Социально-экономические притязания выпускников 1995 года 

 
Будущее России в немалой степени зависит от того, какие цели выберут для себя ее молодые граждане, и какие пути достижения этих целей они наметят. Эти важные внутренние предпосылки активности и социальной мобильности являются одними из наиболее чутких индикаторов фундаментальных перемен, происшедших и происходящих в российском обществе в течение последнего десятилетия. 
Проведенное в 1995 г. Институтом социологии РАН под руководством В.С. (Владимира) Магуна исследование позволяет оценить современное состояние этих субъективных феноменов.  
 Предметом нашего исследования были притязания, относящиеся к различным компонентам будущего социально-экономического положения (социально-экономического статуса) учащихся, и степень воздействия на них различных социальных, психологических и материальных стартовых условий. 
 Опрос проводился в Москве (столица с населением 8,8  млн. человек), Орле (областной центр  с  населением  350  тысяч  человек), Мценске (районный  центр  в Орловской области с населением 51  тысяча человек), Киеве (столице с населением около 2,6 млн. человек). В опросе  участвовали 797 учащихся выпускных классов обычных  общеобразовательных  школ,  т.е. таких, куда учащиеся первого  класса  поступают  без специального отбора. 
 

 

Обобщающие параметры 
социально-экономических притязаний выпускников 


Общественное положение и богатство

 Для того, чтобы получить представление о социально-экономических притязаниях 11-классников, им задавали обобщающие вопросы о желательных для них уровнях социально-экономического статуса. Подросткам было предложено оценить уровень богатства, который бы они считали достаточным для своей будущей семьи, и то общественное положение, которое они полагают достаточным лично для себя. Оценки строились по 10-балльной шкале в сравнении с полным спектром слоев общества, с точки зрения опрошенных. "1" означала самый низкий материальный или общественный статус, а "10" - самый высокий. 
 Нас интересовало также, оказывают ли воздействие на социально-экономические притязания выпускников их оценки материального и социального положения своих родителей. Школьники определяли, какое, по их мнению, место в социальном и экономическом отношении занимают их родители. 
 Третьей парой индикаторов социально-экономических притязаний выпускников была арифметическая разница между своим и родительским положением в соответствующих областях. Первые две пары индикаторов можно обозначить как “константные”, а параметры, характеризующие разницу между оценками респондентов своего будущего и нынешнего родительского положения - как “динамические”. В первом случае речь идет о целях, самостоятельно устанавливаемых человеком для себя, а во втором - о тех целях, которые он(она) вынужден(а) принимать и преследовать под давлением обстоятельств. 
 На рис.1-3 изображены ранжированные распределения ответов школьников на вопросы об указанных “константных” параметрах и по расчетным “динамическим” дополнительному индикаторам. 
 Распределения, приведенные на рис.1-2, показывают, что большинство выпускников хотели бы значительно повысить свое социально-экономическое положение по сравнению с родительским. Уровни желательного общественного и материального положения в их ответах почти совпадают. Однако в большей степени им хотелось бы улучшить свое положение на "лестнице" обогащения, а не общественного положения. Это происходит потому, что материальному положению своих родителей подростки дают более низкую оценку, чем их социальному статусу. Таким образом, современные школьники весьма низко оценивают то материальное положение, которое в состоянии им сейчас предоставить родители, и их внимание сконцентрировано в первую очередь на улучшении своего материального положения в будущем. Надо полагать, что основные усилия они собираются сконцентрировать именно на этой стороне социально-экономической мобильности. 
 Последующий анализ связей между рассматриваемыми индикаторами социально-экономических притязаний показал, что в большинстве случаев респонденты не противопоставляют представления о богатстве и социальной значимости людей. Чем выше представления об уровне будущего материального положения, тем более высокую ступень общественного статуса выпускники предполагают занять. 
 Оценки подростками нынешнего экономического и общественного положения своих родителей теснее связаны со стремлением преодолеть как можно большее количество ступеней соответствующей социальной лестницы и слабее - с представлениями об их будущем достаточном уровне. В первую очередь, это говорит о низкой дифференцированности образа желательного статуса и, следовательно, высокой степени его нормативности у наших респондентов. Но это указывает также на высокую степень осознания старшеклассниками такой дифференциации общества, где главную роль играет критерий материальной обеспеченности. 
 Исследование выявило три группы опрошенных, продемонстрировавших различные тенденции в оценках социально-экономических притязаний. У первой группы высокие стартовые позиции, заданные статусом родителей, определяют и более высокий уровень притязаний детей. Это относится в первую очередь к оценкам общественного положения. Вторая группа школьников, давших низкие оценки положения своих родителей, намеревается в будущем преодолеть большее число “ступеней” социально-экономической лестницы, чем их более удовлетворенные положением родителей одноклассники. В третьей группе, если выпускники более высоко оценивают нынешнее общественное или экономическое положение своих родителей, их желание в будущем повысить свой статус ослабевает. В целом, неудовлетворенность нынешним положением второй группы, полной решимости его изменить, оказывает наиболее сильное влияние на “динамические” оценки социально-экономических притязаний подростков.
 

