В сегодняшней России, где основным источником поступления валюты являются
нефть и газ, соглашения о разделе продукции (СРП) имеют все шансы превратиться
в «локомотив» зарубежных инвестиций. К сожалению, при этом возникает немало
всяческих "но" для отечественной промышленности.
Основной принцип СРП — компенсация расходов инвесторов российским сырьем
— стимулирует затратный подход. Иностранцы будут стараться приобрести максимально
дорогое оборудование. Естественно, действуя в тесной связке со своими производителями
оборудования.
Часто приходится слышать, что-де в законе по СРП заложен механизм, обеспечивающий
получение не менее 70 процентов общей стоимости заказов на изготовление
оборудования российскими производителями. Это далеко не так.
Во-первых, забывают о том, что иногда в иностранное оборудование, завезенное
на российскую территорию, вворачивается болт, и
оно уже считается «отечественным». Во-вторых, закон содержит требование,
что российское оборудование должно быть конкурентоспособно по отношению
к иностранному по качеству и срокам поставок. На практике это может свести
к нулю требование о 70-процентной квоте для российских производителей.
Закон предоставляет иностранному инвестору возможность формально придраться
к качеству российской продукции и отклонить предложение. Сделать это можно
под любым предлогом. Аналогичная ситуация со сроками поставок. В-третьих,
закон не предусматривает никаких санкций в отношении инвестора, который
не соблюдает квоту по размещению заказов на российских предприятиях. Приходится
констатировать, что закон о СРП может подвергнуть отечественного производителя
откровенной дискриминации.
Теперь рассмотрим, кто и как обеспечивает интересы отечественных производителей
оборудования в ходе реализации СРП. В сентябре 1997 года правительственным
постановлением «О мерах по обеспечению прав и интересов Российской Федерации
при заключении и реализации соглашений о разделе продукции» была создана
Комиссия по реализации СРП. Известно, что большинство предприятий, занятых
изготовлением и проектированием оборудования для нефтегазового комплекса,
относятся к атомной .и аэрокосмической отраслям. Несмотря на это, прежний
председатель правительства Виктор Черномырдин почему-то решил не вводить
представителей Минатома и Российского космического агентства в состав комиссии.
Постановлением правительства в октябре прошлого года состав комиссии
был расширен. В него ввели представителей Военно-Морского Флота, Федеральной
пограничной службы, а также новых «полпредов» — Минтопэнерго, Минприроды
и других ведомств. Невероятно, но для представителей Минатома, Российского
космического агентства и Минторга, которые призваны продвигать отечественное
оборудование на рынки, опять не нашлось места.
Существует распространенное мнение, что реализация СРП приведет
к притоку инвестиций в российскую промышленность. Реальная ситуация такова:
отечественные предприятия, способные принимать участие в подрядных работах
по СРП, не имеют никакой информации о ходе подготовки и реализации проектов.
Все практические вопросы, связанные с реализацией СРП, решает небольшая
группа руководителей Минтопэнерго и Минэкономики. Это видно хотя бы по
такому примеру: документ, который определяет порядок отбора предприятий,
участвующих в поставках оборудования в рамках СРП, кулуарно готовился в
Минэкономики. Проект не был согласован с Мин-торгом, Минатомом, Госстандартом,
РКА и другими ведомствами. Не поэтому ли Минэкономики, которое призвано
защищать интересы российских предприятий, включило в документ вопиющее
требование о том, что претенденты на участие в конкурсе на поставку оборудования
в рамках СРП должны иметь опыт выполнения таких работ не менее пяти лет?
Ясно, что это требование могло лишить права участия в конкурсе все российские
предприятия оборонного комплекса. А именно они сегодня изготавливают наиболее
конкурентоспособное оборудование для нефтегазового комплекса. Благодаря
принципиальной позиции Союза производителей нефтегазового оборудования
Минэкономики поручено доработать документ. Однако есть ли уверенность,
что подобные формулировки не появятся в дальнейшем? Сегодня Минэкономики
упорно добивается статуса уполномоченного государственного органа по проведению
конкурсов и тендеров в рамках СРП. Есть проект правительственного постановления,
которое возлагает на Минэкономики «координацию работ и осуществление контроля
за размещением заказов на изготовление российскими производителями оборудования,
технических средств и материалов». Логика такова: ведомству, которое готово
отстранить все предприятия оборонного комплекса от работ по СРП, поручается
монопольно осуществлять контроль за размещением заказов.
Кулуарная и запутанная система координации работ по СРП лишает промышленников
информации и создает благоприятную почву для злоупотреблений. Каких только
названий нет: управляющие комитеты, наблюдательные советы, рабочие комитеты,
комитеты по надзору и т. д. И всем присуще одно свойство: интересы российской
промышленности они не защищают.
Отсутствие же поддержки российских производителей при проведении работ
по проекту «Сахалин-2» привело к тому, что платформа «Моликпак» — гигантский
искусственный остров — была закуплена в Канаде, а уникальные предприятия
российского атомного комплекса остались без заказов. Амурскому судостроительному
заводу кинули «кость» в виде заказа на изготовление металлического
основания для платформы. Но металл завод закупил... в Японии.
Странная ситуация складывается и вокруг Самотлорского проекта. Техническим
и экономическим консультантом Тюменской нефтяной компании выбрана американская
фирма «Халлибертон» — крупный поставщик нефтегазового оборудования и услуг
в страны СНГ. Можно, видимо, не сомневаться, что эта фирма сделает все,
чтобы лишить информации российских конкурентов и осуществлять монопольные
поставки.
При подготовке и реализации СРП недостаточно учитывать мнение только
администрации нефтегазодобывающего региона, как то нередко бывает. Например,
в рамках проекта «Сахалин-3» предполагается строительство нефтеперерабатывающего
завода. Администрации Сахалина важно, чтобы завод способствовал созданию
дополнительных рабочих мест в регионе. А то, что объект стоимостью около
двух миллиардов долларов будет закуплен скорее всего в Японии, их особенно
не волнует. Между тем именно эта проблема с точки зрения государственных
интересов является первостепенной. Но волнует она администрации Челябинской,
Свердловской, Тульской и многих других промышленных областей, Минатом,
Российское космическое агентство, которые отстранены от вопросов подготовки
и реализации СРП.
В вопросах реализации СРП принципиальную позицию занимают многие депутаты
Государственной думы, которые последовательно отстаивают интересы российской
промышленности. По их поручению заместитель председателя Комитета Госдумы
по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Степан Сулакшин
внес в правительство проект постановления «О мерах по развитию производства
отечественного оборудования в условиях реализации инвестиционных проектов
в нефтегазовом комплексе». Оно, несмотря на поддержку большинства ведомств,
пока не подписано.
Я хорошо знаком с тяжелейшей ситуацией на российских заводах, в НИИ
и КБ. Именно поэтому не могу быть безучастным к тому, что десятки миллиардов
долларов инвестиционных ресурсов по СРП при нынешнем развитии ситуации
останутся за рубежом. Если не принять экстренных и действенных мер в защиту
интересов отечественных производителей, то реализация СРП превратится во
вторую приватизацию «по Чубайсу» и войдет в историю России еще одним примером
беспрецедентного обогащения западных фирм и их лоббистов в нашей стране.
|