В 1-й разработанный правительством список участков недр, разработка
которых возможна на условиях СРП, вошли 8 участков нефтяных и нефтегазовых
месторождений. В перечень включены: ЛУГИНЕЦКОЕ месторождение (запасы 27
млн т нефти, 69 млрд куб. м газа, Томская обл.), ФЕДОРОВСКОЕ (350 млн т
нефти) и САЛЫМСКАЯ группа месторождений (137 млн т нефти, Ханты-Мансийский
АО), пермокарбоновая залежь УСИНСКОГО месторождения (79 млн т нефти); территория
БЛОКА 15, а также ЮЖНО-ЛЫЖСКОЕ и СЕВЕРО-КОЖВИНСКОЕ месторождения (70 млн
т нефти, Республика Коми), УДМУРТСКИЙ конкурсный участок, включающий 12
нефтяных месторождений (46 млн т нефти), ЮРУБЧЕНСКИЙ блок Юрубчено-Тохомского
нефтегазоконденсатного месторождения (360 млн т нефти, Эвенкийский автономный
округ Красноярского края), а также УВАТСКИЙ проект, объединяющий 5 нефтяных
месторождений и 10 перспективных участков (83 млн т нефти, Тюменская обл.).
За этот список проголосовали 287 депутатов, против - 25, воздержался -
1 (РИА "Новости" - 268 "за", 27 против; Прайм-ТАСС - 289 "за").
При этом решение принято с учетом предложения фракции КПРФ. По словам
члена фракции Николая САВЕЛЬЕВА, ко 2-му чтению необходимо внести в текст
законопроекта дополнение, в соответствии с которым переговоры о СРП должны
вестись только с отечественными недропользователями, реально осуществляющими
добычу.
Представляя законопроект депутатам, министр природных ресурсов РФ Виктор
ОРЛОВ и замминистра топлива и энергетики РФ Валерий ГАРИПОВ подчеркнули,
что добыча нефти на этих месторождениях благодаря реализации СРП возрастет
за 20 лет со 159 млн т до 597 млн т, поступления налогов и налоговых платежей
в бюджет - со 120 млрд до 500 млрд руб., а необходимый объем инвестиций
составит более 300 млрд руб.
Освоение этих месторождений, по словам В.Орлова, позволит решить острые
социальные проблемы: сохранение рабочих мест, жизнеобеспечение крупных
населенных пунктов, расположенных в районах месторождений, проведение конверсии
на предприятиях оборонной промышленности.
Для дальнейшего освоения этих объектов, отметил министр, требуются значительные
капитальные вложения. По его словам, без привлечения средств инвесторов
на условиях СРП проекты освоения этих месторождений не будут реализованы,
что приведет к негативным социальным последствиям.
Во 2-й список вошел морской КИРИНСКИЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ БЛОК ПРОЕКТА "САХАЛИН-3"
(в соответствии с законодательством, СРП по шельфовым месторождениям должны
приниматься отдельными законами). За него проголосовали 279 депутатов,
против - 8, воздержались - 2 (Прайм-ТАСС - 281 "за").
Результаты предварительного экономического анализа разработки Киринского
блока, по данным правительства РФ, показывают, что инвестор должен вложить
в проект более $30 млрд без учета инфляции, в т. ч. капитальные вложения
составят $13,5 млрд. При этом срок отрицательного потока наличности при
действующей налоговой системе будет составлять 16 лет, а проект будет убыточным
для инвестора около 45 лет.
Компании Mobil и Texaco обязались вложить только в программу поисково-разведочных
работ на Киринском блоке не менее $151 млн и выплатить разовых платежей
в виде бонусов $50 млн.
Отнесение Киринского блока к участкам недр, право пользования которым
может быть предоставлено на условиях раздела продукции, и последующее заключение
СРП по этому блоку послужит основанием для участия в равных с компаниями
Mobil и Texaco долях российских компаний "Роснефть-Сахалинморнефтегаз"
и НК "Роснефть" (33%) в реализации соглашения о разделе продукции Киринского
блока. При этом при реализации соглашения государство получит около $20
млрд прямых поступлений в виде налогов и прибыльной доли государства при
добыче углеводородного сырья только по Южно-Киринской площади.
Госдума в марте - апреле рассмотрит во 2-м чтении 2 законопроекта
о перечнях участков недр, разрабатываемых на условиях СРП
Два законопроекта о перечнях участков недр, разработка которых может
вестись на условиях раздела продукции, принятые Госдумой в 1-м чтении 17
февраля, планируется вынести на рассмотрение ГД во 2-м чтении в марте -
апреле. Об этом 19 февраля на пресс-конференции заявил сопредседатель комиссии
Госдумы по рассмотрению правовых вопросов недропользования на условиях
раздела продукции Николай РЫЖКОВ.
Один из законопроектов включает 8 нефтегазоконденсатных месторождений,
расположенных на территориях Коми, Удмуртии, Томской и Тюменской областей,
Ханты-Мансийского и Эвенкийского автономных округов. Другой законопроект
включает в себя Киринский блок проекта "Сахалин-3".
По словам Н.Рыжкова, в дальнейшем планируется рассмотреть возможность
включения в перечень месторождений, разрабатываемых на условиях СРП, месторождения
"Северные территории" и Приобского нефтяного месторождения. В марте депутаты
планируют посетить данные месторождения.
В дальнейшем, по словам Н.Рыжкова, депутаты намерены рассматривать другие
законопроекты о перечнях при условии, что они не будут содержать более
одного-двух участков недр, предлагаемых к разработке на условиях раздела
продукции.
