Можно утверждать, что в настоящее время вся деятельность российского
третьего сектора (в самом общем виде) направлена на поиск и аккумуляцию
средств для решения различных, преимущественно социальных задач без отвлечения
значительных государственных ресурсов из экономики страны. Вопрос финансирования
третьего сектора - это вопрос, от которого напрямую зависит его будущее.
Материальное и финансовое положение добровольных организаций во многом
определяется их особенностями. Многоканальность поступлений, с одной стороны,
обеспечивает независимость третьего сектора, но с другой, - в условиях
общей экономической нестабильности в России ведет к нестабильному характеру
финансирования, хронической ограниченности денежных средств и скудости
материальной базы. Неудовлетворительное финансовое обеспечение является
сегодня наиболее болезненной проблемой в добровольных организациях. Именно
отсутствие денег чаще всего (79% организаций)7) становится
главной помехой в их деятельности.
7) Опрос проводился в Архангельске, Нижнем Новгороде,
Тольятти и Челябинске (“Эффективность работы некоммерческих организаций
в регионах России”, CAF-Россия, 1997)
Несмотря на многообразие потенциальных источников финансирования, все они
хорошо известны, отработаны и могут быть подразделены на три блока:
- внутренние (российские) источники финансирования;
- зарубежная помощь;
- собственная деятельность организаций третьего сектора.
Проблема заключается в степени доступности этих каналов для тех или
иных добровольных структур, которая непосредственно связана с профилем
организации, с
профессионализмом, опытностью и инициативностью ее сотрудников, а также
политической и экономической ситуацией в регионе, его открытостью для международных
связей, отраслевой спецификой территории. Мировой опыт функционирования
третьего сектора свидетельствует: в различных странах значимость тех или
иных источников его финансирования ощутимо различается. Однако как для
развитых европейских стран, так и для США характерно активное участие государства
в вопросах финансового обеспечения некоммерческих организаций. Доля государственных
ассигнований в структуре их доходов колеблется от 30% до 68%, причем в
Германии и во Франции это вообще основной источник средств существования
третьего сектора. В России участие государства в финансовом обеспечении
негосударственных некоммерческих структур значительно скромнее. По результатам
исследований, регулярно проводимых российским представительством CAF, сегодня
оно едва ли превышает 1/5 всех поступлений.8)
8) “Итоги”, 19 января 1999 г., стр. 41
Внутренние каналы финансирования
В то же время для большинства российских добровольных организаций основным
источником средств существования являются именно внутренние каналы финансирования,
которые, помимо государственных ассигнований, включают частные и индивидуальные
(поддержку частных лиц) пожертвования. Система взаимоотношений с каждой
группой “доноров” различается как по форме, так и по размерам участия.
Так, для частных коммерческих структур наиболее типично спонсорство и сравнительно
крупные размеры пожертвований. В итоге, примерно половина всех средств,
до недавнего времени, поступала в третий сектор именно из этого источника.
Как правило спонсоры поддерживают разовые или краткосрочные мероприятия
путем оплаты счетов, реже – прямым перечислением оговоренной суммы на расчетный
счет добровольной организации. Достаточно распространена практика пожертвований
в натуральной форме, например, закупка и передача специального оборудования,
продуктов питания, медикаментов и т.п. Зачастую спонсорами выступают не
только преуспевающие фирмы, но и сами частные некоммерческие организации.
К сожалению, контакты добровольных организаций с предпринимательскими
кругами достаточно однобоки. Бизнесмены как правило признают необходимость
поддержки общественных инициатив, однако преуспевающие фирмы просто
тонут в просьбах о помощи, зачастую не имея о просителях никакой достоверной
информации. В такой ситуации сотрудничество обычно ограничивается разовым
спонсорством без всяких перспектив на будущее. Некоторые общественные организации
даже не пытаются взаимодействовать с бизнесом (например, в Томске таких
40%). Существуют, правда, примеры реального взаимовыгодного партнерства
третьего сектора и коммерческих структур, выходящего за рамки обычных пожертвований
и полезного для обеих сторон, но их очень немного.
