Конференция была организована Форумом «Российская школа» при участии
Государственного университета «Высшая школа экономики», Образовательного
центра «Эврика», Университета Российской Академии образования, Федерального
института планирования образования, Федерального Совета Министерства образования
по экспериментальным площадкам, Комиссии по образованию объединения
«Яблоко».
В конференции приняли участие 45 человек из Москвы, Московской обл.,
Новгорода, Краснодара, Брянска: учителя и директора школ, руководители
различных территориальных органов управления образованием, ученые-педагоги,
представители образовательной прессы («Лицейское и гимназическое образование»,
«Первое сентября», «Учительская газета»), профсоюзов работников образования.
Участники конференции констатировали глубокий кризис государственной
образовательной политики, особенно в сфере школьного образования: не
принимается никаких действенных мер по выходу из тяжелейшего экономического
состояния, в котором находится система образования; отсутствует какая-либо
системная государственная программа обновления содержания и технологий
образования; ряд серьезных проблем обновления образования (проект 12-летней
школы, проект государственных стандартов общего образования) разрабатывается
явно неадекватно.
На конференции были заслушаны и обсуждены доклады по самым актуальным,
острым вопросам нынешней образовательной ситуации в России, выработан ряд
конкретных предложений по стабилизации и развитию российской школы.
На конференции принята резолюция:
1. ПО ЭКОНОМИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Самой неотложной задачей является налаживание бесперебойной выплаты
зарплаты учителям и погашение долгов по зарплате. Для этого необходимы
жесткие административные решения не федеральном уровне, обеспечение законодательных
и контрольных механизмов, однозначно препятствующих нецелевому расходу
бюджетных средств на зарплату. Необходима организация целевых субвенций
через счета федерального казначейства вместо сегодняшних трансфертов –
обезличенных и не защищенных от волюнтаристского расходования. Инструмент
реализации: президентский Указ.
Эффективность нормативного финансирования целевыми субвенциями через
счета федерального казначейства зависит также от того, будет ли выполнена
норма закона РФ «Об образовании» о том, что каждое учреждение образования
должно стать юридическим лицом, получателем и распорядителем кредитов.
Необходимо введение нормативного бюджетного финансирования из расчета
на одного ученика (студента). Это может существенно повысить финансовую
самостоятельность образовательных учреждений, перейти к системе финансирования
«одной строкой» взамен изжившей себя жесткой схемы постатейного бюджетного
финансирования.
Введение нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений
неосуществимо без решения проблем реструктуризации и последующего погашения
кредиторской задолженности (по оплате коммунальных услуг, школьному питанию,
текущему содержанию и ремонту зданий и сооружений) образовательных систем
всех уровней (федерального, регионального, муниципального, на уровне школы)
по широкому внедрению ресурсосберегающих технологий.
Необходима пакетная разработка и принятие федеральных законов «О нормативном
бюджетном финансировании образовательных учреждений», «О минимальных социальных
стандартах».
Вышеназванные меры позволят достичь следующего: каждая семья будет знать,
сколько стоит обучение ребенка в школе, и сможет влиять на расходование
этих денег; каждая школа станет финансироваться из бюджета «одной строкой»;
между каждой школой и ее учредителем будет заключен договор, с указанием
конкретных взаимных обязанностей сторон, в том числе в части бесперебойного
финансирования школы. Это требование прямо стоит в законе «Об образовании»,
и практически нигде не выполняется школьными властями уже более шести лет.
Необходима активная и последовательная государственная политика поддержки
законного привлечения в школу внебюджетных средств; стимулирование конкретных
механизмов, касающихся оказания школами платных дополнительных образовательных
услуг, всех видов легитимной предпринимательской деятельности.
Необходимо проведение кардинальной модернизации системы оплаты труда
учителей, приведение оплаты труда любых специалистов, работающих в системе
образования (начиная с низших разрядов ЕТС), в соответствие с реальными
параметрами прожиточного минимума в различных территориях.
Мы принципиально не поддерживаем недавно зазвучавшие идеи демуниципализации
школы, то есть превращения школы из муниципальной в государственную (переход
школ из предмета ведения муниципалитетов – в ведение субъектов Федерации).
При этом же мы полагаем однозначно необходимым принятие временных мер,
позволяющих централизованным путем выплатить задолженности по зарплате
учителям и наладить ее своевременную выплату – по отношению к ряду муниципальных
образований, добровольно передающих часть своих полномочий региональным
центрам. Но мы убеждены, что решение проблемы коренится в развертывании
общенационального механизма обеспечения органов местного самоуправления
средствами исполнения ими своих естественных функций – в том числе, по
содержанию и развитию школ. Муниципальная школа есть один из важнейших
оселков местной демократии, именно в школьной сфере проявляется жизнеспособность
местной демократии. Также мы убеждены в непродуктивности и опасности предложений
о механическом выравнивании всех территорий под единый стандарт финансирования
образования, ибо это непреложно лишит регионы и муниципалитеты мотивации
по увеличению местных нормативов финансирования образовательных учреждений
и существенно снизит мотивацию территорий – доноров по эффективному сбору
налогов.
2. ПО ВОПРОСУ ПЕРЕХОДА ШКОЛЫ НА 12-ЛЕТКУ
2.1. Прежде чем начинать мероприятия по переводу школы на 12-летнее
обучение, необходимо стабилизировать финансовое и социальное положение
в системе образования, наладить своевременную выплату зарплаты и вернуть
долги учителям. Только после этого возможны любые разработки проекта «Двенадцатилетняя
школа».
