Компоненты статуса
Притязания к достижению определенного социального и материального статуса
в первую очередь связаны с занятием достаточно высокой должности. С этой
точки зрения, представления о желательной должности являются одним из самых
важных компонентов набора конкретных выражений социально-экономических
притязаний.
В целом лишь 7% выпускников полагают для себя достаточным в будущем
быть рядовым работником (см.рис4-1.). Трети их них хотелось бы стать руководителем
предприятия, четверти - руководителем небольшого коллектива
Желание быть скорее руководителем более или менее крупного коллектива,
а не рядовым работником также является в сознании опрошенных ребят не только
критерием более высокого социального положения, но и способом обретения
материального благополучия. Кроме того, именно занятие определенной должности,
по мнению респондентов, в первую очередь может обеспечить им желательный
размер заработной платы.
Круг признания - один из важнейших символов завоевания общественного
статуса. Лишь небольшая часть опрошенных заявила о том, что не нуждается
в признании и уважении других людей (см.рис4-2). Признания в узкой (семьи,
близких, друзей) и широкой (большого круга знакомых) приватной среде хотели
бы добиться около 70% выпускников.
Уважения со стороны окружающих в первую очередь, по мнению старшеклассников,
можно добиться, достигнув высокой должности, выполняя работу с повышенной
ответственностью, хотя второе условие менее обязательно, чем первое. Неудивительно,
что у школьников, для которых работа имеет большую значимость среди сфер
жизни, требуемый круг признания шире. Не менее естественно, что выпускники,
считающих значимой сферой жизни политику, желают более широкого общественного
признания. Напротив, те, у кого более важной сферой является семья, хотели
бы удовольствоваться уважением в более узкой среде.
Исследование выявило интересный факт, что требования к достаточному
кругу признания возрастают, если либо родители, либо сам респондент побывали
за границей. При этом другие параметры нынешнего социально-экономического
положения семьи не играют роли. Вполне возможно, что опыт практического
открытия существования и доступности более широкого мира, нежели тот, который
заключен в наших границах и повседневной жизни, позволяет расширить горизонты
общественного видения, ощутив себя членом земного сообщества.
Поездка за рубеж с той или иной деловой целью привлекательна для большинства
выпускников независимо от того, выезжали они или их родители или нет (см.рис.4-3).
Три четверти респондентов были бы рады поработать там по временному
соглашению, а половина - поучиться. Наименее популярен вариант уехать за
границу на постоянное место жительства. Однако единственной возможностью
реализовать свои социально-экономические притязания за границей является
эмиграция, если будет работа по специальности. Для выпускников это является
в первую очередь способом достижения высокого материального благосостояния,
и в меньшей степени - путем завоевания социального статуса.
В значимости этого символа набора социально-экономических притязаний
отразилась незаконченность логики стереотипов общественного обыденного
сознания. С одной стороны, школьники ориентируются на широко известный
печальный факт дешевизны рабочей силы в нашей стране и справедливо полагают,
что с получением работы за границей у них будет больше возможностей повысить
свое материальное благосостояние. С другой стороны, в расчет не берется
то, что сравнение ступеней благосостояния будет проводиться уже не в нашем
обществе, и неизбежность "просадки" материального статуса предопределена.
Подобное отношение к дешевизне рабочей силы в постсоветском обществе
породило особый интерес к тому, под влиянием каких факторов формируются
притязания к достаточному уровню заработной платы в денежном выражении.
В целом по нашей выборке молодые респонденты сочли бы для себя достаточной
зарплату, в среднем равную 1 тысяче 800 долларов. Самый высокий уровень
притязаний был характерен для московских выпускников. Он составил в среднем
2 тысячи 600 долларов. Самую низкую достаточную оплату назвали школьники
областного города Орла: 1 тысячу долларов. В районном центре Мценске кажущаяся
достаточной сумма была равна 1 тысяче 600 долларов. Средний уровень притязаний
российских школьников оказался практически равен притязаниям киевлян.
Более значимой оказалась зависимость денежных притязаний учащихся от
их пола. Юноши выразили более высокие притязания к желательному уровню
заработной платы, чем девушки. Таким образом, в поколении нынешних выпускников
воспроизводятся традиционные представления о большей ответственности мужчин
за обеспечение семьи, в первую очередь деньгами .
Существенно повышаются денежные притязания, если у респондентов (самих
или через родителей) была практическая возможность сравнить уровень жизни
в нашем обществе и за границей. Вполне вероятно, что здесь играет роль
не столько сравнение уровней жизни, которое чрезвычайно дифференцировано
и за рубежом, а собственно социально-экономическое положение семьи, позволяющее
или не позволяющее преодолеть экономический барьер, в значительной степени
определяющий возможности выезда за границу.
В пользу последней интерпретации говорит тот факт, что требования к
желательному уровню зарплаты повышаются, если социально-экономическое положение
семьи, в которой проживает респондент (выраженное к конкретных показателях),
выше. Высокое значение имеет зарплата отца респондентов, - как правило,
наиболее удачливого финансового "добытчика" в семье. Существенную роль
играют и качество жилищных условий и обладание престижной электронной техникой,
от цветного телевизора до компьютера.
При сопоставлении степени тесноты связи денежных притязаний подростков
с различными обобщающими индикаторами социально-экономических притязаний
выяснилось, что размер кажущейся достаточной заработной платы теснее связан
с притязаниями к уровню желательного общественного статуса, чем к материальному
положению. Это означает, что уровень желательной зарплаты, в качестве проявления
одной из ипостасей статуса, осознается выпускниками как показатель, несущий
значительную социальную нагрузку, критерий скорее общественного положения,
нежели богатства.
В ходе исследования нас интересовал также вопрос, рассматривают ли
выпускники образование, которое хотели бы получить, в качестве способа
обрести высокий профессионализм или в качестве необходимого формального
условия в в процессе достижения определенной социальной ступени (см.рис.4-5).
Почти 90% опрошенных выпускников заявили, что стремятся получить высшее
образование в институте или университете, а небольшая часть из них хотела
бы повысить его обучением в аспирантуре. Ответы старшеклассников, живущих
в разных городах, в отношении желательного уровня образования практически
не отличаются. Заметную роль в стремлении учащихся получить образование
определенного уровня играет образовательный статус их матерей и отцов.
Высокая теснота связи этого индикатора с должностью, которую ребята
хотели бы занять в будущем, отразила степень осознания ими того, что образование
является основным способом повышения социального положения в современном
обществе.
Отрадно, что образовательные притязания, которые мы фиксировали у юношей
и девушек, соотносятся с тем, как они учатся сейчас. Это свидетельствует,
что обучение в средней школе рассматривается учащимися как достаточно важная
ступень на пути к высшему профессиональному образованию. |