[Начальная страница][Карта сервера/Поиск][Новости][Форумы][Книга гостей]
 [Актуальные темы][Социальная политика]
А. А.Пинский
Открытое письмо
Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину
октябрь 1999 года
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Я обращаюсь к Вам с просьбой внести, наконец, ясность в вопрос, который волнует несколько миллионов учителей России, школьных директоров и практически каждую семью. Речь идет о проекте перехода российской школы на 12-летний срок обучения.

Вполне допускаю, что в невероятном количестве ответственных дел, которыми Вы обязаны заниматься, у вас еще могут просто "руки не дойти" до этой проблемы. Поэтому позволю себе привести некоторые обстоятельства, связанные с этой проблемой и с той удивительной неясностью, разноречивостью, которая сейчас по ней сложилась.

Проект введения 12-летки был активизирован Российской Академией образования в октябре-ноябре 1998 года. Любопытно, что незадолго до этого, 22 сентября 1998 года, то есть незадолго до своего назначения на должность министра образования, В.М. Филиппов высказался в прессе об идеях введения 12-летки отрицательно. После назначения точка зрения министра изменилась. В СМИ стали озвучиваться идеи Российской Академии образования и нового министерства о желательности перехода на 12-летку. В целом пресса ("Новые известия", "Труд", "Коммерсант", "Комсомолка" и проч.) выступила против этого проекта. Несложно представить богатую подборку тогдашних материалов прессы, самых разных аргументов и контраргументов. Но, учитывая вашу занятость, не буду здесь заниматься обильным цитированием. 

5 февраля 1999 года министр образования Российской Федерации издал приказ № 300 "О мероприятиях по подготовке перехода на двенадцатилетний срок обучения в общеобразовательных учреждениях в Российской Федерации", в котором была запланирована интенсивная подготовительная работа, ориентированная на введение двенадцатилетнего обучения в общеобразовательных учреждениях в самые кратчайшие сроки.

Желая внести ясность в ситуацию, получить ответы на основные вопросы общества, не проясненные в связи с проектом перехода на 12-летку. Госдума РФ 19 февраля 1999 г. приняла Парламентский запрос "О подготовке перехода на двенадцатилетний срок обучения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации". Запрос был принят с редким для Думы единодушием (всего 3 голоса против) и содержал в себе следующие основные вопросы, адресованные Председателю Правительства РФ (Примакову Е.М.):

  1. Считаете ли вы необходимым до принятия конкретных мер по переходу на двенадцатилетние обучение в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации провести всестороннее изучение общественного мнения по данному вопросу?
  2. Считаете ли Вы необходимым обсудить вопрос о переходе не двенадцатилетнее обучение в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации на заседании Правительства Российской Федерации с привлечением всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти?
  3. Известно ли вам о каких-либо согласованиях в проведении Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации вышеуказанных подготовительных мероприятий с перечисленными министерствами, в первую очередь с Министерством обороны Российской Федерации?
  4. Считаете ли вы своевременным проведение мероприятий по подготовке к переходу на двенадцатилетнее обучение в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации до прояснения принципиальных позиций вышеуказанных органов исполнительной власти, с учетом продолжающегося в стране экономического кризиса?
Ответ на Парламентский запрос, подписанный от имени Правительства вице-премьером В.И. Матвиенко (от 01.04.99, № 1460п-П8), представлял собой совокупность общих лишь аргументов в пользу введения 12-летки -- сколь общеизвестных, столь же и спорных. К сожалению, он не содержал ответов на вопросы Государственной Думы. Точнее не было ответов на 1-1, 3-й, 4-й вопросы; относительно второго было лишь указано, что данный вопрос не стоит в планах заседания Правительства РФ на 1999г. 

Тем не менее, в ряде своих интервью прессе В.И. Матвиенко справедливо отмечала: "Я за открытую, общенародную дискуссию по этому вопросу. Тем более что речь идет о судьбе сорока, по меньшей мере, миллионов учащихся, воспитателей, преподавателей, студентов. А если сюда присоединить родителей, дедушек - бабушек, то это вообще полстраны.<…> Но, так сказать, при любой погоде раньше 2001-2002 года ничего не будем начинать.<…>Разумеется, соответствующий опрос общественного мнения мы обязательно закажем социологам. Никаких волюнтаристских решений в масштабе страны". ("Новые известия", 10.03.99)

Ни мне , ни другим людям, профессионально занимающимися школьным образованием (не говорю уж о широкой общественности), ничего не известно о подобных опросах, заказанных Правительством. Однако это делают иные социологические организации. Приведу некоторые данные.

