Вопрос о соглашениях о разделе продукции (СРП) был ключевым
на закончившейся 21 ноября в лондонской гостинице Meridien конференции
по нефти и газу Сахалина. Интервью с одним из авторов закона,
депутатом ГосДумы, членом фракции "ЯБЛОКО" Алексеем
Мельниковым.
Сейчас в комитете Госдумы по природопользованию опять пересматриваются
положения закона о СРП. В чем его несовершенство?
Прежде всего отмечу, что Комитет по природным ресурсам и природопользованию
- не единственная структура в Госдуме, занимающаяся вопросами
СРП. Помимо этого Комитета, вопросы СРП в Госдуме рассматривает
Комитет по энергетике, транспорту и связи. И, наконец, все решения,
которые примет любой из этих комитетов, выносятся на рассмотрение
Государственной Думы после того, как их обсудит Комиссия
Госдумы по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами
на условиях раздела продукции, созданная Госдумой 7 июня 2000
года. Возглавляет Комиссию Госдумы по вопросам СРП представитель
"ЯБЛОКА" - С.В.Иваненко.
Нет общепринятых "несовершенств" закона о СРП. Сейчас
на рассмотрении Госдумы находится несколько законопроектов, каждый
из которых преследует цель "тянуть воз" СРП в свою сторону.
Скажем, коммунист Ждакаев своими поправками стремится поставить
под сомнение соглашения, заключенные до вступления в силу закона
"О СРП" (таких соглашений 3 -"Сахалин-2",
"Сахалин-1" и Харьягинское месторождение). Депутата
Райкова беспокоит, что доходы от СРП, которые будут реализовываться
в Ханты-Мансийском автономном округе, будет получать только округ,
а Тюменская область не получит ничего, и потому своими поправками
он преследует цель решить эту проблему.
Целая группа депутатов предлагает сделать двухступенчатую модель
раздела продукции, отраженную в законе "О СРП", одноступенчатой.
Словом, есть много самых разных поправок, но пока нет единого
вектора законодательной работы.
Необходимо сформулировать пакет поправок, либерализующих и одновременно
детализирующих законодательство о СРП и проводить эти поправки
единым пакетом. При этом многие положения нормативных актов мы
хотим поднять до уровня федерального законодательства для того,
чтобы вывести борьбу "из-под ковра" в Думу, на свет
открытых дискуссий. И, разумеется, речь идет не только собственно
о законодательстве о СРП, но и о законодательстве, которое будет
стимулировать российских подрядчиков работать по контрактам СРП.
Достигнут ли в СРП баланс интересов российской стороны
и иностранных инвесторов?
Прежде всего отмечу, что закон "О СРП" в равной мере
распространяется и на российских, и на иностранных инвесторов.
Пока говорить о балансе интересов рано, нет по-настоящему работающего
законодательства о СРП. Его создание до сих пор не завершено.
А то, что создано, нуждается в либерализации. Скажем, с точки
зрения "Яблока", просто безумие, когда, по действующему
законодательству, инвестор должен потратить как минимум полтора
- два года на бессмысленную процедуру включения "своего"
месторождения в перечень объектов, которые федеральным законом
разрешается разрабатывать по СРП. Такая ситуация напрямую ведет
к коррупции, упущенной выгоде государства и инвесторов. И какой
здесь баланс? Между чем и чем? Уж во всяком случае, такая ситуация
не в интересах ни государства, ни инвесторов.
Как обстоят дела с возвратом НДС иностранным компаниям?
Это серьезная проблема. По реализуемым проектам СРП дело обстоит
по-разному. Цифры, которые приводит Правительство в ежегодном
докладе об итогах работы по реализации СРП за 1999 год, который
готовится к внесению в Госдуму, следующие. По "Сахалину-1"
остаток невозмещенного НДС составляет 24,32 млн. долларов США.
По "Сахалину-2" - 17 млн. долларов. По Харьягинскому
месторождению - 1,6 млн. Это цифры на конец 1999 года, более свежей
информации у меня пока нет. Комиссия по СРП на этой неделе запросит
информацию в Правительстве.
Оригинал
интервью
|