Миф №1: СРП - это только для иностранцев.
Госдума утвердила разработку около 20 месторождений на условиях
законодательства об СРП. Больше половины из них будут разрабатываться
исключительно российскими компаниями. В менее чем половине месторождений
будет участвовать иностранный партнёр - и здесь иностранцы будут
работать с российскими нефтяными компаниями. В этом списке нет
ни одного месторождения, которое бы разрабатывалось только иностранными
компаниями.
Миф №2: России не нужны иностранные инвестиции в топливно-энергетическом
секторе.
Действительно, при теперешних ценах на нефть у российских компаний
гораздо лучшее соотношение между доходами и расходами, чем год
назад. Часть этих доходов будет использована для инвестиций. Однако
предварительные цифры за 1999 г. показывают, что инвестиции уменьшились
на очередные 10%. И цены на нефть в этом году скорее всего упадут.
Большинство проектов СРП потребуют больших инвестиций. Речь
обычно идёт о нескольких миллиардах долларов. Нет такой компании,
которой было бы легко финансировать такие проекты самостоятельно.
Деньги на такие проекты можно получить у крупных мировых финансовых
организаций. А отношение иностранных банков к России всё ещё можно
охарактеризовать как крайне осторожное.
Многие эксперты полагают, что если Россия не сможет существенно
увеличить инвестиции в топливно-энергетический сектор, то ей в
ближайшие несколько лет предстоит пережить резкое падение добычи.
А т.к. топливно-энергетический сектор даёт приблизительно половину
всех налоговых поступлений, резкое падение нефтедобычи будет иметь
заметное отрицательное влияние на бюджет России.
Крупные иностранные компании могут дополнить опыт и знания российских
компаний доступом к мировым технологиям и опыту управления и доступом
к мировым рынкам капиталов.
Россия извлечёт пользу от работы в условиях иностранной деловой
практики. Любой большой мировой компании жизненно важно быть хорошим
членом гражданского общества. Это значит строго соблюдать законы,
отстаивать высочайшие этические и экологические нормы, платить
налоги полностью и вовремя и делать реальные вклады в помощь местному
сообществу.
Для крупных западных компаний это не просто вопросы морали.
Эти вопросы чрезвычайно заботят акционеров и влияют на котировки
акций и доступ к рынкам капиталов.
Миф №3: СРП - это средство для неуплаты налогов.
С проектов СРП надо уплачивать налог на прибыль и платежи за
пользование недрами (бонусы, роялти и т.д.). Ставки этих налогов
устанавливаются по договорённости между государством и инвестором
с учётом особенностей каждого проекта. Иные налоги заменяются
разделом продукции в пропорции, которая также определяется договорённостью
между государством и инвестором.
Это не означает, что налоговые ставки в условиях СРП должны
быть такими же, как и в общей системе налогообложения. Все месторождения
различаются между собой, и для некоторых могут быть более высокие
налоговые ставки, чем для других. СРП дают возможность для проявления
гибкости, так что месторождения, нерентабельные в условиях общей
системы налогообложения, можно разрабатывать в условиях СРП.
Главное преимущество СРП для инвесторов состоит не в том, что
они дают какие-то "налоговые скидки", а в том, что они
обеспечивают стабильность юридических и финансовых условий в течение
всего времени осуществления проекта. Эта стабильность является
существенно важным фактором, если компании должны эффективно планировать
свою деятельность на 30-40 лет.
Миф №4: СРП - это сокращение российского суверенитета.
В отличие от концессионных соглашений, когда государство уступает
право владения инвестору, в условиях СРП государство остаётся
суверенным владельцем ресурсов.
Государство соглашается с условиями СРП после подробных переговоров.
Не принять условий, которые представляются неблагоприятными, есть
суверенное право государства. После того как соглашение заключено,
его условия нельзя изменить без согласия как государства, так
и инвестора.
Согласно российскому законодательству. Государственная Дума
должна утверждать разработку на условиях раздела продукции для
месторождений с запасами, превышающими 25 миллионов тонн, месторождений
на континентальном шельфе и месторождений, полученных на бесконкурсной
основе.
Поскольку СРП представляют собой договорные соглашения между
государством и инвестором, они позволяют правительству осуществлять
больший контроль над проектами, чем это имеет место для инвестиций
в условиях общего лицензионного режима. Например, государство
представлено в управляющем комитете, который утверждает рабочие
программы и сметы проектов.