Например, 19-22 февраля 1999 г. ВЦИОМ провел очередной Всероссийский опрос 1600 россиян, в частности был задан вопрос: "Как вы относитесь к идее увеличения срока обучения в средней школе с 11 до 12 лет?" Ответы: "положительно, скорее положительно" -- 25%; "резко отрицательно, скорее отрицательно" -- 58%;, затруднились ответить -- 17 %.

Накануне нового учебного года социологи Научно-исследовательского центра при Институте молодежи поинтересовались, как оценили эту новость москвичи. Экспресс- опрос проводился среди взрослого, старше 18 лет, населения столицы, в ходе его по обще московской выборке были опрошены не только респонденты, но и эксперты -- учителя школ. Опрос показал, что только 55 москвичей и всего 1% учителей считают нужным перевести российские школы на двенадцатилетнюю систему образования. ("Московская правда", 28.08.99).

Весной с.г. министр В.М. Филиппов неоднократно сообщал, что эксперимент по внедрению 12-летнего школьного образования начнется в России с 2001 г., и только потом, через три-четыре года после этого начнется массовый переход на обязательное 10-ти и 12-классное образование. ("Сегодня"). "Никакого официального решения о переходе на 12-летку пока не принято, и его ни в этом, ни в следующем учебном году не будет. Если такие переходы и совершаются, то очень постепенно. Например, в 2000-2001 году некоторое, очень небольшое число экспериментальных школ будет два-три года проводить апробацию нового комплекта учебников для 1-2 классов". ("Вечерний клуб", 03.04.99).

И вдруг, накануне нового учебного года -- неожиданность. По сообщениям СМИ (например "Коммерсант", 28.08.99), на пресс-конференции министра образования звучит :" введение 12-летнего обучения -- вопрос решенный". "Это коснется детей, которые в нынешнем году придут в 1-й и 2-й класс".

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

В данном письме я не счел необходимым вдаваться в педагогическую аргументацию “за" и "против" перехода на 12-летку. Хочу отметить лишь одно: один их аргументов, который сторонники форсирования 12-летки приводили в конце 1998 года - о признании аттестатов выпускников наших школ за рубежом -- уже решен ратификацией соответствующей международной конвенции нашим Парламентом, весной сего года, безо всякой 12-летки. В связи со всем вышесказанным обращаюсь к Вам со следующими вопросами:

  1. Принято ли официальное решение о переводе общеобразовательных школ Росси на 12-летку в каких-либо классах?
  2. Нормативно-правовым актом какого уровня, по Вашему мнению, может быть принято такое решение -- федеральным законом? Постановлением Правительства РФ? Приказом отдельного министра?
  3. Не считаете ли Вы необходимым для государственной власти провести реальное изучение общественного мнения по данному вопросу, прежде чем принимать то или иное решение?
Ваши ответы, надеюсь, внесут ясность во всю эту ситуацию. Легко увидеть, что мои вопросы во многом совпадают с пунктами приведенного выше Парламентского запроса. Пока что, к сожалению, с февраля с.г., по нему не было дано четких ответов.

С уважением,
директор московской школы № 1060 А. А. Пинский

Уважаемый Владимир Владимирович!

Фракция "ЯБЛОКО” разделяет обеспокоенность директора школы 1060 А.А. Пинского по поводу заявления министра образования господина Филиппова. 

Мы получаем много писем, в которых родители, учителя, старшеклассники крайне негативно относятся к скоропалительному переходу на 12-летнее обучение. 

Фракция неоднократно обращалась в предыдущие правительства с просьбой разъяснить, как исполнительная власть будет учитывать все аспекты этого важного для всего общества вопроса. Мы не получили ни одного удовлетворительного ответа. 

Вы знаете, что для “ЯБЛОКА” образование — один из главных приоритетов. Мы считаем, что такие вопросы, как изменение срока обучения в школе, должны широко обсуждаться всем обществом, а не навязываться Министерством образования. Неправомерно было бы принимать подобные решения без учета общественного мнения.

Понимаю, что у премьер-министра России сейчас много неотложных дел, и тем не менее прошу Вас внимательно отнестись к проблеме 12-летки и найти возможность обсудить ее, в том числе и с “яблочной” комиссией по образованию.
 Руководитель фракции "ЯБЛОКО" Государственной Думы РФ,
Г.А. Явлинский
 

[Начальная страница][Карта сервера/Поиск][Новости][Форумы][Книга гостей]
 [Актуальные темы][Социальная политика]

info@yabloko.ru