Комментарий "Сегодня". Вкус к инвестициям
Российские законодатели почувствовали вкус к инвестициям и к их привлечению
в разработку нефтегазовых месторождений на условиях раздела продукции.
17 февраля Госдума приняла в 1-м чтении перечень месторождений, подлежащих
разработке на условиях СРП из 8 объектов, плюс отдельный законопроект на
ту же тему, касающийся Киринского шельфового блока конкурса "Сахалин-3".
Если первый перечень вымучивается депутатами 2-й год, то Киринский проект
взял препятствие с ходу. Ничто теперь не остановит победное шествие раздела
продукции в России: ни обвал мирового рынка, ни потеря Россией международной
репутации. Пусть международные эксперты продолжают свой издевательский
спор: продержатся ли нефтяные цены на низком уровне в течение ближайших
2-3-х лет, или они упали навсегда. Пусть кредиторы России терзаются сомнениями.
Депутатов теперь это не интересует. Есть политическая воля - инвесторы
приложатся. Законодательная база раздела продукции создана, а депутатский
корпус созрел для того, чтобы стать поставщиком благих вестей для инвесторов.
И неважно, по идейным ли соображениям, по просьбе коалиционного кабинета
или по иным причинам. Проблема раздела продукции уже вышла из стадии теоретических
споров и идеологических привязок. Теперь вопросы стоят конкретные и ответов
требуют однозначных.
"Искусство договариваться дает больший эффект, чем демонстрация собственного
интеллекта", - эта фраза работника аппарата думского комитета по промышленности,
произнесенная на недавнем международном семинаре, дает исчерпывающее объяснение
нынешнего успеха законодательства по СРП после того, как от процесса была
отстранена не умеющая "договариваться" фракция "Яблоко" и недостаточно
конкретный комитет по природным ресурсам. В искусстве договариваться -
корень прогресса, не в понимании рыночной ситуации и экономических законов
и не в установлении прозрачных правил игры. Триумфальное прохождение перечней
СРП через Думу сопровождалось лишь редкими возражениями отдельных депутатов.
Но исключения лишь подтверждают правило. Громче других звучал голос депутата
Риты ЧИСТОХОДОВОЙ. Она яростно возражала против включения в перечень Усинского
месторождения в Коми. "Что такое инвестиции? Это деньги нашего народа,
который ограбили дважды в холе реформ. И вывезли деньги за рубеж". Произвело
ли это откровение впечатление на депутатов? Ничуть. Рита Чистоходова -
независимый депутат. А фракции уже определились.
Сама же депутат Чистоходова вполне откровенно объяснила свою позицию
еще год назад, при первом обсуждении Усинского проекта на межфракционной
комиссии. "Я - единственный депутат от Коми, а ко мне даже никто не пришел".
"Как же, Рита Васильевна, мы же к Вам приходили, неужели Вы не помните?"
- опешил представитель инвестора. "Да разве это "приходили?" - прилюдно
возмутилась Рита Васильевна, - вот к ЛДПР вы действительно приходили, и
теперь они вас все дружно поддерживают".
У фракций есть теперь точный показатель инвестиционной привлекательности
России - длина очереди желающих договориться. Показательно, что рьяным
защитником Киринского блока стал сахалинский коммунист Иван ЖДАКАЕВ - старый
противник сахалинских СРП. "Прозревший" депутат успокоил коллег: нет оснований
для беспокойства, инвесторы еще придут в Думу утверждать свое соглашение
и удовлетворят любопытство.
Но неучтенным осталось одно обстоятельство. Среди инвесторов Киринского
проекта - две американские компании, Mobil и Texaco. В американском законодательстве
есть "Акт о коррупционной практике за рубежом". Граждане США, уличенные
в попытках известным образом "договориться" с властями других стран, рискуют
понести за это уголовную ответственность. Досадно, если именно это обстоятельство
станет препятствием для притока инвестиций в Россию.
Комментарий журнала "Эксперт". Новые недра разделят
Госдума проголосовала в 1-м чтении за включение в перечень месторождений,
допущенных к разработке на условиях раздела продукции, 9 новых участков
недр. Сейчас к разработке на условиях СРП допущены 10 месторождений, правда,
сами соглашения заключены только по трем из них, при этом только на двух
(проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2") начаты работы по освоению недр.
По словам замминистра топлива и энергетики Валерия ГАРИПОВА, с утверждением
нового перечня к разработке на условиях СРП будут допущены 16% разведанных
в стране запасов нефти при законодательно установленной планке в 30%. Это
либо наполовину выработанные, либо настолько труднодоступные месторождения,
что разрабатывать их на обычных налоговых условиях невыгодно.
Однако не стоит рассчитывать, что иностранные инвесторы сразу же начнут
их разрабатывать на льготных условиях СРП. Продолжающееся падение мировых
цен на нефть и газ не обещает быстрой отдачи, и еще недавно высокоприбыльные
проекты сейчас стали высокорискованными либо вообще убыточными.
Еще 3 года назад, когда правительство вносило в Думу перечень из 250
месторождений, но депутаты с ходу отвергали идею "распродажи недр иностранцам",
разработка на условиях СРП многих месторождений была рентабельной и могла
привлечь в страну крупные иностранные инвестиции. Сейчас же, когда думцы
стали проявлять благосклонность к СРП, указанные участки недр привлекают
инвесторов лишь как объекты потенциальной разработки в будущем, в случае
улучшения ценовой конъюнктуры. В такой ситуации потенциальные инвесторы,
скорее всего, будут затягивать переговоры о заключении СРП до лучших времен.
|