15 октября 1997 года 

Пленарное заседание Государственной Думы РФ 

Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ, депутата фракции “ЯБЛОКО” Кузнецова А.В. по проекту Закона “Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы” 

 
Уважаемые депутаты! 

Члены Комитета по труду и социальной политике, представляющие все фракции и депутатские группы Государственной Думы, считают необходимым просить Государственную Думу принять в первом чтении проект закона “Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы”, внесенный Московской областной Думой. 

Актуальность решения материальных проблем работников бюджетной сферы очевидна. Судьба этого законопроекта непроста и несколько странна: Президент РФ, начиная с Указа № 1 и до последнего времени, периодически заявляет о необходимости приоритета образованию, медицине, науке и культуре. 

Правительство реально оценивает сложность положения, в котором находятся работники бюджетной сферы (из заключения Правительства от 16 июля 1997 г.). 

Государственная Дума дважды принимала аналогичные законы подавляющим большинством голосов всех фракций, но на них налагались вето. 

Совет Федерации ранее также поддерживал аналогичный проект. 

О позиции субъектов Федерации говорит и тот факт, что в Комитете по труду и социальной политике неоднократно рассматривались инициативы законодательных собраний краев и областей по данному вопросу, и рассматриваемый законопроект вносит Московская областная Дума. 

Несколько слов из заключения Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам: законопроект защищает материальные интересы 12 миллионов человек, работающих в бюджетной сфере, и безусловно имеет социально-экономическое значение... Комитет по бюджету считает возможным поддержать законопроект при условии финансово-экономического обоснования и заключения Правительства. 

Действительно, затраты на реализацию данного закона составляют несколько десятков триллионов рублей. Так в заключении Правительства от 17 октября 1995 г. приведены следующие цифры - 50 трлн. руб. из бюджетов всех уровней, в заключении Правительства от 11 декабря 1996 г. - 65 трлн. руб., в том числе 23 трлн. руб. из федерального бюджета, от 16 июня 1996 г. - 140 и 38 трлн. руб. соответственно. 

По оценке Комитета по труду и социальной политике расходы практически совпадают с цифрами Правительства от декабря 1996 г. А вопрос о существенных затратах необходимо отнести к самому Правительству. До сих пор именно Правительство было обязано индексировать зарплату работников медицины и образования, науки и культуры и не делало это с августа 1995 года. Тем самым Правительство по сути игнорирует заявленные Президентом РФ приоритеты образования, медицины, науки и культуры. (Буквально вчера Президент подтвердил свою позицию при вручении премий лучшим педагогам страны). 

Совершенно очевидно, что при принятии законопроекта, направленного на решение материальных проблем работников образования и медицины мы проявляем заботу в первую очередь о здоровье, интеллектуальном и культурном уровне российских граждан. 

Прошу всех депутатов, представителей всех фракций и депутатских групп ответственно отнестись к этому вопросу и проголосовать за принятие законопроекта “Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы”. Прошу провести поименное голосование. Спасибо. 

 
 
Среднесписочная численность(тыс.ч.
за 1-е пол.1997 года
Средняя заработная плата ( руб.) за 1-е пол.1997 года
Средняя заработная плата с учетом повышения
1.  Здравоохранение,физическая культура, социальное обеспечение 3.916 632,0 821,6
2.  Образование 5538,8 593,0 760,9
3. Культура, искусство 917,6 624,0 811,2
4. Наука, научное обслуживание 1055,1 766,0 995,8
5 Другие виды 9780,2    
  Итого 20152,6   7140,2
 
По ЕТС оплачивается труд около 20 млн. чел . из них работники образования составляют 5,5 млн.чел или 27% 

Затраты федерального бюджета составят 

19371,6 : 12 = 1614,3 в месяц 

( 1614,3 Х 1,3) - 1614,3= 484,2 в месяц на 3 месяца 1,3 млард. руб. или около 4 млрд. руб из бюджетов всех уровней 

Законопроект не противоречит Конституциии РФ, т.к. заработная плата является предметом совместного ведения, а в соотвествии с п.2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы. 

Кроме того, Конституцией Российской Федерации каждому гражданину, независимо от региона проживания, гарантируется бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях, при отсутствии средств в местных бюджетах должны быть предусмотрены средства федерального бюджета на содержание соответствующих учреждений, в том числе на заработную плату. А следовательно, учителя и врачи независимо от места проживания должны иметь гарантированный государством размер должностных окладов и механизм их финансирования в случае недостаточности средств в соответствующих бюджетах. 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона 

 "Об упорядочении оплаты труда 
работников организаций бюджетной сферы" 

 
Проект федерального закона "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы", внесенный в порядке законодательной инициативы Московской областной Думой принят в первом чтении в октябре 1997 года. 

На законопроект поступило более 100 отзывов от субъектов законодательной инициативы, в которых преобладающее большинство поддерживают представленный законопроект. 

При подготовке ко второму чтению были приняты поправки улучшающие и уточняющие редакцию законопроекта, а также поправки учитывающие возможности бюджетов при повышении тарифных ставок. 

Не учтены поправки не отвечающие концепции законопроекта. Поправки Правительства Российской Федерации предлагаются Комитетом Государственной Думы по труду и социальной политики к отклонению, так как закрепляют действующий в настоящее время порядок регулирования оплаты труда бюджетников, при котором размеры тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы и тарифные коэффициенты определяются постановлениями Правительства Российской Федерации. 

В связи с тем, что тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы не были проиндексированы в соответствии с Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР" реальная заработная плата образования, здравоохранения, науки и культуры за последние пять лет снизилась более, чем в 5 раз. 

Президент Российской Федерации не внес конкретных поправок к законопроекту, а направил заключение на проект федерального закона. Заключение на проект федерального закона прилагается. 

Проектом закона предусматриваются меры государственного регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы. К ним относится установление на федеральном уровне первого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы и придание тарифным ставкам ( окладам) роли обязательного норматива для определения в бюджетах объемов финансирования расходов на заработную плату, размеров субсидий и трансфертов. 

Законопроектом вводится и элемент договорного регулирования заработной платы. Предлагается тарифные коэффициенты устанавливать Правительству Российской Федерации по соглашению с представителями работников и работодателей, что дает возможность контролировать их размер и корректировать в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации. 

Учитывая ситуацию с неплатежами заработной платы и сбором налогов предлагается повысить тарифную ставку первого разряда ЕТС с 1 октября 1998 года на 30%, что потребует дополнительных затрат из федерального бюджета на 1998 год в размере 1,3 млрд.рублей . 

Комитет предлагает утвердить таблицы принятых и отклоненных поправок и принять проект закона во втором чтении. 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы 

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года 
 
Статья 1. Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы определяется федеральным законом. 

Статья 2. Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы устанавливается: 

с 1 октября 1998 года - в размере 1,3 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; 

с 1 января 1999 года - в размере 1,7 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; 

с 1 июля 1999 года - в размере 2,0 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. 

Статья 3. Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы определяются Правительством Российской Федерации исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленного статьей 2 настоящего Федерального закона, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом. 

Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. 

Статья 4. При формировании соответствующих бюджетов на 1998 год и последующие годы, а также при определении размеров субсидий и трансфертов предусмотреть выделение средств для финансирования расходов на заработную плату работников организаций бюджетной сферы исходя из расчетов фонда оплаты труда в соответствии со статьями 2 и 3 настоящего Федерального закона. 

Статья 5. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать более высокие тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы за счет средств собственных бюджетов. 

Статья 6. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. 

Статья 7. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 

Президент Российской Федерации Б.Ельцин