[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Социальная политика]
Комиссия по социальной политике фракции "Яблоко"
Руководитель Комиссии Ярыгина Т.В.
Информационный бюллетень
 Выпуск 5-6 (21), май-июнь 1999 года
“Опыт гражданского общества”
Российско-немецкий семинар
В Бад - Урахе (Германия) состоялся семинар на тему “Опыт гражданского общества”. Его организаторами стали Академия “Гражданское общество” (Москва), Центр политического образования земли Баден-Вюртенберг (Штуттгарт) и Восточно-Европейский университет Хоенхайм (Штуттгарт). В работе семинара приняли участие депутаты фракции “Яблоко” Татьяна Ярыгина, Валерий Борщев, Ольга Беклемищева, Сергей Митрохин. 

Проблемы становления гражданского общества в России – ключевая проблема демократизации. Для “яблочников”, представляющих гражданскую партию, это особенно актуально. Однако пока этот вопрос не стал предметом широкой общественной дискуссии в средствах массовой информации и в политических кругах. Демократия подразумевает нечто большее, чем наличие Конституции и демократических институтов. Носителями демократии являются граждане, берущие на себя ответственность за нее. Германии пришлось убедиться в этом на собственном горьком опыте, прежде чем в стране после второй Мировой войны установилась стабильная демократия. Но ничто не происходит само собой. 

Демократия и функционирование ее институтов нуждаются в том, чтобы этому учились. Нужна демократическая пресса и система общественных групп, представляющих граждан и различные гражданские инициативы. Живая демократия, носителями которой являются граждане страны, нуждается в реальных каналах общественного влияния, с помощью которых люди получают возможность артикулировать свои политические интересы, чтобы эти интересы учитывались в процессе принятия политических решений. С этой точки зрения очень важны различные формы взаимодействия депутатов различных уровней и граждан. 

Демократия Федеративной Республики Германии насчитывает пятьдесят лет. Она сумела укорениться скорее, чем этого можно было ожидать, и доказала свою стабильность. Это значит, что немецкий опыт имеет международное значение. 

Именно истории становления демократических институтов в послевоенной Германии и механизмам политического образования граждан был посвящен российско-германский семинар “Опыт гражданского общества”. В Германии уже 50 лет существует хорошо отлаженная система политического образования, которая ставит своей целью воспитание активного, демократически настроенного, компетентного гражданина. Системой охвачены все слои населения и все возрастные группы. Немецкое государство тратит немалые бюджетные деньги на финансирование Федерального Центра политического образования. Кроме того, каждая Земля финансирует собственный земельный центр. Практичные и прагматичные немцы считают, что эти деньги тратятся не зря.

В Баден-Вюртемберге дом для гостей Центра расположен в живописном горном местечке швабского Альба. И окружающая природа, и отлично оборудованный отель с конференц-залом, спортивным комплексом, библиотекой создают прекрасную атмосферу для усвоения уроков демократии. В выходные дни сюда охотно приезжают на учебу и молодые, и пожилые. Причем приезжают за собственный счет, а значит, учатся прилежно.

Участникам семинара, среди которых были известные политологи - Фридрих Бородкин, Дмитрий Фурман, Григорий Водолазов, а также представители ряда российских регионов, семинар был интересен не только содержательной информацией, но, главное, дискуссией, которая носила междисциплинарный характер и проходила после каждого выступления. Нужно отдать должное организаторам – для выступлений были приглашены лучшие немецкие специалисты. Профессор Мартин и Сильвия Грайффенхаген выступили с развернутым докладом “Гражданское общество и демократия. Концепция гражданского общества и ее практическое значение”. Д-р Конрад Хуммель (Социальное министерство земли Баден-Вюртемберг) остановился на предпосылках функционирования гражданского общества. Д-р Ульрих Бауш, директор Народного университета Ройтлинген, сделал очень интересный доклад на тему: “Становление демократической политической культуры в Германии после второй мировой войны”. Андреас Браун, главный редактор еженедельника “Зоннтаг актуэль”, выступил с докладом: “Средства массовой информации и гражданское общество”. Д-р Ханс-Йорг Зиверт проанализировал функции общественных объединений в гражданском обществе. Бритта Курц, исполнительный директор движения “Больше демократии для Германии!” и профессор Пауль Аккерманн, (Педагогический институт, Людвигсбург) на практических примерах проиллюстрировали, какими реальными возможностями располагают граждане в своих действиях.

Нужна ли и возможна ли у нас подобная система политического образования? Как выстроить систему обратной связи между государством и его гражданами? Как воспитать гражданина? Эти вопросы - совсем не праздные для настоящего и будущего нашей страны. И их актуальность возрастает накануне выборов в Государственную Думу.
 

II. Законодательная деятельность Государственной Думы.
Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации на следующие законы:

Закон “Об основах организации бытового обслуживания населения в Российской Федерации”.

Закон был принят Государственной Думой в декабре 1998 года и отклонен Советом Федерации.

Закон регулирует правовые отношения, связанные с организацией бытового обслуживания населения в Российской Федерации, в целях развития единого рынка бытовых услуг и координации деятельности органов бытового обслуживания.

Его действие распространяется на деятельность органов бытового обслуживания по оказанию на основе договоров услуг и выполнению работы для населения, в том числе пошиву, ремонту, услуги мастерских, бань, прачечных, химчисток, фотоателье, парикмахерских, ателье проката и других.

Закон определяет полномочия органов всех уровней, связанные с организацией и контролем в этой сфере деятельности, повышением уровня бытового обслуживания, повышением квалификации работников бытовых служб, осуществлением сертификации бытовых услуг.

Закон даёт право органам бытового обслуживания населения создавать объединения(ассоциации и союзы), быть учредителями (членами) иных некоммерческих организаций, в том числе ремесленных палат. 

Закон вновь принят Государственной Думой в прежней редакции. 

Принят Государственной Думой 23.12.98 г.

Отклонен Советом Федерации 27.01.99 г.

Одобрен Государственной Думой в ранее принятой редакции 19.05.99 г.

Отклонен Президентом 4.06.99 г.

Закон” О целевой выплате”.

Закон был принят Государственной Думой в январе 1999 года и отклонен Советом Федерации.

Закон устанавливает ежемесячную целевую выплату в размере 85 рублей ко всем видам государственных пенсий, назначенным и исчисленным в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

Пенсионерам, имеющим право на получение двух пенсий, устанавливается целевая выплата только к одной из них, по выбору.

Пенсионерам, проживающим в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, целевая выплата устанавливается с учётом соответствующего коэффициента. 

