовательного и нравственного уровня, правовой, политической культуры.

Это объясняет “зачем” мы хотим проводить преобразования, а наши принципы раскрывают “как” мы будем их проводить. Это принцип открытости политики (для избежания недопонимания и противодействия мерам правительства - при непредсказуемости политики невозможен не только рост доверия, но и возрождение экономики); принцип лечения не симптомов, а заболеваний (путем интернализации экстерналий и поиском общих решений; созданием не механизмов перераспределения богатства, но институтов, стимулирующих его рост), и принцип вторичности экономических явлений (все макроэкономические проблемы уходят корнями в неэкономические, являются проявлением глубинных проблем институционального характера, поэтому необходимо создавать такие институты - правила поведения и принятия решений, которые в корне решат экономические проблемы).

В этом кроется коренное отличие данной концепции от стратегии радикал-реформаторов. Реформы в России должны не только учитывать национальные, региональные, исторические особенности, но и проводиться комплексно. Простой капитализацией предприятий, одним введением новых налогов нельзя решить проблемы нашей экономики. Главное отличие российской экономики 1991 г. от западной заключалось не в отсутствии свободного ценообразования и превалировании государственной собственности, а в отсутствии конкуренции, одинаковых для всех “правил игры”, правовых институтов.

1.3. Стратегия реформ

Перейдем к плану действий. Прежде, чем начать выводить экономику на траекторию устойчивого развития (осуществлять инвестиционно-структурные сдвиги), необходимо создать для них институциональные условия. А для этого, в свою очередь, необходимо достичь макроэкономической стабилизации - устранить сложившиеся перекосы макроэкономической политики. Причем начать устранение этих перекосов, проведение институциональных реформ и инвестиционно-структурных изменений необходимо одновременно. Реализация мероприятий только одного уровня будет означать неподготовленный выход на следующий этап и невозможность двигаться дальше.

Стратегия, на наш взгляд, должна быть следующей. Действия разбиваются на три уровня и на три этапа. Институциональные изменения при этом разбиваются на два этапа, а инвестиционно-структурные сдвиги - на три. На каждом этапе только один из типов действий (тот который на этом этапе должен быть завершен) имеет приоритет, тем не менее выполнение всех действий этапа - залог перехода к следующему. После завершения реформ на каком-либо уровне на нем проводится уже “нормальная” экономическая политика, хотя на других уровнях могут идти реформы.

Только после выхода экономики на траекторию устойчивого развития возможны попытки воплощения “розовой мечты” всех идеалистов в экономике - ускорения ее движения по этой траектории. Поясним нашу мысль на примере: нельзя говорить о внедрении новых технологий, когда отсутствуют инвестиции даже в простое воспроизводство основных фондов. Однако ни простая ликвидация спекулятивного рынка ГКО, который оттянул все инвестиционные средства, ни стимулирование инноваций не могут решить проблему. Начинать проводить эти меры нужно было одновременно и комплексно. Это обусловлено и тем, что такие половинчатые рецепты как эмиссия или расширение государственных расходов ничего не дадут. Эмиссия из-за ликвидной ловушки, неплатежей и т.д. приведет лишь к непроизводительному потреблению и росту импорта, а манипулирование госрасходами, как показывает отечественная практика, неоперативно, неэффективно и сопряжено с коррупцией. Ограничение утечки капитала административными методами невозможно - капитал всегда найдет лазейку. Как видно, для решения инвестиционной проблемы надо сначала решить микроэкономическую задачу повышения конкурентоспособности российских предприятий и улучшения неблагоприятного делового климата. Это вновь подтверждает необходимость комплексного подхода.

 

2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОРРЕКТИРОВКА

2.1. Денежно-кредитная политика

Вследствие неразвитой кредитной и финансовой инфраструктуры необходимо отдавать приоритет прямым инструментам (регулирование учётной ставки и денежной базы) по отношению к косвенным (операции на открытом рынке, регулирование денежного мультипликатора с помощью норм обязательного банковского резервирования). Таким образом, во главу угла ставится усиление роли государства в создании и управлении денежной массой. Повышение роли банковского сектора в создании денежной массы - задача институциональных преобразований.

Ключевым инструментом должно стать регулирование процентной ставки. При такой системе объём денежной массы М2 будет зависимым параметром. Это особенно важно, учитывая необходимость её расширения для повышения коэффициента монетизации ВВП. Ставка рефинансирования в реальном выражении не должна превышать 1-2%. Это должно привести к росту спроса на кредиты ЦБ и коммерческих банков, что в условиях системы регулирования процентной ставки означает кредитную эмиссию. В этой ситуации крайне важно сдержать инфляционные ожидания экономических агентов. Необходимо проведение кампании с целью убедить их в том, что эта эмиссия предпринята в целях повышения коэффициента монетизации ВВП, что фактически это замена денежных суррогатов на “настоящие деньги”. Для этого необходим конкретный механизм направления эмитированных средств в реальный, а не финансовый сектор.

Слабое использование косвенных рычагов на первом этапе позволит избежать конъюнктурных решений (например, гипертрофированного развития рынка ГКО, так как именно на нем операциями Центробанка определялись все основные монетарные параметры). Такой отказ также не позволит использовать кредитно-денежную политику для решения бюджетных проблем. Кроме того, необходимо (по примеру США) запретить коммерческим банкам использовать кредиты ЦБ для покупки государственных ценных бумаг. Эта мера нарушит ставшую фатальной для российского реального сектора связь ставки рефинансирования с доходностью государственных ценных бумаг.

Однако необходимо помнить, что низкий коэффициент монетизации в России в основном объясняется малым значением денежного мультипликатора. Иными словами, наблюдается острая нехватка именно кредитных, а не базовых, наличных денег. Поэтому наиболее оптимальный путь повышения коэффициента монетизации - это реформирование и санация банковской системы, модернизация системы расчётов, т.е. проведение институциональных преобразований.

По мере замены суррогатов на “живые деньги” важно разработать механизм ухода последних из обращения. Предлагается введение специального (карательного) сбора на бартерные сделки, способствование сокращению использования предоплаты, разрешение кризиса задолженности предприятий.

К сожалению, развитие вексельного обращения в России приняло уродливые формы, даже дискредитировало само понятие “вексель”. Вместо долгового инструмента векселя стали исполнять роль денег. Прекращению выполнения векселями несвойственных им функций и повышению доверия к этому платёжному средству могли бы способствовать в российских условиях преимущественное использование простого финансового векселя, обязательная банковская гарантия (аваль) переводных векселей, запрет на выпуск векселей банками и другими финансовыми учреждениями. Важным механизмом “направленной” эмиссии и нормализации вексельного обращения может стать использование переучёта векселей предприятий в Центробанке (из-за противодействия МВФ введение этой меры в начале 1999 г. было приостановлено).

Для уменьшения долларизации необходимо усиление валютного контроля, введение 80% резервирования направляемых на покупку валюты средств коммерческих банков. Необходим коренной пересмотр всей стратегии валютной политики ЦБ, осуществляемой на практике де-факто по принципу currency board.

В этих условиях целесообразно было бы пересмотреть в некоторой степени принцип независимости Центрального банка РФ. По примеру ФРС США можно ввести в совет ЦБ представителей крупнейших кредитных учреждений и бизнеса. Соответственно необходимо создать региональные структуры с как минимум совещательными функциями. Правительство и Дума также должны принимать консультативное участие в определении целевых ориентиров ЦБ, вплоть до утверждения Думой стратегии кредитно-денежной политики.

