1. Замечания г. Болдырева - В законе не
предусмотрено обязательное указание в соглашениях на возможность пересмотра
условий соглашений в соответствии с такими форс-мажорными обстоятельствами,
как значительное изменение цены соответствующих энергоресурсов на мировом
рынке. В связи с исчерпанием мировых запасов природных ресурсов и прогнозируемым
повышением их стоимости по сравнению со стоимостью технологического оборудования
и затрат на добычу и переработку, целесообразно предусмотреть возможность
корректировки соглашений в случае роста цены на добываемые ресурсы на мировом
рынке более чем на определённую величину (например, более чем на 30-50%)
по сравнению с ценами на момент заключения соглашения.
1.1 Возражения г. Болдыреву - Формулировка
проблемы неточна:
В составе нормативной базы, призванной обеспечить
действие закона, будет “Примерное соглашение о разделе продукции при пользовании
недрами... ”, в котором одна из статей посвящена форс-мажору. Предусматривается,
что “стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение
своих обязательств по соглашению, если это неисполнение явилось результатом
обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства)” “Изменение
цены энергоресурсов”, о котором пишет г. Болдырев, в условиях рыночной
экономики не относится к форс-мажору, а представляет собой явление повторяемое,
а в этом качестве вполне предсказуемое. Это при плановой экономике рост
цен - форс-мажор.
В связи со сказанным, нет никакой нужды предусматривать
изменения цен в форс-мажоре. (Кстати г.Болдырев неточен, когда говорит
только об энергоресурсах. Закон “О СРП” регулирует инвестиции не только
в поиски, разведку и добычу “энергоресурсов”, а согласно преамбуле “в поиски,
разведку и добычу минерального сырья...” А это далеко не одно и то же.
Именно этот пункт был одним из решающих при обсуждении в ГД на 1-м чтении
версии закона “О СРП”, внесенной Президентом и версии, внесенной депутатами
от фракции “Яблоко”).
Под форс-мажорными обстоятельствами понимаются
находящиеся вне контроля сторон препятствия в отношении исполнения их обязательств,
возникшие после заключения соглашения вследствие внешних событий чрезвычайного
характера, и которые стороны не могут предвидеть при заключении соглашения
и предотвратить или преодолеть с помощью всех возможных мер и средств,
применения которых в конкретной ситуации справедливо требовать и ожидать
от стороны, подвергшейся действию таких обстоятельств.
Изменение цен вполне ожидаемое обстоятельство
и потому к форс-мажору не относится. А что же относится? Вот список: война,
любые военные действия, гражданские волнения, пиратство, саботаж, землетрясения,
наводнения, ураганы, тайфуны, циклоны, разрушения в результате молнии,
взрывы, пожары, бойкоты, забастовки, локауты, а также акты государственных
органов стран сторон, носящие общий характер и не связанные непосредственно
с соглашением;
1.2 Фактически предложение учтено: в соглашениях
о разделе продукции существует механизм, который учитывает колебания цен.
В чем вообще беспокойство- в том, что государство потеряет, а инвестор
выиграет в случае, если цены на добываемое минеральное сырье возрастут?
Но ведь такое же опасение может высказать инвестор - а что случится, если
цены упадут?
Поэтому существует простой экономический механизм,
устраняющий подобные риски. Называется он “долевое распределение прибыльной
продукции на основе скользящей шкалы” и устанавливает зависимость доли
инвестора и доли государства в прибыльной продукции в зависимости от критерия
раздела. Критерием раздела прибыльной продукции может быть внутренняя норма
рентабельности проекта, уровень добычи, фактор “R” (рентабельность, оцененная
как отношение накопленной прибыли к инвестициям).
В примерном соглашении (а “Примерное соглашение...
”, как мы указывали выше, будет обеспечивать развитие закона) есть специальная
статья, которая устанавливает шкалу долевого распределения продукции и
указывает, что долевое распределение производится ежеквартально на основе
предварительной оценки критерия раздела. По окончании же каждого квартала
происходит корректировка долевого распределения прибыльной продукции на
основании произведенного инвестором перерасчета по данным бухгалтерской
отчетности в соответствии с процедурой, которая указывается в Приложении
к соглашению.
