|
Подводя итоги весенней сессии Думы, спикер палаты Геннадий Селезнев
поставил в заслугу депутатам принятие в третьем чтении дополнений и изменений
в базовый закон о соглашениях о
разделе продукции (СРП). При этом председатель Думы заявил, что палата
последовательно проводит курс на «гибкое сочетание стимулирования рыночных
отношений в экономике и повышения эффективности- государственного регулирования
экономических процессов». Что до госрегулирования экономических интересов,
то здесь поспорить с депутатами сложно, а вот способность принятого документа
стимулировать рыночные отношения непосредственные их участники — инвесторы
ставят под вопрос. По итогам сессии депутаты не приняли закон о внесении
изменений в 11 смежных нормативных актов и два перечня участков недр, которые
могут разрабатываться на условиях СРП. А решение Совета Думы передать весь
пакет законов о production sharing от комитета по природным ресурсам комитетам
по промышленности и экономической политике и вовсе превратилось в политический
скандал, способный привести к печальным экономическим последствиям.
Отвечая на вопрос «Русского Телеграфа» причинах подобной инициативы, председатель межфракционной комиссии по СРП Николай Рыжков развел руками: «Они же сами отказываются голосовать за свой закон!» Действительно, члены комитета не скрывали, что не поддержат текст законопроекта из-за внесенных в него поправок. В интервью «Русскому Телеграфу" председатель комитета Алексей Михайлов высказал опасение, что закон вообще не будет работать, поскольку желающих разрабатывать российские недра на условиях, диктуемых последней редакцией документа, может просто не оказаться. В правоте председателя комитета несложно убедиться. По словам Питера Чарова, являющегося ответственным за коммерческие проекты в корпорации Аmосо, предлагаемые изменения в действующем законе о соглашениях о разделе продукции могут привести к отказу корпорации от участия в тендере на разработку Приобского месторождения. Речь, в частности, идет о положении, согласно которому договоры о разделе продукции будут покрывать не более 20% совокупных запасов нефти, газа и других минеральных ресурсов России. «Если брать в расчет уже заключенные соглашения в отношении Сахалина, то мы близки к этой 20-процентной отметке»,— сказал Чаров. Корпорация Ехxоn также не хочет инвестировать в нефтяные проекты до тех пор, пока она не будет уверена в том, что условия и налоговый режим приведены в порядок в соглашениях о разделе продукции. Однако американские инвесторы оценили далеко не всю важность поправки. Дело в том, что согласно ее тексту «для стратегических видов полезных ископаемых разрешается предоставление на условиях СРП не более 10% разведанных запасов страны». Законов, которые определяли бы «стратегичность» того или иного природного сырья, до сих пор нет, да и сами депутаты затрудняются расшифровать это довольно абстрактное понятие. Никто не возьмется утверждать, что при издании подобного нормативного акта его авторы не причислят к списку «стратегических» ископаемых нефть и газ. Еще одна поправка, против которой выступало руководство комитета по природным ресурсам, значительно замедляет заключение соглашений production sharing, так как предусматривает прохождение каждого такого документа через Думу в виде федерального закона. По мнению Алексея Михайлова, это ведет к созданию коррупционной среды в думских стенах. Любопытно, что, несмотря на очевидные, казалось бы, заслуги «яблочников» на законодательном поприще, иностранные инвесторы довольно оптимистично восприняли факт передачи интересующего их законодательства в ведение комитетов по промышленности и экономической политике. Причиной тому послужила политическая грамотность нерезидентов, которые хорошо представляют себе думский расклад сил. Они наверняка догадываются о том, что лучший способ заставить «левое» большинство принять закон об СРП — публично заявить, что «Яблоко» за него голосовать не будет. Директор по информационным вопросам Ассоциации предприятий с иностранными инвесторами в нефтедобыче и нефтепереработке Алексей Кочешков заявил в интервью «Русскому Телеграфу», что надеется, что в результате передачи полномочий «законодательство о СРП из предмета политического торга перейдет в практическую плоскость, из «яблока раздора» превратится в рабочий вопрос повестки дня». Детище же комитета, в котором мирно сосуществуют представители ЛДПР, НДР и КПРФ, не будет восприниматься палатой в штыки. Однако даже сторонники передачи полномочий опасаются, что при смене коней на переправе можно растерять группу экспертов и специалистов, разработчиков законодательства о production sharing, которых и так можно сосчитать по пальцам. |
Наталья Неймышева
"Русский Телеграф", 25 июля 1998 года, №132, с.3 |