Компоненты статуса

 Притязания к достижению определенного социального и материального статуса в первую очередь связаны с занятием достаточно высокой должности. С этой точки зрения, представления о желательной должности являются одним из самых важных компонентов набора конкретных выражений социально-экономических притязаний. 
 В целом лишь 7% выпускников полагают для себя достаточным в будущем быть рядовым работником (см.рис4-1.). Трети их них хотелось бы стать руководителем предприятия, четверти - руководителем небольшого коллектива 
 Желание быть скорее руководителем более или менее крупного коллектива, а не рядовым работником также является в сознании опрошенных ребят не только критерием более высокого социального положения, но и способом обретения материального благополучия. Кроме того, именно занятие определенной должности, по мнению респондентов, в первую очередь может обеспечить им желательный размер заработной платы. 
 Круг признания - один из важнейших символов завоевания общественного статуса. Лишь небольшая часть опрошенных заявила о том, что не нуждается в признании и уважении других людей (см.рис4-2). Признания в узкой (семьи, близких, друзей) и широкой (большого круга знакомых) приватной среде хотели бы добиться около 70% выпускников. 
 Уважения со стороны окружающих в первую очередь, по мнению старшеклассников, можно добиться, достигнув высокой должности, выполняя работу с повышенной ответственностью, хотя второе условие менее обязательно, чем первое. Неудивительно, что у школьников, для которых работа имеет большую значимость среди сфер жизни, требуемый круг признания шире. Не менее естественно, что выпускники, считающих значимой сферой жизни политику, желают более широкого общественного признания. Напротив, те, у кого более важной сферой является семья, хотели бы удовольствоваться уважением в более узкой среде. 
 Исследование выявило интересный факт, что требования к достаточному кругу признания возрастают, если либо родители, либо сам респондент побывали за границей. При этом другие параметры нынешнего социально-экономического положения семьи не играют роли. Вполне возможно, что опыт практического открытия существования и доступности более широкого мира, нежели тот, который заключен в наших границах и повседневной жизни, позволяет расширить горизонты общественного видения, ощутив себя членом земного сообщества. 
 Поездка за рубеж с той или иной деловой целью привлекательна для большинства выпускников независимо от того, выезжали они или их родители или нет (см.рис.4-3). 
 Три четверти респондентов были бы рады поработать там по временному соглашению, а половина - поучиться. Наименее популярен вариант уехать за границу на постоянное место жительства. Однако единственной возможностью реализовать свои социально-экономические притязания за границей является эмиграция, если будет работа по специальности. Для выпускников это является в первую очередь способом достижения высокого материального благосостояния, и в меньшей степени - путем завоевания социального статуса. 
 В значимости этого символа набора социально-экономических притязаний отразилась незаконченность логики стереотипов общественного обыденного сознания. С одной стороны, школьники ориентируются на широко известный печальный факт дешевизны рабочей силы в нашей стране и справедливо полагают, что с получением работы за границей у них будет больше возможностей повысить свое материальное благосостояние. С другой стороны, в расчет не берется то, что сравнение ступеней благосостояния будет проводиться уже не в нашем обществе, и неизбежность "просадки" материального статуса предопределена. 
 Подобное отношение к дешевизне рабочей силы в постсоветском обществе породило особый интерес к тому, под влиянием каких факторов формируются притязания к достаточному уровню заработной платы в денежном выражении. 
