В статье "Последний рубеж" ("Весть", 11.06.97)
депутат Законодательного Собрания Калужской области В.Фирсов касается
законодательства о соглашениях о разделе продукции (СРП), обсуждение
которого продолжается в Государственной Думе Российской Федерации.
Известно, что одна из бед нашей экономики - высокие и нестабильные
налоги. Специалисты считают, что законодательство СРП позволяет
использовать при разработке месторождений гибкий и стабильный
налоговый режим. Кроме того, начало разработки новых месторождений
приведет к росту спроса на продукцию российских предприятий, производящих
оборудование, росту доходов федерального, региональных и местных
бюджетов, сокращению безработицы, увеличению доходов трудящихся.
Поэтому для фракции "Яблоко" законодательство "О
СРП" имеет особое значение. Кроме того, развитие этого законодательства
- один из пунктов нашей программы "Реформы для большинства";
с которой мы шли на выборы в Госдуму в 1995 году и положения которой
стремимся выполнять в парламенте.
Закон "О СРП" вступил в силу 11 января 1996 года, а
недавно, 25 июля 1997 года, вступил в силу Закон "Об участках
недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях
раздела продукции", разрешающий заключение СРП на семи месторождениях.
Как депутат, занимающийся в Госдуме вопросами СРП, не могу согласиться
с рядом положений статьи уважаемого депутата В.Фирсова.
1. В.Фирсов пишет о том, что семь месторождений подлежат "продаже
иностранному капиталу в соответствии с Законом "О СРП"
на крайне невыгодных для России экономических условиях".
Это не соответствует действительности.
1.1 Закон "О СРП" предназначен не только для иностранных,
но и в равной мере для российских инвесторов. В преамбуле закона
четко сказано, что он "устанавливает правовые основы отношений,
возникающих в процессе осуществления российских и иностранных
инвестиций".
1.2 В Законе "О СРП" речь идет не о продаже (передаче
в собственность), а об аренде (передаче в пользование) участков
недр. В пункте 1 статьи 2 закона говорится, что инвестор получает
право пользования недрами "на возмездной основе и на определенный
срок".
1.3 Следует также отметить, что все семь месторождений, включенных
в Закон "Об участках недр...", уже имеют недропользователя.
Это российские компании, за исключением двух случаев (Приразломное
и Куранахское месторождения), где доли в проектах распределены
в пропорции 50:50 между российскими и иностранными инверторами.
При обсуждении законопроекта в Госдуме отмечалось, что из 16 млрд.
долларов инвестиций, которые предполагается вложить в эти проекты,
только 1 млрд. долларов будут составлять иностранные инвестиции.
1.4 Что же касается "невыгодных экономических условий",
то об условиях вообще говорить рано. Условия оговариваются на
переговорах, которые по указанным месторождениям еще не начинались
в силу того, что не был принят Закон "Об участках недр...".
Поэтому приводимые автором цифры по Куранахской группе месторождений
представляют собой не более чем предварительные расчеты инвестора,
с которыми государство вовсе не обязано соглашаться.
2. Автор пишет о том, что в соответствии с Законом "О СРП"
инвесторы "становятся полноправными хозяевами месторождений
на очень длительные сроки, освобождаются от всех видов платежей,
кроме налогов на прибыль, не имеют количественных ограничений
на экспорт добываемого сырья и отчисляют государству от двух до
пяти процентов добываемого сырья после покрытия всех своих инвестиционных
затрат".
По Закону "О СРП" дело обстоит иначе.
2.1 В силу того, что по СРП участки недр предоставляются в аренду,
а не в собственность, говорить "о полноправных хозяевах"
неправильно. Государство, как собственник недр, контролирует использование
переданной в аренду собственности.
Деятельность инвестора жестко регламентируется. В пункте 1 статьи
7 Закона "О СРП", носящей название "Условия выполнения
работ", сказано, что "работы по соглашению выполняются
при соблюдении требований законодательства Российской Федерации",
а также "в соответствии с программами, планами и сметами,
которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением".
Кроме того, в пункте 5 статьи 7 говорится, что "по завершении
определенных этапов поисков и разведки месторождений минерального
сырья инвестор обязан возвращать участки территории, переданной
ему в пользование".