2.2. Налогово-бюджетная политика

Налогово-бюджетная политика при разумном сочетании социальной направленности и ориентации на “государство развития” должна строиться на следующих принципах:

  1. Стабильность, предсказуемость и прозрачность. Любое изменение налогового законодательства, ухудшающее положение налогоплательщика, должно вводиться не ранее, чем через год после объявления. Надо также распространить так называемую “дедушкину оговорку” на отечественных инвесторов. Надо сократить до минимума число внебюджетных фондов, установить мораторий на их создание, а также запретить их на уровне субъектов.
  2. Бюджетный федерализм. Вместо практики разделения федеральных налогов следует ввести фиксированные отчисления с валовых сборов, одинаковые для регионов. Возможно также повышение статуса большинства налогов до федерального при едином для них проценте разделения. Это необходимо, т.к. сборы налогов с разным разделением сильно варьируются, что ведёт к асимметрии: некоторые отчисляют до 55% валовых налоговых сборов по территории, некоторые - менее 20%. Сейчас межбюджетные отношения проходят через систему Фонда финансовой поддержки регионов (15-20%), остальное составляют бюджетные ссуды, взаимозачёты. Долю последних должны занять целевые федеральные программы образования, дорожного строительства, развития малого бизнеса, стимулирования НИОКР. Кроме того, нынешняя система выравнивания доходов регионов через ФФПР не побуждает регионы изыскивать возможности повышения сборов. Здесь необходима определенная нелинейность. За органами местного самоуправления также необходимо закрепить источники налоговых доходов. В расходной части многих субъектов значительную долю играют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Эти расходы целесообразнее осуществлять на местном уровне, максимально приближенном к конкретным гражданам.
  3. Неинфляционное финансирование дефицита госбюджета. В условиях всеобщего недоверия к правительству рассчитывать на привлечение заёмных средств типа ГКО не приходится. К сожалению, политика поддержания первичного префицита - единственный выход в нынешней ситуации.

В этих сложных условиях, когда необходимо снизить налоги, что в краткосрочном плане приведёт к падению бюджетных поступлений, когда возможности по финансированию дефицита предельно ограничены, когда ряд расходов требует немедленного увеличения, важно грамотное управление бюджетным процессом. Разобьем необходимые действия на три подгруппы - увеличение доходной части, оптимизацию расходной части и финансирование дефицита:

а) Увеличение доходной части. Главное направление - вывод части экономики из тени. Для этого предлагается ряд мер, в том числе не только фискального характера. По налогу на прибыль - вычет из налогооблагаемой базы затрат на инвестиции, рекламу, благотворительную деятельность, НИОКР, повышение квалификации работников. По подоходному налогу - перечень потребительских расходов, подлежащих при документальном подтверждении вычету из базы налога. Распространение вмененного налога на большинство малых предприятий. Повышение налога с продаж до 5%. Повышение акцизов на алкоголь и табак. Изъятие дифференциальной ренты через налог на дополнительный доход предприятий добывающей промышленности. Уже на первом этапе есть возможность повысить поступления по неналоговым доходам. Основные направления здесь - рост поступлений от аренды государственной собственности, доходов от госсобственности (от госпакетов акций). Однако уже в ближайшей перспективе (при осуществлении настоящей программы) может произойти рост налоговых поступлений и доли “живых денег” в налоговых сборах вследствие увеличения налоговой базы, роста производства и доходов.

б) Оптимизация расходной части. Необходима чёткая расходная классификация на всех уровнях бюджетной системы (ведомственная, функциональная, территориальная). Необходимо завершить переход на казначейскую систему исполнения бюджета. Надо сократить госаппарат, продать занимаемую госучреждениями недвижимость. Надо законодательно установить пределы расходов в процентах от ВВП по ряду статей. На этом фоне целесообразно установить приоритеты расходов на среднесрочную перспективу. Такими приоритетами должны стать расходы на науку, образование, инвестирование, в т.ч. гарантии инвестиций. Примером подобного установления приоритетов может стать законодательно установленный уровень расходов на НИОКР не менее 1% ВВП с выходом к 2010 г. на уровень 3% ВВП. Кроме того, можно ввести в список защищенных статей, не подлежащих секвестированию, ряд долгосрочных вложений, например, на ядерные исследования и содержание ведущих научных институтов.

в) Финансирование бюджетного дефицита. На рост внешней задолженности должен быть установлен 5-летний мораторий. Дефицит финансируется за счёт внутренних заимствований. Крайне важно сократить долю процентных выплат в расходах федерального бюджета. Учитывая структуру держателей ГКО (до 2/3 - Сбербанк и ЦБ) после ликвидации этого рынка разумной мерой стало бы замораживание ГКО, находящихся в их руках. Целесообразно ввести мораторий на выплату процентов по внутреннему долгу. Учитывая, что уже с 1998 г. российский бюджет сводился с первичным префицитом, эта мера создаст свободу манёвра в этот непростой период. Вместо выпрашивания кредитов МВФ, идущих на оплату прошлых долгов, - добиваться списания части долгов (долга СССР). Отдавать 30% расходов бюджета на обслуживание долга - непозволительная роскошь для России.

В среднесрочной перспективе основными задачами станут: повышение собираемости налогов, перенос тяжести налогообложения с конечных доходов на ресурсы, дальнейшее повышение в расходной части затрат на науку, образование, гарантии инвестиций, переход к “цивилизованному” финансированию дефицита. Необходимо ввести рентные платежи, и не только для того, чтобы пополнить доходную часть бюджета, но и в целях перераспределения сырьевых доходов на нужды всей экономики (в особенности обрабатывающего сектора), корректировки структуры промышленного производства.

В долгосрочной перспективе налогово-бюджетная политика должна ориентироваться на нужды структурной перестройки экономики. Будет происходить дальнейший рост расходов на долгосрочное инвестирование, образование. Кроме того, при росте параметров доходной и расходной части госбюджета, в стабильных условиях оправданным может быть некоторое увеличение бюджетного дефицита.

2.3. Таможенно-тарифная и внешнеэкономическая политика

Переход к рынку сопровождался включением в мировой рынок. Основной проблемой явилось то, что мы не являемся членами ГАТТ/ВТО и на нас автоматически не распространяется режим наибольшего благоприятствования. Это обстоятельство послужило причиной политики дискриминации, многочисленных антидемпинговых расследований против нашего экспорта. Например, против российских экспортеров металла в настоящее время действует 55 антидемпинговых процедур. Вопрос о вступлении РФ в ВТО ставился неоднократно. Оно должно было состояться в конце 1998 г., но не произошло из-за невыполнения Россией ряда обязательств.

Еще большей проблемой стало то, что либерализация проводилась без четкой программы; не было создано системы нетарифных мер регулирования (что привело к потоку некачественных товаров на наш рынок). В развитых же странах все большую роль играют нетарифные меры защиты - лицензирование, квотирование, государственное страхование и форсирование экспорта, правила санитарного, экологического, технического контроля, процедуры антидемпинговых расследований.

Вступление РФ в ВТО должно стать целью внешнеэкономической политики на среднесрочную перспективу. Однако, прежде всего необходимо четко определить приоритеты, список предложений и требований к нашим партнерам. Еще одним важным моментом является возможность использования так называемой “разрешительной оговорки”, позволяющей стране на первом этапе применять повышенный уровень тарифного обложения и защиты. Однако правительство так и не определилось, какой стратегии развития внешнеэкономической сферы мы придерживаемся (экспортноориентированной, импортозамещающей или фискальной).

Необходимо окончательно занять позицию по приоритетам в этой сфере. Мы предлагаем провозгласить экспортноориентированную стратегию развития и ввести в соответствии с ней уровень таможенного обложения. Это означает:

1) Устранение практически всех экспортных ограничений, разработку программ развития экспорта, составление регистра российских экспортеров готовой продукции и системы оказания им поддержки.

2) Разработку системы Таможенного Тарифа РФ, базирующегося на принципах понижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа, роста импортной ставки пропорционально степени обработки товара, полного устранения на определенный срок обложения импортируемых комплектующих для российских экспортных товаров, снижения обложения импортируемых товаров, не представляющих конкуренцию российским производителям.