 В целом по нашей выборке молодые респонденты сочли бы для себя достаточной зарплату, в среднем равную 1 тысяче 800 долларов. Самый высокий уровень притязаний был характерен для московских выпускников. Он составил в среднем 2 тысячи 600 долларов. Самую низкую достаточную оплату назвали школьники областного города Орла: 1 тысячу долларов. В районном центре Мценске кажущаяся достаточной сумма была равна 1 тысяче 600 долларов. Средний уровень притязаний российских школьников оказался практически равен притязаниям киевлян. 
 Более значимой оказалась зависимость денежных притязаний учащихся от их пола. Юноши выразили более высокие притязания к желательному уровню заработной платы, чем девушки. Таким образом, в поколении нынешних выпускников воспроизводятся традиционные представления о большей ответственности мужчин за обеспечение семьи, в первую очередь деньгами . 
 Существенно повышаются денежные притязания, если у респондентов (самих или через родителей) была практическая возможность сравнить уровень жизни в нашем обществе и за границей. Вполне вероятно, что здесь играет роль не столько сравнение уровней жизни, которое чрезвычайно дифференцировано и за рубежом, а собственно социально-экономическое положение семьи, позволяющее или не позволяющее преодолеть экономический барьер, в значительной степени определяющий возможности выезда за границу. 
 В пользу последней интерпретации говорит тот факт, что требования к желательному уровню зарплаты повышаются, если социально-экономическое положение семьи, в которой проживает респондент (выраженное к конкретных показателях), выше. Высокое значение имеет зарплата отца респондентов, - как правило, наиболее удачливого финансового "добытчика" в семье. Существенную роль играют и качество жилищных условий и обладание престижной электронной техникой, от цветного телевизора до компьютера. 
 При сопоставлении степени тесноты связи денежных притязаний подростков с различными обобщающими индикаторами социально-экономических притязаний выяснилось, что размер кажущейся достаточной заработной платы теснее связан с притязаниями к уровню желательного общественного статуса, чем к материальному положению. Это означает, что уровень желательной зарплаты, в качестве проявления одной из ипостасей статуса, осознается выпускниками как показатель, несущий значительную социальную нагрузку, критерий скорее общественного положения, нежели богатства. 
 В ходе исследования нас интересовал также вопрос, рассматривают ли выпускники образование, которое хотели бы получить, в качестве способа обрести высокий профессионализм или в качестве необходимого формального условия в в процессе достижения определенной социальной ступени (см.рис.4-5). 
 Почти 90% опрошенных выпускников заявили, что стремятся получить высшее образование в институте или университете, а небольшая часть из них хотела бы повысить его обучением в аспирантуре. Ответы старшеклассников, живущих в разных городах, в отношении желательного уровня образования практически не отличаются. Заметную роль в стремлении учащихся получить образование определенного уровня играет образовательный статус их матерей и отцов. 
 Высокая теснота связи этого индикатора с должностью, которую ребята хотели бы занять в будущем, отразила степень осознания ими того, что образование является основным способом повышения социального положения в современном обществе. 
 Отрадно, что образовательные притязания, которые мы фиксировали у юношей и девушек, соотносятся с тем, как они учатся сейчас. Это свидетельствует, что обучение в средней школе рассматривается учащимися как достаточно важная ступень на пути к высшему профессиональному образованию.
 

Значимость для выпускников различных сфер жизни  и социально-экономические притязания