Федеральный закон вступает в силу с 1.03.99 г. и действует до дня вступления в силу федерального закона о повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий.

Закон вновь принят Государственной Думой в прежней редакции. 

Принят Государственной Думой 12.03.99 г.

Отклонен Советом Федерации 31.03.99 г.

Одобрен Государственной Думой в ранее принятой редакции 19.05.99 г.

Отклонен Президентом 5.06.99 г.

Закон “О внесении изменений в примечание к разделу III Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

Закон был принят Государственной Думой в марте 1999 г. и отклонен Советом Федерации.

Новая редакция улучшает положение граждан, постоянно проживавших в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, затем выехавших по разным причинам, и вновь вернувшихся на эти территории для постоянного проживания. Льготы и денежные компенсации предусмотренные им в этих зонах будут предоставляться исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне при условии, что указанные граждане не получили благоустроенное жилье на новом месте жительства или ссуду, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Закон вновь принят Государственной Думой в прежней редакции.

Отклонен Советом Федерации 22.04.99 г.

Одобрен Государственной Думой в ранее принятой редакции 23.06.99 г.

Государственная Дума приняла в третьем чтении следующие законы:

Закон “О внесении изменения и дополнений в Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”.

Закон дает право детям до 18 лет бесплатно посещать музеи один раз в месяц.

Финансирование расходов, связанных с бесплатным посещением, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на финансирование музеев и постоянных выставок. 

Принят Государственной Думой 19.05.99 г.

Одобрен Советом Федерации 9.06.99 г.

Закон “О денежной компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении”.

В настоящее время наиболее острой проблемой трудового законодательства, требующей неотложного решения, является проблема задолженности по заработной плате.

Такая задолженность работодателей зачастую связана с тем, что они используют фонд заработной платы в качестве льготного кредита.

Закон устанавливает в отношении работодателей обязанность, в случае нарушения ими сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении, компенсировать возникшие в связи с этим потери, независимо от фактического наличия у работодателя денежных средств на день нарушения указанных сроков выплаты.

Компенсация начисляется и выплачивается работодателем за каждый календарный день нарушения установленных сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении, по день выплаты включительно.

Компенсация определяется исходя из всей суммы невыплаченной в срок заработной платы, включающей все виды выплат.

Размер компенсации за каждый календарный день нарушения установленных сроков выплаты не может быть ниже одной трехсотой действующей на день установленного срока выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении, ставки рефинансирования Центрального банка .

Компенсация выплачивается за счет собственных средств работодателя, а организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Это один из наиболее важных законов, затрагивающий проблему хронической невыплаты заработной платы.

Первоначально рассматривался законопроект касающийся несвоевременной выплаты не только зарплаты, но и пенсий, стипендий и социальных пособий. Но затем было принято решение действовать поэтапно.

В стране должен быть закон, который устанавливает экономическую ответственность за несвоевременную выплату заработной платы. Работодателю, любому руководителю должно быть одинаково невыгодно, как не возвращать проценты по кредитам, и деньги взятые в банке, так и не выплачивать заработную плату.

Закон инициирован фракцией “ЯБЛОКО”.

Принят Государственной Думой 20.05.99 г.

Отклонен Советом Федерации 9.06.99.г.

Закон ”О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственны средств”.

Закон устанавливает специальные требования к рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств для обеспечения безопасности указанных услуг, изделий и лекарств для жизни и здоровья человека.

Действие закона распространяется также на рекламу физических и юридических лиц, осуществляющих оказание медицинских услуг, а также производство, оборот и применение медицинских изделий или лекарственных средств.

Устанавливающиеся специальные требования применяются наряду с общими требованиями к рекламе.

В законе отражены особенности рекламы медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств.

Контроль за исполнением Закона будет осуществляться федеральным антимонопольным органом(его территориальными органами), при взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов в области здравоохранения, со специально уполномоченными органами, осуществляющими лицензирование конкретных видов деятельности в области здравоохранения.

Принят Государственной Думой 3.06.99 г.

Отклонен Советом Федерации 9.06.99.г.

Закон “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)”.

Закон дополняет и развивает положения базового закона "Об образовании", он призван обеспечить реальное право на образование детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, их полноценную жизнь, интеграцию в общество, а также права их родителей. Законопроект охватывает проблемы специального образования от детского сада до вуза.

Закон сохраняет действующую систему специального образования, по которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются главным образом в специальных учреждениях и способствует развитию интегрированного обучения.

Закон определяет государственную политику в области специального образования, устанавливает компетенцию Российской Федерации и субъектов, устанавливает права лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на бесплатное освидетельствование психолого-медико-педагогической комиссии в целях получения специального образования. 

Закон определяет формы получения специального образования (на дому, в условиях лечебно-профилактического учреждения, в образовательном учреждении общего назначения, интегрированное обучение), определяет особенности аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья, определяет цели, задачи и механизмы деятельности психолого-медико-педагогических консультаций и центров.

Закон устанавливает порядок финансирования специальных образовательных учреждений, предусматривает подготовку специалистов в области специального образования их социальные гарантии и льготы.

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, предлагается вводить закон в действие постепенно. В целом с 1.07.2000 года, а создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья должно быть завершено к 1 сентября 2004 года.

Принят Государственной Думой 3.06.99 г.

Одобрен Советом Федерации 9.06.99 г.

Закон "Об основах обязательного социального страхования”.

Закон имеет рамочный характер и закладывает правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования, состоящей из страхования при наступлении пенсионного возраста по старости, медицинского страхования, страхования от несчастных случаев на производстве, страхования в связи с безработицей, страхования при временной потере трудоспособности(включая материнство), страхования в связи с потерей кормильца.

Закон предусматривает создание системы обязательного социального страхования, отделенной от системы социальной помощи, и имеющей собственную финансовую базу.

Закон определяет круг субъектов обязательного социального страхования, устанавливаются функции государственных органов по его регулированию, устанавливаются общие принципы управления, устанавливается связь между величиной страховых взносов и величиной выплат, определяется построение финансовой системы обязательного социального страхования.

Закон распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Имущество и денежные средства системы обязательного социального страхования определяются как федеральная собственность, находящаяся в оперативном управлении страховщиков, которые используют ее по строго целевому назначению.

Законом разделены полномочия федеральных и региональных органов государственной власти , определены вопросы , относимые к ведению федеральных властей.

Устанавливается автономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления. 

Принят Государственной Думой 9.06.99 г.