3) Создание системы защиты национального рынка с помощью введения процедур антидемпинговых расследований, ужесточения норм санитарного, экологического, технологического контроля. Переход с тарифных на нетарифные меры по защите внутреннего рынка в среднесрочной перспективе. С развитием экономики все большее значение будут приобретать меры по стимулированию экспорта готовой продукции. Принятие закона об автоматическом применении ответных мер в случае дискриминации российского экспорта какой-либо страной (как тарифного так и нетарифного).

4) Принятие закона о защите национальных производителей от иностранной конкуренции. Закон должен предусматривать временное многократное повышение таможенного тарифа на иностранную продукцию, ставшей причиной подобной угрозы. Повышение тарифа проводится централизованно и только одновременно с началом программ структурной перестройки соответствующей отрасли отечественной промышленности. Постепенное снижение тарифа производится в течение 2-5 лет.

При такой либерализации внешней торговли важным становится регулирование движения капитала. На вывоз капитала должны сохраняться ограничения даже в долгосрочной перспективе, а для этого необходимо “зарегулировать” валютный рынок. Мерами по снижению спроса на валюту могли бы стать: (1) введение высокой нормы резервирования средств банков, направляемых на покупку валюты (за исключением средств на импорт товаров); (2) жесткие ограничения на экспорт капитала и услуг (это сократит также утечку капитала); (3) введение анонимных привлекательных валютных счетов в реформированной (см. ниже) банковской системе для привлечения “чулочных валютных сбережений”, увеличение сбора на покупку валюты; (4) развитие розничной торговли драгоценными металлами в качестве средства накопления.

 

  1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Спецификация прав собственности

Собственники часто не получают доходов от использования благ при огромных расходах на управление, существуют риски административного перераспределения, не функционируют механизмы защиты собственности, по некоторым объектам права передачи, отчуждения, уничтожения зарегулированы, а по многим идет злоупотребление; к крупным структурам практически невозможно применить ответственность в виде взыскания. Все это - проблема спецификации прав собственности, и она осложняется и тем, что не все объекты собственности (например, земля) включены в правовой оборот.

Поэтому необходимо (ре)специфицировать права и расширить круг объектов. Ключевым является развязывание узла противоречий между правом собственности и правом управления:

  • Заинтересованность “эффективного собственника” в уже эффективных предприятиях. Результат - скупка неэффективных предприятий по заниженным ценам для дальнейшей перепродажи без осуществления инвестиций.
  • Реализация руководством предприятий собственных экономических интересов в ущерб интересам предприятия (через создание коммерческих структур, дочерних предприятий, принадлежащих администрации).
  • Осуществление иностранных инвестиций для использования предприятий в ущерб национальным интересам (уничтожение конкурента, поставка конкурентной продукции на мировой рынок по демпинговым ценам).
  • Использование контрольного пакета для принуждения администрации фирмы к невыгодной деятельности - к закупке продукции по заниженным ценам и ее перепродаже через посредническую фирму, принадлежащую собственнику - таким образом перекачивается до 100% прибыли. Более того, из задержек оплаты поставки контролируемому предприятию также извлекается прибыль.

Решением может стать ужесточенный контроль за деятельностью посреднических фирм, в том числе и налоговый. Кроме того, не торгово-сбытовые фирмы должны иметь контрольный пакет акций производителя, а наоборот: основное предприятие владеть сбытовыми, посредническими подразделениями.

Необходимо повышение ответственности за использование прав. Безответственность государства сменилась безответственностью управляющих. Произошла простая смена вывесок, за которой неэффективное государственное управление сменилось неэффективным частным. Необходима ответственность управленцев перед собственниками и трудовыми коллективами. Для этого возможна сертификация менеджеров, они должны быть привлекаемыми на предприятие со стороны независимыми специалистами, ответственными перед собственниками.

Интересы собственников и интересы развития не всегда совпадают. Собственник нужен только для того, чтобы эффективно распределить право управления. Поэтому залогом реализации интересов общества является “распыленная” собственность в акционерной форме. Повышению доли мелких акционеров могла бы способствовать продажа оставшихся у государства пакетов акций не крупным инвесторам, а через открытую подписку среди населения, например, через отделения банков.

В то же время многие объекты выпали из правового оборота. В первую очередь, это земля. Наиболее важны здесь механизмы аренды, концессий, рентных платежей для ресурсов. Определяя цену земли, необходимо помнить об эффекте будущей ренты - постоянном росте ее стоимости. Необходимо составить земельный реестр, в соответствии с которым устанавливаются верхние и нижние границы размера сельскохозяйственных угодий, а также ограничивается срок, в течение которого их можно не использовать по назначению. Что касается земель несельско-хозяйственного назначения, то здесь более целесообразен механизм долгосрочной аренды. Земля под промышленными предприятиями должна быть отдана в аренду собственникам, а не оставаться государственной, так как это часто открывает дорогу чиновничьему беспределу.

Кредитованием под залог сельскохозяйственных земель надо пользоваться осторожно: при банкротстве фермерского хозяйства ситуация заходит в тупик. Поэтому необходимо создать соответствующие механизмы осуществления законов и разрешения споров.

3.2. Система перераспределения прав (собственности)

Для эффективного распределения прав в обществе между разными силами, способными осуществлять управление, необходимы механизмы перераспределения прав. У нас же в результате приватизации сложилась жесткая неэффективная система. Российская экономика функционирует в условиях государственного распределения денежных средств или зависимости получения денежных средств от позиции государства на фоне неэффективного и безответственного частного управления. Для решения этой проблемы необходимо задействовать перераспределение прав собственности.

В экономической системе существует три потока перераспределения прав:

    1. государство ® частный сектор (приватизация),
    2. частный сектор ® государство (деприватизация),
    3. частный сектор ® частный сектор (перераспределение, банкротства).

Их целью является поиск наиболее эффективного собственника. В принципе, доля негосударственной собственности должна в перспективе приблизиться к 100%. Но в условиях кризиса для многих предприятий государство будет наиболее эффективным собственником. Для принципиально неэффективных предприятий (например в угольной отрасли) также трудно найти эффективного собственника. При нехватке финансовых ресурсов невозможно развивать производство, и “эффективное” решение, которое принимает эффективный собственник, сводится к проеданию средств предприятий.

Функцию основного потока: “частный сектор ® частный сектор”, должен поэтому выполнять поток: “частный сектор ® государство ® частный сектор”. “Нормальный” рыночный оборот прав внутри частного сектора (купля-продажа) у нас сдерживается уже перечисленными проблемами, следовательно, необходимо развивать принудительный механизм банкротств, но не путем административных решений, а путем четкого прописывания процедур и механизмов принятия решений.

Параллельно необходимо повышение эффективности управления государственной собственностью.

3.2.1. Приватизация

В принципе, механизмы приватизации разработаны достаточно хорошо и их неработоспособность вызвана не тем, что они плохие, а тем, что они плохо используются. Это - политический вопрос государственного управления. Однако существуют и предложения по их совершенствованию. Потенциал российских структур должен использоваться для инвестиционных торгов и реорганизации предприятий, а не для “распродажи по дешевке”. Так, например, в области приватизации возможно создание следующего механизма:

  1. Проводить инвестиционные торги - аукционы инвестиций - с завышением оценки недвижимости и занижением фондов предприятий; с установлением высоких начальных цен на предприятия повышенного спроса.
  2. Составить перечень и график (на несколько лет) предприятий, выставляемых на инвестиционные торги.
  3. Передавать управление и банкам, и иностранным консорциумам и т.д.
  4. Использовать консалтинговые функции банков по определению перечня акций, передаваемых в доверительное управление, и базовых ставок оценки.
  5. В случае непродажи - заключать контракт с управляющим о передаче ему всех формальных прав собственника в рамках траста, четко определив условия расторжения контракта.

