[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Михаил Клубничкин
Продакшн шэринг: необходимы налоговые перемены
  "Нефть и капитал", октябрь 1994 года
В сентябре на рассмотрение российского правительства передан пакет нормативных документов, посвященных соглашениям о разделе продукции (production sharing). Отсутствие в России законодательства, регулирующего эту наиболее популярную в мире форму нефтегазовых контрактов, является весьма серьезным сдерживающим фактором для потенциальных инвесторов — как отечественных, так и иностранных. Президентский указ о соглашениях о разделе продукции, увидевший свет в декабре прошлого года, стал скорее декларацией российского руководства о намерениях решить эту проблему, чем самим ее решением. Слишком многие важнейшие проблемы — в частности, вопросы налогообложения — были в нем лишь обозначены, что явно недостаточно для практического воплощения указа в жизнь. Между тем именно специальный налоговый режим, который применяется при реализации соглашений о разделе продукции между государством и пользователями недр, и является главным отличием таких соглашений от обычных лицензионных, на основе которых работают сегодня российские и совместные предприятия.

Поскольку действующее сегодня в России налоговое законодательство не предусматривает специального режима для соглашений о разделе продукции, разработчики налоговой части пакета подготовили предложения о поправках к закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» — они уже направлены в Государственную Думу. Слушания в первом чтении состоятся предположительно в октябре. Если парламентарии согласятся с предложенными изменениями, то порядок применения налогов в соглашениях о разделе продукции будет определяться правительством. Соответственно, после принятия новой версии закона оно сможет принять Положение (также находящееся в подготовленном пакете) о режиме налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Именно этот документ и станет основным регулятором налоговых отношений при продакшн-шэринге. Основные положения нового акта, проект которого готовился в тесном контакте с Минфином, Минтопэнерго и другими федеральными ведомствами, выглядят следующим образом:

1. В течение всего срока действия соглашения не могут взиматься никакие иные федеральные налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи (далее - налоги), региональные или местные налоги, кроме предусмотренных при заключении соглашения. Такие изъятия из общего налогового законодательства распространяются только на российских или иностранных юридических лиц (инвесторов), являющихся стороной в соглашении продакшн-шэринг, только на их деятельность в рамках данного контракта, а также на созданные ими для выполнения функций оператора компании — к примеру, СП. Единственным исключением является возможность ввоза товаров в Россию без обложения таможенными платежами и НДС не только инвесторами и операторами, но и их подрядчиками и поставщиками. Однако при этом ввезенные оборудование, конструкции, материалы и т.п. должны быть впоследствии переданы заказчику непосредственно
или в составе построенных объектов, либо полностью израсходованы в процессе выполнения соответствующего контракта. Ограничение сферы применения особого налогового режима инвесторами и операторами, а также указанными случаями ввоза товаров связано с невозможностью эффективного контроля со стороны государства за всеми подрядчиками и поставщиками, одновременно выполняющими и другие контракты, не имеющие отношения к соглашению.

2. При выполнении соглашения с инвестора и оператора взимаются только следующие налоги:

- платежи за право на пользование недрами; — платежи за землю, воду, лес (в случае самостоятельной заготовки древесины), а также за загрязнение окружающей среды;

- налог на приобретение транспортных средств, а также налог с их владельцев; 

- государственные пошлины за совершение юридических действий и другие аналогичные (регистрационные и т.п.) сборы, предусмотренные общим законодательством - в том числе сборы за таможенное оформление ввозимых и вывозимых товаров; — НДС и специальный налог, взимаемые только при приобретении товаров, работ и услуг и продаже минерального сырья в России;

- налог на прибыль, а также налог на дивиденды; 

- все налоги других субъектов Федерации, которые должны взиматься
с инвестора (оператора) согласно общему законодательству при осуществлении какой-либо деятельности в рамках соглашения на их территории, а также соответствующие местные налоги. Сохранение перечисленных налогов определяется разными, но весьма серьезными причинами, которые многократно детально обсуждались как самими разработчиками положения, так и с представителями Министерства финансов и другими заинтересованными сторонами. Несмотря на периодически высказываемые мнения о неприемлемости приведенного перечня для инвесторов, особенно иностранных, оно представляется не совсем верным. По крайней мере ведущие налоговые специалисты большинства крупнейших западных компаний причины, по которым тот или иной налог решено было включить в перечень взимаемых при выполнении соглашения, признали обоснованными, а сам перечень восприняли совершенно спокойно. Это связано с тем известным из мировой практики фактом, что инвестора интересует при заключении соглашения о разделе продукции не столько освобождение от налогов, сколько возможность знать весь перечень взимаемых налогов заранее и быть уверенным, что никаких изменений в этой области не произойдет в течение всего срока действия соглашения. 

