Приразломная провинция в Печоре,по сегодняшним оценкам, позвонит
АО «Росшельф» в течение 20 лет добыть 65 миллионов тонн нефти. Но это не
последнее слово.
Визит на прошлой неделе генерального директора АО "Росшельф" Бориса
Никитина в пределы ПО «Севмашпредприятие», встречи с губернатором Анатолием
Ефремовым и последующая презентация проекта освоения нефтяного месторождения
«Приразломное» вновь вызвали оживленные комментарии относительно будущего
Архангельской области. До 2001 года, когда морские танкеры должны будут
закачать с платформы «Приразломная» первую промышленную нефть с шельфа
Печорского моря, срок в рамках подобного проекта мизерный. Задачи же -
глобальны. По сути речь идет о форсировании работ по всем направлениям
и прежде всего, что касается «вливания» инвестиций, объем которых - 850
миллионов долларов.
Ехать ли дальше, на Печору?
Известный писатель-этнограф Сергей Максимов, перу которого принадлежит
удивительны и труд – «Год на Севере», отправляясь не без колебаний в запечорские
пределы, отмечал: «Край - богатый дарами природы, не початыми и даже не
исследованными...»
Чего не скажешь о сегодняшней Печоре. И, в частности, об арктическом
шельфе Печорского моря, где по уточненным данным трехмерной сейсморазведки
запасы нефти могут составлять до 100 миллионов тонн. Эти данные, впервые
озвученные на прошлой неделе в Архангельске во время презентации проекта
освоения место рождения «Приразломное», можно отнести к разряду сенсационных.
Потому хотя бы, что плюс 30 млн. тонн к ранее разведанным запасам углеводородов
существенно увеличивают рентабельность всего проекта АО «Росшельф». А,
значит, и привлекательность «Приразломного» для инвестиций, чего и добивались
акционеры.
Арктический проект «Росшельфа»
Это как раз тот случай, когда гигантомания не подвержена пороку. На
Арктическую карту слишком много поставлено. Ведь помимо «Приразломного»
АО «Росшельф» практически разведал и Штокмановское газоконденсатное месторождение,
а это более 3,2 триллионов кубометров газа. Что в 2,5 раза превышает объем
разведанных запасов Норвегии.
Понятно, чтобы проникнуть в арктические кладовые и при этом полутораметровая
толща льдов Печорского моря не сокрушила платформу нефтедобытчиков, а с
ней и суда танкерного флота, под стать задачке требовалось и техническое
решение.
- Сквозь «сито» мы пропустили 25 вариантов разработки «Приразломного»,
- заявил на презентации один из членов правления компании.
Остановились же на том, что месторождение будет осваиваться 55 скважинами.
И в течение 20,5 лет «Росшельф» выйдет на те 65 млн тонн нефти, какие изначально
планировалось добыть на шельфе. Причем график добычи рассчитан так, что
на «пик» компания выйдет уже на четвертый год эксплуатации месторождения.
То есть - в 2005-м танкеры-челноки доставят на материк 5,79 млн. тонн арктической
нефти.
Впрочем, проведенная впервые в России морская сейсморазведка сроки
отгрузки последней нефти из недр шельфа Печорского моря оставляет за скобками.
К примеру, когда бурили пятую скважину, не дошли 80-100 метров до горизонта,
в котором сосредоточены многие залежи в северной Тимано-Печоре. Сейсморазведка,
позволяющая получать трехмерное изображение продуктивного горизонта и выделять
его наиболее перспективную пористую часть, восполняет прежние «пробелы».
Так что новейшая карта запасов нефти еще пишется. И это обстоятельство
меняет цену самого проекта.
ЛСП, не имеющая аналогов
А теперь об интересах «шкурных». О том, какая часть из 850 миллионов
долларов подряда в Приразломном проекте «Росшельфа» материализуется на
территории Архангельской области и на предприятиях «оборонки» Северодвинска,
в частности.
Побывав на верфях ПО «Севмашпредприятие», генеральный директор АО «Росшельф»
Борис Никитин не скрывал, что ходом строительства ледостойкой стационарной
платформы он доволен. Один из членов правления компании Юрий Солдатов был
более эмоционален.
- Мы не промахнулись, выбрав СМП подрядчиком,- заявил Юрий Иосифович.