Контроль за инвестором предусмотрен и другими статьями Закона
"О СРП" (например, статьей 19, носящей название "Контроль
за исполнением соглашений").
Что же касается срока соглашения, то Законом "О СРП"
он не определяется. В законе говорится, что "срок действия
соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством
Российской Федерации, действующим на день заключения соглашения"
(пункт 1, статья 5)
2.2 По Закону "О СРП" инвесторы платят не только налог
на прибыль. Прежде всего, в соответствии с положениями статей
8 и 13 Закона "О СРП" инвестор уплачивает платежи за
право пользования недрами (роялти, ренталс, бонусы), компенсирует
свои затраты, затем происходит собственно раздел продукции между
инвестором и государством, и только после этого инвестор уплачивает
налог на прибыль с доли продукции, полученной им по разделу.
В соответствии с Законом "О СРП" уплата налогов не
отменяется, а заменяется разделом продукции. Вместо большого числа
налогов вводится единый налог. При этом никаких цифр закон "О
СРП" не содержит. Для части платежей величина ставок определяется
действующим законодательством (роялти, ренталс, налог на прибыль
и др.). Что же касается доли государства по разделу продукции,
то она определяется соглашением. В законе нет ни слова о платежах
"от двух до пяти процентов".
Следует также отметить, что в соответствии с нормативными документами,
разрабатываемыми в Правительстве в развитие Закона "О СРП",
у государства есть возможность получать все платежи, не дожидаясь
компенсации инвестором своих затрат. Это достигается с помощью
так называемого механизма "переноса затрат с последующей
компенсацией", смысл которого в том, что компенсация затрат
растягивается во времени и происходит с определенной надбавкой
для инвестора, зато государство получает свою долю по разделу
и налог на прибыль с первого года промышленной добычи.
2.3 В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона "О СРП"
инвестор может вывезти с таможенной территории Российской Федерации
минеральное сырье, "поступающее в соответствии с условиями
соглашения в собственность инвестора". Зачем же нужно вводить
"количественные ограничения" на то, что получено в собственность
после того, как инвестор сполна рассчитался с государством, честно
выполнив условия соглашения?
В.Фирсов задает вопрос: "Не лучше ли изменить налоговую
систему так, чтобы разрабатывать собственные месторождения было
выгодно собственными силами?"
Закон "О СРП" преследует цель изменения налоговой системы
через создание более благоприятного режима для осуществления инвестиций.
Что же касается "собственных сил", то хотелось бы обратить
внимание уважаемого депутата В.Фирсова на тот факт, что, например,
на территории США работает примерно 100 иностранных нефтедобывающих
компаний, похожая ситуация с разработкой месторождений нефти на
континентальном шельфе в Англии и Норвегии, а также в социалистическом
Китае (где по СРП работают с 1982 года). Почему же там не делают
ставку на "собственные силы"?
Опыт развитых стран мира показывает: в привлечении иностранного
капитала в разработку природных ресурсов нет ничего необычного.
Другое дело, что не надо забывать и об отечественном производителе.
Именно поэтому при принятии в 1995 году Закона "О СРП"
фракция "Яблоко" настаивала, чтобы его положения распространялись
не только на иностранцев, но и на российские компании.
В заключение хотелось бы отметить, что читателям газеты "Весть",
которые захотят подробнее ознакомиться с законодательством "О
СРП", мы можем порекомендовать книги разработчиков Закона
"О СРП" А.А.Конопляника и М.А.Субботина "Государство
и инвестор: об искусстве договариваться", ч. 1-2 (Москва-Харьков,
''ЭПИцентр" - "ФОЛИО", 1996); "Тяжба о разделе
(дискуссия вокруг закона о соглашениях о разделе продукции)"
(Москва, ВНИИОЭНГ. 1996), а также только что опубликованный С.А.
Сосной "Комментарий к Федеральному закону "О соглашениях
о разделе продукции" (Москва, "Юрист", 1997). В
ближайшее время фракция "Яблоко" направит эти книги
(опубликованные, к сожалению, небольшим тиражом) в библиотеки
Калужской области.
|