Значительно меньше средств получает третий сектор непосредственно от
частных лиц (около 2% всех доходов). По-настоящему богатые люди предпочитают
не рекламировать свое личное благосостояние и если занимаются благотворительностью,
то чаще всего в виде спонсорства, т.е. от имени частных фирм. Остальное
население либо само нуждается в помощи, либо (что важнее) относится с большим
недоверием к различным формам посредничества между нуждающимися и дарителями.
К тому же размеры индивидуальных пожертвований в большинстве случаев невелики
и не оказывают существенного влияния на финансовое положение добровольной
организации, если только это не специально организованный сбор средств
в пользу конкретного лица (например, на дорогостоящую операцию) или на
конкретное дело (восстановление Храма Христа Спасителя).
Практика показывает, что именно низкая информированность общества о
деятельности третьего сектора является причиной его сложных отношений с
населением. Большинство опросов в различных регионах России выявило катастрофическую
неосведомленность граждан о существовании и предназначении независимых
общественных организаций. Например, в Омске, Краснодаре и Ставрополе 74%
опрошенных горожан не смогли вспомнить ни одной такой организации.9)
Отсутствие достоверной информации и стереотипы, сохранившиеся с советского
времени, порождают недоверие к третьему сектору, культивируют негативное
отношение к его деятельности среди потенциальных работников, спонсоров
и клиентов. Так, около трети опрошенных уверены, что руководители общественных
организаций в основном коррумпированы.
9) “Отношение к общественным организациям
в России”, 1995 г.
Причина сложившегося положения кроется не только в пассивности некоммерческих
организаций, но и в отношении средств массовой информации к проблемам третьего
сектора в России. Являясь мощным средством формирования общественного мнения,
СМИ не ведут целенаправленной систематической работы по формированию имиджа
различных добровольных организаций. Эпизодическая информация, время от
времени проскальзывающая в прессе и на телеэкранах, носит констатирующий
характер и акцентирует внимание аудитории в основном на проблеме, а не
способе ее решения. Повышенное внимание к какой-либо некоммерческой структуре
возникает только при ее причастности к громкому скандалу, что опять же
не повышает рейтинга третьего сектора в глазах общественности.
Существующая сегодня пресса третьего сектора, т.е. издаваемая самими
НКО, отличается малыми тиражами, она не заметна на издательском рынке,
поскольку действует исключительно в своем информационном поле. Такие издания
чаще всего не являются дотационными и выживают за счет поддержки коммерческих
структур, которые бесплатно предоставляют полиграфическую базу, выделяют
бумагу или оплачивают издательские расходы. Например, “Вестник благотворительности”
спонсируют четыре коммерческие и две благотворительные организации. Однако
такая информационная поддержка явно недостаточна для динамичного функционирования
третьего сектора и полноценного освещения результатов его деятельности.
Наиболее широкими потенциальными возможностями сотрудничества с третьим
сектором располагают государственные структуры, хотя реальное государственное
участие в структуре финансирования его деятельности, как уже говорилось,
невелико. Государство имеет возможность не только различными способами
“подкармливать” добровольные организации, но и использовать потенциал третьего
сектора при разработке и реализации своих социальных программ. Широкое
распространение получила практика различных дотаций и субсидий.
По данным опроса, проведенного в 5 регионах России, в 1994-1995 г. получали
субсидии от государства 65% организаций третьего сектора.10)
В той или иной степени государственная финансовая помощь оказывается
практически всем общественным организациям, оставшимся с советского периода,
а также тем структурам, которые через своих руководителей или иным способом
связаны с государственным сектором. В различных регионах поддерживаются
различные направления деятельности некоммерческого сектора. Например, в
Омске субсидии из городского бюджета выделялись только молодежным и детским
объединениям, при этом условия их использования были строго оговорены (подготовка
информационных материалов, обучение кадров, проведение семинаров и т.п.).