3. Взамен взимания налогов государство получает часть добытого минерального сырья, которая определяется в порядке, установленном соглашением. Этот порядок должен предусматривать: 

- передачу инвестору части добытого сырья для возмещения его
фактических затрат на производство; 

- раздел между инвестором и государством добытого сырья, остающегося после возмещения затрат и передачи части сырья в счет уплаты регулярных платежей за право на добычу (роялти). Пропорции раздела сырья устанавливаются соглашением, как правило, в виде шкалы в зависимости от фактически достигнутой рентабельности капиталовложений или других показателей, характеризующих фактическую доходность инвестиций. Такая шкала должна обеспечить возможность: инвестору - вернуть вложенные средства в приемлемые сроки и получить в последующем прибыль, оправдывающую такие вложения с учетом стоимости капитала и риска, а государству - получить всю прибыль, превышающую этот минимально оправданный уровень, в том числе сверхприбыль рентного характера, определяющуюся естественной продуктивностью и другими природно-технологическими характеристиками месторождения.

Заметим, что ошибки в установлении такой шкалы, случавшиеся в мировой практике, неизбежно приводят либо к потере инвесторами интереса к вкладыванию средств в проект и, следовательно, к отсутствию каких-либо доходов для государства, либо к весьма ощутимому снижению таких доходов из-за неразумности зафиксированной в соглашениях шкалы. Более того, для нефтяных месторождений с различными природно-технологическими характеристиками и даже для участков, на которых еще отсутствуют доказанные запасы и сделать сколько-нибудь надежные технико-экономические расчеты к моменту заключения соглашения просто невозможно, можно использовать достаточно унифицированную шкалу раздела, отвечающую интересам как инвестора, так и государства. Поэтому высказываемое иногда мнение о нецелесообразности ориентации на соглашения о разделе продукции для участков, где отсутствуют уже открытые месторождения, из-за невозможности «угадать» необходимые пропорции раздела, является просто заблуждением — впрочем, достаточно понятным в условиях отсутствия в России значительного практического опыта и справочно-методической литературы, изданной на русском языке.

4. Минеральное сырье, поступающее в государственную собственность по условиям соглашения, делится между Российской Федерацией и субъектом Федерации в пропорции, установленной договором между соответствующими правительствами (или их совместным решением). Такая пропорция должна базироваться на оценке примерного соотношения потенциальных налоговых поступлений в федеральный бюджет, в республиканский (областной и т.п.) и соответствующий местный бюджеты в случае, если бы взимание налогов не заменялось разделом продукции, а возможность привлечения инвестиций в данный проект сохранялась. Это предполагает принятие во внимание предусмотренных действующим общим законодательством налоговых льгот и преференций, необходимых для сохранения привлекательности проекта с точки зрения потенциальных инвесторов. В нефтяной промышленности к таким мерам сегодня относятся установление индивидуальных ставок акциза (вплоть до его полной отмены для конкретного предприятия), освобождение от вывозных таможенных пошлин на срок окупаемости капиталовложений и снижение ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, приводящие к уменьшению доходов главным образом федерального бюджета. Предварительные оценки показывают, что для средних нефтяных месторождений на суше доля субъекта Федерации в государственной доле нефти может составлять, даже с учетом льгот по федеральной части налогов, не более 20 - 30%. Это станет, видимо, неприятным сюрпризом для некоторых местных руководителей, считающих, что «их» доля в продукции должна непременно соответствовать установленным пропорциям деления роялти. Можно достаточно смело прогнозировать оживление дискуссии по данному вопросу в Государственной Думе. Поэтому хотелось бы обратить внимание потенциальных непримиримых противников заложенного в положение подхода на следующее обстоятельство. В случае, если пропорции деления нефти будут менее предпочтительными, чем получение доходов непосредственно от взимания налогов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, интерес федеральных властей к использованию именно такой формы договорных отношений с пользователями недр непременно уменьшится. Это, в свою очередь, приведет если не к блокированию, то к серьезному торможению всего процесса подготовки и заключения соглашений. 