Совершенствовать же эти механизмы жизненно важно, так как нужно задействовать связку деприватизация-приватизация, равно как и перераспределение собственности внутри частного сектора с использованием механизма банкротств.

Для этого можно использовать находящийся в руках государства блокирующий пакет акций, чтобы позволить собственникам приватизированной части установить полный контроль над предприятием, т.е. прояснить право собственности и развивать производственную деятельность.

3.2.2. Банкротства

Эффективный оборот прав в частном секторе - единственный способ решения стратегических проблем институциональных преобразований. Стратегической задачей здесь является создание экономической заинтересованности большинства участников процессов реорганизации, санации и ликвидации банкротов, а также формирование соответствующей инфраструктуры.

Во-первых, система банкротства неразумна для предприятий-монополистов, т.к. результатом будет разрушение отрасли. Банкротство предприятий с большим числом занятых приведет к увеличению социальной нагрузки. Объектами законодательства о банкротстве должны быть в первую очередь частные мелкие и средние предприятия, в то время как для крупных должны быть предусмотрены четкие процедуры санации и реорганизации. Т.е. необходимо заранее прописать разные схемы банкротства для различных предприятий.

Во-вторых, кризис неплатежей не позволяет точно идентифицировать банкрота. Сложная процедура банкротства и механизмы арбитража ведут к криминализации процесса возврата долгов и волюнтаристскому определению банкротов. Поэтому необходимы новые правила определения банкротов, которые также должны предусматривать выход экономики из кризиса - изменение критериев по мере улучшения ситуации или банкротство наихудших предприятий.

В-третьих, в определении банкрота сейчас низка роль кредиторов. Процедуру, как правило, инициирует государство. И это один из рычагов волюнтаристского воздействия власти (особенно губернаторской) на предприятия. Случаи же передачи предприятий кредиторам редки, в то время как они, обладая информацией и будучи прямо заинтересованными в возвращении своих средств, являются эффективными собственниками. Так можно формировать ФПГ.

Процесс банкротства должен начинаться с несудебных процедур и проходить разные этапы: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство. При удовлетворении требований кредиторов процедура должна прерываться. Поскольку при ухудшении ситуации несудебные меры сменятся судебными, неплатежеспособные предприятия будут в этом заинтересованы.

3.2.3. Деприватизация

По целому ряду объектов в наших условиях государство может быть более эффективным собственником. Приватизация как самоцель с последующим субсидированием владельцев этих предприятий бессмысленна и неэффективна. Приватизация должна решать экономические проблемы, а не создавать их. Деприватизация поэтому - важный рычаг активной экономической политики. При этом важно не допустить европейской национализации - нынешние собственники получили собственность за бесценок, а хотят отдать ее по рыночным ценам. Важным механизмом должны стать налоги на имущество: собственник, который не может их заплатить, объявляется банкротом (кредитором же выступает государство).

Необходимо четко определить круг предприятий, которые объективно нуждаются в постоянном получении средств из государственного бюджета. Они не могут быть преобразованы в частные; если же приватизация подобных предприятий состоялась, целесообразно начать процедуры определения законности их приватизации, в случае обладания государством пакетами акций - увеличить долю до контрольной. Государственными должны оставаться и предприятия, несущие социальную нагрузку до соответствующей “разгрузки”.

Необходимо преобразовывать в государственные предприятия те структуры, которые, с одной стороны, важны для экономики, а с другой, по которым не удалось достигнуть эффективного банкротства в рамках частного сектора (не помогла ни санация, ни реорганизация, а эффективного собственника не нашли).

Залогом эффективной деприватизации должно стать создание эффективной системы управления государственной собственностью, к которой относятся в первую очередь три основных группы объектов:

  1. пакеты акций, закрепленные на определенный период времени в государственной собственности;
  2. пакеты акций, предназначенные для продажи, но находящиеся в государственной собственности до момента их продажи или передачи новым владельцам;
  3. государственные (казенные, муниципальные) предприятия.

Ни по одному из них нет совершенной законодательной базы, отсутствует эффективное управление. Предприятия, где государство имеет крупные пакеты акций, часто оказываются наиболее злостными неплательщиками налогов и источниками неплатежей. Государственный бюджет практически не получает дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности.

Наряду с этим проводится политика дискриминации государственных предприятий в области получения субсидий и льгот. Сейчас приватизированные предприятия, не имеющие государственного участия в своем капитале, имеют больше шансов на их получение. Выделять средства приватизированным предприятиям надо только на возвратной и возмездной основе. Что в случае невозврата средств обеспечивается соответствующим увеличением доли государства в капитале предприятий.

Кроме решения этих проблем путем принятия соответствующих законодательных актов нужно изменить саму форму управления госсобственностью. Сейчас функционирует институт представителей государства, которые не несут никакой ответственности. А поскольку это либо высокопоставленные чиновники (которым не хватает времени на управление - только на представительство, да еще сразу в нескольких организациях), либо непосредственно руководители предприятий, то эти представители преследуют не государственные, а другие, в частности, свои собственные, интересы.

Структура управления должна выглядеть следующим образом. Естественные монополии должны возглавляться координационным советом, назначающим независимого управляющего. Прочие госпредприятия функционируют как частные, то есть также управляются независимым менеджером, не являющимся госслужащим и заинтересованным в повышении рентабельности предприятия.

3.2.4. Увеличение мобильности рынков (скорости перераспределения прав)

Создание только механизмов перераспределения прав недостаточно. Нужно, чтобы они перераспределялись с достаточной скоростью. Основой для этого является адекватная информационная политика. Важным является создание и поддержка государственных информационных центров, регулярные публикации статистических данных и прогнозов развития, фактически в качестве меры экономического планирования. При такой системе отход государства от намеченной политики повлечет реакцию населения и/или экономических агентов, что позволит избежать кризисов, подобных августовскому.

Открытость необходима и на уровне предприятий. Публикация годовых отчетов акционерных обществ должна стать общедоступной; за подачу ложных данных или приукрашивание должны быть ведены санкции. Больший вес должны принять торгово-промышленные палаты и союзы предпринимателей. Публикация информации о входящих в них предприятиях должна быть объединена в единую информационную систему в электронном и печатном виде. Необходимы также данные о продукции, в том числе потенциальной.

Что касается конкретных рынков, то ключевыми с нашей точки зрения является рынок недвижимости и труда. Специфика рынка недвижимости - необходимость вовлечения ее в оборот. Помимо долгосрочной аренды, целесообразно использование объектов недвижимости в качестве предметов залога. Постепенно, очень осторожно объекты социальной инфраструктуры предприятий передаются на баланс местных органов власти при предоставлении последним дополнительного источника доходов (по сдаче или аренде недвижимости).

Созданию полноценного рынка труда в России будут способствовать такие меры как: проведение реформы жилищно-коммунальной сферы, разработка системы жилищных кредитов и ипотеки, отмена системы прописки и вида на жительство в привлекательных регионах. Эти меры в некоторой степени увеличат мобильность населения. Кроме того, для переведения скрытой безработицы в открытую необходимо кратное повышение пособий по безработице, облегчение процедуры регистрации безработных. Надо значительно увеличить затраты на переподготовку и переквалификацию.