Одобрен Советом Федерации 9.06.99 г.

Закон “О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”.

Закон был подготовлен в связи с проблемами, возникшими в ходе реализации Федерального закона от 21 июля 1997 года “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, и введении в практику индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). 

Для исчисления государственных пенсии по этому закону сейчас используется показатель “среднемесячная заработная плата в стране”. Он заменяется на “среднемесячную начисленную заработную плату в стране”.

В настоящее время средняя заработная плата в стране рассчитывается по Временной методике, разработанной Правительством.

Закон предусматривает расчет среднемесячной начисленной заработной платы в стране по методике Государственного комитета Российской Федерации по статистике, действующей на день принятия Федерального закона “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” (июль 1997 года).

Принят Государственной Думой 9.06.99 г.

Направлен в Совет Федерации 11.06.99 г.

Закон "О внесении дополнения в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".

Закон устанавливает, что объем продукции (товаров, работ услуг), произведенной научной организацией при осуществлении неосновных видов деятельности с использованием собственных разработок и прибыль от реализации которой направляется на финансирование научной и научно-технической деятельности этой организации, не учитывается при определении объема научной и научно-технической деятельности в общем объеме выполненных указанной организацией работ.

Это важно, т. к сокращение доли научно-исследовательских работ в общем объеме менее 70% повлечет за собой потерю льгот по налогу на имущество и земельному налогу. Кроме того, Правительством определен порядок, при котором свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации при условии, что объем этой деятельности составляет в среднем не менее 70% общего объема выполненных работ.

Принят Государственной Думой 16.06.99 г.

Направлен в Совет Федерации.

Закон "О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Закон устанавливает новый вид государственного пособия гражданам, имеющим детей - единовременное пособие на ребенка к началу учебного года в размере минимального размера оплаты труда семьям, чей душевой доход не превышает величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Пособие выплачивается не позднее второго месяца третьего квартала ежегодно на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении независимо от его формы собственности, до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет.

Принят Государственной Думой 16.06.99 г.

Направлен в Совет Федерации.

Закон "О государственной поддержке многодетных семей".

Закон носит кодификационный характер. 

В законе дается определение понятия "многодетная семья". К многодетным относятся семьи, которые имеют троих и более детей до 18 лет.

Права и льготы предоставляются многодетным семьям в случае, если среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

За счет средств федерального бюджета производятся расходы на получение многодетной семьей разового льготного кредита или беспроцентного займа на строительство или приобретение жилья, а также на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

За счет бюджетов субъектов Российской Федерации производятся расходы на оплату многодетной семье коммунальных услуг и приобретения топлива; обеспечение лекарственными средствами детей; оплату проезда детей на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), а в сельской местности - на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения; предоставление многодетным семьям жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Независимо от дохода многодетная семья имеет право на первоочередное обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях, в специализированных детских заведениях лечебного и санаторного типа, в оздоровительных лагерях, в других учреждениях при наличии медицинских показаний, бесплатное пользование всеми видами медицинской помощи и другие льготы.

Деятельность, связанная с уходом и воспитанием детей в многодетной семье, признается общественно-полезной. Условия включения этого периода в общий трудовой стаж одного из многодетных родителей устанавливается пенсионным законодательством Российской Федерации.

Принят Государственной Думой 16.06.99 г.

Направлен в Совет Федерации.

Закон “О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

Закон предоставляет вдовам военнослужащих, погибших в войнах с Финляндией и Японией, не вступивших в новый брак, право на вторую пенсию за погибшего мужа.

Принят Государственной Думой 17.06.99 г.

Направлен в Совет Федерации.

Закон “О ратификации Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты, и Протокола к ней”.

Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты, важнейший из договорных актов Совета Европы, составляющих правовую базу широкого международного сотрудничества в области среднего и высшего образования.

Согласно Конвенции, выпускники школ получают право поступать в любые высшие учебные заведения, находящиеся на территории государств, присоединившихся к ней.

Ратификация будет способствовать дальнейшему сближению и взаимодействию образовательных учреждений России с образовательными структурами других стран Европы, станет важным шагом на пути нашей интеграции в европейское правовое пространство. 

Принят Государственной Думой 18.06.99 г.

Закон “О ратификации Европейской конвенции об эквивалентности периодов университетского образования”.

Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования направлена на содействие изучению иностранных языков за рубежом студентами вузов. С этой целью срок обучения студентов, изучающих иностранные языки, проведенный ими в вузе другой страны, участвующей в Конвенции, засчитывается в качестве эквивалентного периоду обучения в вузах своей страны.

Принят Государственной Думой 18.06.99 г.

Закон “О ратификации Европейской конвенции об академическом признании университетских квалификаций”.

Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций имеет целью сближение и взаимодействие между высшими учебными заведениями государств-участников, направлена на развитие международных обменов студентами, аспирантами и стажерами.

Конвенция устанавливает, что академическое признание в государстве-участнике зарубежных документов о высшем образовании дает право их обладателям продолжать университетское образование, с тем чтобы получить следующую степень, включая докторскую, на тех же условиях, которые имеют обладатели сопоставимых документов об образовании, выдаваемых в данном государстве.

Согласно Конвенции, стороны обеспечивают признание документов об университетском образовании в случае, когда эти вопросы полномочны решать государственные органы. Если эти вопросы находятся в компетенции высших учебных заведений, то соответствующая Сторона доводит текст данной Конвенции до их сведения и содействует благоприятному рассмотрению и применению ими принципов, содержащихся в Конвенции.

Принят Государственной Думой 18.06.99 г.

Закон "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации".

Закон рамочный. В нем определены основные цели и приоритеты государственной молодежной политики: социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи и участие в социально-экономической, политической и культурной жизни, получение возможности реализовать выдвигаемые ею общественно-полезные инициативы и программы.         В качестве приоритетных в законе выделены следующие меры государственного содействия молодежи: в области охраны здоровья, реализации прав на образование, государственной поддержки молодой семьи, реализации права на труд и содействии в экономической самостоятельности.

Финансирование федеральных целевых программ, федеральных и межрегиональных мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принят Государственной Думой в втором чтении 23.06.99 г.

Закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Закон вводит чёткое разграничение полномочий федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Законодательство об охране труда распространяется также на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Закрепляется право каждого работника на обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Устанавливается обязанность любого работодателя в организациях численностью более 100 человек создавать службу по охране труда, или вводится должность специалиста по охране труда Организационные формы определяет работодатель. 

