"ФСБ, мы пришли постучать. Других стукачей от нас не дождетесь!"
Молодые "яблочники" не хотят быть стукачами
Радио "Свобода", 4 июля 2000 года
Программу ведет Владимир Бабурин. В ней также участвуют корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Михаил Берг и активисты движения "Яблоко" - Дмитрий Барковский и Павел Крачковский.
Владимир Бабурин (Радио "Свобода"): Одного из студентов Балтийского государственного технического университета отчислили за отказ сотрудничать с органами ФСБ. В понедельник по этому поводу в Москве и Санкт-Петербурге прошли акции протеста. Сатирическую акцию со звуковыми эффектами провели у здания ФСБ в Москве активисты молодежного "Яблока": "Вы хотели сделать из нас стукачей? Мы пришли постучать!" Рассказывает Илья Дадашидзе:
Илья Дадашидзе: Участники акции пришли на Лубянку с лозунгами: "Вы хочете стука, их есть у меня". "ФСБ, мы пришли постучать. Других стукачей от нас не дождетесь!" И действительно они принялись стучать в пионерский барабан, громыхать пустыми кастрюлями и пивными кружками, скандируя на манер болельщиков Спартака: "ФСБ чемпион! ФСБ чемпион!....". Акция, как было сказано в пресс-релизе для собравшихся у Соловецкого камня журналистов, была вызвана попытками ФСБ сделать из питерского студента Дмитрия Барковского стукача, поставляющего ФСБ информацию о партии "Яблоко". Эта история началась чуть больше месяца назад. 24-го мая студент Балтийского государственного технического университета "Военмех" Дмитрий Барковский - доверенное лицо кандидата в президенты Российской Федерации Григория Явлинского, был вызван в деканат, где его ждали двое сотрудников ФСБ, подвергших его многочасовому допросу. Вот что рассказывает об этом сам Дмитрий Барковский, с которым беседовал наш петербургский корреспондент Михаил Берг:
Дмитрий Барковский:
Они начали очень интенсивно интересоваться партией "Яблоко". Они задавали вопросы о ее внутренней структуре, о финансировании выборов, о способах проведения предвыборной кампании... я не хотел отвечать на их вопросы, я дал им это ясно понять. В ответ на это в мой адрес последовали угрозы отчисления из института и отправки в Чечню - скорее всего. Под этими угрозами у меня была отобрана подписка о том, что я готов негласно сотрудничать с ФСБ, и мне назначили на 31 мая - они должны были мне позвонить домой, чтобы объяснить, что мне нужно делать. 31-го числа они действительно позвонили мне домой. Я попросил родителей сказать, что меня нет дома, и с того момента я, в общем-то, скрываюсь.
Илья Дадашидзе: История с вербовкой получила огласку и Дмитрия Барковского действительно отчислили из БТКУ. 28 июня, как сообщила пресс-служба фракции "Яблоко", в Госдуме в беседе с Барковским начальник отдела прокуратуры Санкт-Петербурга по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности - Александр Гуцан, высказал свою убежденность в законности его отчисления из вуза за отказ сотрудничать с органами ФСБ.
Дмитрий Барковский: Я еще не знал, что он как раз занимался процессом Никитина, потому что если бы я знал, то я думаю, я бы подготовил себя более... - я хотел найти в его лице какую-то поддержку и помощь, поскольку он вызывал меня по вопросу: как бы узнать, законно ли меня отчислили. Когда я туда пришел, то там с его стороны полностью продолжилась та же работа, которую со мной проводили сотрудники ФСБ. Он опять-таки продолжил задавать мне вопросы про партию "Яблоко", про каких-то конкретных депутатов и их помощников, задавал мне интересный вопрос: "А не считаю ли я, что у ФСБ действительно есть достаточно оснований подозревать партию "Яблоко" в каком-то шпионаже". Как заявил в связи со случившимся член молодежного "Яблока" Павел Крачковский - участник сегодняшней акции на Лубянке:
Павел Крачковский: Барковский пострадал не из-за того, что он плохо учился, а он пострадал из-за того, что он был сторонником "Яблока" и доверенным лицом Явлинского. Я считаю, что это основное. Ему, грубо говоря, сказали: "Ты понимаешь, Дима, что ты не ту партию выбрал?!"
Илья Дадашидзе: Сатирическая акция молодежного "Яблока" со звуковыми эффектами проходила не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, у здания ФСБ.