Чуть больше года назад вступили в стадию практическая реализации
соглашения по проектам освоения шельфа - «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Они
привлекут в экономику региона около 25 млрд. долларов США, причем это будут
как российскне, так и иностранные инвестиции, что гарантирует полное обеспечение
потребностей наших дальневосточных территорий в природном газе
и нефтепродуктах.
О том. как поэтапно обретает жизнь проект «Сахалин-1», рассказывает
директор АО «Сахалинморнефтегаз»-«Шельф» Алексей Михайлович Кузнецов.
В прошлом году, как известно, мы сдали одну разведочную скважину и выполнили
сейсмические работы по Аркутун-Дагинскому месторождению. Нынешний полевой
сезон проходит еще и на Чайвинском месторождении.
Сейчас у нас действуют две самоподъемные плавучие буровые установки
- «0ха» и «Эхаби», принадлежащие «Сахалинморнефтегазу». Им
предстоит пробурить 3, а возможно, даже 4 разведочные скважины.
В эти дни работы па первых двух из них находятся в завершающей стадии,
после чего нефтяники начнут испытание пластов на содержание углеводородов.
Готовятся и площадки для буровых операций в следующем году. Выполняется
экологический мониторинг.
Возросший объем работ, естественно, потребовал от инвесторов
увеличить капиталовложения, и «бюджет-97» в 4-5 раз превысил предыдущий.
Для проекта «Сахалин-1» нынешний год - это еще и начало проектирования
морских платформ. В состоявшемся конкурсе ведущих фирм мира на проектирование
н управление строительством платформ победу одержала компания «Кварнер».
Сейчас в Лондоне она уже ведет концептуальное проектирование этого
сооружения на 8 скважин, что вдвое больше, чем нами ранее предполагалось.
Соответственно увеличится и добыча нефти.
С установкой и введением в эксплуатацию этого своеобразного
металлического острова для инвесторов сразу же начнётся окупаемость. понесенных
затрат.
Одновременно идет интенсивная проработка вариантов транспортировки
нефти. Этот вопрос волнует практически всех.
И если по проекту «Сахалин-2» в первой фазе эксплуатации планируется
добыча нефти порядка двух - двух с половиной миллионов тонн в год, то по
проекту «Сахалин-1» сразу же будет добываться около 10 миллионов
тонн нефти в год — в пять раз больше! Мы не сможем где-то организовать
её хранение или останавливать скважины на зимний период
- себе дороже обойдется. И потому для нашего первенца - проекта «Сахалин-1»
— крайне важно наладить отгрузки нефти, а значит, встает и проблема с транспортом...
Изучалось множество вариантов. Специалисты обоих проектов все больше
склоняются к выводу, что в южной или центральной частях Сахалина необходимо
построить отгрузочные терминалы. Предположительно называются
дна пункта - поселки Ильинский и Пригородное.
К примеру, подачу газа потребителям центральных и южных районов нашей
области планируется осуществлять по магистральному газопроводу, который
пройдет по суше от северных береговых сооружений по сбору и подготовке
газа через центральную долину острова к югу, до поселка Пригородное. Трубопровод
будет снабжен арматурой для распределения газа по районам области.
Итак, Пригородное или Ильинский? По своим техническим возможностям
эти пункты примерно сопоставимы. Вопрос упирается в некое разночтение своих
задач проектами «Cаxaлин-l» и «Сахалин-2»; ведь у каждого из
них свои планы, задачи, свое видение проблемы. Вы-
работать окончательное решение, согласованное с обоими проектами, предстоит
уже в сентябре...
А пока, не теряя дорогого времени, проектанты шельфового
первенца загодя приступили к выполнению технико-экономического
обоснования первой фазы освоения Аркутун-Дагинского месторождения.
Они знают: предстоит трудная я долгая «беговая дорожка» — надо заручиться
всеми согласованиями, пройти необходимые экспертизы, устроить слушания
ТЭО и утвердить его. А это значит - быстрее приступить к реализации первой
стадии освоения месторождения.
Пройти эту дистанцию более чем в 15 ведомствах н различных организациях,
не сойти с неё раньше срока - такую задачу ставят перед собой специалисты
«Сахалинморнефтегаза». И работать им всем придется крайне напряженно, в
жестком режиме.
Параллельно всем этим делам идет работа и по подготовке оценки
воздействия возводимых сооружений па окружающую среду. Это тоже крайне
важная задача, от которой зависят и природа, и жизненный уровень населения,
и все, ради чего создавался этот проект...
Прогнозируется, что в 1998 году бюджет проекта «Сахалин-1» вырастет
более чем в 3 раза по сравнению с 1997 годом, лавинообразное нарастание
инвестиций становится реальностью, а значит, и увеличение объемов работ,
и резкое повышение занятости в нем российских предприятий.
Например, только проведение трубопровода с севера на юг Сахалина будет
стоить около миллиарда долларов США.
И нефтедоллары уже реально идут на службу Сахалину.
|