 Представления о достойном будущем, разумеется, не ограничиваются только желинием занять определенное место на ступенях социально-экономической лестницы. Кроме создания материальных и социальных стартовых условий, в семье происходит формирование тех или иных психологических установок относительно важности различных сфер жизни. 
 На рис.4 представлены распределения ранжированных ответов на вопрос о том, какой удельный вес в процентах выпускники отводят семье, работе, досугу, политике и религии, если принять их сумму за 100%. Как видно из рисунка, представления о значимости различных сфер жизни носят нормативный характер: ранжирование этих показателей в подавляющем большинстве ответов совпадает. 
 Проведенный анализ позволил выявить некоторые различия в оценках важности отдельных сфер жизни, связанные с притязаниями респондентов к определенному уровню богатства и общественного положения, желательному в будущем. Обнаруженные зависимости статистически малозначимы, прежде всего вследствие низкой дифференцированности представлений респондентов о значимости различных сфер жизни. Тем не менее,  заметны некоторые тенденции в ответах респондентов, касающихся досуга, занимающего третье место в рассматриваемой “усредненной” иерархии, политики и религии - самых несущественных сфер для более чем половины опрошенных. Так, чем более высокое место занимает досуг в иерархии значимости различных сфер жизни, тем в среднем выше уровень притязаний к будущему достатку. Отчасти это подтверждает гипотезу, что приятно проводимый досуг воспринимается школьниками как основной атрибут жизни обеспеченных слоев населения. У тех, кто стремится к более высокому будущему общественному положению, политика является более значительной сферой жизни. Напротив, если выпускники высоко оценивают для себя значимость религии, они предъявляют существенно более низкие требования к уровню будущего общественного (но не материального) положения.
 

Отношение к семье 

 На первом месте по важности более чем для половины подростков стоит семья как приватная, то есть относящиеся в основном к собственной жизни, сфера. 
 Однако это не означает, что все 11-классники воспринимают семью, созданную их родителями, как образец для подражания. В ходе опроса подросткам был задан вопрос, хотели бы они, чтобы их будущая семья была похожа на ту, в которой они сейчас живут. Действительно, почти половина выпускников хотела бы, чтобы их будущая семья была во подобна нынешней. Каждый третий пожелал, чтобы будущая семья была лишь отчасти похожа на нынешнюю. Одна пятая часть опрошенных полностью отвергла семью своих родителей как образец. Таким образом, высокая ценность семьи является нормой не столько личного, сколько социального происхождения. 
 Анализ показал, что чем сильнее проявляется в ответах лояльность молодых людей к своим близким, выражающаяся в желании воспроизвести свою нынешнюю семью в будущем, тем выше они оценивают нынешнее общественное и материальное положение своих родителей. У более положительно настроенных по отношению к своей семье подростков несколько снижаются притязания к будущему уровню богатства. При этом общее отношение к семье практически не влияет на представления о желательном уровне социального статуса. Неприятие же своей нынешней семьи оказывает наиболее сильное влияние на повышение “динамических” притязаний к изменению материального или общественного положения. 
 Другим индикатором взаимоотношений выпускников с родителями в исследовании служили ответы на вопрос, бывает ли так, что им не хочется возвращаться домой вечером, когда родители вернулись с работы. Только 32% опрошенных сказали, что такого практически не бывает. Остальные две трети заявили, что такое бывает, часто или редко. При этом у 7% школьников так бывает почти каждый день. Интересно, что выявленное нарушение психологической связи с родителями в большей мере характерно для девочек, которые чаще, чем мальчики, избегают времяпрепровождения в кругу семьи. Тем не менее, ценность семьи как социальной нормы более значима для девочек, чем для мальчиков.
 