3.3. Развитие финансовой инфраструктуры

3.3.1. Задачи реструктуризации банковской системы

Если обратиться к мировому опыту, то мы увидим, что развитие банковской системы шло двумя путями. В США банки - это независимые финансовые посредники. Им запрещено владеть акциями промышленных предприятий. Велика конкуренция банков - их число достигает 10-11 тыс. Банкротства банков - обычное явление, и еще с 30-х гг. введено страхование вкладов населения. В отличие от США, в европейских странах и Японии после войны отсутствовал финансовый рынок, использование предприятиями кредитов было невозможно. Разрушенная войной промышленность требовала направления ограниченных финансовых ресурсов на отдельные точки роста, и банки стали выступать в роли генераторов инвестиций, а не в роли независимых посредников. Владение банками акциями промышленных предприятий вело к образованию мощных финансово-промышленных групп. В ФРГ было распространено перекрестное владение акциями, а во Франции национализированные (80% всех банков к 1982 г.) банки инвестировали конкретные отрасли промышленности. Их число невелико - 100-300. В Японии с 1950 г. введен мораторий на создание новых банков.

В России же “либеральное” законодательство привело к созданию огромного количества банков (2.5 тыс.), в основном небольших по размеру. Однако они могут владеть акциями промышленных предприятий. Кроме того, отсутствует система страхования вкладов. Мелкие банки не в состоянии осуществить кредитование, а крупные получили возможность обогащения на инфляционном налоге или финансовом рынке. Помимо угрозы деньгам вкладчиков, необходимо отметить, что в результате своего банкротства банк разоряет и предприятие. Целесообразен переход к европейской системе даже через принудительное слияние банков. Создав 100-300 банковских групп, государство таким образом создает дееспособные ФПГ, фактически закрепляя за ними промышленные предприятия, образовывая основу будущей экономической мощи России.

Основной задачей реструктуризации банковской системы должно стать начало кредитования реального сектора, а также формирование платежеспособного спроса населения путем предоставления потребительских кредитов. Банки должны также решать задачу пополнения финансовых ресурсов предприятий. Что же касается рисков, то выходом может стать разработка механизма страхования инвестиций.

Реорганизацию банковской системы необходимо проводить вместе с АРБ, для чего следует повысить ее статус. Денежно-кредитную политику необходимо разрабатывать также при участии Правительства и АРБ. Главное - минимизация издержек по “спасению” банков, особенно учитывая, что практически все “системообразующие” банки перевели наиболее ценные активы в параллельные структуры. В среднесрочной перспективе надо ликвидировать все нежизнеспособные структуры, учитывая при этом интересы вкладчиков и кредиторов. Кроме того, необходимо ликвидировать около 500-700 банков, существующих практически только на бумаге. Те мелкие банки, которые находятся в наиболее плачевном состоянии, надо объявить банкротами, а их обязательства и активы передать ЦБ. Остальные (менее 1000) банки надо принудить к объединению вокруг устойчивых средних и крупных региональных банков. Целью данной политики должно стать появление на месте прежней системы 100-300 банковских групп, примерно одинаковых по размерам. На создание новых банков вводится бессрочный мораторий. Это соответствует современным мировым тенденциям слияний в банковской сфере. Эти группы становятся ключевым звеном ФПГ.

Необходимо ввести регулирование целого ряда параметров - ограничение на минимальный размер уставного капитала, регулирование нормы капитализации. Государственная политика в этой области должна быть очень гибкой. Так, мораторий на создание новых банков должен сочетаться с разумной политикой по регулированию деятельности компаний, работающих на фондовом рынке (вначале - разумное ограничение конкуренции, недопущение кредитной деятельности этим компаниям, затем - способствование конкуренции).

Вместе в представителями ЦБ, Правительства, Парламента, АРБ образовать Совет по кредитной и финансовой политике. Совет дает консультации, собирает статистическую информацию, координирует деятельность по развитию инфраструктуры, новых банковских услуг, созданию элементов финансового рынка на новой основе, экспансии российского банковского капитала за рубеж.

Подобная структура банковской системы снимет проблему допуска к кредитам ЦБ. Ведь примерно одинаковые крупные банки будут иметь здесь равные возможности. Это снизит вероятность появления новой кучки олигархов (несколько сотен - это уже не олигархи), повысит прозрачность и степень конкуренции при выдаче кредитов Центробанка коммерческим банкам.

Реформированная подобным образом банковская система способствует также развитию важного сегмента финансового рынка - рынка межбанковского кредитования (МБК). В развитых странах он играет важную роль: так, межбанковская ставка на лондонском финансовом рынке является одним из главных показателей финансовой системы. Относительно большие размеры рынка МБК в РФ до финансового кризиса не должны вводить в заблуждение: на нем кредитовались в основном подконтрольные структуры. Поэтому для нормального развития рынка МБК после образования 100-300 банковских групп за дальнейшими слияниями и поглощениями должен быть установлен строгий контроль. Необходимо развить в нужном ключе и антимонопольное законодательство в банковском секторе.

Практика показывает, что по мере развития финансовых рынков, которые предлагают предприятию целый набор заемных инструментов, происходит конвергенция европейской и американской систем. Банки играют меньшую роль в кредитовании (трансформация “европейской” системы), функция банков как посредников постепенно отходит на второй план (трансформация “американской”). Деятельность банков “нового типа” смещается в область оказания консультационных, финансовых, инжиниринговых услуг, проведения экспортно-импортных, валютных операций. И в России по мере становления цивилизованного финансового рынка на новой основе начнутся похожие процессы. На первый план выйдут финансовые, брокерские и инвестиционные компании, а также соответствующие отделы “традиционных” банков. Их развитие и трансформация - дело долгосрочной перспективы. Они происходят после становления финансового рынка. Государственная политика в этой области должна быть гибкой. Так, мораторий на создание новых банков должен сочетаться с разумной политикой по регулированию деятельности компаний, работающих на фондовом рынке.

3.3.2. Развитие рынка ценных бумаг

Добиться позитивного развития и обеспечить ликвидность рынка ценных бумаг можно только за счет общей экономической политики, в первую очередь, за счет промышленной политики и активизации реального сектора, увеличения инвестиций и начала модернизации, структурной перестройки экономики.

Залогом развития должен стать целенаправленный отбор инвестиционных проектов, под которые шли бы ресурсы. При этом возможны не только промышленные проекты, но и программы жилищного строительства. Государство в этой области должно играть важную регулирующую роль. Оно должно отвечать за развитие инфраструктуры, совершенствование конкуренции на финансовом рынке, создание правил игры и способствование оформлению правил деловой этики, формирование брокерских и иных ассоциаций.

Важным элементом инвестиционного притока является выпуск ценных бумаг, однако сам по себе их выпуск, как и расширение кредитования экономики для того, чтобы эти ресурсы шли в промышленность, недостаточен. Сегодняшние акции непривлекательны для инвесторов, а низкая готовность инвестировать приводит к тому, что предприятия не выпускают ценные бумаги, а набирают кредиты.

Следует учесть, что наибольшие объемы свободных денежных средств сосредоточены в руках у населения. Поэтому необходимо развивать рынок ценных бумаг по “европейской модели”. Необходимо наладить работу с розничными инвесторами, которые готовы принимать на себя риски в обход финансовой системы. Залогом заинтересованности розничного инвестора должна быть также и корпоративная политика, чтобы крупные инвесторы не могли ущемить интересы мелких.

В области совершенствования спроса на ценные бумаги необходимо снизить зависимость от спекулятивного капитала; разработать ограничения на минимальный срок, на который привлекается и допускается иностранный краткосрочный капитал.

Основным агентом рынка должен стать крупный специализированный инвестиционный банк (поэтому развитие рынка должно идти уже после реструктуризации банковской системы), который предоставляет инвестору полный набор сопутствующих инвестиционных и банковских услуг.

В области совершенствования предложения ценных бумаг и развертывания программ по секьюритизации отечественного обращения необходимо дробление предлагаемых пакетов акций; увеличение числа эмитентов и компаний, чьи ценные бумаги допущены к обращению; упрощение доступа предприятий к рынку капитала. Необходимо также развитие выпуска ценных бумаг под инвестиционные проекты, развитие венчурных компаний и их выход на рынок.