В организациях численностью до 100 человек решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда принимается работодателем в зависимости от специфики деятельности данной организации.

В законе изложен четкий, гибкий порядок финансирования, начиная от федерального уровня и заканчивая уровнем предприятий и организаций. На федеральном уровне это так называемые федеральные программы, как и на уровне субъектов Федерации. А на уровне предприятия работодатель должен финансировать в размерах, обеспечивающих нормальные условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда.

Введена новая статья принципиального характера в связи с принятием нового Гражданского кодекса - о том, что прекращение деятельности или ликвидация организации в связи с выявлением в ней неустранимых нарушений законодательства об охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, может осуществляться исключительно в судебном порядке при соблюдении специальных процедур.

Принят Государственной Думой в первом чтении 23.01.99 г.

Государственная Дума приняла в первом чтении:

Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Законопроект реализует конституционное право на труд граждан, лишенных свободы по приговору суда.

Законопроект дает возможность предприятиям уголовно-исправительной системы на общих основаниях участвовать в конкурсах на оказание за счет средств фондов занятости целевой финансовой помощи работодателям на сохранение существующих и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства лиц, осужденных к уголовному наказанию, связанному с лишением свободы, и не обеспеченных работой по независящим от них причинам.

Закон инициирован фракцией “ЯБЛОКО”.

Принят Государственной Думой в первом чтении 12.05.99 г.

Законопроект "О внесении изменений и дополнений в статью 87 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Законопроект направлен на расширение льготного порядка выплаты пенсий за выслугу лет медицинским работникам.

Пенсии за выслугу лет, назначенные в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности, поселках городского типа и в городах, предлагается выплачивать в период работы в полном размере, только если эта работа осуществляется в сельской местности и поселках городского типа.

Принят Государственной Думой в первом чтении 9.06.99 г.

Законопроект "О внесении изменений и дополнения в статью 35 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Законопроект предлагает дать право детям (до 18 лет) один раз в месяц бесплатно посещать музеи.

Принят Государственной Думой в первом чтении 10.06.99 г.

Законопроект “Об ограничении курения табака и потребления табачных изделий”.

В законопроекте предлагается запретить производство, продажу и импорт папирос и сигарет с содержанием в одной из них более 1,1 мг никотина и более 12 мг. смол. Для этого предусматривается снабжать каждую пачку или упаковку табака маркировкой с указанием содержания никотина и смол. Текст на пачке сигарет и папирос, предупреждающий о вреде курения, должен занимать не менее 25% площади большей стороны упаковки и наноситься разборчивым шрифтом на контрастном фоне.

В законопроекте содержится норма, запрещающая курение на рабочих местах, транспорте, спортивных сооружениях, учреждениях культуры, здравоохранения и образования, помещениях государственных органов управления и торговли. Работодатель обязан оборудовать специальные места для курения, оснащенные вытяжной вентиляцией. Работодатель может устанавливать более низкие размеры доплат и премиальных работникам, потребляющим табачные изделия. Не допускается распространение в средствах массовой информации, кино, театрах рекламы табачных изделий. За нарушение этого правила предлагается брать штраф в размере 10 минимальных окладов оплаты труда.

Законопроект запрещает продажу табачным изделиям лицам моложе 18 лет. Продавец будет обязан удостовериться в возрасте покупателей по предъявляемому паспорту. Нарушение повлечет наложение штрафа на продавца в размере от трех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

Розничная цена табачных изделий не может устанавливаться ниже 200% себестоимости с учетом акцизных сборов. Ставка акциза устанавливается не менее 80% к отпускной цене.

В ходе обсуждения эти нормы подверглись критике и их предложено уточнить ко второму чтению.

Принят Государственной Думой в первом чтении 10.06.99 г.

Законопроект “О внесении изменений в статью 4 Федерального закона “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”.

Формулировка данной статьи закона дает возможность неоднозначно трактовать содержащиеся в ней нормы.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, производят расчет и выплату пенсий, относя ограничение 0,7 к отношению среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, При таком предельном соотношении заработков индивидуальный коэффициент пенсионера не может быть выше 0,525.

Законопроект определяет, что ограничение 0,7 относится к индивидуальному коэффициенту пенсионера, он устанавливается в размере не свыше 0,7 независимо от основания назначения пенсии.

Принят Государственной Думой в I чтении 10.06.99 г.

Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

В законопроекте предлагается новая концепция развития системы обязательного медицинского страхования.

Законопроект распространяется только на обязательное медицинское страхование, как составную часть государственного социального страхования, предоставляемого за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование отделяется от добровольного, осуществляемого сверх программ, гарантируемых государством.

Законопроект направлен на упорядочение деятельности фондов обязательного медицинского страхования и страховых организаций.

Фонды отнесены по организационно-правовой форме к государственным учреждениям, что прекратит проведение финансово-коммерческих операций, учреждаются органами исполнительной власти.

Законопроект гарантирует застрахованному гражданину, имеющему страховой полис получение медицинской помощи на всей территории России независимо от места жительства.

Законопроект содержит права застрахованных граждан в системе ОМС и обязанности страхователя, права и обязанности медицинских учреждений.

Принят Государственной Думой в I чтении 11.06.99 г.

Законопроект “О внесении изменения в статью 60 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”.

В Российской Федерации до 1971 года выпускники медицинских вузов при получении диплома давали клятву Гиппократа, с 1971 по 1993 год - “Присягу врача Советского Союза”. Сегодня в каждом медицинском вузе существует свой текст клятвы врача.

Законопроект дает единый текст клятвы для всех российских врачей.

Принят Государственной Думой в I чтении 17.06.99 г.

Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах".

Законопроект является новой редакцией Закона “О ветеранах”. Предусматривается внесение изменений в 21 из 29 статей Закона.

Изменения и дополнение вызваны принятием новых федеральных законов, необходимостью упорядочения норм и положений, касающихся присвоения званий ветеранов государственной службы. 

Предлагается вместо многочисленных категорий ветеранов отдельных ведомств (органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, налоговой полиции, таможенных органов и т.д.) ввести рамочное понятие “ветеран государственной службы” с передачей полномочий по установлению порядка присвоения соответствующих званий Президенту Российской Федерации.

Уточняются редакции отдельных норм, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда на транспорте, коммунальных услуг, выдаче кредитов, выплате денежной компенсации вместо путевок на санаторно-курортное лечение и т.д.

Устраняются правовые пробелы, касающиеся статуса категорий ветеранов старшего поколения и выравнивания их прав.

Решение вопросов, связанных с порядком и условиями применения отдельных норм отнесено к компетенции органов исполнительной власти различных уровней.