Если контрольным пакетом акций «Росшельфа» владеет «Газпром», то у СМП
доля скромнее - 12,3 процента. Но поскольку в составе акционеров
и ГМП «Звёздочка», и Комитет по имуществу Архангельской области, и АО «Архангельскгеолдобыча»,
и ассоциация «Российские полярники», то совокупно они могут блокировать
любое невыгодное для северян решение.
Теперь о главном. Чтобы зримее представить ЛСП «Приразломная», то по
ширине платформа сравнима с полутора, по длине - с двумя футбольными стадионами.
Вес - 66 тыс. тонн! Это уже «похудевший» проект, отличающийся от первоначального
неординарными конструкторскими и технологическими ноу-хау. Разработчики
документации - и здесь Севмаш выступает как равноправный проектант с английской
фирмой «Браун энд Рут» - сумели снизить затратность строительства ЛСП на
100 млн. долларов, а ее вес как минимум на 15 тыс.тонн.
Схематично платформа представляет сборку из двухуровневых модулей. Внизу
- кессон, в котором может храниться до 120 тыс. тонн нефти. В верхней части
- два суперблока, в одном из которых разместится 160 человек персонала,
второй же, технологический, предстоит нашпиговать не только буровыми вышками,
способными проникать в глубь шельфа до семи километров, но и оборудованием
для сепарации нефти, ее перекачки на танкеры.
Так вот с помощью спецов из СМП удалось снять главную головную боль
проектантов: как в процессе монтажа «накатить» суперблоки, каждый из которых
тянет на 11,5 тыс. тонн, на кессон? Если следовать классическим схемам,
то на акватории Севмаша пришлось бы рыть яму глубиной 38 метров, удалив
более двух млн. кубометров грунта. Или рыскать в поисках подходящих глубин
в Белом море. Тогда-то и вспомнили о плавдоке «Сухона», предложив после
минимальной дноуглубительной подготовки «метод наката» суперблоков из дока
на кессон.
На сегодня десятая часть в объеме работ по ЛСП «Приразломная» выполнена.
Срок ее сдачи и транспортировки к точке на месторождении в Печорском море
- 2001 год.
Рубль, который красен платежом
Нельзя сказать, что уже нет вопросов, на которые бы у «Росшельфа» не
было ответов. В 1998-м предстоит вкладывать средства в реконструкцию Севмаша
с учетом производства ледостойких платформ. ЦКБ «Айсберг» передал проект
танкера ледового класса для транспортировки нефти. Если северодвинские
корабелы посчитают, что мощности верфи позволят их строить, то заказ здесь
и останется. Помимо детального проектирования ЛСП, пора заказывать оборудование.
Наконец, в текущем году к 1200 добавится еще 500-700 рабочих мест.
И за все нужно платить.
Каким же образом «Росшельфу» удастся привлечь кредиты? Как подчеркнул
заместитель директора проекта Геннадий Шамраев, генеральным советником
акционеры выбрали один из банков Голландии. Но тот предлагает взять на
себя обязательства по финансированию 40 процентов стоимости проекта. Потому
привлекается еще один банк-советник - Национальный резервный банк, которому
поручено составить схему финансирования работ на российской территории.
И тут Геннадий Шамраев подчеркнул ту цель, чего ради, может быть, и
организовывалась презентация нефтепроекта «Приразломное». Тем же банкам
под заем в 500 млн. долларов нужны гарантии правительства РФ. Потому акционеры
стремятся заручиться поддержкой администрации Архангельской области, на
территории которой предстоит освоить порядка 80 процентов всех средств
по проекту.
Понятно, что наш губернатор Анатолий Ефремов поддержал инициативу «Росшельфа».
А стапель-поезд уже в пути
До настоящего времени центр строительства ледостойкой платформы был
сосредоточен в корпусо-сварочном производстве Севмаша. Из поступивших 9
тыс. тонн металла две трети пущены в дело. На прошлой неделе первые секции
кессона, составляющие один из четырех суперблоков, были подготовлены к
«переезду» на участок объемной сборки в стапельный цех. Поступившие таким
образом конструкции уложат на подготовленный стапель-поезд, где вплоть
до подкрановых путей цеха-гиганта и будет прирастать блоками ЛСП «Приразломная».
|