Наша газета уже не раз обсуждала проект перехода российской школы
на двенадцатилетку.
С самого начала было ясно следующее: во-первых, решение по
такому вопросу не может приниматься и готовиться только Министерством образования.
Во-вторых, двенадцатилетка должна быть не самоцелью, а средством – средством
серьезного преобразования и развития школы. В-третьих, мы убеждены, что
даже несколько министров, собравшись и «согласовав вопрос», не полномочны
принимать решение о переходе школы на двенадцатилетку, ибо этот вопрос
затрагивает почти каждую российскую семью, а потому его подготовка должна
вестись с непосредственным учетом широких и представительных социологических
данных.
Сейчас мы видим, что серьезность проблемы понята и Госдумой.
19 февраля депутат М.К. Глубоковский внес на рассмотрение Думы депутатский
запрос, подготовленный комиссией по образованию объединения ЯБЛОКО, который
был проголосован депутатами с редким для наших дней единодушием – только
3 «против»! Согласно регламенту Думы запрос приобрел статус парламентского
и был направлен премьеру правительства Е.М. Примакову. Публикуем текст
Парламентского запроса.
Председателю Правительства
Российской Федерации
Примакову Е.М.
Парламентский запрос
О подготовке перехода на двенадцатилетний срок обучения
в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
Уважаемый Евгений Максимович!
В настоящее время в российском обществе и в профессиональной педагогической
среде обсуждается возможность перехода российской школы на двенадцатилетнее
обучение.
Несмотря на неоднозначное общественное мнение по данному вопросу,
5 февраля 1999 года Министр общего и профессионального образования Российской
Федерации издал приказ № 300 «О мероприятиях по подготовке перехода на
двенадцатилетний срок обучения в общеобразовательных учреждениях в Российской
Федерации», в котором запланирована интенсивная подготовительная работа,
ориентированная на введение двенадцатилетнего обучения в общеобразовательных
учреждениях в самые кратчайшие сроки.
В связи с этим возникает ряд серьезных опасений:
во-первых, в условиях почти повсеместной задолженности по выплате заработной
платы учителям и персоналу общеобразовательных учреждений совершенно призрачны
финансовые возможности увеличения продолжительности обучения на один год;
во-вторых, в связи с переходом на двенадцатилетнее обучение требуется
пересмотреть ряд положений Конституции Российской Федерации и федеральных
законов, касающихся таких традиционно-привычных норм нашей жизни, как нижняя
и верхняя граница призывного возраста; минимальный возраст вступления
в брак; возраст, достижение которого дает право на участие в выборах; срок
иждивенчества; исчисление трудового стажа.
Перечисленные условия свидетельствуют о том, что переход на двенадцатилетнее
обучение в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации не может
решаться одним только Министерством общего и профессионального образования
Российской Федерации. Вопрос касается всего общества в целом и поэтому
должен решаться на уровне Правительства Российской Федерации с привлечением
Министерства обороны Российской Федерации,
Министерства финансов Российской Федерации, Министерства
юстиции Российской Федерации, Министерства труда и социального развития
Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным просим Вас дать ответы на следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы необходимым до принятия конкретных мер по переходу
на двенадцатилетнее обучение в общеобразовательных учреждениях Российской
Федерации провести всестороннее изучение общественного мнения по
данному вопросу?
2. Считаете ли Вы необходимым обсудить вопрос о переходе на двенадцатилетнее
обучение в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации на заседании
Правительства Российской Федерации с привлечением всех заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти?
3. Известно ли Вам о каких-либо согласованиях проведения Министерством
общего и профессионального образования Российской Федерации вышеуказанных
подготовительных мероприятий с перечисленными министерствами, в первую
очередь с Министерством обороны Российской Федерации?
4. Считаете ли Вы своевременным проведение мероприятий по подготовке
к переходу на двенадцатилетнее обучение в общеобразовательных учреждениях
Российской Федерации до прояснения принципиальных позиций вышеуказанных
органов исполнительной власти с учетом продолжающегося в стране экономического
кризиса?
|