Таким образом, если предположить, что г.Болдырев,
как инвестор заключил соглашение с государством, произвел поиски и разведку,
начал добычу, скажем, газового конденсата, а цены на конденсат резко выросли,
то г.Болдырев не получит от этого никаких особых преимуществ, никакой ренты,
поскольку в соответствии со шкалой долевого распределения возрастет та
доля, которую будет получать государство.
Приведем практический пример из переговорной практики
по СРП в России. Возьмем Харьягинский проект (Ненецкий АО), по которому,
если все будет успешно с переговорами и с принятием закона “О СРП” будет
работать французская “Тоталь” (2-й и 3-й объекты месторождения). Обсуждается
следующий вариант: если внутренняя норма рентабельности по проекту будет
составлять до 17,5%, то государство получает 50% прибыльной нефти (остальное
“Тоталь”), если от 17,5 до 20, то 55, если от 20 до 25, то 65, и, наконец,
если ВНР свыше 25%, то государство получает 75% прибыльной нефти.
В заключение пункта 1.2 заметим, что упоминаемая
нормативная база, отчасти уже созданная (во всяком случае “Примерное соглашение...”,
хотя и не только оно) уже в течение примерно 1 года служит предметом обсуждения
независимых специалистов, инвесторов (как российских, так и иностранных),
регионов, Правительства. Она переведена на английский, а по-русски публиковалась
в приложении к “Бюллетеню правовой и коммерческой информации” (Геоинформмарк,
1994).
Заметим также, что все указанные технические детали
нельзя прописать в законе, закон не инструкция, для технических деталей
существуют нормативные акты (Если говорить о недропользовании, то именно
такой порядок существует и в отношении закона “О недрах”, в развитие которого
Правительством утвержден целый ряд нормативных документов).
Фракция “Яблоко” и, соответственно, Государственная
Дума, с которыми по вопросу о СРП работает группа квалифицированных специалистов
по СРП планирует участвовать в доработке уже созданной для СРП нормативной
базы (которую, кстати, во многом, также сделали наши эксперты). Между прочим,
необходимость создания такой базы предусмотрена статьей 26 закона “О СРП”,
носящей название “Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом”;
1.3 Наконец, то, что пишет г.Болдырев о якобы
растущей цене на природные ресурсы просто неверно. Нет единой тенденции
в движении цен на все виды минерального сырья. Далее, движение рыночной
цены определяется не только абстрактным показателем “исчерпание”. На цены
влияет предложение на рынке, а оно определяется темпами разработки извлекаемых
запасов. Так вот для России, если иметь в виду нефтегазовые ресурсы, ситуация
здесь обратная.
Переговоры по многим проектам по СРП в России
начинались, когда прогнозная цена на сырую нефть была 20$ за баррель, теперь
прогноз другой -16$ (соответственно, внутренняя норма рентабельности по
проекту “Сахалин-1” (месторождения на шельфе -Чайво, Одопту,Арктун-Даги)при
прогонозной цене в 20 долларов составляет 19,3%, а при прогнозной цене
16 долларов 14,1%.
Прогноз цен на природный газ также неблагоприятен
для России в связи с тем, что возрастает конкуренция “Газпрому” на его
основном рынке сбыта, в Западной Европе (Германия, Франция, Италия) за
счет ввода месторождений в Северном море (скоро норвежская государственная
компания “Статойл” начнет работы на уникальном месторождении “Тролль” на
норвежском шельфе).
В этой связи вопрос о скорейшем принятии закона
“О СРП” в нынешнем виде приобретает далеко не абстрактный интерес. Не хотите
принимать закон или, принять закон с невежественными вставками? Пусть так.
Но тогда инвестиции иностранных компаний уйдут в Азербайджан, Туркменистан,
Узбекистан, в страны Ближнего Востока, в Латинскую Америку. Примеры уже
есть. А инвестиции российских (в частности, нефтяных компаний) тоже уйдут
туда же. Примеры также могут быть приведены: “Юкос” разворачивает работы
в Перу, “Лукойл” в Тунисе, Азербайджане, а скоро, возможно, в Иране и Ираке.
|