Однако в условиях систематического сокращения бюджетных расходов на социальные
нужды выделение прямых дотаций с каждым годом осложняется. Так, на вполне
законных основаниях из государственного бюджета регулярно финансировались
негосударственные образовательные учреждения, прошедшие аккредитацию. Но
с 1996 г. такую возможность сохранили лишь средние негосударственные образовательные
учреждения. К тому же сам факт включения в структуру расходов государственного
бюджета еще не гарантирует реальное, а тем более своевременное поступление
средств.
10) Алексеева О. Благотворительное движение:
регионы России, CAF, 1995
Все чаще прямое субсидирование уступает место более прогрессивным формам
сотрудничества государства и третьего сектора. Мировой опыт свидетельствует,
что государству значительно выгоднее финансировать социально значимые услуги,
переадресовывая их предоставление независимым некоммерческим организациям,
чем самому создавать дополнительные громоздкие структуры. Например, в США
в 80-е годы через третий сектор проходило более половины всех федеральных
расходов на социальное вспомоществование, культуру, науку и гуманитарные
цели.11) К тому же деятельность добровольных организаций
на социальном поле, где часто требуется индивидуальный подход и оперативные
нестандартные решения оказывается значительно эффективнее, что весьма актуально
для России. В условиях затянувшегося кризиса, когда потребности населения
в социальной помощи постоянно увеличиваются, а финансирование социальных
программ столь же последовательно сокращается, проблемы максимально эффективного
использования выделяемых средств выдвигаются на первый план.
11) “Государство и негосударственные некоммерческие
организации: формы поддержки и сотрудничества”, Центр региональных экономических
исследований, М., 1997.
В настоящее время практикуются три основные формы сотрудничества организаций
третьего сектора с государством. В ряде случаев при разработке государственных
или муниципальных социальных программ конкретизация отдельных мероприятий
ведется путем конкурсного отбора проектов, разработанных различными
независимыми организациями. Проект, победивший в конкурсе, входит составной
частью в государственную программу и полностью или частично финансируется
за ее счет. Например, подобная схема применяется в процессе реализации
Федеральной целевой программы “Развитие и сохранение культуры и искусства
Российской Федерации (1997-1999 годы)”.
В других случаях государственные структуры и добровольные организации
разрабатывают социальные программы совместно, начиная с выработки
общей концепции смешанными рабочими группами, ее последующего обсуждения,
конкретизации и независимой экспертизы проекта, вплоть до координации деятельности
исполнителей в ходе реализации готовой программы. Такой подход ценен обратной
связью, устанавливающейся в процессе совместной работы между государством
и обществом, он открывает широкие возможности для свежего решения старых
социальных проблем.
И наконец, практика социального заказа. Эта сравнительно новая
форма партнерства еще не оформилась окончательно, однако предполагается,
что именно она станет механизмом реализации социальных гарантий государства
населению. При этом возможно как размещение государственного заказа на
выполнение строго оговоренных социальных услуг, так и первоначальный отбор
наиболее перспективных проектов и последующее оформление заказа на отобранные
разработки. В любом случае социальный заказ должен размещаться только на
конкурсной основе при равноправном участии как государственных, так и негосударственных
организаций.
Хотя Федеральный закон “О социальном заказе” пока не вступил в силу,
сама идея уже опробована на местах. В целом она оказалась поддержана как
на уровне местных администраций, так и непосредственными исполнителями
– некоммерческими организациями (неожиданное исключение составил третий
сектор Санкт-Петербурга). Накопленный различными регионами опыт в предоставлении
социального заказа чрезвычайно разнообразен, поскольку строится не на единых
законодательных нормах, а на местном понимании этого вопроса. К примеру,
в Тольятти, где это понятие широко задействовано во взаимоотношениях муниципальных
властей и НКО, социальным заказом именуются любые способы решения социальных
проблем.
