12 апреля фракция "Яблоко", а 17 - апреля
правительство РФ внесли на рассмотрение в Государственную
думу свой вариант законопроекта "Об упрощенной системе
налогообложения для субъектов малого предпринимательства".
Таким образом, вместе с внесенным ранее проектом Грачева-Дмитриевой
в настоящее время на рассмотрении Госдумы оказываются сразу
три проекта по налоговому регулированию малого предпринимательства.
В любом случае к 2003 году на их основе будет принят и вступит
в действие глава Налогового кодекса об упрощенной системе
налогообложения малого бизнеса. На вопрос, что ждать от
ее принятия предпринимателям и чем отличаются предлагаемые
законопроекты, отвечает один из разработчиков налогового
законодательства экономист Михаил
ЕВРАЕВ.
- В прошлом номере "Среды Петрограда" мы рассматривали
недостатки действующей упрощенной системы, по которые может
работать очень узкий круг предпринимателей. Причины этого
кроются в первую очередь в ограничениях, которые предъявляются
малым предпринимателям. Это и слишком низкий оборот - в
год не более 10 млн рублей, и максимальное число работников
- до 15 человек. Кроме того, невозможность предъявлять организациям-покупателям
НДС ставит предпринимателей в заведомо неконкурентоспособные
условия по сравнению с предприятиями, работающими по общеустановленной
системе. Что же предлагают разработчики законопроектов изменить
в налогообложении? Лучше всего это видно из предлагаемой
сравнительной таблицы.
Показатели |
Правительственный законопроект |
Законопроект партии "Яблоко" |
Законопроект Грачева-Дмитриевой |
Кто может работать на упрощенной
системе налогообложения |
Организации и индивидуальные предприниматели
с годовым оборотом до 10 млн рублей |
. Малые предприятия и индивидуальные
предприниматели с годовым оборотом - до 30 млн руб.,
у торговли - до 45 млн руб. |
Малые предприятия и индивидуальные
предприниматели, ограничений по обороту не предусматривается
|
Возможность добровольной уплаты
НДС |
Не предусматривается |
Предусматривается |
Сделана попытка предусмотреть возможность
добровольной уплаты НДС, однако юридический механизм
не проработан |
Ставки налога* |
С оборота - 8%, с чистого дохода -
20% |
С оборота - 5-6%, с чистого дохода
- 12,5% - 15% |
С оборота - 5%, с чистого дохода -
25% |
* Объект налогообложения во всех вариантах
выбирает сам предприниматель.
Как видно из таблицы, в правительственном варианте по-прежнему
предусматривается узкий круг предпринимателей, которые могут
работать по "упрощенке" - сохраняется крайне низкий
оборот - до 10 млн. руб. в год - и невозможность добровольно
платить налог на добавленную стоимость. В то же время нельзя,
как предусматривается в законопроекте Грачева-Дмитриевой,
полностью отказаться от ограничений по обороту, поскольку
тогда в число "малых" сразу попадут крупные предприятия,
которые не захотят платить налоги совсем. В результате бюджетные
доходы упадут и выполнять социальные обязательства, в том
числе по зарплате бюджетникам, будет просто не на что. Поэтому
крайне важно при решении налоговых вопросов удержаться от
популизма. Ведь всегда хочется предложить правила, которые
понравятся больше других, однако разработчики законопроектов
должны чувствовать ответственность за предлагаемые решения,
иначе последствия могут быть крайне печальными для всех.
Кроме изложенного в таблице, необходимо отметить следующее:
1. Правительство и "Яблоко" предлагают заменить
уплату единого социального налога - 35,6% на уплату страховых
взносов в пенсионный фонд в размере 14%, подлежащих вычету
из суммы специального налога в размере не более 50%. А сумму
полученных предпринимателем убытков можно будет вычитать
из налоговой базы в течение 10 лет, но не более чем на 30%
от нее.
2. Один из существенных недостатков проекта Грачева-Дмитриевой
- это слабая детализация норм.
3. В правительственном проекте при расчете чистого дохода
не предусматривается вычет расходов на рекламу, телефонные
переговоры, проценты по кредиту, охрану и т. д., что делает
"чистый доход" совсем даже "не чистым"
и ставит предпринимателей в заведомо худшее финансовое положение.
4. Проект "Яблока" предусматривает налогообложение
недвижимости. Разработчики объясняют это необходимостью
исключения возможности ухода от налогообложения крупных
предприятий, которые могут фиктивно перевести свою недвижимость
на специально созданные малые предприятия.
5. В проекте Грачева-Дмитриевой налоговый период составляет
не год, как у правительства или "Яблока", а квартал.
Это означает, что итоги по уплате налога подводятся ежеквартально,
и если в 1-м квартале у предпринимателя был убыток, во 2-м
квартале он не сможет уменьшить свою прибыль на величину
этого убытка. При этом очевидно, что любой бизнес не может
протекать гладко, он состоит из "взлетов" и "падений",
а, следовательно, чем меньший промежуток времени мы берем
для подведения итогов и уплаты налога, тем меньше уплачиваемый
налог соответствует реальному доходу предпринимателя. Ведь
с убытков государство деньги не вернет, зато с доходов возьмет
по полной ставке. Поэтому более правильным в этом отношении
представляется варианты правительстваѕ"Яблока",
предусматривающие более продолжительный налоговый период
- 1 год.
6. Как отмечалось выше, правительство предлагает довольно
высокие налоговые ставки. При этом предлагается ввести так
называемый "минимальный налог" - не менее 1% от
оборота вне зависимости от финансового результата работы
предпринимателя (выбравшего в качестве объекта чистый доход),
что представляется весьма спорным. Все-таки налоги должны
определяться не желанием государства получить деньги, а
прибыльностью или убыточностью бизнеса.
7. В проекте "Яблока" предлагается предоставить
предпринимателю право вести книгу учета доходов-расходов
в электронной форме, что во многом снимет трудоемкую и ненужную
бумажную работу.
В заключение необходимо отметить, что каждый из предложенных
законопроектов обладает своими плюсами и минусами. При этом
понятно, что учитывая расклад политических сил в Госдуме,
наибольшие шансы пройти имеет правительственный вариант.
Однако представляется крайне важным, чтобы при конечном
принятии закона об упрощенной системе налогообложения малого
предпринимательства он вобрал бы все лучшее от всех предложенных
вариантов. Тогда закон имеет шанс выйти действительно эффективным,
ведь в конечном итоге важно не авторство или скорость внесения
законопроекта в Думу, а качество российского законодательства.
|