Государство должно также активно создавать инфраструктуру рынка: обеспечивать раскрытие информации, защищать права акционеров, ликвидировать или консолидировать дублирующие объекты инфраструктуры, способствовать укрупнению рынков, развивать вторичный и внебиржевой рынок, решить проблему концентрации рынка в Москве на фоне фактического отсутствия торговых, депозитарных и расчетных систем фондового рынка в регионах, обеспечить дематериализацию ценных бумаг и повышение статуса электронной записи о праве собственности на ценную бумагу, в т.ч. использовать современные электронные технологии, базы данных и средства коммуникаций для организации обращения и хранения ценных бумаг.

Государство может предоставлять гарантии инвестиционным проектам под выпуск ценных бумаг. ФКЦБ должна не только заниматься нормотворчеством, но и проводить интервенции с целью стабилизации рынка. Надо вести информационную работу по созданию привлекательного образа рынка, и имиджа российских компаний.

3.4. Организационные изменения

3.4.1. Крупные структуры

Эффект от масштаба производства и координации управления, прочие экономические факторы делают формирование крупных производственных структур неизбежным. В этот процесс, ведущий в конечном итоге к росту эффективности и имеющий мало общего с монополизацией рынков, будут в первую очередь вовлечены предприятия федерального и регионального значения. На наш взгляд, он примет и разные формы. Предприятия регионального значения будут объединяться по территориальному принципу, формируя структуры типа холдинговых (перекрестное владение акциями, низкая централизация управления). Предприятия федерального значения, выходящие на общероссийский рынок, придут к отраслевым ФПГ, что создаст целую сеть крупных вертикально-интегрированных компаний.

Государство должно направлять процессы формирования ФПГ в соответствии со стратегией развития:

  1. Предоставлять льготы не по факту регистрации ФПГ; давать их не организациям, а инвестиционным проектам, проектам реорганизации и развития предприятий. При этом должны быть заранее определены приоритеты, а при предоставлении должны оговариваться меры государственного контроля.
  2. Отменить ограничения на создание ФПГ при одновременном введении ограничений на их деятельность (косвенное регулирование цен, недопущение установления квот для отдельных потребителей продукции, гарантии повышения качества и конкурентоспособности).
  3. Перейти к разрешительному принципу создания ФПГ путем детальной формулировки требований к их государственной регистрации, ликвидации, специфике транснациональных ФПГ, отношений между участниками, роли финансовых институтов, взаимной ответственности участников между собой и перед государственными органами.
  4. Привести в соответствие с деятельностью ФПГ налоговое законодательство (предоставить статус единого налогоплательщика, ввести инвестиционные скидки, отменить НДС по поставкам внутри ФПГ).

Для того, чтобы эти меры были работоспособными, необходимо развитие банковской системы как катализатора, образующего основу для формирования этих структур. ФПГ в нашей стране исторически формировались вокруг банка для осуществления высокорентабельных операций в сфере торговли в условиях высоких процентов. Очевидно, что при реформировании банковской системы и создании нескольких сотен новых ФПГ сферой приложения их капиталов также будут высокодоходные сектора (правда, уже не спекулятивные операции - процентная ставка снизится, - а перспективные промышленные отрасли). Проблема привлечения инвестиций в низкорентабельные и долгосрочные отрасли может быть решена следующим образом: структурообразующей единицей становится промышленное предприятие, а не банк.

Таким образом, создание ФПГ развивается по трем направлениям. В четко очерченном круге низкорентабельных предприятий (отраслей), имеющих стратегическое значение, образуются ФПГ, где структурообразующей единицей является само предприятие. Ряд других важных предприятий (например, нефтегазовой отрасли) становятся подконтрольными ряду банков, образуя с ними ФПГ. Чтобы все остальные предприятия не оказались лишенными кредитования, надо разрешить им передавать пакеты акций разным банкам. В результате мы получим систему перекрестного слияния, когда для этих предприятий разные банки владеют пакетами акций.

3.4.2. Малый бизнес

Малый бизнес играет в экономике очень важную роль. Это - слой малых предпринимателей, гарантирующий социально-экономическую стабильность. Это - гибкая система поставок частей и полуфабрикатов для крупной промышленности. Это - посредничество между крупными структурами и конечным потребителем. Это - решение проблем занятости. Развитие малого бизнеса способствует росту профессионального образования в экономике. Если сравнивать организационную структуру нашей экономики со структурой развитых стран, то мы увидим, что главным отличием будет как раз низкая доля мелких предприятий. Кроме того, необходимо создать особый слой малых предприятий, в современной России пока отсутствующий, - венчурные предприятия. Малый бизнес, таким образом, станет серьезным генератором инноваций. Для этого надо:

  1. Создать фонд лизинга для поддержки инвестиций в частном секторе и преодоления инвестиционных барьеров. Развивать залог недвижимости, создать систему бизнес-планов для привлечения кредитов коммерческих банков.
  2. Передавать малым предприятиям на некоммерческих аукционах объекты государственной собственности под инфраструктурные условия. Стимулировать цивилизованную конкуренцию на потребительских рынках; создать достаточное количество мест для торговли; обеспечить всех обращающихся за ними.
  3. Упростить налогообложение, ввести продажу патентов. Особые льготы должны распространяться на малый бизнес в депрессивных регионах. Необходимо также предельно упростить регистрацию малых предприятий.

 3.4.3. Структурная адаптация предприятий

Необходима разгрузка монополий и освобождение их от непрофильных структур, например путем создания сети малых предприятий на базе крупных (фирм-сателлитов), создание новых структурных подразделений на базе аренды площадей предприятия, формирование дочерних фирм. Необходимо создание сбытовых организаций и формирование собственной сбытовой сети, что поможет решить проблему привлечения платежеспособного спроса. Однако это ни в коем случае не должно принять нынешние формы отношений предприятия и его посредников, выкачивающих из него деньги, что возможно только в том случае, если предприятием будет владеть действительно эффективный собственник, способный осуществлять контроль за деятельностью администрации предприятия и характером его взаимодействия с другими структурами.

Изменение внутренней структуры предприятия (уменьшение размеров) и выделение филиалов должно идти при сохранении жесткого финансового контроля. При этом необходимо добиться повышения управляемости. Для этого можно повысить статус руководителя предприятия - детально регламентировать способы реализации его личного интереса (высокая зарплата и регулярные премии), одновременно оговорив четкие условия его отстранения от должности при угрозе банкротства или невыполнения бизнес-плана.

Структурная адаптация должна сопровождаться изменением источников финансирования предприятия - от самофинансирования за счет прибыли и амортизации к банковским кредитам по рыночной ставке и средствам от реализации ценных бумаг. Должна произойти привязка ценообразования к розничным ценам, необходимо провести реальную оценку стоимости активов предприятий. Необходимо для недопущения ухода с предприятия квалифицированных и активных работников, а также падения производственной дисциплины ориентироваться на стабилизацию фонда заработной платы в реальном исчислении при одновременном осуществлении более глубокой дифференциации в оплате.

3.4.4. Антимонопольная политика

Антимонопольная политика сводится к следующим моментам. Во-первых, необходимо начать открытое ведение реестра монополистов. Предприятиям из этого реестра государство должно уделять повышенное внимание, отслеживать их ценообразование, инвестиции, проведение финансовой политики. Следует регулярно проводить аудиторские проверки компаний, занесённых в реестр, - как естественных, так и локальных монополистов.

Во-вторых, необходимо переформулировать критерии отнесения предприятий и организаций к категории монополистов: нужен переход от критерия доминирования на товарных рынках, выраженного в формальных показателях, к множественным критериям завышения цен, дискриминации покупателей и т.д. Следует определить понятия естественной и локальной монополии; учитывая долю рынка, занимаемую конкретной компанией, установить максимальный размер прибыли как доли в выручке компании.

