В МИНИСТЕРСТВЕ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОШЛО РАСШИРЕННОЕ
ЗАСЕДАНИЕ ИТОГОВОЙ КОЛЛЕГИИ
9 марта. УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА. Доклад министра Владимира Филиппова на
расширенном заседании итоговой коллегии 2 марта начался с проблемы зарплаты.
Общая задолженность среднему образованию к концу года составляла 15,7 миллиарда
рублей, к 24 февраля снизилась до 13,2 миллиарда. В целом произведена ежемесячная
выплата двух зарплат, но есть регионы, где ситуация до сих пор критическая.
Владимир Яковлев, председатель ЦК профсоюза работников образования, напомнил,
что уменьшение числа учительских забастовок – явление временное. Не исключено,
что через месяц-два нас ждет сильнейший социальный взрыв. В 12 регионах,
например, задолженность не изменилась, а в 14 даже возросла. В докладе
министра определены задачи в области экономики и правового обеспечения
системы образования в 1999 голу: продолжить разработку нормативов финансирования
образовательных учреждений, выработать предложения по обеспечению финансирования
учреждений, которые находятся в ведении исполнительной власти муниципального
уровня, разработать рекомендации и механизмы более активного участия
различных общественных органов в управлении и ответственности их, вместе
с государством, за состояние образовательных учреждений, разработать более
сотни нормативных писем, инструкций и приказов по совершенствованию организации
и деятельности образовательных учреждений. В июне коллегия министерства
рассмотрит Комплексную программу «Сельская школа России»; в первой половине
этого года будут доработаны проекты документов по легализации учебно-воспитательных
комплексов; в ближайшие месяцы министр обещал «разрубить затянувшийся на
шесть лет узел проблемы принятия Закона «О государственных стандартах общего
среднего образования»; завершится работа над проектом нового Типового положения
по аттестации работников общеобразовательных учреждений; продолжится разработка
учебно-методического комплекса, методической базы перехода на 12-летнее
обучение; будут доведены до этапа реализации Закон «Об образовании лиц
с ограниченными возможностями здоровья»; намечено доработать совместно
с профильными комитетами палат Федерального собрания проект закона о дополнительном
образовании; планируется создать новый Федеральный экспертный совет по
учебной литературе, возглавляемый на паритетных началах президентом РАО
и министром образования РФ.
ОГРОМНЫМИ УСИЛИЯМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА УДАЛОСЬ
НЕЗНАЧИТЕЛЬНО СНИЗИТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
16 марта. УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА. 11 марта наконец состоялось трижды переносившееся
заседание правительства, посвященное выплате долгов по зарплате работникам
бюджетной сферы. В целом по стране задолженность за последние три месяца
снизилась на 4 млрд. рублей и составила 11 млрд. рублей. Нет долгов по
заработной плате только в пяти регионах. В ряде регионов (Алтай, Хакасия,
Коми, Калмыкия, Дагестан, Северная Осетия, Омская обл. и др.) долг, наоборот,
вырос. Задолженность по заработной плате в республике Алтай составляет
8 месяцев. В 25 субъектах Федерации долг составляет больше 3 месяцев.
ОБРАЩЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ «О СОЛИДАРНОСТИ С УЧИТЕЛЯМИ,
УЧАСТНИКАМИ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ ПРОТЕСТА, ОБ УГРОЗЕ РАСПАДА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ» НАШЛО ГОРЯЧУЮ ПОДДЕРЖКУ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Обращение Московской городской Думы к законодательным и исполнительным
органам власти субъектов РФ было принято 24 января по инициативе
депутата Московской городской Думы, координатора по вопросам культуры,
искусства и образования, сопредседателя Комиссии по образованию объединения
«Яблоко» Евгения Бунимовича. Законодательное собрание Краснодарского края,
Комитет Государственного Совета Чувашской Республики по культуре, образованию,
науке и национальной политике, Самарская Губернская Дума и др. приняли
решение поддержать указанное обращение и выразить солидарность действиям
российских учителей, отстаивающих свои законные права и интересы.
ПРОВЕРКИ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ ВЫЯВИЛИ ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ
С УЩЕМЛЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
9 марта. УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА. На основании приказа Минобразования России
повсеместное распространение получила практика заключения вузами договоров
со школами, лицеями, гимназиями о совместном сотрудничестве. Абитуриенты
зачисляются в вузы по результатам единых экзаменов, и делается это не бесплатно.
Учеба в лицейских классах стала представлять собой полную гарантию поступления
в вуз. Поскольку количество таких школ, классов, лицеев не может охватить
всех желающих, в нарушение ст. 43 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона
«Об образовании» организуется конкурсный отбор учащихся, критериями которого
являются не только их способности, но и возможности родителей оплачивать
обучение. Прием в вузы приобретает все более дискриминационный характер.
Министерство образования РФ вопреки требованиям законодательства предоставило
право вузам расширять спектр местных льгот. Эти льготы обеспечивают не
столько отбор способной молодежи, сколько удовлетворение потребностей в
дипломах детей чиновников высокого ранга или иных влиятельных лиц. Также
в нарушение ст. 45 Федерального закона «Об образовании» с лиц, зачисленных
на места, финансируемые из федерального бюджета, в ряде вузов требуют оплату
образовательных услуг в рамках обязательных образовательных программ. Расширяющаяся
практика приема в вузы не по способностям, а за деньги, бесконечные поборы
со студентов стали одной из причин того, что, по данным ЮНЕСКО, Россия
по качеству образования скатилась с одного из первых мест в мире до 13
места в последней, третьей группе развивающихся стран.
МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ ОБЕЩАЕТ РАСШИРИТЬ В 1999 ГОДУ
ПРИЕМ В ВУЗЫ НА БЮДЖЕТНОЙ ОСНОВЕ
16 марта. УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА. По словам министра, в 1999 году у абитуриентов
будет больше шансов получить образование бесплатно, чем в предыдущем году.
Сегодня выпускнику школы трудно найти работу. Но государство обязано дать
вчерашним школьникам образование, а не толкать их на криминальные заработки.
В связи с отсутствием финансирования новых бюджетных мест в вузах Министерство
образования пойдет на мало популярные меры. Сейчас на одного преподавателя
в высшей школе приходится по восемь человек, вполне возможно, что этот
коэффициент изменится и будет составлять 8,2. Для обеспечения равных возможностей
выпускникам школ при поступлении в вузы, временный выход Филиппов видит
в выделении целевых мест в вузах для выпускников сельских школ: «Мы
обязаны сельским ребятам помочь, сгладить грани, не ущемляя при этом прав
городских выпускников». В стадии проработки в Министерстве образования
также вопрос о единых экзаменах: школьных и выпускных и одновременно вступительных-вузовских.
«Очевидно, что они имеют право на существование как мощное средство в борьбе
с репетиторством (разумеется, в том случае, когда сами они не являются
его скрытой формой)», - заявил министр.
ГОСДУМА НАПРАВИЛА ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РФ ПРИМАКОВУ ПО ВОПРОСУ ДВЕНАДЦАТИЛЕТКИ
10 марта. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ. 19 февраля на рассмотрение нижней палаты
Федерального собрания был внесен проект парламентского запроса Правительству
«О подготовке перехода на двенадцатилетний срок обучения в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации». Запрос был подготовлен Комиссией по
образованию объединения «Яблоко» и внесен в ГД депутатом Михаилом Глубоковским.
Вопросы, заданные депутатами председателю Правительства:
1. Считаете ли Вы необходимым до принятия конкретных мер по переходу
на двенадцатилетнее обучение в общеобразовательных учреждениях РФ провести
всестороннее изучение общественного мнения по данному вопросу?
2. Считаете ли Вы необходимым обсудить вопрос о переходе на двенадцатилетнее
обучение в общеобразовательных учреждениях РФ на заседании Правительства
РФ с привлечением всех заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти?
3. Известно ли Вам о каких-либо согласованиях проведения Министерством
общего и профессионального образования РФ вышеуказанных подготовительных
мероприятий с перечисленными министерствами, в первую очередь с Министерством
обороны РФ?
4. Считаете ли Вы своевременным проведение мероприятий по подготовке
к переходу на двенадцатилетнее обучение в общеобразовательных учреждениях
РФ до прояснения принципиальных позиций вышеуказанных органов исполнительной
власти, с учетом продолжающегося в стране экономического кризиса ?».
КОМИССИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЯБЛОКО» ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В БОЛЬШОМ
МАТЕМАТИЧЕСКОМ ПРАЗДНИКЕ
14 марта в Московском государственном университете прошел Большой математический
праздник, в котором приняли участие учащиеся 8-11 классов, победители московской
математической олимпиады. Комиссией по образованию объединения «Яблоко»
было предложено детям, победителям олимпиады, назвать учителей, которые,
по их мнению, подготовили их к блестящим успехам. Был назван 81 учитель.
От имени Григория Явлинского и Комиссии по образованию сопредседателем
Комиссии по образованию объединения «Яблоко» Михаилом Глубоковским были
вручены дипломы учителям, в которых, в частности, говорится: «Ваши ученики
– наша надежда. Надежда всей России».
СТАТФАКТ
На одного учителя в России приходится почти еще один сотрудник административно-хозяйственного
и обслуживающего персонала: на 1 млн. 576 тысяч учителей – 1 млн. 500 тысяч
сотрудников. (Из доклада министра образования на итоговой коллегии Министерства
общего и профессионального образования).
ОБЪЯВЛЕНИЕ
* С 1 по 4 апреля 1999 года в Центральном Доме художника (Москва, Крымский
вал, 10,14 состоится 9-ая Международная выставка «Образование и карьера».
Здесь будут представлены более 100 ведущих российских и зарубежных заведений
всех уровней. Телефон Оргкомитета (095) 237-72-26, 237-03-55.
* «Учительская газета» и Ассоциация «за гражданское образование» объявляют
о начале третьей Всероссийской олимпиады по граждановедческим дисциплинам.
Олимпиада состоит из двух туров: первый – заочный, завершится 15 марта
и второй – очный в мае, когда 45 школьников (по 15 человек в каждой возрастной
группе) приедут на финал в Москву. Победители в трех возрастных группах
получат годовые стипендии: за первое место 500 у.е., за второе – 400 у.е.,
за третье –300 у.е., а учителя, подготовившие их, - денежные премии и учебную
литературу. Все они приедут на второй тур в Москву 16 мая 1999 года. Для
педагогов будет организован специальный семинар. 103012 Москва, ГСП-2,
Ветошный пер., д. 13-15. Редакция «Учительской газеты».
Конт. тел. 292-89-04
Факс: 292-94-59
e-mail vishnyakov.edu@mtu-net.ru
|