2.2. 12-летка – не самоцель, а средство развития, модернизации российской
школы. Переход на 12-летку может стать реальным и системным фактором обновления
российской школы, в частности – фактором серьезного обновления структуры
школы и содержания школьного образования.
Однако, пока мы с сожалением видим, что проект 12-летки определяется
не целями качественного обновления российского школьного образования, в
том числе его содержания, а желанием «растянуть, распределить на дополнительный
год то, что есть в школе сегодня» (точнее, вернуться к тому, что было позавчера.)
Пример тому – проект базисного учебного плана для 12-летки, который представила
Российская Академия образования и который не выдерживает никакой критики.
2.3. При проектировании 12-летки необходимо заблаговременно решить вопрос
со сроками призыва в армию. Без активных и результативных шагов в этом
вопросе введение 12-летки просто опасно. При этом 5 февраля 1999 года Минобразование
РФ издало Приказ № 300, из которого вычитывается некое форсирование реализации
ряда мероприятий по вопросу перехода на 12-летку. Нас, в частности, крайне
беспокоит, что в данном приказе нет ни слова, связанного с решением проблемы
сроков призыва в армию.
2.4. Мы поддерживаем основное содержание Парламентского запроса о 12-летней
школе Е.М. Примакову (от 19.02.1999г.).
2.5. Переход на 12-летку – это общенациональный проект новой российской
школы. Он не может подготавливаться и решаться приказом Минобразования.
3. ПО ВОПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
3.1. Мы категорически возражаем против того варианта законопроекта о
Гособрстандартах (ГОС), который был внесен в октябре 1997 года в ГосДуму
и который в последние месяцы подвергся справедливому критическому обсуждению
в СМИ.
3.2. Мы считаем неправомерным введение жесткого базисного учебного плана
в качестве одного из элементов закона о ГОСах.
3.3. Мы считаем принципиально неверным консервацию посредством ГОСов
того содержания школьного образования, которое сложилось к 70-м годам при
советской школе. ГОСы должны отражать основные прогрессивные наработки
российской школы последнего десятилетия (в первую очередь, вариативность
образования, усиление его языковой и гуманитарной стороны, информатизации
и т. д.) и задавать среднесрочную перспективу российской школы.
3.4. Законопроект о ГОСах не должен становиться «улицей с односторонним
движением»: в нем должны фиксироваться не только образовательные обязанности
школы и ученика, но и связанные с ними государственные обязательства по
обеспечению условий реализации ГОСов (в области финансирования учительского
труда, обеспечения школ соответствующим учебным оборудованием и т.п.).
3.5. Мы поддерживаем и считаем необходимым при разработке закона о ГОСах
принять за основу проект, разработанный группой известных российских педагогов
под руководством Н. Решетникова и В. Фирсова.
4. ПО ВОПРОСУ АТТЕСТАЦИИ ШКОЛ И УЧИТЕЛЕЙ
Мы считаем, что сложившиеся в школьном образовании формы и методы государственного
контроля оказываются сегодня непригодными. Они входят в противоречие с
обновляющейся практикой российской школы и с основополагающими законодательными
актами, зачастую нарушают права участников образовательного процесса, становятся
тормозом развития системы образования.
Новые условия требуют создания принципиально новых подходов к государственному
управлению и контролю в образовании. Недопустимо задерживается создание
современной нормативно-правовой базы государственного контроля образования.
Это дискредитирует государственную политику в области образования и порождает
неупорядоченное местное нормотворчество.
Массовым явлением в сфере аттестации стали чрезмерная громоздкость и
избыточность аттестационных критериев и процедур. Учащиеся и педагоги становятся
все более беззащитными перед чиновничьим произволом в осуществлении этой
деятельности. Растет коммерциализация государственного контроля, коррупция
при проведении аттестаций.
Мы считаем необходимым:
4.1. Ввести в действие федеральное межведомственное положение о порядке
лицензирования образовательных учреждений. Положение должно обеспечить
защиту образовательного учреждения от произвола ведомственных экспертов,
регламентировать затраты образовательного учреждения на проведение необходимых
экспертиз.
4.2. Разработать исчерпывающий и реалистичный перечень государственных
требований к условиям осуществления образовательного процесса в части строительных
норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся,
воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных
помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических
работников и укомплектованности штатов.
4.3. До введения государственных образовательных стандартов временно
аттестовать и аккредитовать стабильно работающие государственные образовательные
учреждения приказами по соответствующим ведомствам без проведения аттестационных
процедур. Установить временный порядок аттестации образовательных учреждений
по их заявлению или требованию государственной инспекции. Нормативно закрепить
четкий и исчерпывающий перечень критериев аттестации и применяемых аттестационных
процедур. Исключить вмешательство органов, осуществляющих аттестацию, в
компетенцию образовательных учреждений – текущий контроль учебной работы
и процедуры промежуточной аттестации.
4.4. Привести действующую систему оплаты труда педагогов в соответствие
с законом РФ «Об образовании», исключив вмешательство органов управления
в компетенцию образовательных учреждений. Установить два независимых параметра,
определяющих размер заработной платы педагога – стаж и профессиональную
категорию.
4.5. Присваивать педагогическим работникам профессиональные квалификационные
категории без ограничения срока их действия.
4.6. Расширить практику передачи права аттестации педагогов на высшую
и первую категории на муниципальный уровень и на уровень образовательного
учреждения, проверенную в опыте Московской и Вологодской областей.
Конт. тел. 292-89-04
Факс: 292-94-59
e-mail vishnyakov.edu@mtu-net.ru
|