Отношение к работе и досугу

 При изучении оценок выпускниками ценности работы наибольший интерес вызывает проверка гипотезы о том, что социальное и экономическое положение родителей, оцениваемое подростками, а также их притязания к приобретению социальной значимости и материальному достатку, воздействуют на их отношение к значимости работы. В ходе анализа данных нашего исследования гипотеза о влиянии социально-экономических стартовых условий или притязаний молодежи не нашла подтверждения. Отсутствие искомых зависимостей, с одной стороны, опровергает предположение о том, что работа представляется подросткам как неизбежное тягло и средство выживания для более бедных членов общества. С другой стороны, это означает, что выпускники не осознают работу как непосредственный способ завоевания более высоких ступеней в социально-экономической иерархии общества. 
 Выбор в предпочтениях подростками таких сфер, как работа и досуг, тесно связан с тем, какие складываются у респондентов взаимоотношения с родителями. Так, работа более привлекательна для тех школьников, у которых налажена психологическая связь с родителями, а досуг - для тех, у кого перспектива пребывания с родителями вызывает неприятие. 
 Противопоставление работы или досуга у выпускников в значительной мере зависит также от того, какие отношения у них складываются с учителями. В частности, удовлетворенные  отношениями с преподавателями школьники несколько выше ценят работу и немного ниже - досуг, и наоборот. Точно также проявляется воздействие получаемого от учебы удовольствия: те, кому доставляет удовольствие процесс учебы в школе, несколько выше оценивает важность в жизни работы, и заметно ниже - досуга. 
 Различия в отношении к сфере деловой жизни, работе,  характерны в большей степени для тех учеников, которые считают, что много работают, а не для тех, кто отдает учебе мало сил . Так, много работающие и много “зарабатывающие” учащиеся в среднем ставят работу на более высокое по сравнению с их сверстниками, полагающими, что они много работают и мало “зарабатывают”. Группы респондентов, признавшие, что прилагают к учебе мало усилий, занимают промежуточные места. 
 С другой стороны, много работающие и много “зарабатывающие” школьники ставят досуг значительно ниже, чем остальные ребята. К этой группе в своих оценках приближаются их много работающие, но мало “зарабатывающие” одноклассники. Важность сферы досуга для респондентов, отдающих учебе мало сил, вне зависимости от успешности или неуспешности подобной тактики, значимо выше. Таким образом, наиболее глубокое и последовательное противопоставление важности сфер деловой жизни и досуга свойственно ученикам, значительные усилия которых в учебе должным образом вознаграждаются. 
 Противопоставление некоторой частью выпускников ценностей работы и досуга  проявляется также в ответах на вопрос об отказе от работы, если появится такая возможность. Одна группа школьников, проповедующих более высокую важность досуга, в прожективной ситуации, при условии, что они будут полностью материально обеспечены, предпочла бы отказаться от работы. Другая группа, высоко ставящая ценность работы, напротив, отвергла бы для себя подобную возможность. Примечательно, что в данном случае пол опрошенных роли не играет: удельные веса выбравших возможность не работать при условии материальной обеспеченности и предпочетших трудиться в любом случае приблизительно равны  у мальчиков и девочек. Тем не менее, девочки отводят ценности работы менее высокие места в иерархии сфер жизни, чем мальчики. 
 Предоставление подросткам возможности зарабатывать, получившее в последние годы широкое распространение в России, не отражается в том или ином их отношении к ценности работы. Тем не менее, наличие опыта работы за плату, который респонденты приобретали в предпоследний год учебы в школе, сказывается на их восприятии значимости досуга. Работавшие подростки отводят досугу несколько менее важное место в своей будущей жизни, чем их сверстники, не имеющие такого опыта.
 

Отношение к политике и религии

 Данные, представленные на рис.4, свидетельствуют, что для существенной части опрошенных политика и религия занимают последние по значимости места. 
 Анализ показал, в подростковой возрастной группе политика для девочек представляет несколько более высокую ценность, чем для мальчиков. Общеизвестно, что доля мужчин, активно занимающихся политикой, у нас в стране неизмеримо выше, чем женщин. Возможно, новое поколение сумеет изменить эту тенденцию в пользу женщин, воплощающих свои ценностные установки в жизнь. Однако нельзя не заметить, что система жизненных ценностей у девочек-подростков более противоречива. Поэтому более вероятно, что девушки под давлением обстоятельств будут вынуждены сделать окончательный выбор между семьей (которую считают приоритетной) и политикой в пользу первой сферы. Юноши же, избрав политическую деятельность как место работы (более важной для них сферы жизни), будет значительно легче согласовать свои ценностные предпочтения. 
 Зачастую неприятие ценностей работы и занятий политикой сопровождается заявлением школьников, что они постоянно или довольно часто чувствуют усталость к концу учебных занятий. Реакция на усталость проявляется двояко. В этих случаях подростки либо предпочитают досуг, либо высоко ценят религиозную жизнь, важность которой для них значимо выше, чем у тех, кто не устает никогда или довольно редко. При этом выборы ценностей досуга или религии не пересекаются: либо одно, либо другое. Кроме того, важность религиозной жизни несколько повышается, если ученик получает в школе, как правило, низкие отметки. На значимости других сфер успеваемость никак не сказывается. 
 Естественно, что высокая или низкая значимость для выпускников религиозной жизни в первую очередь зависела от того, считают ли они себя верующими. Однако не следует заблуждаться по поводу разительности отличий верующих, сомневающихся в своей вере и неверующих. В конечном счете различия в важности религиозной сферы между первой группой, с одной стороны, и второй и третьей, с другой, свелись к тому, что верующие поставили религию не на последнее место в иерархии жизненных ценностей, а на предпоследнее. Все же следует отметить, что вера у наших респондентов не носит “протестантского” характера, которому присуща высокая ценность труда. Так, школьники, заявившие о том, что являются верующими, ставят на более низкие ступени в иерархии значимости сфер жизни, по сравнению со своими неверующими и сомневающимися одноклассниками, не только ценности политики и досуга, но и работы. Все это означает, что религиозность подростков - лишь одна из форм социального эскапизма или отчуждения.
 