В условиях отсутствия специального законодательства правовой базой для
урегулирования вопросов, связанных с социальным заказом, становятся специальные
положения, постановления глав администраций и прочие нормативные акты более
общего характера. Так, в большинстве регионов действует специальное положение
о поставках продукции для государственных (муниципальных) нужд. В некоторых
областях конкурсные механизмы расходования бюджетных средств давно уже
не являются новшеством. Например, а Нижнем Новгороде подобные принципы
сотрудничества администрации и некоммерческого сектора законодательно закреплены
в сфере телерадиовещания. Все это создает реальные предпосылки для принятия
и широкого внедрения местных законов “О социальном заказе” раньше, чем
это произойдет на федеральном уровне. Во многих регионах он уже разработан
и находится в процессе согласования, а Тюменская область еще в 1997 г.
стала первым субъектом РФ, где этот документ уже вступил в силу. Однако
в нем опять-таки закреплено местное понимание социального заказа – не установлена
жесткая связь между социальным заказом и социальными программами.
Как показывает опыт разработки данного законопроекта в регионах, наибольшие
разногласия вызывает само толкование этого понятия, так и не ставшего юридическим
термином, а также вопросы финансирования целевых программ. К тому же в
некоторых принципиально важных аспектах местные проекты закона носят всего
лишь разрешительный характер. К примеру, администрациям предоставляется
возможность размещать социальные заказы и проводить с этой целью конкурсы,
но никто не обязывает их это делать. Все это свидетельствует о настоятельной
потребности в документе федерального уровня, который позволил бы снять
многие спорные моменты.
Однако финансирование государством организаций третьего сектора может
носить не только прямой (дотирование или участие в программах), но и косвенный
характер (предоставление льгот). При этом, если прямое финансирование чаще
всего предполагает индивидуальный подход, то косвенное – напротив, облегчает
жизнь широкой группе добровольных организаций или всему третьему сектору
в целом. Это уже не “спасательный круг”, а фактор развития третьего сектора
как полноправной части общества. Косвенное финансирование включает налоговые
и неналоговые льготы, а также льготные кредиты для некоммерческих организаций.
В отличие от большинства развитых стран налоговая политика в
России всегда строилась на отраслевом принципе, при этом негосударственные
некоммерческие организации оказываются в худшем положении, чем их государственные
аналоги. Для структур третьего сектора различные формы льгот установлены
при уплате налогов на прибыль, на добавленную стоимость, плате за землю
и имущество. Некоторые налоговые льготы предоставляются также предприятиям,
поддерживающим третий сектор, в частности, перечисляющим средства на благотворительные
цели, однако их размер в два-три раза меньше необходимого для действенного
стимулирования меценатства. Кроме того, в последние годы Правительство
постоянно ужесточает налоговую политику, сжимая диапазон налоговых льгот.
В наиболее благоприятном положении остаются пока организации инвалидов,
образования и культуры. Таким образом, проводимая в настоящий момент налоговая
политика существенно снижает значимость льготного налогообложения как источника
финансирования некоммерческой деятельности. Более того, общие (высокий
уровень налогообложения в целом) и частные недостатки налоговой системы
тормозят развитие третьего сектора, поскольку существующее налоговое законодательство
не учитывает особую социальную роль некоммерческих организаций, а резюмирует
лишь политические баталии различных групп давления.
Существенную помощь добровольным организациям оказывают так называемые
неналоговые льготы. К ним относятся льготы по арендной плате и коммунальным
платежам, упрощенный порядок некоторых юридических процедур, приоритетное
обеспечение площадью или земельными участками. Как правило неналоговые
льготы вводятся на местном уровне, поэтому они значительно различаются
по территории. Например, в Москве благотворительные организации (при определенных
условиях) вообще освобождены от арендной платы за государственные или муниципальные
помещения, расплачиваются за услуги связи по тарифам, установленным для
населения, а за коммунальные услуги – по тарифам для бюджетной сферы.
