Сватовство инвесторов по-прежнему входит в обязательный набор
мероприятий во время зарубежных вояжей руководителей нашей страны.
В Париже в роли свата выступал лично президент Владимир Путин.
И если судить по реакции французских деловых кругов, весьма неплохо.
По словам главы влиятельного делового клуба MEDEF Эрнеста Антуана
Сийе, которого процитировало AFP, российский президент "до
некоторой степени соблазнил" ведущих французских бизнесменов
во время парижской встречи. Из заявления г-на Сийе, что "у
французского бизнеса есть сильное желание начать все вновь в России,
сконцентрировав там свои усилия и интересы", можно сделать
вывод: степень очарованности российским президентом оказалась
достаточно высокой. Французский предприниматель констатировал
"очевидную смену климата в России" и появление "перспектив
для торговли и капвложений".
Между тем инвесторы за Ла-Маншем, не попавшие под магнетическое
воздействие Владимира Путина, весьма сдержанно оценивают процесс
потепления инвестиционного климата в России. Британский министр
торговли и промышленности Стивен Байерс заявил вчера по итогам
заседания российско-британского комитета по торговле и инвестициям,
что "если отношения в области СРП будут бюрократическими
и приведут к задержкам сроков, то для потенциальных инвесторов
сигнал будет не тот, на который рассчитывает российское правительство".
То, что британский министр в качестве индикатора перемен назвал
именно СРП, неудивительно - production sharing пока, пожалуй,
единственное, что придумано в России для привлечения инвесторов.
Едва заморский министр пожелал получить "сигнал", чтобы
правильно ориентироваться в изменившейся обстановке, как его услышали
в России. Замминистра энергетики Валерий Гарипов, по сути, обвинил
компанию Sakhalin Energy в том, что она не соблюдает условия проекта
"Сахалин-2" (Sakhalin Energy является оператором этого
первого в России проекта, разрабатываемого на условиях СРП). По
его словам, предварительные данные об итогах тендера по разработке
проектной документации (на строительство морских платформ, трубопроводов,
завода по производству сжиженного газа и т.п.) свидетельствуют,
что "вопрос 70-процентного участия российской стороны в проведении
этих работ не решен, Sakhalin Energy предлагает российским предприятиям
не более 18% участия". Минэнерго готово предложить компании
ряд гибких схем, при которых возможно совместное участие российских
и зарубежных подрядчиков, но, по словам г-на Гарипова, "наша
позиция в этом вопросе будет очень жесткой".
Руководитель пресс-службы Минэнерго Юрий Ноготков заявил корреспонденту
газеты "Время новостей", что все сказанное г-ном Гариповым,
- "позиция правительства: мы пускали людей для работы на
одних условиях, а они работают на других".
В то же время в самой Sakhalin Energy заявления замминистра расценивают
как недоразумение. По словам главы московского представительства
компании Елены Золотаревой, в соглашении по проекту говорится,
что компания будет стремиться довести долю российских подрядчиков
до 70% на протяжении всего периода реализации проекта (то есть
25 лет). "Мы всячески стремимся к этой цели ежедневно, потому
что это правильно с точки зрения экономической и политической.
Но, к сожалению, наши предприятия испытывают сегодня большие сложности,
и предлагаемые ими товары и услуги не всегда приемлемы по качеству
и срокам поставки. Более того, вопреки распространенному мнению,
они зачастую и не более выгодны по цене", - сообщила г-жа
Золотарева.
Забавно, что Минэнерго недовольно еще не подведенными итогами
тендера. Но у каждой из сторон своя правда. Понятно, что любая
компания хочет получить нужный товар или услугу от поставщика,
предложившего наиболее оптимальное соотношение цены, качества
и сроков. В наборе этих условий "национальность" подрядчика,
если это не оговорено особо, занимает отнюдь не первое место.
Очевидно и другое: правительство заинтересовано прежде всего в
загрузке собственных предприятий. В случае с СРП чиновникам особенно
сильно хочется вовлечь в дело как можно больше российских предприятий.
До того как проект становится окупаемым, выгода государства от
СРП не столь велика. Период этот длителен - 3-7 лет. А потому
недостаток прямой бюджетной выгоды неплохо было бы компенсировать
косвенной - загрузка российских предприятий приносит доходы в
виде налогов российской, а не чужой казне.
Столкновение интересов неизбежно так же, как неизбежен и поиск
компромисса: правительству нет резонов распугивать редких пока
иностранных инвесторов, да и тем, кто рискнул работать в России
и уже вложил немаленькие средства, нет смысла осложнять себе жизнь.
И наверняка подобные вопросы возникают ежедневно и решаются в
рабочем порядке.
Но когда заявления чиновника высокого ранга делаются публично,
они приобретают политический характер. В моде защита государственных
интересов. И патриотические речи произносят теперь не только с
трибуны Госдумы. Обаяние Владимира Путина, убедившего капиталистический
мир в грядущем торжестве стабильности и порядка в России, таким
образом, может оказаться сведенным на нет неуклюжими действиями
его "государственно мыслящих" подчиненных.
|