Президент Путин наложил вето на одобренный Советом Федерации
проект закона "Об участках недр, право пользования которыми
может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Майское
месторождение золота)". В проекте содержится пункт, который,
по мнению президента, противоречит законодательству. Он позволяет
заключать соглашения о разделе продукции (СРП) без всяких конкурсов,
а также определяет, с кем конкретно должны быть заключены такие
соглашения - с нынешним недропользователем (это три структуры:
ЗАО "Артель старателей "Чукотка", ОАО "Майское"
и компания "Геометалл-Плюс").
Президент отмечает, что никаких документальных подтверждений
того, что интересы государства позволяют обойтись без конкурса
и назначить именно действующего недропользователя участником СРП,
представлено не было.
Расположенное в Чукотском АО месторождение "Майское"
- привлекательный, но тяжелый, как говорят геологи, объект. Его
запасы составляют около 280 т золота (примерно столько золота
вся Россия добывает за два года), а среднее содержание достигает
12 граммов на тонну руды. "При упорных рудах, а именно такие
залегают на Майском, это совсем немного, - говорит Константин
Чернавин, начальник управления по операциям с драгметаллами банка
"Зенит". - Ведь придется использовать очень затратные
технологии. Следует учитывать и территориальную удаленность месторождения".
К тому же в руде высокие концентрации мышьяка и сурьмы, что еще
больше усложняет разработку. Видимо, поэтому большого числа желающих
освоить "Майское" до сих пор не было.
Эксперты полагают, что из-за отсутствия в России претендентов
с деньгами месторождение и подпало под закон об СРП, способствующий
привлечению иностранных инвесторов. Однако пункт о том, что соглашение
может быть заключено "или с юридическими лицами, являющимися
пользователями участка недр, или с созданными ими юридическими
лицами", трактует СРП единственно возможным образом: если
иностранцы и польстятся на месторождение, им придется создавать
"юрлицо" с действующим недропользователем.
Кстати, сначала проект закона, внесенный в Думу членом комитета
по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Геннадием
Ходыревым (КПРФ), имел вполне пристойный вид. В этом лаконичном
документе указывалось лишь, что "Майское" относится
к объектам СРП и что в отношении него "могут проводиться
переговоры и заключаться соглашения о поиске, разведке и добыче
минерального сырья на условиях соглашения о разделе продукции".
Но 22 сентября на вечернем заседании Думы зампред того же комитета
Александр Шиманов сообщил, что дума Чукотского АО вносит поправку,
смысл которой в том, чтобы соглашение было заключено именно с
нынешним недропользователем. Единственный довод, приведенный г-ном
Шимановым в пользу такого шага, был таков: "Мы исходили из
опыта некоторых других месторождений, где иностранный инвестор,
получивший право на заключение соглашения, оказался несостоятельным".
Это так впечатлило депутатов, что они немедленно, без обсуждения,
проголосовали за поправку. Проголосовали они "дуриком",
как выразился один из наших экспертов, или были другие причины
- теперь сказать сложно. В любом случае на обсуждение не был вынесен
один существенный момент.
Действующее законодательство рассматривает два варианта заключения
СРП. При первом недропользователь к моменту принятия закона об
СРП применительно к его месторождению не имеет лицензии на его
разработку. Тогда ему приходится по полной программе, как и любому
инвестору со стороны, проходить процедуру заключения соглашения,
а это сложно: нужно доказать, как говорит г-н Чернавин, что у
него действительно есть и деньги, и намерения вести работы, а
не просто выставить свои акции на фондовой бирже, продать их подороже
и на этом успокоиться. Если же лицензия у недропользователя есть,
то он получает преимущественное право на участие в СРП. Иными
словами, будь у обосновавшейся на "Майском" троицы лицензия,
противоречащая законодательству, поправка ей, по идее, не была
бы нужна.
Оригинал сообщения - http://www.vremya.ru/2000/164/5/3115.html
|