Принят Государственной Думой в I чтении 17.06.99 г.

Законопроект "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".

Законопроект содержит основные задачи, принципы и направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Определены система и порядок образования комиссий. 

Комиссиям по делам несовершеннолетним предполагается придать статус постоянно действующего органа.

Законопроект устанавливает компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемых органами местного самоуправления районов, городов (районов в городах) и приравненных к ним муниципальных образований.

Регламентируются права и обязанности комиссий, определяется порядок деятельности комиссий по устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, оставивших образовательные учреждения и не работающих, устанавливается перечень мер воздействия, применяемых комиссиями к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям, не выполняющим своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияющим на их поведение, а также содержатся нормы, касающиеся осуществления комиссиями функций административной юрисдикции.

Определяется порядок производства по материалам в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Устанавливаются основания рассмотрения дел, порядок проведения заседаний, процедура рассмотрения дел и требования к документации, порядок и сроки обжалования постановлений комиссий, срок действия примененных комиссиями мер воздействия и порядок исполнения постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Принят Государственной Думой в I чтении 18.06.99 г.

Законопроект “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год".

Законопроект разработан для реализации статьи 2 Федерального закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, которая устанавливает сверх предусмотренных ежегодно утверждаемых федеральными законами тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в размере 14% от выплат начисленных в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг.

С принятием этого закона будет повышен размер пенсий для летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет отчислений работодателями - организациями дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14% на фонд оплаты труда этой категории специалистов.

Принят Государственной Думой в I чтении 18.06.99 г.

Государственная Дума приняла во втором чтении:

Законопроект "О внесении дополнения в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Законопроектом предлагается механизм урегулирования использования средств целевого бюджетного финансирования, предназначенных для осуществления социальных выплат, в том числе и пособий гражданам, имеющим детей. При этом предусматривается, что в случае недостаточности средств на счетах предприятий списание средств на целевые социальные выплаты, включая выплаты пособий гражданам, имеющим детей, пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и других видов пособий, осуществляется за счет средств целевого бюджетного финансирования, производится вне группы очередности.

Принят Государственной Думой в втором чтении 16.06.99 г.

Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

Данный законопроект был внесен депутатами Государственной Думы первого созыва - членами Комитет по труду и социальной политике 05.10.95 г. 

Инициатором и руководителем рабочей группы по подготовке законопроекта была член фракции “ЯБЛОКО” депутат Ярыгина Т.В.

В первом чтении законопроект был принят Государственной Думой 22.11.95 г.

В июне 1997 года была предпринята первая попытка принятия законопроекта во втором чтении. Государственная Дума его отклонила.

При рассмотрении законопроекта, представлявшая его Татьяна Владимировна Ярыгина отмечала в своем докладе, что по сравнению с принятым в первом чтении проектом, который охватывал практически все разделы КЗоТ РФ и практически был новой редакцией Кодекса, предлагавшийся ко второму чтению проект был существенно сокращен. Дальнейшая доработка привела к еще большему сокращению.

Подготовка законопроекта шла в острых дискуссиях, в том числе с профсоюзами. За период с июня 1997 года по июнь 1999 года он прошел многократные согласования и уточнения.

С момента принятия законопроекта в первом чтении был принят целый ряд самостоятельных законодательных актов, урегулировавших отдельные группы правоотношений. Это, прежде всего, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”. Частично проблемы, поставленные в первоначальной редакции проекта, решены актами других отраслей законодательства, например, Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации” и др.

По ряду проблем было решено готовить отдельные законопроекты в связи с их особой значимостью или наличием больших сложностей при рассмотрении в Государственной Думе и при дальнейшем прохождении. Так, совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи разработан и принят в 1999 году Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации” в связи с ратификацией Конвенции МОТ № 156 “О трудящихся с семейными обязанностями”, в 1996-1998 годах приняты ряд дополнений и изменений в отдельные статьи КЗоТ РФ, касающиеся дополнительных мер защиты трудовых прав работников в случае незаконного увольнения или неправомерного перевода на другую работу (статья 213), ограничения на включение в трудовой договор дополнительных условий о неразглашении сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну (статья 15), установления прав и дополнительных гарантий для членов комиссий по трудовым спорам (статья 235). Вопросы охраны труда по-новому решаются в проекте федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, который принят во втором чтении 16 июня 1999 года.

Несмотря на произведенные сокращения предлагавшихся изменений и дополнений в КЗоТ РФ, актуальность принятия законопроекта не снизилась. Напротив, по мере углубления разрыва, отсутствия согласованности между действующим трудовым законодательством и развивающимися рыночными отношениями в экономике России необходимость повышения правовой защищенности работников и создания реально действующих механизмов реализации трудового законодательства только возрастает.

Направленность законопроекта на усиление защиты трудовых прав работников проявляется не только и не столько в установлении дополнительных гарантий, сколько в создании реальных возможностей для осуществлении защитной функции трудового законодательства. Развитие договорных начал в регулировании трудовых отношений предлагается осуществлять не за счет полного устранения государства от участия в этом регулировании, а за счет создания определенных рамок и описания конкретных вариантов поведения работников и работодателей.

Важным направлением предлагаемых изменений и дополнений в КЗоТ является приведение его положений в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Конвенциями МОТ, новейшими федеральными законами. Данный законопроект касается также положений КЗоТ, не адекватно регулирующих трудовые отношения, а нередко просто устаревших и ныне не действующих. В ряде случаев КЗоТ дополняется новыми нормами и определениями понятий (терминов) без которых невозможно правовое регулирование трудовых отношений в современный период.
Исключается понятие “администрация”. Вводится понятие “работодатель” и “представитель работодателя”, понятие “должностное лицо”.

Законопроект дает четкое определения понятий “работник“ и “работодатель”, которые, в совокупности с новым, уточненным определением трудового договора, определяют основы их правового положения.

Расширены права и конкретизированы обязанности работников.

Повышается роль трудового договора в установлении условий труда, усиливаются требования к содержанию трудового договора, к порядку его заключения;

Для недопущения необоснованных изменений существенных условий труда установлено, что условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон за исключением случаев, непосредственно предусмотренных Кодексом. Исключены положения, предусматривавшие возможность перевода работников на работу в режиме неполного рабочего времени и временное приостановление трудового договора на период ухудшения финансово-экономического положения организации.

Более четко определяются основания заключения срочных трудовых договоров, ограничивается их применение, устанавливаются дополнительные требования к их содержанию.