В-третьих, надо больше внимания уделять не производственным, а торгово-посредническим организациям. В условиях современного кризиса производственным монополиям трудно использовать свое положение из-за почти полной открытости внутреннего рынка, отсутствия средств у потребителей, высвобождения производственных мощностей вследствие экономического спада и сокращения госзаказа. Реальными монополистами оказались не предприятия реального сектора, а крупные торгово-посреднические структуры, банковские и финансовые организаций, чья деятельность практически не отслеживается.

В-четвертых, следует начать использование одного из наиболее эффективных методов регулирования - регулирования уровня цен на продукцию предприятий и организаций монополистов.

Все это создаст условия для снижения цен монополистов. Что касается транспортных, энергетических тарифов, то они должны быть существенно понижены и устанавливаться исходя не из принципа “издержки плюс прибыль”, а из некоей приемлемой для большинства отраслей обрабатывающей промышленности цены.

4. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Целью инвестиционной и структурной политики на первом этапе является загрузка простаивающих мощностей, а затем - рост производительности труда.

Для решения поставленных задач в первую очередь необходимо повышение нормы накопления, после чего можно перейти к селективной промышленной политике - формированию желаемой структуры промышленности и созданию таких условий, при которых данная структура может развиваться. Мы ставим задачу не межотраслевого планирования, но определения соотношения между накоплением и потреблением, а также межсекторных пропорций. Следует создать дифференцированные условия между секторами. Внутри же секторов, наоборот, следует создать одинаковые для всех правила игры. В условиях коллапсирующей экономики наивно думать, что рынок самостоятельно решит проблему оптимального размещения ресурсов, - мы уже наблюдаем “провал” рынка.

4.1. Повышение нормы накопления

Залогом повышения нормы накопления является создание стабильных макроэкономических условий, эффективных законодательных рамок для бизнеса: ограничение монопольной практики крупных фирм, развитие рыночной инфраструктуры, охрана окружающей среды, система рыночного образования и прочая инфраструктура.

Мероприятия по повышению нормы накопления должны включать в себя и ряд мер, адресованных разным субъектам рыночной экономики: государству, банкам, фирмам, индивидам, иностранным инвесторам. Непосредственное воздействие на источники инвестиционных ресурсов включает два аспекта. Во-первых, необходимо направить ресурсы тем, кто осуществляет инвестиции. В принципе, часть проблемы решается созданием ФПГ, а также созданием финансового рынка на новой основе. Во-вторых, необходимо создать систему инвестиционных стимулов, то есть повысить ценность производственных инвестиций, оцениваемых рынком неправильно из-за неопределенности перспектив. Налоговые льготы (налоговые кредиты) на инвестиции, низкая ставка процента, гарантии (страхование) инвестиций, - все это является инвестиционными стимулами. Экономико-политическая стабильность снижает “стоимость неопределенности”.

1) Мероприятия, адресованные населению (в особенности наиболее состоятельным слоям) должны повысить долю сбережений в располагаемом доходе, и направить частные сбережения в банки. Для этого допустимо ввести ограничения на потребление предметов роскоши (рестрикции на импорт, высокие налоги). Для ликвидации небанковских каналов утечки нужно на первых этапах ввести ограничения на вывоз капитала. Чтобы перевести валютные активы в банковскую систему, надо легализовать валютные вклады, отменить ограничения по вывозу наличной валюты из страны, порядок обязательного декларирования банками крупных денежных операций граждан (как отпугивающие граждан от банков). Нужно развить систему депозитного страхования, разработать систему гарантий вкладов населения.

2) Мероприятия, адресованные банковской системе. Во-первых, необходимо закрыть лазейки для спекулятивных операций. Во-вторых, ограничить сферу использования финансовых средств банков за рубежом.

3) Мероприятия, адресованные отечественным предприятиям. Они должны включать налоговую политику, увеличивающую прибыль корпораций и стимулирующую ее реинвестирование. Необходимо ввести ограничения на непроизводственное потребление (увеличение зарплаты управляющему персоналу). Необходимо способствовать ускоренной амортизации, причем это касается всех отраслей отечественной промышленности. Проведя переоценку основных фондов в сторону повышения, необходимо установить норму амортизации, исходя из необходимости полной замены изношенного оборудования. Это также будет стимулировать восстановление отечественного станкостроения, хотя и приведет к снижению налоговых поступлений.

4) Мероприятия, адресованные иностранным компаниям. Так как в целом иностранные компании ориентируются на общеэкономические условия, воздействовать на них очень трудно. Нужно менять законодательство. Однако, поскольку сейчас для них наиболее привлекательная сфера - сырьевая, здесь был бы разумен разработанный Объединением “ЯБЛОКО” Федеральный Закон “О разделе продукции”.

4.2. Селективная промышленная политика

Экономический рост стимулируется постепенным открытием экономики для развития отраслей сравнительных преимуществ, ускоренной интеграции в мировую экономику. Государство должно взять на себя формирование благоприятной конкурентной среды для предприятий. Наша тактика - сочетание активной протекционистской и иной поддержки нарождающихся отраслей при отсутствии таковой для зрелых. Этот подход часто называют “режимом нейтрального стимулирования”, поскольку это - синтез стратегии импортозамещения и стратегии стимулирования экспорта. Все это части единой долгосрочной стратегии ускорения инвестиций и роста производительности. Для более развитых отраслей постепенно создается конкуренция, обеспечивается выход на экспортный рынок. Стратегия защиты должна быть очень гибкой и применяться к развивающимся предприятиям с тем же эффектом, как если бы они сами формировали для себя деловую среду. Использовать здесь надо косвенные инструменты - налоговую, таможенно-тарифную и кредитную дифференциацию.

Стратегия селективной промышленной политики - наиболее сложный вопрос, требующий глубокой научной проработки, для чего на первых этапах необходимы а) формирование информационных систем, б) социальный заказ научным институтам. Возможно, что программа будет корректироваться в зависимости от наблюдаемого развития. Проводить селективную политику надо с учетом структуры экономики. В ней можно выделить ряд групп отраслей, где должна проводиться принципиально разная политика. Приоритет получат экспортноориентированные отрасли и отрасли, которые могут стать точками роста. В отраслях же, которые не смогут составить костяк экспортного комплекса, уже сейчас можно предвидеть трудности, с которыми они впоследствии столкнутся, - рост зарплаты, ограниченность повышения производительности труда и узкий спрос - и соответствующим образом планировать их развитие. В отраслях, в которых нет сравнительных преимуществ, надо открыть внешние рынки, от ряда производств, к сожалению, придется отказаться, или, по крайней мере, допустить значительное снижение объемов выпуска в них. Главное здесь - это разработка программы развития малого и среднего бизнеса в регионах для предотвращения социальной напряженности.

4.2.1. Отрасли с емким внутренним рынком

Особо следует отметить автомобилестроение и строительство как возможные точки роста. Тем более, что создание рабочих мест в этих отраслях сравнительно недорого. Поскольку спад по этим отраслям за время кризиса был больше, чем по всей экономике, то здесь необходима стратегия импортозамещения.

Поддержка автомобилестроения определяется ее значением (например, в ведущих западных странах с производством автомобилей связано до 10% активного населения). На нее замыкается много смежных отраслей. Что касается массированного жилищного строительства, то в 2000-2010-х гг. его просто необходимо начать, так как большая часть жилищного фонда была введена в строй на рубеже 50-60-х гг. со средним сроком эксплуатации 50-70 лет.

Кроме того, имеется массовый неудовлетворенный спрос на продукцию этих отраслей, причем доля расходов на ее приобретение возрастает вместе с уровнем развития. Это значит, что рост производства в этих отраслях окажет сильное воздействие на динамику ВВП. Наконец, именно приобретение личных автомобилей и индивидуального жилья является самым ярким признаком повышения материального благосостояния граждан, укрепления их социального статуса, роста доли среднего класса в обществе.