Значительно реже организации третьего сектора прибегают к льготным кредитам,
поскольку использование данного источника финансирования предполагает высокую
степень устойчивости организации и малопригодно для покрытия расходов по
основной деятельности. Как правило льготным кредитом пользуются только
при материальном обеспечении офиса, строительстве или ремонте помещения.
Помимо прямого финансирования и предоставления различного рода льгот,
государственные структуры оказывают третьему сектору и консультационно-информационную
поддержку. Отсутствие разветвленной сети коммуникационных связей внутри
третьего сектора, недостаток достоверной информации о разрабатываемых социальных
программах, а также дефицит квалифицированной юридической помощи серьезно
ограничивают потенциальные возможности добровольных организаций, провоцируют
конфликты и нездоровую конкуренцию там, где можно было бы наладить эффективное
сотрудничество. В каждом регионе проблема “информационного голода” решается
по-своему, однако редко ее острота осознается местной администрацией в
полной мере. Даже в Москве в 1996 г. только планировалось создание единой
информационной базы по общественным объединениям, дающей представление
о социальной значимости проводимых ими мероприятий. Правда, примерно у
2/3 организаций существуют свои базы данных, в которых аккумулируется информация
по основной проблеме, государственных и добровольных организациях, работающих
в той же области. Однако подобная информация очень локальна, предоставляет
лишь проторенные пути решения проблемы, а главное, труднодоступна, так
как хранится в основном в папках, на карточках , а то и в голове руководителя.12)
12) “Эффективность работы некоммерческих организаций
в регионах России”, CAF-Россия, 1997
Существует и другой ракурс взаимоотношений государственных структур и третьего
сектора. Все многообразие их контактов можно подразделить на неформальные
и юридически корректные связи. Перевод деловых отношений на неформальный
уровень по-прежнему достаточно типичен, хотя и является отголоском социалистического
“телефонного права”. Такая форма взаимоотношений наиболее часто встречается
в симбиозах добровольных и государственных организаций (государственный
служащий работает в “третьем секторе”) и позволяет органам власти, по каким-либо
причинам не желающим афишировать партнерство с третьим сектором, реализовывать
социальные программы с меньшими издержками.
Среди официальных контактов наиболее распространенной формой становится
сотрудничество добровольных организаций с различными социальными департаментами
местной администрации через специальные коллегиальные структуры, имеющие
самые разные названия (губернское собрание, общественная палата и т.п.).
Так, при мэре и правительстве Москвы действуют более 20 общественно-государственных
структур, которые координируют деятельность третьего сектора столицы.
Довольно часто у чиновников разного уровня сотрудничество с третьим
сектором ассоциируется лишь с прямым выделением бюджетных средств под благовидным
предлогом, а все некоммерческие объединения расцениваются как потенциальные
просители. И действительно, вопросы финансирования как правило обсуждаются
чаще всего. Например, в Томске 54,2% общественных организаций обращались
к властям за финансовой помощью, но при этом 43,6% организаций еще в 1995
г. участвовали в совместных с администрацией региона мероприятиях, 18,6%
- нуждались только в информации.13) Сегодня третий сектор
может и хочет зарабатывать.
13) Сырямкина Е.Г., Шпагин С.А. и др. “Общественные
организации Томска: проблемы и перспективы”, 1996 г.
К тому же следует учитывать, что во взаимоотношениях третьего сектора и
государства присутствует и чисто этический момент. Это относится в первую
очередь к экологическим, правозащитным и, отчасти, женским организациям,
которые чаще других конфликтуют с властью, акцентируя внимание общественности
на нерешенных проблемах и неправомерных действиях чиновников. Со своей
стороны органы региональной администрации никогда не откажутся от попыток
минимизировать критику, сделать общественные организации более лояльными
и управляемыми, а самый надежный способ поставить под контроль – это материально
заинтересовать. В силу этого, государственное финансирование для “идейных”
добровольных организаций становится практически недоступным, так как неизбежно
влечет за собой потерю независимости, а значит губит репутацию и распугивает
клиентуру.