Миф №5: СРП приведут к убыткам для российского бюджета.
Мы не можем понять логику, в соответствии с которой инвестиции,
т.е. положительный поток денежных средств, могут привести к "убыткам"
в российском бюджете. Наоборот, инвестиции в рамках СРП или любого
иного режима обеспечат государству прямые и косвенные финансовые
выгоды.
Прямые выгоды будут обеспечены получаемыми государством налогами
и другими платежами инвестора, а также налогом на прибыль. Уровень
таких поступлений будет разным для разных проектов, в соответствии
с соглашением, подписанным государством и инвестором.
Косвенные выгоды будут возрастать вследствие найма российских
граждан на работу по проектам, вследствие заказов российским заводам
и вследствие обслуживающей инфраструктуры, создаваемой вокруг
проектов. Мировой опыт показывает, что каждый доллар, вложенный
в нефтегазовые проекты, создаёт в экономике четыре доллара. На
экономическом жаргоне это называется "мультипликативным эффектом".
Тот аргумент, что российский бюджет "потеряет" часть
поступлений, основывается на неверном предположении о том, что
если не разрабатывать рассматриваемые месторождения в условиях
СРП, их можно разрабатывать в рамках существующего режима. Это
не так. Тут нужно сравнивать доходы, которые поступят в российский
бюджет от проектов СРП, с доходами от нефти и газа, которые останутся
в земле, т.е. с нулём.
При условии того, что проекты СРП пойдут, у России есть потенциал
для привлечения в ближайшие несколько лет десятков миллиардов
долларов. Если же проекты СРП в России не пойдут, эти капиталы,
вместе с мультипликативными эффектами, уйдут в другие страны.
Миф №6: Россия и так привлекательна для инвестиций, так что
иностранные компании будут всё равно вкладывать в неё свои капиталы
даже и при существующей системе.
Доклад о конкурентоспособности в мире, опубликованный Мировым
экономическим форумом в 1999 г., ставит Россию на последнее место
по конкурентоспособности среди 59 стран. Ежегодный справочник
по конкурентоспособности, публикуемый Международным институтом
по развитию управления, находящимся в Швейцарии, также ставит
Россию в 1999 г. на последнее место среди 47 стран. Обзор, опубликованный
в октябрьском номере "Майнинг Джорнал" за 1999 г., даёт
России самый низкий рейтинг среди стран с переходной экономикой.
Многие компании пришли в Россию в начале 1990-х годов и основали
совместные предприятия. Многие из этих совместных предприятий
оказались технически успешными, т.е. сумели существенно увеличить
добычу с месторождений. Однако их вряд ли можно назвать экономически
успешными: после почти 10 лет работы ни одно из этих совместных
предприятий ещё не возместило своих капитальных затрат. Это вызвано
главным образом тем, что первоначальные финансовые условия, на
которых делались инвестиции, были позднее изменены. Например,
в начале 1990-х годов совместные предприятия должны были платить
4 налога, а теперь они их платят 22.
В результате этого многие совместные предприятия закрылись,
а некоторые западные компании ушли из России. Казахстан и Азербайджан
привлекли больше иностранных инвестиций, чем Россия - и снова
на условиях СРП. В последние годы в России не было новых крупных
иностранных инвестиций в топливно-энергетические проекты не на
условиях СРП.
Миф №7: Россия должна усовершенствовать обычный режим налогообложения,
а не сосредотачиваться на СРП.
Усовершенствование обычного режима для инвестиций в нефтегазовую
отрасль России - это долгосрочная цель, которую Нефтяной совещательный
форум полностью поддерживает. СРП не противоречат этой цели.
Но. Даже если бы Россия смогла моментально и существенно улучшить
свой налоговый режим, тогда инвесторам понадобилось бы время для
того, чтобы оценить новую систему и удостовериться, что новые
правила будут применяться, а не изменяться внезапно. Другими словами,
для того чтобы привлечь долгосрочные прямые инвестиции, Россия
должна иметь некий положительный стаж.
Когда у России будет положительный стаж по СРП, последуют и
инвестиции вне рамок СРП. Однако в течение нескольких следующих
лет СРП будут для России единственным способом привлечения крупных
иностранных инвестиций в топливно-энергетический сектор.
Миф №8: Иностранные компании станут инвестировать в рамках
СРП, как только появится политическая стабильность.