К стимулированию развития строительной индустрии относятся: введение Жилищного кредита и государственное регулирование цен на жилье, поощрение строительства индивидуального жилья. Возможны целевые государственные программы жилищного займа, строительства жилья для военнослужащих.

Что касается автомобильной промышленности, то необходимые меры включают: поддержание импортных тарифов даже после вступления в ВТО; установление максимальной нормы рентабельности автопроизводителей, побуждающих их снижать цены и наращивать выпуск; запуск программы “народного автомобиля”. Это подключение соответствующих НИИ к разработке моделей; строительство сборочных заводов; реструктуризация существующих заводов, расширение являющихся неэффективными по критерию объемов. Необходима программа развития экспорта автомобилей (с концентрацией усилий на завоевание потерянных рынков стран СНГ, ЦВЕ, несмотря на низкие темпы роста ВВП прогнозируется динамичное развитие рынка автомобилей).

4.2.2. Экспортноориентированные отрасли

В первую очередь это - отрасли, которые уже сегодня пользуются мировым спросом (например, производство вооружений). Их развитие должно быть направлено на восстановление связей с отечественными смежниками. Для ВПК актуально получение экспортной выручки (даже в среднесрочной перспективе возможно исключение экспортеров вооружений из правила об обязательной продаже валютной выручки). Изъятие возможно только для последующего инвестирования внутри ВПК с открытой информацией о получателе инвестиций. Для других представителей данной группы актуальным является направление в инвестиции средств, вырученных от продажи валютной выручки.

Для этих отраслей необходимо повышать эффективность экспорта (меры по его продвижению, помощь в анализе зарубежных рынков, проведении выставок за рубежом и т.д.). Именно здесь актуальным является учет современных мировых тенденций. Так, в отраслях, производящих вооружения, а также авиастроении, в последнее время происходит колоссальная концентрация капитала. В этих условиях российские производители смогут конкурировать на равных, только объединившись. То есть необходимо способствовать созданию авиационных и других военных консорциумов, объединяющих всех соответствующих производителей.

Есть также ряд отраслей со сравнительными преимуществами, однако адекватного внешнего рынка они не имеют (не только из-за нереализованного потенциала, но и из-за политики государства). Их можно было бы назвать экспортными отраслями завтрашнего дня, но дело в том, что мы просто не успеем их вовремя развить, чтобы они успешно конкурировали с иностранными. В них поэтому надо проводить нейтральную политику, особое внимание уделяя “отраслям послезавтрашнего дня”.

Надо развивать ультрасовременное поколение отраслей, обладающих большим потенциалом для инноваций. Этим отраслям еще надо найти дорогу на рынок; они вместе с отраслями, уже сегодня имеющими выход на международный рынок, должны создать костяк экспортноориентированной экономики.

“Отрасли послезавтрашнего дня” нуждаются в стимулировании роста эксплуатирующих соответствующие технологии конкурентоспособных на мировом рынке производственно-финансовых образований, импорте требующихся технологий, стимулировании быстрого распространения новых технологий, развертывании системы подготовки кадров соответствующей квалификации, защите рынков сбыта отечественной продукции от иностранной конкуренции, обеспечении благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций. Целью будет являться повышение эффективности на долгосрочную перспективу. При импорте технологий и экспорте продукции важно, что для других стран (например, ЕС) продукция этих отраслей не подпадает под категорию “чувствительных”.

Финансирование этих современных отраслей, выделяемых по таким критериям, как потенциал повышения производительности труда, соответствие национальным технологическим возможностям, перспективы спроса на их продукцию и т.д., ведется через создание, управление и ликвидацию рент. Там, где существует превосходство зарубежной технологии и организации производства, необходимы трансферт технологий и их адаптация. Структура покупаемых патентов определяется целенаправленно, централизованно. Источником валютных ресурсов могут стать сырьевые и другие экспортноориентированные отрасли, а затем, по мере роста, и “трудоемкие”, для которых развился емкий внутренний рынок. Важно проводить селективное и стратегически выверенное использование полученных из-за рубежа наиболее передовых технологий (по примеру японского Министерства внешней торговли и промышленности). Над важнейшими отечественными технологиями должен быть установлен соответствующий контроль.

Ряд отраслей, попадающих в различные группы (аэрокосмическая промышленность, радиоэлектроника, телекоммуникации, биотехнологии, синтетическая химия и т.д.), должны быть объявлены национальными приоритетами. Государство должно способствовать созданию ФПГ в этих отраслях, осуществлять поддержку НИОКР, обеспечивать связь с соответствующими НИИ. Надо разработать программу развития и поддержки экспорта этих отраслей, а также меры по защите отечественного рынка.

4.3. Инновационная политика

Прежде всего необходимо поддержание функционирования уже существующей научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и т.д.). Стратегия здесь разбивается на три этапа. На первом этапе - сохранение существующего (уцелевшего) научного потенциала, при этом отдача от вложений в НИОКР практически нулевая.

На втором этапе необходимо развитие информационных систем, субсидирование затрат на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы. На этом этапе первоочередная задача - не допустить технологического отставания, заложенного “пристальным” вниманием к науке после 1991 г. Приоритетами являются импорт технологий, компьютеризация науки (научных центров, вузов), реформа высшего образования в соответствии с новыми потребностями. На этом этапе необходимо решить проблему “утечки мозгов”. Определить специальности, по которым утечка высока. Именно по соответствующим направлениям производства, науки должны вкладываться наибольшие средства (для сохранения возможности реализации специалистов на Родине). Учитывая, что при бесплатном образовании существует проблема своего рода субсидирования “импортеров мозгов” (Россия вкладывает средства в подготовку, а эффект получают “импортеры”), по характеризующимся наибольшей утечкой специальностям можно ввести платное образование при чрезвычайно широкой системе стипендий, полностью покрывающих стоимость обучения и обязывающих стипендиатов определенный срок отработать в государственных учреждениях (т.е. вузах, НИИ и т.д.). Кроме того, к концу периода необходимо начать создание новых научно-производственных комплексов (технополисов). В конце второго этапа некоторую роль в финансировании НИОКР должен начать играть частный сектор.

Третий этап характеризуется внедрением инноваций в производство, чрезвычайно высокой долей затрат на НИОКР в ВВП (4-5%), постоянным ростом числа студентов на научных специальностях, все большей ролью в финансировании НИОКР частным сектором, созданием сети поддерживаемых государством сети научно-производственных лабораторий - отделений российских компаний, государственным страхованием широкомасштабных частных научных проектов.

Поддержку созданию НИОКР можно осуществлять путем целенаправленного направления финансовых ресурсов в эту сферу, например, законодательно закрепить направление в сферу НИОКР доли бюджетных расходов на уровне в 2% ВВП с выходом к 2010 г. на уровень 4-5% ВВП. Следует освободить от налогов затраты на НИОКР.

Что касается развития новых технологий, то можно перечислить следующие меры:

  1. выявление и поддержка технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества;
  2. разработка федеральных программ по развитию и распространению ключевых технологий;
  3. создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР;
  4. формирование механизма стимулирования передачи технологий из военного в гражданское производство - аналог ДАРПА в США;
  5. разработка и реализация программ развития технополисов;
  6. субсидирование импорта новых иностранных технологий;
  7. государственные закупки современной техники (в том числе и импортной) и передача ее в лизинг предприятиям для модернизации основных фондов.

Наконец, необходима поддержка в освоении НИОКР (внедрении технологий). Следует перейти от финансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, к ориентации на предприятия. От финансирования НИОКР впоследствии надо будет перейти к их поддержке (субсидии, налоговые отсрочки, льготные кредиты), отбирая наиболее перспективные проекты.




В начало раздела