Стенограмма заседания Комитета
Государственной Думы по бюджету и налогам
Здание Государственной Думы, 22 мая 2003 года, 14 часов
30 минут
…
Мельников А.Ю. Сергей Вадимович, позавчера Комитет
по бюджету и налогам начал рассматривать налоговые предложения
Правительства. У депутатов и экспертов, с одной стороны,
возникла дискуссия с Правительством по вопросу табачных
акцизов, с другой стороны.
Очень хорошо, что вы действительно не получаете отписок,
а наше общение с Правительством по этой теме строится как
в песне Высоцкого: "Сигнал посылаем на Тау Кита, а
нас посылают обратно". Поэтому, вот я тут посмотрел
в докладе, у вас есть среди направлений аналитической деятельности
подготовка, например, аналитических записок по сбору акцизов
на алкогольную продукцию. С другой стороны, есть такого
рода вещи, например, по направлению работы одного из самых
квалифицированных аудиторов Счётной Палаты, Панскова - несовершенство
законодательства, позволяющее налогоплательщикам применять
схемы минимизации налоговой базы.
Чтобы у нас не было разговоров, мы Правительству говорим,
что давайте посмотрим цифры. Сбор табачного акциза за четыре
месяца - 46% от того, что заложено в федеральный бюджет
по плану. Нам говорят, что нет, ни в коем случае, добавляют
туда цифры, которые зачисляют в региональные бюджеты и говорят,
что на самом деле он реально больше. Там всё равно недобор,
но, тем не менее, просьба такая: можно было бы за две недели
где-то посмотреть всё-таки, запросив данные, дать заключение
Счётной палаты по сборам акцизной продукции. Это первое.
Второе. Как бы посмотреть, реально ли является комбинированная
ставка табачного акциза, который сейчас применяется, в частности,
её адволорная часть, схемой, которая позволяет минимизировать
налогооблагаемую базу? То есть здесь абсолютно такие же
эффекты, которые мы наблюдаем в нефтяной промышленности
с адвалорной ставкой на добычу полезных ископаемых. Просьба,
если можно было бы это посмотреть за две недели ко второму
чтению законопроекта, с тем, чтобы всё-таки представить
экспертное заключение от Счётной палаты.
Степашин С.В. Я думаю, что можно. Хотя две недели
- срок очень жёсткий. У меня просьба, Александр Дмитриевич,
к Вам. Сформулируйте это поручением Комитета. Завтра у меня
коллегия Счётной палаты. Вы знаете, у нас процедура достаточно
сложная. Я не могу дать команду, я не министр. Вы знаете
наши структуры, да? Поэтому запишите поручением Комитета.
Мы завтра это озвучим на Коллегии и постараемся дать.
Жуков А.Д. Хорошо.
…
Федеральное Cобрание Российской Федерации
Государственная Дума
Комитет по бюджету и налогам
103265,Москва, Георгиевский пер., д.2 Тел. 2923618
"23" мая 2003 г. № 3.7 - 26/178
Председателю счетной палаты
Российской Федерации
С.В.Степашину
Уважаемый Сергей Вадимович!
По данным МНС России за четыре месяца текущего года в
доходы консолидированного бюджета поступило 4 748,3 млн.руб.
акцизов на табачные изделия, в том числе в федеральный бюджет
- 2 505,6 млн.руб. (или 12.4 процента установленного законом
годового плана). За аналогичный период прошлого года доходы
составили 3 112,9 млн.руб. (или 26,7 процента фактических
годовых поступлений). В апреле 2003 года, в условиях действия
с 1 января 2003 года комбинированных ставок акцизов на табачные
изделия, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
темп роста поступлений табачных акцизов составил 152 процента,
тогда как ставки акцизов на табачные изделия были проиндексированы
в среднем в 1,7 раза. В предыдущие годы индексация ставок
табачных акцизов приводила к опережающему росту доходов
бюджета.
В связи с предстоящим рассмотрением в Государственной Думе
проекта федерального закона, предусматривающего индексацию
специфической части ставок акциза на табачные изделия, прошу
провести анализ исполнения федерального бюджета за январь-апрель
2003 года по доходам, поступающим от уплаты акцизов на табачные
изделия. В случае выявления отрицательных отклонений от
установленных показателей федерального бюджета прошу представить
предложения, направленные на их устранение (в том числе
рекомендации, содержащие устранение несовершенств законодательства,
позволяющего применять схемы минимизации налоговой базы).
В связи с тем, что упомянуты проект закона, планируется
рассматривать в ускоренном режиме, с целью принятия до окончания
весенней сессии Государственной Думы, просьба представить
запрашиваемые документы в двухнедельный срок.
С уважением,
Председатель Комитета А.Д.Жуков
Счетная Палата Российской Федерации
121901, Москва, ГСП-2, ул.Зубовская,
д.2
"4" июня 2003 г. № 01-796/03-2
Председателю Комитета по бюджету
и налогам Государственной Думы
Российской Федерации
А.Д.Жукову
Уважаемый Александр Дмитриевич!