Оценки демократических изменений и ценность различных сфер жизни

 Ключевым в системе мировоззрений и взглядов школьников на взаимоотношения личности с обществом является их отношение к значимости работы. Это подтверждается обнаруженной тесной связью между различной ценностью работы и высказанными школьниками суждениями об экономических системах и политических изменениях в нашем обществе. 
 Группа выпускников, более высоко ценящая работу, в ответах на вопрос, какую экономическую систему они считают лучше - ту, которая основана на государственной собственности, государственном планировании и распределении, или ту, которая основана на частной собственности и рыночных отношениях, - чаще склонялись ко второму варианту. Они также считают, что свобода слова, печати принесла нашему обществу больше пользы, чем вреда. Значимость для школьников различных сфер жизни, в том числе работы и политики, не оказывает прямого воздействия на отношение к таким общественным институтам, как свободные выборы парламента и президента, к открывшейся свободе предпринимательства, а также сближению со странами Запада. 
 Восприятие перечисленных демократических изменений происходит у подростков, как правило, сквозь призму оценки сложившейся в стране ситуации, влияющей на положение населения, в том числе и их собственное. Школьники, считающие, что все не так плохо и можно жить (40% процентов ответивших), гораздо более положительно воспринимают демократические институты, нежели те выпускники, которые считают, что терпеть сложившееся бедственное положение уже невозможно (11% респондентов). Еще более сильное влияние оказывает на восприятие таких демократических изменений, как свобода предпринимательства и сближение со странами Запада, оценка справедливости распределения доходов в обществе. Лишь 14% опрошенных считают сложившуюся систему распределения доходов в обществе справедливой. Сравнение показало, что негативные оценки свободы предпринимательства и сближения со странами Запада характерны для тех подростков, которые считают систему распределения доходов в стране несправедливой или очень несправедливой. Острота восприятия справедливости или несправедливости распределения традиционна для России, и нельзя не увидеть, что  традиция уравнительного распределения в полной мере усвоена новым поколением.
 

Понимание успеха и суждения о способах  его достижения

Что такое успех?

В исследовании, кроме вопросов о значимости различных сфер жизни, использовался также другой индикатор, призванный косвенным образом выявить важность этих сфер - о том, что означает для школьников достижение успеха в жизни. На рис. 5 представлено распределение ответов о выборе тех или иных сфер успеха. 
Различное понимание успеха подростками никак не связано с их восприятием нынешнего социального и материального положения своих семей. 
Как и следовало ожидать, выбор достижения успеха в создании дружной семьи, воспитании хороших детей (50% опрошенных) несколько чаще делали девочки. Кстати, этот вариант ответа был единственным, где значимо проявились гендерные различия. 
Успех как достижение высокого общественного положения понимает очень небольшая часть школьников (7%). Именно у них обнаружилось наиболее настойчивое,  в сопоставлении с выбравшими другие сферы успеха респндентами, стремление повысить не только свой общественный, но и материальный статус, по сравнению с тем положением, которое занимают их нынешние семьи. 
Достижения успеха в реализации своих способностей хотел бы почти каждый пятый выпускник. Эту группу выделяет более сильное, по сравнению с другими опрошенными, желание повысить свое социальное положение (хотя и не настолько, как тех, кто видит успех в том, чтобы достичь высокого общественного положения). Однако этой части опрошенных несвойственны значимые отличия в стремлении преодолеть как можно большее число ступенек “лестницы обогащения”. 
Те школьники, которые видят жизненный успех в том, чтобы стать богатыми, хотели бы достичь самого высокого уровня богатства, вне зависимости от того, сколько ступеней на “лестнице обогащения” им придется преодолеть. В этом желании они сравнялись с теми респондентами, которые понимают успех как достижение высокого общественного положения. 
Группа подростков, для которых жизненный успех означает достижение высоких профессиональных результатов (12%), никак не выделяется в своих социально-экономических притязаниях.
 