Устанавливается зависимость размера выходного пособия от непрерывного стажа работы в данной организации или у данного работодателя.

Предусмотрены меры по содействию работодателей в обеспечении занятости и по предотвращению массовых высвобождений работников, включающие заключение и соблюдение коллективных договоров, соглашений, проведение консультаций с соответствующими профсоюзными органами с целью оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке, повышении квалификации, переквалификации, профессиональном обучении без отрыва от производства, направлении работников на переподготовку за счет средств организации и т.п.

Устанавливаются более гибкие и выгодные для работников правила компенсации работы в сверхурочное и в ночное время, увеличиваются гарантии в случае простоя не по вине работника.

Закрепляется право работников на оплату времени приостановки производственной деятельности (работ) организации по решению уполномоченного органа или лица в связи с нарушением нормативных требований по охране труда, а также времени отказа работника от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья.

Предусмотрено повышение материальной ответственности работодателя за нарушение законодательства о труде и охране труда, за задержку оплаты труда, включая выплату процентов за каждый день задержки выплаты заработной платы. Помимо права на возмещение в полном объеме материальных убытков, причиненных нарушением работодателем прав и законных интересов работника, последнему предоставляется право в судебном порядке требовать от работодателя возмещения и компенсации морального вреда.

Установлено, что заработная плата руководителю организации и иным лицам, осуществляющим управленческие функции, выплачивается в те же сроки, что и заработная плата всем работникам.

Работникам предоставляется право при длительной (более 10 дней) задержке заработной платы приостанавливать работу на весь период задержки с оплатой времени приостановки как за простой не по вине работника.

При недостаточности средств на счетах организации и при ликвидации организации за работниками закрепляется положение привилегированных кредиторов в отношении причитающихся им средств на оплату труда. Устанавливается, что расчеты с работниками по выплате выходных пособий и оплате труда, включая заработную плату за отпуск, производятся в приоритетном порядке. Очередность проведения расчетов с работниками по отношению к удовлетворению других приоритетных требований устанавливается федеральным законом.

Принят Государственной Думой во втором чтении 22.06.99 г.

Перечень
особо важных законопроектов, предложенных
Правительством Российской Федерации к принятию Государственной Думой до конца весенней сессии 1999 года.

1.“О государственной социальной помощи”.

Фракция “ЯБЛОКО” не поддерживает законопроект. 

Отклонен Государственной Думой 23.06.99 г.

2.“О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”.

Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 4.06.97 г.

Главной целью законопроекта является дальнейшее упорядочение выплаты пособий по безработице и повышение экономической активности населения.

В законопроекте предлагается при проведении выплат безработным гражданам, перейти от норм размеров оплаты труда к нормам прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного региона, учитывающего территориальные особенности.

Статьи, затрагивающие прожиточный минимум, предлагается ввести в действие со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”. Законопроект расширяет перечень граждан, которые в соответствии с Гражданским Кодексом РФ осуществляют трудовую деятельность, имеют заработок (трудовой доход) и, соответственно, будут относится к категории занятых граждан.

Понятие “прожиточный минимум” уточняется и рассматривается, как прожиточный минимум трудоспособного населения. Кроме того, для отдельных категорий населения, в частности, лиц без профессии, лиц, отказавшихся получить смежную профессию, лиц, уволенных за нарушения, граждан, длительное время не работающих, предлагается общественные работы считать подходящей работой.

Законопроект предоставляет более широкие полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения при осложнении ситуации на местном рынке труда, и перечисляется перечень возможных мероприятий, способствующих стабилизации положения на региональном рынке труда.

Предлагается повысить степень социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, за счет приоритетного прохождения ими профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки.

Изложены возможности использования и развития общественных работ, которые рассматриваются как одна из мер дополнительной социальной поддержки граждан со стороны государства.

Предлагается ограничить верхнюю и нижнюю границы пособия по безработице, установив его верхнюю величину на уровне 100% величины прожиточного минимума, а нижнюю - на уровне 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации (но в любом случае - не ниже минимального размера оплаты труда).

Для не имеющих профессии, впервые ищущих работу, уволенных за нарушения, длительное время не работающих вводится новая схема выплат по безработице: 6 месяцев выплата - 6 месяцев перерыв - 6 месяцев опять выплата пособия (т.е. в течение 18 месяцев пособие выплачивается 12 месяцев).

Для основной массы безработных остается прежняя схема: в течение 18 месяцев - 12 месяцев выплата пособия по безработице и 6 месяцев перерыв.

Вводится норма, согласно которой выплата пособия по безработице может быть приостановлена для граждан, не имеющих профессии; длительное время не работающих; уволенных за нарушения; впервые ищущих работу; явившихся в службу занятости в состоянии опьянения, при условии, если они после трех месяцев безработицы отказались от переобучения или от участия в общественных работах.

Фракция “ЯБЛОКО” поддерживает законопроект. 

Принят Государственной Думой 23.06.99 г.

3.”О порядке установления размеров социальных выплат гражданам Российской Федерации”.

Фракция “ЯБЛОКО” не поддерживает законопроект. 

Отклонен Государственной Думой 9.06.99 г.

4. "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Законопроект разработан в развитие Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации определена на основе методических рекомендаций, утвержденных постановлением Правительства. 

На федеральном уровне определены нормы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательных платежей и сборов, входящих в состав потребительской корзины, с учетом фактического объема их потребления в малоимущих семьях.

Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения - трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

Набор продуктов питания состоит из 11 укрупненных групп продуктов (хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры, соль, чай, специи.

Набор непродовольственных товаров составлен по результатам обследований домашних хозяйств и состоит из 10 укрупненных групп предметов индивидуального пользования (одежда, обувь галантерейные изделия, школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения).

Набор услуг состоит из 7 групп и включает услуги платного характера (жилищно-коммунальные, транспортные и прочие).

Фракция “ЯБЛОКО” поддерживает законопроект. 

Принят Государственной Думой в I чтении 16.06.99 г.

5.“О внесении изменений в статью 4 Федерального закона “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“(об уточнении редакции статьи 4 в части ограничения соотношения среднемесячной заработной платы при определении индивидуального коэффициента пенсионера).

Фракция “ЯБЛОКО” не поддерживает законопроект. 

Отклонен Государственной Думой 10.06.99 г.

6."О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Действующий Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей “ предоставляет право на получение ежемесячного пособия на ребенка на всех детей установленного возраста независимо от уровня дохода семьи.