Таким образом, большинство организаций третьего сектора стремится к
партнерству с государственными и муниципальными структурами, но пока редко
рассматриваются властями в этом качестве.
Зарубежная помощь
Другим, несомненно менее значимым каналом финансирования деятельности
российского третьего сектора является зарубежная помощь. Ее масштабы и
форма предоставления варьируют во временном аспекте и в зависимости от
вида деятельности добровольных организаций. Так, в первые годы реформы
основной поток зарубежного финансирования составляла гуманитарная помощь.
На волне ее распределения возник не один десяток некоммерческих организаций,
характер деятельности которых был задан типом гуманитарного груза. Благотворительные
организации занимались распределением между нуждающимися зарубежных продуктов
питания, детской одежды, медикаментов и т.п. Позже, когда острота ситуации
несколько сгладилась, а общество притерпелось к новым условиям существования,
акцент зарубежной помощи сместился в сторону партнерских отношений.
Зарубежные гранты и по сей день остаются одним из наиболее цивилизованных
способов финансирования третьего сектора. Это целевые средства, выделяемые
на общественно полезные программы с последующим отчетом об их использовании.
Доля иностранных грантов в общей сумме доходов НКО достаточно скромна -
около 10%, но это в среднем. В то же время в бюджетах правозащитных и женских
организаций средства зарубежных грантодателей занимают около 90%. Гранты
чаще всего предоставляются международными организациями и получить их очень
непросто. С одной стороны, привлечение международных средств требует от
добровольной организации четкого ведения финансовой отчетности, владения
специальными знаниями о правилах функционирования данной системы, опыта
работы и высокого профессионализма сотрудников. С другой, – финансируя
социальные проекты, грантодатели отдают предпочтение наиболее интересным
для себя регионам. Например, в Центральном районе гранты играли существенную
роль только в доходах нижегородского третьего сектора. Многим руководителям
добровольных организаций не нравятся неизбежные при таком сотрудничестве
зависимость и жесткий контроль, а также бюрократические проволочки в духе
развитого социализма, однако борьба за участие в международных проектах
от этого не ослабевает.
Собственная деятельность
Какими бы источниками государственного или зарубежного финансирования
не располагали структуры третьего сектора, с опытом их руководители убеждаются
в том, что ни один из рассмотренных каналов не гарантирует организации
стабильности. Относительную уверенность в ближайшем будущем может обеспечить
только собственная деятельность, поэтому рано или поздно все добровольные
организации сталкиваются с необходимостью учиться зарабатывать хотя бы
на собственное содержание.
Пожалуй, самым неэффективным источником из возможного перечня регулярных
финансовых поступлений являются членские взносы . Эта система оправдывает
себя лишь в массовых или “клубных” организациях., иначе затраты на сбор
взносов могут превысить денежные поступления. Поэтому неудивительно, что
в структуре доходов НКО удельный вес членских взносов не превышает 3%.
Кроме того, поскольку третий сектор работает в основном с бедными слоями
общества или детьми, введение членских взносов может отпугнуть потенциальных
клиентов. Значительно более распространена практика оказания платных
услуг как в рамках основной деятельности организации, так и
откровенно коммерческого характера. Они обеспечивают около 15% всех доходов
третьего сектора. В первом случае платные услуги оказываются клиентам по
льготному тарифу и являются скорее средством, стимулирующим взаимную ответственность
сторон, чем способом заработать. Коммерческие услуги зачастую абсолютно
не связаны с профилем организации (прокручивание денег, сдача в аренду
помещений и т.п.) и, напротив, рассматриваются именно как источник дохода,
истинные размеры которого как правило не афишируются. Это уже форма
коммерческой деятельности, как и продажа товаров
собственного производства, что, правда, практикуется довольно редко и не
приносит больших прибылей. До 1995 г., когда предпринимательская
активность в некоммерческом секторе вообще не ограничивалась, “коммерцией”
зарабатывали более 1/3 добровольных организаций.14) Однако
в настоящее время, после множества злоупотреблений, когда статус некоммерческой
организации использовался лишь как прикрытие, а об уставных целях забывали
сразу после регистрации, законодательство резко ограничило возможные виды
предпринимательства. Сегодня в третьем секторе допускается только производство
товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, участие в хозяйственных
обществах, приобретение и реализация различных паев, ценных бумаг, имущественных
и неимущественных прав. Правда, контролирующие (налоговые) органы в большей
мере озабочены величиной налога от предпринимательской деятельности, чем
ее правомерностью. В результате, тенденция коммерциализации третьего сектора
сохраняется, однако уже в “теневом” варианте.
14) Алексеева О. Благотворительное движение:
регионы России, CAF, 1995
Интересно, что структура финансовых поступлений тесно связана с “возрастом”
некоммерческой. Так, среди стартовых источников финансирования благотворительных
организаций России безусловно превалировали различного рода пожертвования
от российских коммерческих структур, государства и частных лиц.15)
В период становления лишь пятая часть средств поступала от собственной
деятельности, причем в основном от предоставления платных услуг (16% из
21%). После двух и более лет функционирования приоритеты заметно изменились.
На фоне общего сокращения поступлений через внутренние каналы, резко упала
доля всевозможных пожертвований (с 48% до 38%) при увеличении масштабов
государственной поддержки (с 8% до 14%). Доля зарубежного участия в финансировании
благотворительных организаций практически не изменилась. Зато результативность
собственной деятельности ощутимо возросла, причем удельный вес поступлений
от чисто коммерческих операций составлял уже 12% всего объема финансовых
ресурсов против 5% на первом году работы. В дальнейшем отмеченные тенденции
продолжали углубляться. Так, доля не заработанных средств (пожертвований),
по прогнозу, должна была понизится в 1998 г. до 26%, а более трети всех
поступлений намечено было обеспечить за счет собственной деятельности.
15) “Деньги и благотворительность”, № 6,
1997 г., стр.3-6.
Фандрайзинг
Практика показывает, что одной из причин тяжелого финансового положения
третьего сектора в России являются просчеты в фандрайзинге (поиске источников
финансирования), который вообще отсутствует в России как система: у нас
нет (или их очень мало) ни специально обученных, грамотных профессионалов,
занимающихся этими вопросами, ни отработанных методик. К примеру, по политическому
фандрайзингу, который обеспечивает финансирование избирательных кампаний,
уже существует огромное количество переведенных трудов и статей, специально
адаптированных методических указаний и разъяснений. По проблемам финансирования
третьего сектора можно с трудом отыскать лишь несколько тоненьких пособий,
подготовленных зарубежными благотворительными фондами. Тем не менее для
России этот вопрос особенно болезненен в силу своей новизны и принципиального
расхождения с врожденными психологическими установками основной массы населения.
До недавнего времени в глазах общественности существовал только один “правильный”
источник средств существования – заработок, все остальное рассматривалось
как милостыня. Сегодня это превратилось в мощный психологический тормоз,
мешающий грамотному урегулированию вопросов финансирования третьего сектора.
В большинстве организаций фандрайзингом занимается не квалифицированный
профессионал, а непосредственно руководитель, причем без продуманной стратегии
и без соответствующего обучения.
К тому же третий сектор весьма чутко реагирует на любые изменения экономической
и политической ситуации в стране. Августовский кризис и его последствия
привели к тому, что значительная часть еще недавно устойчивых структур
балансирует сегодня на грани выживания, многие прекратили либо заморозили
свою деятельность. Претерпели неизбежные изменения схема и масштабы финансирования
третьего сектора. Коммерческие структуры, бывшие до недавнего времени самым
испытанным и щедрым источником финансовых средств, значительно сократили
поддержку добровольных инициатив. Когда она возобновится в прежнем объеме
и возобновится ли - предугадать невозможно. Государственные каналы финансирования
также оказались частично перекрыты и не только из-за отсутствия денег.
Ряд государственных структур, пользуясь тяжелой финансовой ситуацией, увеличил
свое давление на НКО. Все чаще одним из условий участия добровольных организаций
в государственных социальных программах становится фактическая утрата независимости,
переход под государственную или муниципальную опеку. При существующей политизации
российского общества и ярко выраженных политических противостояниях подобные
условия финансовой зависимости приводят к тому, что структуры третьего
сектора широко используются в политических интересах. Особенно остро это
будет проявляться в ходе кампаний по выборам в Государственную Думу в 1999г.
и по выборам президента в 2000 г.
В создавшихся сложных условиях выразили готовность помочь некоторые
зарубежные фонды. Ожидается увеличение объемов гуманитарных грузов. Однако
это вряд ли способно переломить ситуацию. Единственная реальная надежда
российского третьего сектора если не на возрождение, то хотя бы на выживание
состоит в привлечении в свои ряды добровольцев, а в свои бюджеты - частных
пожертвований граждан.
Материальная база
Зеркальным отражением финансового состояния российского третьего сектора
может служить уровень его обеспеченности материальными ресурсами. Большинство
добровольных организаций вообще не имеет собственной материальной базы.
Наиболее распространена сегодня скрытая поддержка третьего сектора, когда
общественная организация пользуется помещением и техникой другого учреждения
на неформальной основе, т.е. по договоренности руководителей. В ряде случаев
площадь удается арендовать на льготных условиях. Однако 2/3 арендаторов
имеют только краткосрочные договора – на год и меньше. Уровень материальной
обеспеченности тесно взаимосвязан с видом деятельности организации. Так
в Московском регионе лучше всего обеспечены правозащитные, экологические,
молодежные некоммерческие структуры, а также занимающиеся вопросами культуры,
искусства и истории. Сложнее положение у организаций, оказывающих социальную
помощь населению (только 89% из них обеспечены помещениями), инвалидам
(87%) и детям (79%). При этом только 8% организаций занимают отдельное
здание. Чаще всего “третий сектор” располагается в нежилых помещениях (78%)
или квартирах (14%). 16)
16) “Деньги и благотворительность” №2, 1996
г., стр. 14-17.
Таким образом, сложившаяся к настоящему моменту система экономических взаимосвязей
предоставляет достаточно широкий выбор потенциальных возможностей для финансирования
деятельности третьего сектора, хотя уровень финансовой и материальной обеспеченности
основной массы некоммерческих организаций остается чрезвычайно низким,
более того - продолжает ухудшаться. Удовлетворяя определенную часть социальных
потребностей общества, структуры третьего сектора в России так и не успели
приобрести статуса равноправного партнера, а тем более “теневого правительства”,
как в ряде развитых стран. Их деятельность носит преимущественно сопутствующий
характер, однако сам факт существования российского третьего сектора, уцелевшего
даже в условиях острейшего кризиса, уже не возможно игнорировать. Его структуры
оказались неожиданно плотно вплетены в паутину общественных связей.
***
Естественно, что проблемы, которые стоят сегодня перед всем российским
обществом ощутимо влияют на еще слабый отечественный третий сектор. Обеспечение
его независимости и устойчивости связано сегодня с факторами, общими для
России в целом. Это, прежде всего, формирование и исполнение соответствующего
законодательства. Разумеется, оно нуждается в уточнениях, но оно уже есть,
и главная задача сегодня заключается в исполнении существующих законов.
Второе - это подготовка специалистов, способных даже в условиях высокого
уровня экономической нестабильности в России изыскивать финансовые возможности
для стабильного функционирования организаций третьего сектора. Существенным
в этом плане является поиск моделей наиболее эффективного взаимодействия,
а точнее партнерства, российских представителей третьего сектора с их зарубежными
коллегами и спонсорами. И наконец, необходимо объединение усилий общественности,
направленных на достижение максимальной информированности о деятельности
третьего сектора, формирование доверия к добровольным инициативам в России.
|