1. Центр экономических и политических исследований квалифицирует происшедшее
19 августа 1991 года как государственный переворот и не признает т.н. ГКЧП
законным органом власти и управления страной.
2. Заявленное якобы конституционное основание создания ГКЧП - болезнь
М.Горбачева, - скорее всего, является ложью, так как оно никем на
сегодняшний день не доказано; ни он сам, ни члены его семьи никаких
заявлений по поводу его болезни не делали. Личные встречи
с М.Горбачевым месяц назад ни малейших оснований для каких-либо подобных
выводов не давали.
Ликвидация Совета Безопасности - еще одно доказательство
неконституционности происшедшего.
Является ли М.Горбачев в настоящее время жертвой, пленником вольным
или невольным соучастником путчистов - это вопрос, который должен
быть незамедлительно выяснен действительным советским руководством. В настоящее
время им по-существу является Совет Федерации (наиболее
авторитетные его члены).
3. Мы считаем своим долгом заявить, что меры, которые «члены ГКЧП» предполагают
предпринять в экономике, являются в основе своей бессмысленными и дилетантскими
и потому, как и ранее, неотвратимо будут вести к разрастанию кризиса,
к финансовой и экономической катастрофе, окончательному обнищанию
людей.
4. Мы за Союз, за единое экономическое пространство,
за экономический договор, но считали и считаем, что
достижение всех этих непременных атрибутов рыночной экономики
возможно лишь на основе заинтересованности и добровольности. Вот
почему мы упорно предлагали экономические программы взамен чрезвычайного
положения. Теперь ясно кто и ради чего торпедировал эти
программы.
Заявленная же ГКЧП программа действий не только утопична в политической
части, не только смехотворна в экономической сфере, но и вредна.
Главный ее вред в том, что философия «чрезвычайников» в недопущении
подписания Союзного Договора и на этой почве прямое столкновение
с руководством девяти республик, а также насилие (в форме
чрезвычайного положения и принудительного применения союзных законодательных
актов) по отношению еще к шести республикам приведет к крайне тяжелым последствиям.
Вместо попытки в цивилизованных формах, постепенно, ошибаясь,
но неуклонно продолжая строить новое свободное демократическое государство
- открытый лобовой конфликт. В этом конфликте в итоге будет полная победа
легитимной, пользующейся поддержкой народа республиканской власти.
Однако до предела обостряющаяся борьба нанесет уже в ближайшие дни
огромный ущерб народному хозяйству и людям. Достаточно упомянуть
лишь забастовки, возникшие в связи с незаконным захватом власти в стране.
Что же представляет собой программа «спасения Отечества»?
Разговоры, призывы и заклинания относительно дисциплины и порядка,
а также никчемные подачки в виде снижения каких-то цен и повышения кому-то
заработной платы, смешные поручения правительству в недельный
срок разобраться с продовольствием. Ни одна из серьезных, действительно
важных экономических проблем даже не заявлена к решению.
Следовательно: ничего кроме усиления смуты, противостояния, конфронтации,
экономической разрухи это не принесет. Ответственность
за тяжелейшую работу по выходу из той политической, экономической,
международной, межреспубликанской и межнациональной ситуации,
в которую мы попали в результате переворота 19 августа, придется
брать уже полностью на себя демократическим силам страны.
5. Состояние экономики, рост цен, инфляция, падение уровня жизни,
разложение армии, бедственное положение семей армейских офицеров,
беспрецедентный разгул преступности, терроризма,
крайних националистических проявлений - все это результаты как деятельности,
так и бездеятельности в течение всех последних лет Павлова,
Язова, Крючкова, Пуго.
Теперь они берут на себя ответственность за «спасение Отечества»
и угрожают танками ими же измученным людям!
6. Заявление А.Лукьянова о несовершенстве проекта Союзного Договора,
хотя и отражает ряд существенных моментов, имеет своей политической задачей
покрывательство со стороны Председателя Верховного Совета СССР государственного
переворота.
Тот, кто грозно щурясь, чаще всех пугал переворотом - сам
его и совершает.
7. Государственный переворот во-многом стал возможен вследствие крайне
непоследовательного, половинчатого, постоянно колеблющегося поведения
М.Горбачева, его нежелания опереться на подлинно прогрессивные
силы. Особо пагубное значение имели так называемые компромиссы, на
самом деле отражающие неспособность понять до конца смысл преобразований,
происходящих в стране, зачастую им же инициированных. М.Горбачев,
с нашей точки зрения, является крупной политической фигурой,
оказавшей гигантское влияние на облик страны. Но в сложившейся ситуации
считаем необходимым заявить: М.Горбачев в значительной мере
несет личную ответственность за то, что допустил случившееся, независимо
от того, в каком он сейчас находится положении и какую позицию занял, когда
уже будучи фактически лишенным власти узнал обо всем.
8. Мы убеждены: попытка диктатуры обречена и по политическим,
а главное, по экономическим причинам. Она скорее всего будет безрезультатной
и кратковременной, но может оказаться кровавой. И тогда за кровь
и за антиконституционные действия всех ГКЧеПистов будут судить. И
они уже сейчас должны это знать.
Г. Явлинский
19 августа 1991 года
|