Вот уже несколько недель Севмаш ведет подготовку производства к изготовлению
оборудования для нефтяного месторождения в Харьяге (Тимано-Печорская нефтегазоносная
провинция). Объединению, чтобы осуществить проект, предстоит выполнить
большой объем сварочных работ.
Сегодня наш собеседник - главный сварщик Севмашпредприятия Юрий Аввакумов.
- Юрий Владимирович, как известно, проблем перед отделом главного
сварщика (ОГС) при реализации проекта «Харьяга» возникло немало. С чем
это прежде всего связано?
- Мы составили проект программы производственной аттестации технологии
сварки корпусных конструкций и трубопроводов. Документ передан в специализированную
организацию по проектированию и сварке объектов Госгортехнадзора - ЗАО
«Петрохим Инжиниринг».
А сложность при аттестации состоит в том, что нам необходимо учесть
различные требования к сталям, из которых будут выполнены и сосуды, и трубные
обвязки, и сами модули СРД. Причем сделать это намного сложнее, нежели
при работах на платформах «Приразломная» и «Арктическая», где металла понадобится
несоизмеримо больше, однако требования к его характеристикам аналогичны
тем, какие мы используем в своем производстве.
- Следовательно, меняются и требования к технологии сварки?
- Сложность проекта заключается в том, что действующей нормативной базой
Госгортехнадзора не предусмотрен тот уровень требований к сварным соединениям,
которые предъявляются заказчиком. В нашем случае - концерном «Тоталь» и
генеральным подрядчиком проекта компанией «Браун энд Рут». Чтобы удовлетворить
их требования, пришлось бы провести сварку и испытания почти двух тысяч
образцов.
Объемы таких испытаний можно уменьшить, для этого в проекте «Харьяга»
полезно использовать судостроительный опыт севмашевских сварщиков при работе
с хладостойкими сталями. Такой опыт накоплен за время изготовления конструкций
для МЛСП «Приразломная». А для уточнения свойств сварных соединений из
судостроительных сталей специалисты ОГС не только выполнили сварку образцов,
но и дополнительно испытали сварные соединения на ударную вязкость при
температуре минус 46 градусов.
- Какие еще трудности вы предвидите?
- Есть и еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание.
По западным стандартам мы обязаны производить термообработку сварных швов.
А это весьма дорогостоящее занятие, поскольку необходимо закупить специальное
оборудование, обучить кадры.
Сегодня на это уже нет ни времени, ни денег. Кроме того, по нашей технологии
в большинстве случаев термообработка совсем не нужна.
Стало быть, Севмашу предстоит убедить заказчиков отказаться от термообработки.
Для подготовки производства в цехах необходимо иметь хотя бы принципиальные
чертежи того, что предстоит делать. Их до сих пор в ОГС нет, что, понятно,
тормозит весь ход работ.
Но все-таки, повторюсь, главная задача ОГС - выработать технические
требования к материалам и сварным соединениям, которые приемлемы как Севмашу,
так и нашим западным партнерам. Мы, по возможности, должны отказаться и
от иностранных марок сталей, с которыми у нас нет опыта работы, а использовать
свои стали, уже опробованные в ходе работ по проекту «Шельф».
|