Вместе с тем, Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, подписанный Президентом в июле 1998 года и дающий право на получение "детских пособий со среднедушевым доходом, равным двум прожиточным минимумам, не может вступить в силу, поскольку условием этого является принятие закона “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”. 

Данный законопроект предусматривает установление права на ежемесячное пособие на ребенка в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, а также введение закона в действие независимо от принятия федерального закона о потребительской корзине.

Фракция “ЯБЛОКО” поддерживает законопроект. 

Принят Государственной Думой в I чтении 18.06.99 г.

7.“Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1999 год”.

В этом законопроекте подвергается изменению, приостановке или отмене целый ряд положений, касающийся социальных вопросов. Позиция фракции “ЯБЛОКО” изложена в таблице.

Законы, непосредственно влияющие на уровень жизни населения.


 
Наименование закона  Рекомендации по голосованию
I. Защита пострадавших от радиации.

1.“О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ. 


 
 

возможна поддержка в первом чтении

2.”О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне” от 19.08.95г. №149-ФЗ. отклонить
3. “О социальной защите граждан, Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” от 26.11.98г. №175-ФЗ. отклонить
II. Наука и образование.

1.“Об образовании“ (в редакции от 13.01.96г №12-ФЗ и от 16.11.97г. №114-ФЗ) 


 
 

отклонить

2.“О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования” от 1.08.96г. №107-ФЗ. отклонить
3.“О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22.08.96г. №125-ФЗ отклонить
4.”О науке и государственной научно-технической политике” от 23.08.96г. № 127-ФЗ. отклонить
5.“О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” от 19.07.98г.” №111-ФЗ. отклонить
IV.Культура.

1.“Основы законодательства РФ о культуре”от 9.10.92г. №3612-1 ФЗ.


 
 

отклонить

V. Социальные гарантии жителям Крайнего Севера.

1. “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” от 19.01.93г. №4520-1 ФЗ.


 
 
 
 

отклонить

2.“О закрытом административно-территориальном образовании” от 14.07.92г. №3297-1 ФЗ. отклонить
VI. Пенсионное обеспечение.

1. “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” от 21.07.97г. №113-ФЗ.

2. “Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1996 год” от 27.05.98г. №78-ФЗ

3. “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год” от 27.05.98г. №79-ФЗ.

4. “О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета” от 28.10.98г. №163-ФЗ.

VII. Социальная защита ветеранов и инвалидов.

1. “О внесении изменений в статью 10 ФЗ “О ветеранах” от 18.11.98г. №172-ФЗ. 

2. “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95г. №181-ФЗ.


 
 
 
 

необходимо специальное обсуждение с Правительством



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

отклонить

   

 
 

 

Новости месяца
Карельским отделением Объединения "Яблоко" подготовлен проект Конституции Республики Карелия. В нем предполагается создание профессионального парламента с одновременным сокращением числа депутатов с 61 до 25. В проекте особое внимание уделено обеспечению гарантий социальной защиты граждан. Так, в статье 19 сказано, что каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других установленных законом случаях. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения также оказывается каждому бесплатно за счет средств бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 18). Статья 21 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Граждане республики имеют право на защиту от безработицы (статья 16). Работающим по найму гарантируются установленные законодательством продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий, работ и категорий работников.

В начале июня состоялась конференция карельского отделения Объединения "Яблоко" по обсуждению проекта Конституции, в которой активное участие приняли депутаты Татьяна Ярыгина и Алексей Захаров. На конференции принято решение вынести "яблочный" проект на общереспубликанский референдум.

***

Академия “Гражданское общество” (Москва) и Академия епископата Роттенбург–Штуттгарт начали совместный проект “Пожилые люди в Европе”. Первым мероприятием стала российско-германская встреча экспертов по теме "Старшее поколение", прошедшая 5-6 мая 1999г. в Штуттгарте. Она проводилась в связи с объявленным ООН Всемирным годом пожилых людей и ставила своей целью организацию диалога между немецкими и российскими специалистами (геронтологами, социологами, демографами – по 6-8 участников с каждой стороны), чтобы выявить общие подходы и различия между обеими странами относительно положения пожилых людей. В состав российской делегации вошли известные специалисты в сфере геронтологии, пенсионного обеспечения и обслуживания. 

Социально-демографическое и социально-экономическое положение пожилых людей в странах Восточной Европы и в России известно на Западе довольно плохо, поскольку международные контакты специалистов соответствующего профиля осуществляются в недостаточной мере, либо отсутствуют вовсе. Именно поэтому встреча была построена таким образом, чтобы предоставить возможность обеим сторонам проинформировать о положении дел в своей стране и сравнить ситуацию.

Были обсуждены следующие темы:

1. Условия жизни людей пожилого возраста. Государственная политика по отношению к старшему поколению.

2. Некоторые социальные аспекты глобального постарения населения.

3. Демографические тенденции старшего поколения и гендерный аспект.

4. Межпоколенческая солидарность.

5. Пожилые люди и вопросы здравоохранения.

Стороны пришли к решению о необходимости проведения большой международной научной конференции весной 2000 года, где будут представлены наиболее значимые результаты, полученные на встрече экспертов, в виде докладов для дискуссионного обсуждения в более широкой аудитории специалистов и заинтересованных лиц. Конечная цель конференции - обмен опытом с немецкими и восточно-европейским специалистами для формирования политики по отношению к старшему поколению, разработка моделей помощи пожилым людям на уровне государства и региона, формирование законодательной базы, обеспечивающей права старшего поколения. Руководитель проекта - член фракции "Яблоко" Татьяна Ярыгина.

***

Реновабис

“Ибо люди нужны друг другу…”

Этими словами озаглавлена программа очередной ежегодной акции солидарности немецких католиков с народами стран Центральной и Восточной Европы. Подобные акции проводятся с 1993 года. Они проходят под девизом, заимствованным из 103 псалма - “Renovabis faciem terrae” (“Ты обновляешь лик земли”). Суть акции “Реновабис” состоит в поддержке “духовного, социального и общественного обновления”. Причем помощь в рамках акции “Реновабис” оказывается отнюдь не только католикам, которые проживают в 27 странах Центральной и Восточной Европы, но всем их гражданам, независимо от конфессиональной принадлежности или даже отсутствия таковой.

