Процедурные требования
Соглашение на условиях СРП — это контракт, и как к любому контракту,
к нему предъявляются определенные процедурные требования, на основании
которых он и заключается. Рассмотрим несколько основных требований
к заключению соглашений о разделе продукции.
Во-первых, СРП может быть подписано только в том случае, если месторождение
включено в список объектов для разработки на условиях СРП и утверждено
Думой. Исключение сделано только для соглашений, подписанных до принятия
закона о СРП — «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинский проект.
Основными причинами, тормозящими внедрение СРП, стали несовершенство
процедуры принятия дополнений к перечню место-
рождений, разрабатываемых на условиях СРП, и нерасторопность Думы в
утверждении этих дополнений. Полтора года прошли практически безрезультатно.
Первый проект перечня, включавший около 250 месторождений, был решительно
отвергнут Думой в июле прошлого года. Следующий перечень, состоящий уже
лишь из 25 объектов, Дума отклонила в начале нынешнего года. Последний
перечень, сокращенный уже до 5 нефтяных месторождений, был, наконец, в
июне с.г. утвержден Думой.
Конечно, это только начало процесса, но прецедент создан, и инвесторы
вправе ожидать принятия последующих, уже готовых к утверждению перечней.
Во-вторых, СРП может быть подписано только в случае, если участок для
разработок выставляется на конкурс. Эта процедура предполагает несколько
исключений, касающихся объектов, переговоры по которым начались до введения
закона о СРП в силу, и месторождений, разработка которых уже велась инвестором
(в этом случае оператор, обычно российская фирма, имеет право пригласить
любого другого инвестора для работы на условиях СРП).
В-третьих, в отдельных случаях договор на условиях СРП подлежит ратификации
в Думе, даже если данное месторождение включено в перечень. К таким договорам
относятся месторождения, расположенные на континентальном шельфе России,
а также договоры на условиях СРП, заключенные без проведения тендера или
аукциона. Необходимо отметить, что некоторые из пяти месторождений, включенных
в утвержденный перечень, подпадают под одну из этих двух категорий. Так
что не исключено, что Дума припасла решение по ним на второй раунд дебатов.
В-четвертых, соглашения о разделе продукции подписывают от имени российского
государства уполномоченные лица. Закон о СРП гласит, что СРП уполномочены
подписывать от имени государства представители Как федерального правительства,
так и региональной исполнительной власти. Это положение дает четкий ответ
на вопрос «кто должен подписывать» в части обязательства федерального правительства.
Однако оставляет открытой тему о перспективах регионального законодательства.
Возникает необходимость детального исследования того и другого законодательства
с целью выявления обязательств региона в отношении соглашений на условиях
раздела продукции.
И последнее. Различные обстоятельства могут потребовать от инвестора,
работающего на условиях СРП, включить в разработку проекта российского
партнера. В действующем законе о СРП такого требования пока нет, но специалисты
сходятся во мнении, что данное положение в перспективе войдет в закон как
поправка или дополнение. Ситуация здесь схожа с положением о «местных поставках»,
т.е. значительно проще оформить законодательно какой-либо факт, уже имеющий
практическое применение. В то же время данное положение рассматривается
иностранными инвесторами как фактор, сдерживающий развитие СРП, поскольку
российские нефтяные компании часто настаивают на участии в СРП в качестве
инвестора, не имея при этом средств для инвестирования. Правда, похоже,
что в последнее время происходит постепенное «потепление» в отношении различных
финансовых структур к вопросу о кредитовании российских нефтяных компаний.
Оживление деятельности международных кредитных институтов, наряду с доработкой
соответствующего законодательства РФ, дает основания полагать, что рассмотренные
противоречия будет решены в положительном смысле.
Вступление в силу закона о СРП в России является эпохальным событием
для местного рынка инвестиций, и в частности инвестиций в нефтегазовую
промышленность. В течение вот уже почти двух лет, прошедших с момента принятия
закона, в работе по созданию жизнеспособного законодательного режима для
нефтегазовых проектов на условиях СРП были задействованы лучшие интеллектуальные
силы страны и финансовые агентства. Результаты такой работы пока еще весьма
скромны, но уже сейчас ясно, что было действительно лучше начать эту деятельность
в России обновленной, чем в дореформенной.
По мере того, как будут предлагаться все новые месторождения для разработки
на условиях СРП, требующие привлечения инвестиций, иностранные инвесторы
и их российские партнеры смогут точнее оценить законодательные риски и
подготовиться к политическим и правовым переменам, которые ждут на этом
пути.
|