Как достичь успеха?

Каким же образом выпускники собираются достичь - в той или иной форме -   успеха в жизни, то есть что, по их мнению, является главным для его достижения? На рис. 6 представлены удельные веса ответов о способах достижения успеха (по условиям опроса, можно было выбирать не один, а три варианта ответа). 
 Как видим, даже для тех, кто хотел бы занять высокое общественное положение, участие в общественно-политической жизни не представляется необходимым (этот вариант выбрали лишь 0,2% опрошенных). Самым привлекательным способом достижения успеха представляется школьникам проявление настойчивости и целеустремленности (их указала четверть опрошенных). Почти каждому пятому респонденту видится важным умение налаживать отношения с людьми, 15-ти процентам - проявлять предприимчивость и инициативность. 
Анализ позволил выявить, что на выбор тех или иных способов достижения успеха влияет противопоставление значительной частью 11-классников значимости работы и досуга. Важность других сфер жизни не оценивалась респондентами с позиций способов достижения жизненного успеха. 
Ценность работы и досуга рассматривалась отвечающими с точки зрения того, требуется ли проявлять в жизни настойчивость и целеустремленность. Школьники, более высоко оценивающие важность работы, существенно чаще полагают, что это качество является главным для достижения успеха в жизни. Выбор этого способа достижения успеха предполагает, что досуг ставится ниже на шкале важности жизненных сфер. 
Те школьники, которые полагают главным для достижения успеха в жизни наличие привлекательной внешности (5% опрошенных), работу считают менее важной сферой жизни, а досуг - более ценной. Это единственный способ достижения успеха в жизни, который чаще выбирается с позиций половых различий, - разумеется, девочками. 
Привлекательность предложенных к рассмотрению способов достижения жизненного успеха не зависела от восприятия нынешнего социального и материального положения семей подростков. Иное дело - их притязания на то, чтобы повысить свой общественный статус (“динамические” оценки) или приобрести более или менее внушительных размеров богатство (“константные” оценки). Для того, чтобы преодолеть наибольшее количество ступеней на социальной лестнице, по сравнению с родительским положением, выпускники чаще намереваются проявлять предприимчивость, смелость и инициативность. Интересно, что  достижение желательного достатка, с одной стороны, по их мнению, не только требует большей инициативности, смелости и предприимчивости, но и некоторого пренебрежения таким качеством, как трудолюбие и добросовестное отношение к делу. 
 Более часто упоминают предприимчивость как важное качество для достижения успеха те подростки, которым дома предоставлена возможность более или менее “автономного” существования за счет того, что у них есть своя комната или место для занятий. 
 Вкус же к добросовестному отношению к делу или привычку уповать на удачу, везение, случай учащиеся зачастую приобретают в школе. Прежде всего, выбор в пользу везения или трудолюбия зависит от того, доставляет ли школьникам удовольствие сам процесс обучения в школе. Более удовлетворенные процессом обучения в школе ребята чаще ориентируются на добросовестное отношение к делу, а менее удовлетворенные выше ценят везение. Аналогичным образом на эти предпочтения влияет и удовлетворенность возможностями для обучения и развития, которыми, по их мнению, располагают. Оценки отношения к учебе, выраженные рассмотренными индикаторами, тесно связаны между собой: чем большее удовольствие от процесса обучения в школе испытывают ребята, тем большее удовлетворение возможностями для обучения и развития они выказывают. 
 В ходе анализа было замечено, что выпускники, более высоко ставящие досуг в иерархии жизненных сфер, существенно чаще намерены прибегать к такому способу достижения успеха, как помощь родителей и использование родственных связей.
 