В соответствии с Вашим письмом от 23 мая 2003 г. № 3.7-26/178
с просьбой о проведении анализа исполнения федерального
бюджета за январь-апрель 2003 года по доходам, поступающим
от уплаты акцизов на табачные изделия, Счетная палата Российской
Федерации сообщает следующее.
Отчетные данные свидетельствуют о снижении в текущем году
налоговой базы для исчисления и уплаты акцизов на табачные
изделия.
За 4 месяца 2003 года в России произведено 110,4 млрд.шт.
табачных изделий - 97,5 % от уровня соответствующего периода
рошлого года. За 4 месяца 2002 года было произведено 113,2
млрд.шт., темп роста производства - 105,7 процента.
При росте с 1 января т.г. ставки акцизов на табачные изделия
в среднем на 70%поступления акцизов за 4 месяца увеличились
против соответствующего периода прошлого года на 52%, составив
4748,3 млн.рублей.
По данным Минфина России, в случае соответствующего увеличения
возможные поступления акцизов были бы выше на 531,6 млн.рублей
или 10,1 процента.
Вместе с тем следует учитывать, что в январе и частично
в феврале т.г. уплата акцизов, исходя из действующего порядка,
производилась по ставкам, действовавшим в 1V квартале 2002
года.
При этом следует отметить, что за 4 месяца 2002 года поступления
акцизов на табачные изделия увеличились почти в 1,4 раза
при росте ставки акцизов на 12 процентов. Таким образом,
темпы прироста поступлений налога более чем в три раза превышали
темпы прироста ставок акцизов.
При этом в федеральный бюджет за 4 месяца 2003 года поступило
2505,6 млн.рублей, или 12,4% установленного Федеральным
законом "О федеральном бюджете на 2003 год" задания
на год.
В соответствии с приказом Минфина России от 31 декабря
2002 года №362 акцизы на табачные изделия в части сумм,
зачисляемых по расчетам за 2002 год, в сумме 2242,7 млн.рублей
поступили в региональные бюджеты, что не учитывалось в расчетах
доходов федерального бюджета на 2003 год. таким образом,
на указанную сумму завышены предусмотренные в бюджете на
2003 год показатели налоговых поступлений в федеральный
бюджет.
Приведенные данные, в частности, свидетельствуют о недостаточной
эффективности введенной в 2003 году смешанной системы взимания
акцизов, когда наряду со специфической ставкой утверждена
адвалорная составляющая в размере 5% от отпускной цены табачных
изделий.
В расчетах к бюджету на 2003 год специфические ставки на
сигареты с фильтром увеличились на 27,6%, на сигареты без
фильтра - на 69,6 процента.
При этом расчетная сумма поступления акцизов на сигареты
с фильтром составила 18375 млн.рублей, в том числе адвалорная
составляющая - 4375 млн.рублей или 34,4 процента.
Расчетная сумма поступления акцизов на сигареты без фильтра
2532,8 млн.рублей, в т.ч. адвалорная составляющая - 442
млн.рублей или 17,5 процента.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, введение
адвалорной составляющей в систему взимаемых акцизов на табачную
продукцию трудно объяснить целями пополнения федерального
бюджета.
Заложенное в расчетах бюджета 2003 года увеличение поступлений
акцизов можно было обеспечить увеличением специфической
ставки на сигареты с фильтром на 68 процентов.
При этом следует отметить, что специфические ставки сбора
акцизов показали свою эффективность. Собираемость составляла
практически 100%, система расчетов и администрирования была
предельно проста.
В расчетах к бюджету на 2003 год заложена собираемость
акциза на табачные изделия в размере 97 процентов.
Если за первый квартал 2002 года налоговая задолжность
выросла на 49,3 млн.рублей или 9,5%, то за первый квартал
2003 года она возрасла на 261,9 млн.рублей или на 68,5 процена.
С введением адвалорной составляющей появилась возможность
минимизации налоговой нагрузки как за счет ассортиментных
сдвигов в сторону увеличения выпуска более дешевых и более
вредных для здоровья табачных изделий, так и за счет снижения
отпускных цен при реализации оптовыми организациями, зачастую
являющимися аффилированными лицами с организациями-производителями.
Это, в частности, подтверждается данными, полученными при
анализе отдельных налоговых деклараций за первый квартал
2003 года. Так, средняя отпускная цена сигарет с фильтром,
производимых ОАО "БАТ-ЯВА", в марте составила
60,5 рублей за 1000 шт. по сравлению с 264 рублей в 2002
году.
Аналогичное положение и на ЗАО "Лиггет-Дукат",
где средняя отпускная цена снизилась на 41,2 процента.
С введением смешанной системы взимания акцизов значительно
усложняются расчеты и администрирование.
Кроме того, адвалорная ставка по сути, является "оборотным"
налогом и ее введение прямо противоречит заявленным целям
проводимой налоговой реформы.
Сообщает также, что в плане работы счетной палаты Российской
Федерации на 2003 год предусмотрено проведение в ноябре-декабре
тематической проверки вопросов развития налоговой базы,
полноты и своевременности поступления акцизов на табачные
изделия в 2002 году и истекшем периоде 2003 года.
Председатель С.В.Степашин
|