5. Государственные гарантии неизменности фискальных условий соглашения, данные инвестору при его заключении, законодательно подкрепляются следующими нормами: 

- освобождение от всех налогов, таможенных пошлин, отчислений и других обязательных платежей, не указанных выше в пункте 2, распространяется и на новые налоги, которые могут быть введены после заключения соглашения федеральными органами власти. Такое же решение обязательно должно быть закреплено решениями законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации и соответствующих административно-территориальных единиц в отношении региональных и местных налогов. Иначе заключение договоров с федеральным правительством о разделении государственной доли нефти просто невозможно, а любые записи в соглашениях в отношении освобождения от таких налогов не имеют юридической силы;

- для обеспечения процедурных гарантий соблюдения этих условий в
отношении федеральных налогов, а также норм валютного регулирования Государственной налоговой службе. Министерству финансов. Государственному таможенному комитету и другим федеральным органам, причастным к решению налоговых вопросов, вменяется в обязанность включать в любые издаваемые ими новые нормативные акты или проекты решений правительства, изменений законодательства о налогах или о валютном регулировании положения о том, что эти новые правила не распространяются на заключенные ранее соглашения о разделе продукции (если это приводит к ухудшению условий таких соглашений); 

- в случае, если в течение срока действия соглашения налоговые
власти любого уровня все-таки решат распространить на инвестора новые налоги (что, по мнению скептиков, к которым в данном случае относится и автор, вполне возможно, несмотря на наличие двух описанных выше норм), российская сторона соглашения обязана немедленно уменьшить роялти, государственную долю продукции или принять другие меры, исключающие экономические потери инвестора. При этом порядок применения этих компенсационных мер, в том числе формулы для расчета необходимых изменений роялти и т.п., могут быть включены в текст первоначального соглашения. Следующий вопрос, на котором следует остановиться подробнее, хотя и имеет лишь косвенное отношение к проблемам налогообложения, но постоянно поднимался в ходе подготовки пакета документов о соглашениях о разделе продукции. Речь идет о возможности преобразования заключенных ранее лицензионных соглашений, в том числе реализуемых совместными предприятиями, в соглашения о разделе продукции. Обсуждать сегодня эту проблему сложно, т.к. пока еще нет какой-либо окончательной позиции федеральных органов власти по этому вопросу. Что касается мнения разработчиков пакета, то существующие лицензионные соглашения могут быть преобразованы в соглашения о разделе продукции при наличии специального решения федерального правительства (а не Роскомнедр!) и региональных властей о возможности такого преобразования без объявления нового конкурса. При этом должны действовать только два общих ограничения: 

- к моменту преобразования в соглашение о разделе продукции все обязательства инвестора, предусмотренные выданной ранее отдельной лицензией, должны быть выполнены;

- инвестор должен вести обособленный бухгалтерский учет всех расходов и доходов, связанных с разведкой, разработкой и добычей нефти на конкретном участке недр, условия пользования которым, установленные лицензией, предполагается преобразовать в соглашение о разделе продукции.

Других препятствий общего характера для преобразования условий существующих лицензий в соглашения о разделе продукции авторы обсуждаемого пакета документов сегодня не видят. При этом предполагается, что существующие совместные предприятия смогут выполнять функции оператора по таким соглашениям, заключаемым непосредственно с правительством России и региональными властями группой инвесторов, включающей иностранную компанию и соответствующее российское предприятие. 
 

Михаил Клубничкин 
Консультант по налоговому законодательству аудиторской фирмы "Прайс Уотерхаус" (Price Waterhaus) 
Руководитель налоговой подгруппы рабочей группы по подготовке пакета нормативных документов о соглашениях о разделе продукции 
"Нефть и капитал", октябрь 1994 года, № 0, с.18-21

[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]