Уверенность в реализации жизненных планов и ориентация на помощь близких

 Отвечая на вопрос об уверенности, что жизнь сложится так, как это сейчас представляется, 43% 11-классников ответили более или менее утвердительно. При этом девочки гораздо чаще своих одноклассников мужского пола проявляли эту уверенность.  Кроме того, было замечено, что менее уверенные в себе подростки выше оценивают значимость семьи, а более уверенные - работы. 
 Несоответствие направленности зависимостей между оценками мальчиков и девочек ценностей семьи и работы, с одной стороны, и убежденности в реализации жизненных планов объясняется, на наш взгляд, следующими причинами. Уверенность девочек в том, что жизнь сложится по составленному плану, не означает, что школьницы рассчитывают в первую очередь на собственные силы. Напротив, девочки гораздо чаще, чем мальчики, намерены в осуществлении своих планов обращаться к помощи своей семьи, родственников супруга, организаций, в которых собираются работать. Влияние пола на суммарный индикатор намерений обращаться за помощью в разнообразных ситуациях весьма существенно. 
 В целом, у опрошенных проявилась довольно заметная “почтительность” к ценности семьи у тех, кто при осуществлении своих планов в будущем намерен часто обращаться к ней за помощью. В свою очередь, та группа подростков, которая не собирается пользоваться помощью родственников, гораздо ниже оценивает значимость работы. Таким образом, осознание ценностей работы и семьи в значительной мере корректируется степенью уверенности в себе и пониманием необходимости помощи родственников в будущем.
 

Нынешние усилия на пути к будущему

 Единственными реальными шагами на пути осуществления своих желаний для старшеклассников может быть хорошая учеба и приобретение опыта работы за плату. Анализ показал, что эти способы активности противопоставлены друг другу: либо получение полноценного образования, либо "подрабатывание". Первую форму активности чаще выбирают девушки, вторую - юноши. Данные показывают, что в мир бизнеса устремляются либо подростки из психологически неблагополучных, либо высокодоходных семей, где имеется более широкий доступ к работе и информация об этих возможностях. В свою очередь, школьники из психологически благополучных семей лучше учатся. 
 Единство усвоенных в результате работы средств массовой информации ориентиров, символизирующих  достойную жизнь, приводит к тому, что ответы выпускников, отличающихся качеством учебы или имеющим опыт работы за плату, по отношению к обобщающим и конкретным параметрам социально-экономических притязаний одинаковы. Данные о структуре социально-экономических притязаний старшеклассников свидетельствуют, что картина желательного для них будущего носит идеалистический, а не реалистичный характер, располагаясь на оси "все или ничего". В конечном счете различия между учащимися сводятся к желанию либо нежеланию предпринимать конкретные шаги по достижению поставленных целей "здесь и сейчас", а затем - к выбору между качеством образования и поисками способов зарабатывания.
 
* * *
 Исследованиe позволило выявить, что лишь небольшая часть социально-экономических притязаний выпускников базируется на ориентирах, задаваемых семейным житейским опытом. Основное, что могут дать родители, определяя притязания своих детей, - это атмосфера психологического комфорта в семье. 
 Большую часть представлений об идеальной жизни молодежь приобретает в результате работы средств массовой информации, которые формируют у школьников недифференцированное отношение к основным символам достойной жизни. Основной принцип притязаний формулируется как "больше требуешь - больше получаешь". 
 Материальная сторона желательного статуса, как правило, не противопоставляется престижной его стороне. Центральным звеном притязаний, в соответствии с изменениями которого меняются и ожидания будущих богатства и почета, является должностной или, другими словами, властный статус. Это роднит систему социально-экономических представлений современной молодежи с основными принципами дифференциации общества дореформенных времен. 
 Идеалы потому и называются идеалами, что находятся в разительном несоответствии с действительностью, как говорил один из персонажей братьев Стругацких, и, добавим, предоставляемыми ею возможностями. Очевидно, что высокие притязания школьников, особенно выражаемые в обобщающих индикаторах, могут быть реализованы не всеми. Кто из них добьется осуществления своих личных социально-экономических целей, покажет жизнь. Большая же часть школьников реализует свои устремления лишь отчасти. Из этого не следует, однако, что они откорректируют свои представления о достойной жизни в сторону уменьшения. Несоответствие притязаний и их реализации неизбежно породят чувство неудовлетворенности окружающими условиями, особенно у тех, у кого формулирование целей не подкреплено соответствующими усилиями по их достижению.
 

[Начальная страница] [Актуальные темы][Карта сервера] [Форум] [Книга гостей]