В нынешнем году акция “Реновабис” проходила со 2–го по 23-е мая. Все католические общины Германии участвовали в сборе средств, за счет которых осуществляется более 1100 проектов (за прошлый году на эти цели было собрано 75 миллионов марок). Из них 24% - это различные социальные проекты (детские приюты, дома для престарелых, центры социальной помощи, больницы, помощь инвалидам). Около 5% проектов связаны со СМИ, т.е. с социальной журналистикой. Примерно 7% - проекты, направленные на подготовку социальных работников. Наибольшее количество проектов приходится на следующие страны: Польша – 189, Украина – 181, Россия – 82, Чехия – 81, Словакия – 81, Румыния – 81, Венгрия – 81.

Заключительные мероприятия общегерманской акции “Реновабис” состоялись в Штуттгарте. Здешняя Католическая академия провела специальный вечер, собравший более 170 участников – руководство акции “Реновабис”, ее активистов, представителей широкой общественности. Этот вечер был посвящен России, ее сегодняшним социальным проблемам, и состоял он из двух частей. В первой части с докладами выступили два почетных гостя – депутат Государственной думы России от фракции “Яблоко”, член Исполкома Межпарламентского союза д-р Татьяна Ярыгина и епископ Йозеф Верт из Новосибирска. Они рассказали о сегодняшних нуждах России и о возможных путях решения некоторых из социальных проблем. В выступлении Татьяны Ярыгиной прозвучала мысль о том, что не менее актуальным, а, возможно, даже более важным делом, чем материальная и финансовая помощь, является содействие в подготовке квалифицированных российских специалистов для работы в социальной сфере. Она предложила создать своего рода российско-германскую Социальную академию, слушатели которой приезжали бы на интенсивные курсы в Германию, а немецкие эксперты могли бы приглашаться в российские регионы. В рамках Академии можно было бы организовать два факультета : по подготовке социальных работников и по вопросам социальной журналистики. Это позволило бы профессионально и широко обсуждать самые насущные проблемы населения. 

Немецкие слушатели заинтересованно восприняли это предложение. Начаты переговоры по его реализации. 

***

С 1 по 6 июня 1999г. в Москве, некоторых других регионах России и в ряде зарубежных стран прошел Международный форум "Сказочный мир природы". Это ежегодное мероприятие входит в международный проект "Лесная азбука" (NATURE ABC), руководителем которого является детский писатель Владимир Зотов. Форум - 99 осуществлялся под эгидой Программы развития ООН (ПРООН), Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Межпарламентской группы Российской Федерации.

На сегодняшний день Форум является одним из реальных и конкретных мероприятий, к участию в котором приглашены парламентарии всех стран. А начало этому было положено на юбилейной 100-ой конференции Межпарламентского Союза, проходившей в Москве в сентябре 1998 года. Тогда депутат Государственной Думы и сопредседатель российской межпарламентской группы Татьяна Ярыгина выступила с инициативой поддержки международного проекта "Лесная азбука", главная цель которого - объединение людей доброй воли ради спасения животного и растительного мира нашей планеты.

Программа прошедшей в первую неделю июня акции была чрезвычайно насыщена: Круглый стол в Государственной Думе с участием российских, никарагуанских и панамских парламентариев; встречи в Федеральной службе лесного хозяйства России; дискуссии в российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия, в министерстве общего и профессионального образования, знакомство с опытом работы в учебно-воспитательном комплексе №1607, награждение детей - победителей конкурса в национальном парке "Лосиный остров" и др.

Международный проект "Лесная азбука" набирает силу, и следующая встреча его участников состоится в сентябре на традиционной Книжной ярмарке в Москве. А пока в Департаменты образования всех субъектов Российской Федерации была разослана первая партия книг по экологическому воспитанию детей за подписью руководителя международного проекта "Лесная азбука" Владимира Зотова и зам. председателя Межпарламентской группы РФ Татьяны Ярыгиной.

***

3 - 4 июля 1999 года Объединение "Яблоко" и французский Фонд им.Ж.Жореса проводят семинар по теме "Женщина в бизнесе". Мы считаем эту проблему актуальной и предлагаем обсудить следующие вопросы :

• женщина в бизнесе : проблемы, перспективы;

• законодательство, закрепляющее права предпринимателей;

• вопросы налогообложения;

• модели женского и мужского менеджмента;

• социологический и психологический портрет лидеров женского предпринимательства.

Мы приглашаем к широкой дискуссии и мужчин, и женщин, имеющих опыт работы в бизнесе и готовых рассказать о нем.

В последующих выпусках бюллетеня Социальной комиссии мы подробно расскажем о семинаре.

***

29 июня в Госдуме по инициативе зам. председателя Межпарламентской группы Татьяны Ярыгиной и председателя Комитета по международным делам Владимира Лукина проводится заседание Консультативного Совета по неправительственным организациям. Повестка заседания включает утверждение Положения о Консультативном Совете, выборы руководящих органов и обсуждение плана работы на второе полугодие 1999 года. Предполагается участие 85 неправительственных организаций, представляющих различные сферы деятельности (правозащитники, образование, международное сотрудничество, социальная защита ветеранов, женские организации и др.). С помощью Консультативного Совета создается механизм взаимодействия между парламентариями и представителями неправительственных организаций, составляющих основу гражданского общества в России сегодня. 

***

В ближайшее время Социальная комиссия открывает свою страничку в Интернете на сайте Объединения "Яблоко". Нам важно получать обратный импульс: знать мнение людей о том, что мы делаем. Ресурсы Интернета дают возможность продолжения дискуссий, начатых на парламентских слушаниях, семинарах и конференциях; оперативно обмениваться информацией. Мы хотим сформировать коммуникационную сеть по всему спектру социальных проблем и приглашаем специалистов, а также людей, которых эти вопросы касаются непосредственно, к широкому общественному диалогу. На нашей страничке можно высказать свое мнение и задать вопрос. А если знаешь ответ - помочь разобраться другому.

Мы исходим из того, что "Яблоко" - партия гражданского типа. Ядро таких партий может быть небольшим, но круг людей, вовлеченных в их деятельность, сочувствующих и разделяющих их представления, - очень широк. Сегодня мы не можем изменить политику Правительства в целом, но мы можем и обязаны использовать все наши возможности для того, чтобы максимально влиять на ситуацию в стране. Только вместе мы можем стать силой, которая выведет нашу страну на цивилизованный путь.

***

Июньский выпуск завершает серию выпусков бюллетеней Социальной комиссии в весеннюю сессию Государственной Думы. Всем нашим коллегам и читателям мы желаем хорошо летом отдохнуть с тем, чтобы с новыми силами успешно провести избирательную кампанию.
 

Комиссия по социальной политике фракции "Яблоко"
Выпуск 5-6 (21), май-июнь 1999 года
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Социальная политика]