Ульянов А.С., член "Московского молодежного ЯБЛОКА", эксперт бюджетно-финансовой Комиссии Московской городской Думы Транш из МВФа привезли! Гуляем, россияне. Дождались! Наконец-то Россия получит первый транш МВФ-овских денег, и можно поздравить Правительство с очередной победой. Однако как уже не раз получалось, по мере приближения заветных выплат, Фонд выдвигает всё новые требования, например, сейчас от российского правительства требуют повышения акцизов на бензин. И можно с уверенностью предположить, что дальше дело пойдёт по уже опробованному сценарию: будет вроде бы найден компромисс, часть требований всё-таки будет выполнена, первые деньги начнут поступать, но затем в Фонде скажут, что больше денег не дадут. Другими словами, происходят две неприятные вещи: 1) вместо выработки чёткой, взаимосвязанной стратегии, экономической программы, нацеленной на выход из кризиса, получаем какой-то суррогат несвязных решений, выработанных в ходе компромиссов и переговоров МВФ с правительством. В результате- ни рыба ни мясо. 2) плюс к этому компоту “реформ”- получение в лучшем случае половины из обещанных и заложенных в бюджет денег Фонда. Именно так и происходило в течение всех пореформенных лет. Итогом подобного “сотрудничества” с МВФ стал беспрецедентный экономический спад. Неужели МВФ действительно желает нашей стране столько “добра”? Ситуация несколько прояснится, если учесть, что МВФ в отношении к странам- просителям помощи применяет чисто бухгалтерский подход: доходы должны быть увеличены, расходы уменьшены, и бюджет соответственно - сбалансирован. Для определения экономической ситуации используются пять-шесть базовых параметров (инфляция, обесценение курса валюты, бюджетный дефицит, и т.д.). В случае с какой-нибудь африканской страной, где до 90% расходов бюджета идёт на госуправление и армию (причём африканские армейские бюджеты - это импортные закупки вооружений в странах-спонсорах МВФ) уменьшение расходов, очевидно, принесёт такой стране только благо. Однако Россия все-таки как-никак индустриальная страна вопрос же почему рецепты, подходящие для самых отсталых стран, с готовностью использовались в индустриальной, надо адресовать нашим правителям. И вообще, поразительное игнорирование специфики российской ситуации (заключающейся хотя бы в том, что подобные масштабные преобразования, как переход от плана к рынку уникальны для мировой экономической истории) стало неотъемлемой чертой экспертов МВФ. С рвением принялись они вводить НДС, сверхэффективный в западных условиях (даже научили нас собирать его на “рекордном” уровне -60-70%). Не учли самую малость: отсутствие правовой культуры налогоплательщиков, “развитый” теневой сектор. Ведь в таких условиях налогообложение вообще должно строиться на совершенно иных принципах. Проблема однако гораздо серьёзнее. Создаётся впечатление, что все правительства (Гайдара, Черномырдина, Кириенко, Маслюкова) просто НЕ МОГУТ (или не хотят?) мыслить самостоятельно. Вот это уже намного страшнее. Как же быть России в столь непростой ситуации? Как получить деньги, и одновременно сохранить (точнее, впервые приобрести) самостоятельность в разработке национальной экономической стратегии? Для этого необходимо: Во-первых, нужно вспомнить, что за последнее время все крупномасштабные проекты (и многомиллиардные вливания) МВФ оканчивались крахом (Азия, Мексика, Россия), и развитые страны сами недовольны политикой и уровнем компетентности Фонда. В-третьих, пока разговоры о некомпетентности и проекты реформирования всей мировой финансовой системы остаются только разговорами, позиция МВФ играет определяющее значение для Мирового Банка, всех других кредиторов и инвесторов. Наконец, в-третьих, необходимо вспомнить, для чего мы эти деньги просим. А просим мы их фактически только для того, чтобы выплатить проценты по предыдущим долгам. Статья “процентные выплаты” - самая большая в бюджете, и составляет 30% расходной части. Ни одна развитая экономика ТАКОГО не вынесет. Всем (как россиянам, так и Западу) надо уяснить, что российская экономика, переживающая 10-й год экономического спада, экономика, находящаяся на грани полного коллапса, просто НЕ МОЖЕТ сейчас работать на одно: на выплату долгов. А теперь ещё небольшой экскурс в новейшую экономическую историю. Не платить по долгам действительно можно (практика списания части (Польша и некоторые страны Восточной Европы) или всего долга (Нигер и некоторые африканские страны) получила чрезвычайно широкое распространение). Единственное (необходимое и достаточное) условие - необходимо вести цивилизованные предварительные переговоры с кредиторами. Поэтому, если высказать готовность проводить реальные реформы в налоговой, социальной сфере, показать реальный бюджет, то добиться понимания специфической ситуации (а вместе с ним получить так необходимую отсрочку на все платежи на 1999-2000 г., и/или списание части долга, например, бывшего СССР) у Запада, думается, можно. В этом случае можно год прожить со сбалансированным бюджетом, и никакой заём МВФ не потребуется- все переговоры с МВФ в этом случае должны свестись, по словам Г. Явлинского, лишь к проблеме возврата старых долгов, а не получению новых.
|