Страна - финансовый банкрот. Правительство судорожно ищет источники
пополнения казны. Большие надежды правительство возлагает на реализацию
проектов по разработке крупнейших нефтегазовых месторождений на основе
соглашений о разделе продукции (СРП). Поэтому неудивительно, что Федеральное
Собрание, поддерживающее правительство, быстро одобрило пакет изменений
и дополнений к законам по недропользованию и налогообложению, которые не
удовлетворяли иностранных инвесторов. 10 февраля президентом подписан соответствующий
закон. В связи с этим можно утверждать, что у России есть большой шанс
расстаться с самыми ценными нефтегазовыми месторождениями, причем с такой
же эффективностью, какая была достигнута в ходе поспешной приватизации
всей промышленности, включая предприятия ТЭКа.
Юрий Маслюков при представлении этого законопроекта в Думу отрицал,
что принятие правительственных изменений и дополнений в законы, так или
иначе связанные с СРП, "способствует разграблению наших природных ресурсов
и нерациональному использованию богатств недр". Между тем стоило бы, наверное,
задуматься над таким фактом. При Викторе Черномырдине были подписаны всего
3 соглашения по СРП, да и сделано это под мощным давлением первых лиц Франции
и США. В течение двух с лишним лет ЧВС подвергался обвинениям со стороны
лоббистов в препятствовании принятию изменений и дополнений к законам.
Соответствующие законопроекты, которые вносились в основном представителями
фракции "Яблоко", без поддержки правительства так и не преодолели сопротивление
Думы. Несомненно, что такая позиция бывшего главы правительства лишь подтверждает
опасения, отвергаемые Ю.Маслюковым. При этом стоит подчеркнуть, что Черномырдин
все тонкости недропользования знает не понаслышке, тогда как нынешние первые
лица правительства об этом могут судить только по рекомендациям помощников.
СРП - это концессия
Идея привлечения инвестиций в страну через концессии начала прорабатываться
еще в перестроечные времена. Однако разработка соответствующего закона
явно не встречала поддержки в Верховном Совете. В Думе инициативу разработки
законов по недропользованию взяла на себя фракция "Яблоко", представитель
которой Алексей Михайлов возглавил комитет по природным ресурсам.
Зная, что понятие "концессия", по определению, вызывает резко негативную
реакцию основной массы депутатов и потому нет никакой надежды на быстрое
принятие соответствующего закона в либеральной редакции, группа "яблочников"
во главе с председателем комитета предложила законопроект с мало что говорящим
названием "О соглашениях о разделе продукции".
Расчет на то, что слабо подготовленные депутаты клюнут на нейтральную
словесную упаковку закона, оправдался. Причем заведомая нестыковка нового
закона с действующими системами недропользования и налогообложения авторов
не смущала - они рассчитывали, что им удастся быстро провести через Думу
необходимые изменения в эти юридические нормы при главенстве закона СРП.
Однако процесс затянулся уже на 3 года и, несомненно, главная заслуга в
этом принадлежит Виктору Черномырдину.
Тем не менее фракция "Яблоко" при поддержке Нефтяного совещательного
форума (НСФ, PAF) развернула массированную обработку депутатов и губернаторов.
И надо признаться, что бонусы от сахалинских проектов для обладминистрации
и появление оплачиваемой работы в регионе убедят любого безденежного губернатора,
если у него появится надежда хоть что-то ухватить.
Фракция ЛДПР, лидер которой Владимир Жириновский постоянно обвинял "Яблоко"
в получении американских денег, добилась в Совете Думы, чтобы законопроекты
по СРП готовились в комитете по промышленности, который возглавляет ее
представитель Владимир Гусев.
Перед нефтедолларами не устояли и коммунисты. Теперь получается, если
верить спикеру Госдумы Геннадию Селезневу, что все 5 лет они распространяли
"страшилки" о распродаже природных ресурсов. Спикер призвал покончить со
"страшилками". Нефтедоллары, оказывается, нужны всем. Другого объяснения
внезапного благожелательного отношения всех фракций Госдумы к законопроектам
по СРП нет, ибо за 5 лет ничего принципиально нового в разработку законодательных
основ не привнесено.
Старые сказки
Новообращенный сторонник СРП Владимир Гусев, повторяя аргументацию "яблочников"
3-хлетней давности, занялся переводом основных положений законодательства
о СРП на общедоступный язык. Его утверждения достойны комментария.
"СРП не приватизация, а аренда недр".Никто не скажет, что можно сдать
в аренду яйцо, но относительно недр такие утверждения в порядке вещей,
хотя в обоих случаях в итоге остается выеденное яйцо.
"За государством сохраняется полный контроль над недрами".Для создания
видимости, что закон о СРП обеспечивает интересы государства, этот документ
нашпигован неопределенными положениями типа "в соответствии с законодательством
РФ", тогда как соответствующая правовая норма самим законом не определена.
В таких условиях разработчики соглашений о разделе продукции должны были
руководствоваться нормами, установленными в законах по недропользованию
и налогообложению. Изменения же и дополнения в законодательство, предлагаемые
правительством, полностью исключают из соответствующих законов правовые
нормы, которые хоть как-то ограничивали бы произвол чиновников при формировании
условий соглашений. Самые существенные параметры соглашений - условия недропользования,
срок их действия, распределение дохода и прибыли, обязательства инвестора
- устанавливаются не законом, а самими условиями соглашений. Компания-оператор
теперь на законном основании может регистрироваться вне пределов России
и таким образом быть недоступной судебным и налоговым органам.
"Доход наш будет исчисляться сотнями миллиардов долларов".Оснований
верить в подобную сказочную картину нет никаких. Без сложных расчетов очевидно,
что "Оценка воздействия на социально-экономическое развитие России крупномасштабных
инвестиций в рамках 6 соглашений о разделе продукции", рассчитанная НСФ,
завышена на 1/3, всего ничего - на $200 млрд. Более того, достоверность
остальных $400 млрд и их распределение между российской стороной и иностранными
инвесторами весьма сомнительны.
Однако окончательно хоронит все разговоры об экономической эффективности
указанных проектов нынешняя ценовая ситуация на мировом рынке. Цена на
нефть, заложенная в расчет эффективности проектов, составляла $14/барр.
В последние 2 года основная тенденция в динамике цен на нефть отрицательная.
В феврале цена на российскую нефть опустилась ниже $9.
"Сегодня надо очень и очень торопиться с заключением соглашений по СРП".
Российский объем продаж нефти на мировом рынке не превышает 120 млн т.
Выход дополнительной российской нефти, как и нефти прикаспийских государств,
на мировой рынок никто не будет приветствовать, ибо это создаст новые предпосылки
для дальнейшего понижения цен. Производственные издержки у других членов
СНГ значительно ниже, что делает нашу нефть неконкурентоспособной. В таких
условиях компания - концессионер нефтегазовых месторождений в лучшем случае
будет работать исключительно на возмещение издержек.
"Быстрое принятие законов по СРП позволит заложить в бюджет 1999 года
соответствующие доходные статьи". Платежи, которые в какой-то мере будут
значимы для бюджета, начнут поступать в лучшем случае (если на мировом
рынке поднимутся цены на нефть) через 7-8 лет после подписания соглашения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взять расчетные графики платежей по
сахалинским проектам.
Губернаторские надежды
Между тем необходимо отметить, что позиции по СРП у многих губернаторов
и депутатов изменились. Широкая реклама изменений в социально-экономическом
положении Сахалинской области с началом реализации двух нефтегазовых проектов
не могла не оказать соответствующего влияния на них. Поэтому есть смысл
рассмотреть сахалинскую ситуацию более внимательно.
Администрация ежегодно получает от участников проекта взнос в фонд развития
Сахалина (в 1996 г. - $20 млн., в 1997 г., - $30,15 млн., в 1998 г. - $20
млн.). Щедрость компаний-операторов значительно потускнеет, если сравнить
их "дары" с тем, что они получили в свое распоряжение - нефть и газ на
$140 млрд. Кроме того, некоторые иностранные компании, участвующие в первых
двух проектах, уже поделили между собой почти весь оставшийся сахалинский
шельф. Сейчас они ждут не дождутся подписания новых соглашений.
Что такое сегодня для большинства российских губернаторов дополнительные
$10 млн., говорить излишне. Неудивительно, что все губернаторы, у которых
есть хоть какие-либо залежи полезных ископаемых, вдруг стали сторонниками
СРП. Они настояли на поправках к закону, согласно которым мелкие месторождения
могут передаваться в разработку на условиях СРП по усмотрению субъектов
Федерации. Дума пошла навстречу Совету Федерации и уже одобрила это предложение.
Однако надежды на благотворительность инвесторов и в этом случае неоправданны.
Взять тот же Удмуртский проект, представленный республиканским правительством.
Здесь группа мелких трудноизвлекаемых месторождений. Основное требование
местного правительства - инвестор должен предоставить $250 млн. на реконструкцию
ижевских заводов. Выполнение требования жизненно необходимо для республики,
но оно несоразмерно с качеством месторождения. Таким образом, только субъекты
Федерации Крайнего Севера и Сахалина могут рассчитывать на что-то более
или менее приличное, например в виде бонусов. Здесь, конечно, значительно
повысится занятость. Надежды других губернаторов, связанные с заказами
на товары и услуги, скорее всего, окажутся тщетными.
Интересы инвестора превыше всего
Валерий Язев, председатель подкомитета ГД по топливным ресурсам, разделяет
тревоги западных нефтяных компаний. Депутат ГД по списку движения "Наш
дом - Россия" по ключевому вопросу о подмандатности соглашений отечественному
законодательству говорит четко и ясно: "В нашем законодательстве не предусмотрено,
что в случае конфликтной ситуации - а ее они обоснованно опасаются при
нашей правовой, административной, политической нестабильности - разбираться
должен международный арбитраж, а не российский суд".
Логика более чем странная для народного представителя. Нестабильность
в стране и произвол чиновников действительно существуют. Но почему от этого
произвола защищать необходимо только иностранного инвестора? Вот "Яблоко"
обвиняет наше правительство в коррумпированности, но почему-то считает,
что только оно может решать судьбу последних экономически рентабельных
ресурсов страны и категорически возражает против утверждения Госдумой соглашений,
подписанных правительством.
Уровень понимания государственных интересов и своей роли в их защите
недавно продемонстрировал замминистра топлива и энергетики Сергей Чижов.
При его руководстве "Роснефтью" государство потеряло "Пурнефтегаз". Компанию
вернули государству российские суды, но это не значит, что и в международном
суде дело по возврату в госсобственность "Пурнефтегаза" решилось бы столь
благоприятно для правительства.
Но с реализацией СРП правительство торопится. