Иллюзия стабилизации экономики дорого обошлась России. Финансовая система
страны рухнула под тяжестью собственных долгов, похоронив под своими обломками
те немногие положительные результаты, которых удалось достичь в предшествующие
годы (низкие темпы инфляции, твердый курс рубля, современные финансовые
институты и зарождающееся доверие к ним).
Тем не менее стало уже привычным в конце года слышать от руководителей
страны оптимистические оценки итогов развития или не менее радужные прогнозы
на ближайшую перспективу. Не стал исключением и прошедший год. Оказывается,
вопреки всем ожиданиям, в IV квартале 1998 г. в России началось оживление
производства. Действительно, в октябре-декабре по сравнению с предыдущим
кварталом, в котором, напомним, был зафиксирован рекордный за последние
4 года обвал производства, объем промышленной продукции вырос на целых
11,2%.1) Однако от объемов, достигнутых в аналогичным
периоде 1997 года, он отставал на 8,2%. Так что значительно корректнее
говорить о замедлении спада, а не об экономическом росте. К тому же перспектива
даже этого процесса весьма туманна, так как, например, заказами на выпуск
продукции к началу 1999 г. российские предприятия были обеспечены только
на ближайший месяц-полтора, чего не наблюдалось уже на протяжении двух
лет.
1) Здесь и далее использованы данные официальной
статистики Госкомстата РФ. Другие источники информации, а также экспертные
оценки указываются отдельно.
Не дает также поводов для оптимизма динамика спада ВВП, который в целом
за год сократился на 4,6%. Интересно, что в октябре 1998 г. Госкомстат
РФ по согласованию с Правительством РФ отказался от ежемесячной публикации
данных по ВВП и перешел на поквартальный режим их предоставления. Это решение
неизбежно отразилось и на периодичности ряда других показателей, в частности,
дефиците бюджета (в % к ВВП). Не следует упускать из виду, что значимое
расширение производства требует инвестиций в основной капитал, а их размеры
по сравнению с предыдущим годом продолжали сокращаться (на 8,4% в IV квартале
1998 г., на 6,7% в 1998 г. в целом). Сохраняется высокая убыточность реального
сектора экономики. Например, в промышленности убыточными являются 49% предприятий,
на транспорте – 56%, а в сельском хозяйстве – более 83%.
Ситуация в финансовой сфере остается критической, поскольку до сих пор
не решен вопрос государственного долга и, прежде всего, внешнего. К началу
текущего года Россия оказалась должна своим иностранным кредиторам около
150 млрд. долларов, из которых примерно 71 млрд. составляют собственно
российские долги, не унаследованные от СССР. Только МВФ выделил стране
за последние семь лет около 21 млрд. долларов, и, по заявлению его главы,
без требуемых уступок в экономической политике России не стоит рассчитывать
на значительные денежные вливания в 1999 г. В то же время министр финансов
М. Задорнов в интервью английской газете “Financial Times” (3 марта) отметил,
что если к апрелю договориться с МВФ не удастся, то Правительству придется
либо печатать деньги, либо пойти на дефолт в отношении большей части внешнего
долга.
Размер внутреннего государственного долга “завис” с августа на отметке
387,1 млрд. рублей. Его погашение в соответствии с принятой схемой реструктуризации
начнется не раньше марта-июня 1999 г. и продлится до 2004 года.
Правительство Е. Примакова попыталось решить проблему неплатежей путем
смягчения денежно-кредитной политики и, начиная с сентября, приступило
к наращиванию денежной массы в обращении. В итоге за сентябрь-декабрь ее
объем увеличился на 31,7%, тогда как за восемь предыдущих месяцев – сократился
на 8,2%. Одновременно происходило перераспределение денежной массы в пользу
наличных денег, доля которых к началу 1999 г. выросла до 41,5% (год назад
она составляла 34,9%).
Однако новая финансовая политика пока мало что изменила как в положении
реального сектора, так и экономики в целом. На фоне общего увеличения объема
кредитов, предоставляемых предприятиям, организациям, банкам и физическим
лицам, наблюдалось свертывание программ кредитования реальной экономики.
Продолжала расти, хотя и замедляющимися темпами, суммарная задолженность
по обязательствам предприятий и организаций (за декабрь 1998 г.– 100,2%,
за ноябрь – 101,4%, за октябрь – 101,6%).
С другой стороны, остается неудовлетворительной налоговая дисциплина.
Хотя за декабрь прошедшего года задолженность по налоговым поступлениям
в бюджетную систему сократилась на 7,3%, в ноябре она выросла на 7,7%.
В целом за 1998 г. налоговые долги предприятий и организаций перед бюджетом
увеличились в 1,4 раза, причем львиную долю задолженности (около 91%) составляют
недоимки, а не отсроченные платежи. Это обстоятельство неизбежно отразилось
на исполнении доходной части бюджета. Дефицит консолидированного бюджета
страны по итогам 1998 г. составил 3,6% ВВП.
Несмотря на отказ от жесткой финансовой политики, инфляцию в потребительском
секторе пока еще удается удерживать в разумных пределах. Правда за последние
четыре месяца минувшего года потребительские цены выросли в 1,7 раза (за
первые восемь месяцев – на 8%), но их нисходящая динамика в начале 1999
г. (январь – 108,5%, февраль по оценке – не выше 103,8%) позволила властям
говорить о контролируемости инфляции. Для специалистов этот вопрос по-прежнему
является открытым, поскольку серьезным инфляционным стимулом остаются сегодня
динамика курса рубля, а также состояние потребительского рынка.
Удорожание доллара в прошедшем году значительно опередило темпы инфляции
(346,5% против 184,4%). В сентябре-декабре доллар рос в среднем на 27%
ежемесячно и в конце 1998 г. превысил 20-ти рублевый уровень. Пытаясь избежать
нового витка девальвации, Банк России продолжал расходовать свои золотовалютные
резервы. В целом за прошлый год они сократились почти на 1/3. При этом,
несмотря на введение обязательной продажи вначале 50%, а затем и 75% экспортной
выручки, по состоянию на конец декабря их величина упала ниже августовского
уровня (до 12,2 млрд. долларов против 12,4 млрд.). Дополнительной мерой,
рассчитанной на стабилизацию курса рубля, стало ограничение срока хранения
на банковских счетах валюты, закупленной под импортные контракты. С 1 декабря
1998 г. валюта, находящаяся на счетах более одной недели, должна быть продана.
Если ситуация с пополнением валютных запасов страны в ближайшее время не
улучшится, Банк России может окончательно утратить контроль над положением
на внутреннем валютном рынке.
Остается неустойчивым состояние потребительского рынка, хотя прямая
угроза товарного дефицита похоже отошла на второй план. После скачка ажиотажного
спроса, пришедшегося в основном на середину III квартала, темпы продаж
начали сокращаться и по итогам последних трех месяцев 1998 г. уже не превышали
85,6% аналогичного уровня 1997 г. Этому способствовало истощение свободных
денежных средств на руках у населения и отчасти спад инфляционных ожиданий
в обществе. В целом за год объем розничного товарооборота снизился на 4,5%
(1998 г. к 1997 г.), а скорость обращения товаров возросла на 16%. К тому
же к концу года упала насыщенность товарного рынка, сократился ассортимент
предлагаемых товаров и их запасы в розничной сети. Так в конце года розничная
торговля была обеспечена товарными запасами только на 24 дня торговли (в
августе – на 27 дней). Это абсолютный рекорд за последние шесть лет, исключая
сентябрь 1998 г., когда обеспеченность товарными запасами была такой же,
как в декабре.
Основная причина сложившейся ситуации заключается в резком сокращении
поступлений по импорту. Так в IV квартале минувшего года только 1/5 часть
всех продуктов питания составляла импортная продукция (в III квартале –
36%). Наиболее существенно, помимо потребительских товаров, сократились
импортные закупки медикаментов. В целом же совокупные размеры импорта в
октябре-декабре не достигали даже 45% аналогичного периода 1997 г., тогда
как в I полугодии они превышали соответствующие показатели предыдущего
года на 8,6%.
Правда, сокращение импортных поставок имело также свою положительную
сторону. Стремительная девальвация рубля лучше всякой протекционистской
политики защитила внутренний рынок от зарубежных товаров, практически ликвидировав
конкуренцию, что ненадолго оживило отечественное производство. Длительность
периода оживления непосредственно зависит от имеющихся у производителей
запасов сырья (по большей части импортного).
Влияние августовского кризиса на рынок услуг оказалось значительно более
мягким. Поскольку в этой сфере всплеска активности не наблюдалось, итоговые
характеристики IV квартала значительно меньше отличались от показателей
предыдущих месяцев. Если в III квартале объем платных услуг сократился
по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. на 2,4%, то в IV квартале –
на 6,4%. С одной стороны, это явилось следствием оттока платежеспособного
спроса населения на рынок товаров. В то же время защитным фактором выступила
сложившаяся в России структура платных услуг, основная часть которых либо
относится к разряду обязательных (54%), либо обслуживает потребности наиболее
состоятельной части российского общества (еще 20%). К тому же специфика
сферы обслуживания такова, что не позволяет по аналогии с потребительскими
товарами “запастись” услугами на длительный период.
В целом рынок услуг оказался в значительной степени невосприимчив к
стремительному “обвалу” рубля. По итогам года рост их стоимости был даже
ниже, чем в 1997 г. (118,3% против 122,5%), а поквартальных различий удорожания
платных услуг практически не ощущалось. Так в III квартале уровень тарифов
поднялся на 5,9%, в IV квартале – на 4,7%. По потребительским товарам разброс
и уровень аналогичных показателей оказался несравнимо выше: продовольственные
товары подорожали соответственно на 42,7% и на 30,9%, непродовольственные
– на 65,4% и на 19,1%. Зафиксированное плавное снижение объемов платных
услуг к концу года, по-видимому, вызвано в основном общим обеднением большей
части населения страны.
Стремительный рост потребительских цен не мог не отразиться на уровне
жизни россиян. В конце 1998 г., только по официальным данным, за порогом
бедности оказалось 40 млн. человек, что составляет 27,3% всего населения.
При этом численность граждан с доходами ниже прожиточного минимума резко
увеличилась именно в последние четыре месяца. Средний уровень бедности
в сентябре-декабре достиг 28,8%, тогда как в предыдущий период 1998 г.
он колебался около 22,5%.
В большей степени обесценению подверглись доходы наемных работников
и социальных иждивенцев. Если в среднем по населению уровень реальных доходов
снизился в IV квартале примерно на 30% по сравнению с аналогичным уровнем
годовой давности (в III квартале – на 20%), то реальная величина пенсий
– на 32% (рост на 3%), а реальная заработная плата – на 35% (на 14%). Правда,
начисленная заработная плата в последнем квартале 1998 г. была все же на
70 % выше прожиточного минимума трудоспособного, тогда как средняя пенсия
не превышала 90% прожиточного минимума пенсионера (в том числе в декабре
– 79,8% минимума).
Власти попытались разрядить обстановку, вернув в конце года хотя бы
часть своих долгов, которые, впрочем, также успели значительно обесцениться.
Например, суммарная задолженность по заработной плате за три последних
месяца сократилась на 12,6% при одновременном росте потребительских цен
на 23,3%. При этом приоритет отдавался занятым в производственных отраслях
– за три последних месяца 1998 г. им возместили 15% накопившихся долгов.
Погашение задолженности работникам социальной сферы началось по сути только
в декабре, в итоге ее совокупная величина сократилась на 11%.
В результате смягчения финансовой политики, а скорее за счет произошедшей
первичной адаптации населения к изменившимся экономическим условиям и созданному
в начале кризиса товарному заделу, в IV квартале начали сокращаться потребительские
затраты в структуре денежных расходов граждан и даже возродился некоторый
интерес к сбережениям. Так на покупку товаров и услуг в этот период было
израсходовано 77,7% всех средств населения против 84,5% в III квартале,
одновременно снизился удельный вес затрат на покупку валюты (с 14,4% в
III квартале до 8,7% в IV квартале).
В то же время повальное изъятие организованных сбережений сменилось
робким приростом доли вкладов, но в основном свободные денежные средства
накапливались на руках. Это обстоятельство красноречиво свидетельствует
о степени напуганности населения – как правило в последнем квартале года
неорганизованные сбережения, наоборот, сокращались. Падение внутреннего
спроса населения на валюту, сокращение объемов ее купли-продажи, подтверждаемое
различными финансовыми показателями, свидетельствует, прежде всего, о сокращении
доходов определенной категории граждан, регулярно зарабатывавших СКВ. С
другой стороны, это признак использования валюты в качестве средства накопления.
Вполне вероятно, что новое и резкое ухудшение экономического положения
в стране, а главное, неясные перспективы дальнейшего развития событий стали
причиной начала новой волны эмиграции, наметившейся в последние месяцы
1998 г. Хотя общее сальдо миграции между Россией и странами дальнего зарубежья
по итогам года оставалось отрицательным, его абсолютная величина сократилась
до 61,6 тыс. человек (в 1997 г. – 68,7 тыс.). Более того, в сентябре-декабре
по сравнению с аналогичными месяцами 1997 г. было зафиксировано неожиданное
и последовательное увеличение числа выезжающих (сентябрь - 110,7%, октябрь
– 121, 6%, ноябрь – 122%, декабрь – 119,3%). В первые восемь месяцев 1998
г. внешняя миграция, напротив, сократилась на 15% по сравнению с январем-августом
1997 г. Трудно предположить, что в условиях кризиса подобное поведение
населения в осенне-зимний период вызвано неожиданным ростом желающих отдохнуть
за рубежом или всплеском деловой активности отечественных предпринимателей.
Таким образом, за последние четыре месяца прошедшего года большинство
мифов, сложившихся в период активных экономических реформ, окончательно
развеялось. В стране сформировалась новая экономическая и социальная реальность,
примириться с которой многим последователям прежнего курса будет нелегко.
Создавшиеся условия служат благодатной почвой для дальнейшего ухода экономики
в тень и ее криминализации. По самым осторожным оценкам экспертов, теневая
экономика обеспечивает сегодня около 50% ВВП. Официальные оценки естественно
ниже: по словам Е. Примакова, весь теневой сектор составляет только треть
экономики.2) Фактически криминализация общества признается
всеми слоями населения. По данным опросов ВЦИОМ, примерно 60% россиян вне
зависимости от пола, возраста, образования, социального статуса и места
проживания (колебания от 57% до 70%) уверены в том, что власть в стране
криминальна и коррумпирована, более того – относятся к этому факту уже
как к должному.
2) “Коммерсантъ” №22, 17 февраля 1999 г.
В этой связи возникает необходимость разобраться, следствием чего – ошибок
и некомпетентности конкретных лиц или в принципе неверного направления
реформ – явилось 17 августа и дальнейшее развитие ситуации. Определить
это достаточно сложно, поскольку в течение всего периода преобразований
все правительства работали в режиме крайней закрытости и только августовские
события привели к неожиданному следствию – откровениям или исповеди бывших
членов правительства, относящихся к группе признанных реформаторов. Символично,
что они приходят к различным выводам и оценкам. Одни пытаются оправдать
ситуацию, другие - оправдать себя.
Так бывший министр экономики Е. Ясин настаивает на том, что главным
результатом реформ нужно считать создание в России рыночной экономики,
причем “нынешний финансовый кризис с рыночными реформами практически никак
не связан”.3) По его мнению, либерализация цен и “открытие”
экономики лишь в незначительной степени ответственны за негативные процессы
в обществе, в частности, за спад производства (ими обусловлено не более
15% сокращение ВВП за все годы реформы). К тому же самоустранение государства
от регулирования экономикой было достаточно условным, поскольку под давлением
многочисленных лоббистов все эти годы продолжалась практика списания долгов,
выделения субсидий и т.п. мероприятий, противоречащих основному духу реформ.
3) “Власть” №4, 2 февраля 1999 г., стр.38
Финансовая стабилизация (вторая из трех ключевых составляющих первого этапа
реформы) фактически растянулась на 6 лет и именно ее недостаточная жесткость,
по мнению экс-министра, явилась подлинной причиной плохого сбора налогов
и низкого реального спроса на рубли. К тому же попытки последовательного
проведения жесткой денежно-кредитной политики неоднократно срывались и
все приходилось начинать заново.
Что касается приватизации “по Чубайсу” - она, по мнению Е. Ясина, действительно
не привела к появлению эффективных собственников, но хотя бы приостановила
процесс растаскивания государственной собственности, начавшийся еще при
Н.И. Рыжкове, а главное, сделала рыночные преобразования необратимыми.
Ее влияние на процессы имущественного расслоения в обществе бывший министр
считает несущественным, а главную причину социальной дифференциации опять-таки
видит в половинчатости финансовой политики, обремененной различными льготами,
квотами и прочими антирыночными ограничителями, с которыми активно боролись
реформаторы. В результате нынешний кризис является прямым следствием затягивания
реформ, их недостаточности или даже отсутствия.
Единственный упрек, который принимает сегодня бывший министр экономики,
заключается в недостаточном контроле государства над исполнением законов,
соблюдением дисциплины контрактов и наказанием должников. “Все эти годы
государство было большим и слабым”,4) поскольку брало
на себя много обязательств, но не могло их выполнить.
4) “Власть” №4, 2 февраля 1999 г., стр.39
Ретроспективная оценка экономической политики последних лет, данная П.
Авеном, значительно более критична, а общий вывод более чем категоричен
– бессмысленно говорить о крахе того, чего не было.5)
Бывший министр из команды Е. Гайдара достаточно аргументированно оспаривает
либеральный характер российских преобразований. Так одной из основных черт
либеральной экономики являются относительно небольшие объемы перераспределения
ВВП через бюджет. В России же доходы расширенного правительства в 1992-1997
гг. колебались от 35 до 40% ВВП, а расходы – от 42 до 50 % ВВП (1993-1997
гг.), что по меркам стран с либеральной экономикой весьма прилично. В государствах,
близких к России по уровню развития, аналогичные расходы составляют примерно
30%.
5) П. Авен “К вопросу о крахе либеральных
реформ в России”. Сокращенный вариант статьи опубликован в “Коммерсант-Daily”
27 января 1999 г.
Еще более далек от либерального совокупный уровень налогов, сложившийся
в нашей стране. Эффективная налоговая ставка, представляющая собой соотношение
потенциального дохода от всех начисленных налогов и ВВП, по экспертным
оценкам, составляет 60% и является чуть ли не самой высокой в мире. Интересно,
что правительство С. Киреенко пыталось увеличить ее до 68% ВВП.
К тем же выводам приводит П. Авена анализ внешнеэкономической политики
России. На смену институту спецэкспортеров пришла достаточно жесткая протекционистская
политика, отягощенная рядом специфических налогов и ограничений на внешнеэкономические
операции, например, обязательной продажей части валютной выручки.
И все же основной характеристикой, не позволяющей отнести российские
реформы к разряду либеральных, является, по мнению бывшего министра, а
ныне бизнесмена, отсутствие единых правил экономической деятельности, сохранение
системы эксклюзивных льгот, при помощи которых власти пытались контролировать
бизнес, а на деле - усиливали коррупцию и теневой сектор. В результате
вместо свободной конкуренции в России процветает некое “состязание во влиянии”.
Несмотря на некоторые черты либерализма, которые приобрела российская экономика
после 1991 г., П. Авен, учитывая уровень государственного вмешательства,
определяет ее как социал-демократическую, причем левого толка.
Причины практического отказа от заявленного в начале 90-х годов курса
либеральных реформ экс-министр видит, прежде всего, в общей позиции соглашательства,
занятой реформаторами и приведшей к множеству компромиссов по принципиальным
вопросам. К тому же большинство преобразований были направлены на ликвидацию
симптомов, а не самого заболевания. Реальная действительность подменялась
упрощенной схемой, в результате чего критериями успеха преобразований становились
не качество и уровень жизни населения, а отдельные средства их достижения
(темпы инфляции, курс рубля и т.п.). И наконец, не было определено место
государства в жизни общества, идущего по либеральному пути развития, что
ежегодно проявлялось, в частности, в принятии нереального бюджета.
В целом соглашаясь с изложенными выше оценками результатов реформы,
бывший вице-премьер Б. Федоров делает акцент на перерождении многих “либералов”
конца 1980-х годов.6) Оказавшись у власти, одни занялись
решением чисто личных проблем, другие настолько уверовали в собственную
исключительность, а потому бесконтрольность, что не находили нужным даже
обосновывать принимаемые решения, были и такие, кто фактически открыто
поменял свою позицию на противоположную, причем не один раз. “Отставки
по идеологическим причинам можно пересчитать по пальцам”. В целом же, по
мнению Б. Федорова, либеральные реформы в России еще впереди, они были
начаты, но ни один из их элементов не был доведен до конца.
6) “Коммерсантъ” №13, 4 февраля 1999 г.
Даже первый вице-премьер Ю. Маслюков в своем ответе либерал-реформаторам,
развернувшим “активную информационную кампанию, направленную против правительства”,7)
признает безусловными завоеваниями последних лет свободу и рыночные отношения.
Однако его оценка главных просчетов реформы диаметрально противоположна
– не умея и не желая правильно организовать государственную поддержку экономики,
его предшественники взяли курс на ее неоправданное сокращение. Эти действия
привели реформаторов к фактическому отрицанию основных ценностей либерализма,
а именно надежной частной собственности, отсутствию дефицита, прозрачности
экономики и “единых правил игры”. Поэтому правительство Е. Примакова начинает
социальную переориентацию сформировавшейся рыночной экономики, усилив степень
и эффективность государственного регулирования экономическими процессами.
В результате уже сегодня “правильное понимание ситуации привело к появлению
элементов стабильности”.
7) “Коммерсантъ” №23, 18 февраля 1999 г.
Несмотря на все разнообразие оценок, сегодня похоже ни у кого не вызывает
сомнения сам факт того, что, начиная с 1991 г., в России действительно
предпринимаются попытки принципиально изменить экономическую систему. Однако
все шаги в этом направлении, предпринятые до настоящего времени, объединяет
именно отсутствие (фактическое, а не декларируемое) какой бы то ни было
системы. Этим объясняется невозможность однозначного определения характера
(а значит и будущего) российских реформ: их нельзя отнести к либеральным,
но они столь же далеки и от социал-демократических, хотя социальные обязательства
государства все эти годы оставались непомерно громоздкими. Однако само
по себе название не столь важно, важен их фактический результат. А он оставляет
впечатление движения по кругу или, точнее, по спирали с уменьшающимся радиусом.
Сейчас Россия вновь оказалась перед необходимостью выбора, только стартовые
возможности общества несравнимо хуже, чем восемь лет назад.
Большинство преобразований последних лет затрагивало лишь финансовую
сферу, оттесняя остальные проблемы на второй план. С этих вопросов начинал
свою деятельность каждый новый кабинет, включая нынешний. Несмотря на объявление
нового экономического курса, основное внимание Правительства вновь сосредоточено
на вопросах финансовой стабилизации, а точнее на динамике цен и курсе рубля.
При этом опять упускается из вида, что главным критерием финансового благополучия
страны является отнюдь не уровень инфляции, а сбалансированный, реальный
бюджет, основанный на реальной эффективной экономике.
|