При принятии решений об инвестициях политическая стабильность
является важным, но недостаточным фактором. На самом деле требуется
стабильный, предсказуемый и привлекательный инвестиционный режим.
Режим СРП не является сейчас полным, т.к. не приняты соответствующие
нормативные акты, а Налоговый Кодекс пока не гармонирует с законодательством
об СРП.
Инвесторы готовы пойти на нормальный геологический и коммерческий
риск, связанный с разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Однако инвесторы должны также быть уверены в том, что их инвестициям
не угрожают внезапные и произвольные изменения правил инвестирования
и того, как эти правила воплощаются в жизнь.
Миф №9: Иностранные компании всё время выдвигают отговорки
против инвестиций в Россию. Они никогда и не собирались инвестировать.
Компаниям необходимо делать инвестиции, чтобы развиваться. Компании
всё время ищут причин инвестировать, а не отговорок, чтобы не
инвестировать.
Содержать офисы и персонал в России стоит денег. Компаниям нужно
оправдать эти затраты перед своими акционерами. Никакой разумный
акционер не согласится с такой стратегией деловой активности,
при которой деньги тратятся, а инвестиции не делаются.
Миф №10: Иностранные компании предпочтут иностранное оборудование
российскому.
Компании предпочитают покупать оборудование, наилучшее по качеству,
надёжности, условиям поставки и цене. Это экономическая реальность
для любой компании, всё равно, иностранной или российской.
При равенстве этих параметров иностранные компании, действующие
в России, на самом деле предпочтут приобретать российское оборудование.
Российские поставщики ближе, и поэтому должны иметь преимущество
в конкуренции. С точки зрения компаний, вложение средств в местную
экономику делает преимущества инвестиций более явными для местных
жителей. Поэтому инвестиции будут более безопаснее.
В последние годы компании, входящие в Нефтяной совещательный
форум, предприняли программу поиска в России возможных поставщиков
для проектов СРП. Группы поиска поставщиков посетили 5 сталелитейных
заводов, 12 заводов металлоконструкций, 25 поставщиков машиностроительной
продукции, 13 поставщиков стационарного оборудования, 5 проектных
институтов и 3 трубопрокатных завода.
Миф №11: Иностранные компании будут стараться увеличивать
насколько возможно затраты, которые возмещаются компенсационной
нефтью, так что не останется прибыльной нефти для раздела с государством.
В условиях СРП компании получают прибыль от максимально возможного
увеличения доли прибыльной нефти, а не от возмещения своих затрат.
Есть физический предел количеству нефти, которое можно добыть
из данного месторождения. Чем больше компенсационной нефти, тем
меньше нефти прибыльной. Чем меньше прибыльной нефти, тем меньше
прибыли как для инвестора, так и для государства.
Возмещение затрат означает, что компании возвращается доллар
на каждый доллар, которая она вложила. Реальная стоимость средств
при возмещении в будущем меньше, чем при инвестировании сегодня,
потому что эти средства, если бы они были вложены в какое-либо
другое дело, принесли бы проценты. Эта экономическая концепция,
известна как "дисконтированная" или "текущая"
стоимость, доказывает, что невозможно получать прибыль от одной
компенсационной нефти.
Мы также слышали подозрения в том, что компании будут стараться
переложить затраты на аффилированных подрядчиков, чтобы увеличить
насколько возможно долю компенсационной нефти. Нет данных, подтверждающих
эти подозрения. Можно разработать такие механизмы, чтобы компании
не могли заниматься неэтичными делами. Можно проводить проверки
договоров подряда солидными аудиторскими фирмами.
В интересах и инвестора, и государства рационализировать затраты
и максимизировать прибыль, отстаивая в то же время высочайшие
этические нормы, высочайшие нормы поведения, здравоохранения,
техники безопасности и охраны окружающей среды.
Миф №12: Россия должна разработать собственный режим СРП,
учитывая свою собственную историю, культуру и законодательные
традиции.
Это абсолютно верно. В мире не существует двух одинаковых режимов
СРП, и Россия не будет исключением из этого правила. Однако общее
у всех режимов СРП то, что они конкурируют между собой за дефицитные
источники капитала. Если какая-то страна хочет привлечь инвестиции,
она должна создать у себя режим СРП, который согласуется с мировой
практикой и конкурентоспособен в сфере привлечения капиталов.
Инвестиции будут привлекаться наиболее благоприятными режимами
СРП. При менее благоприятных режимах будет весьма трудно привлечь
инвестиции.
|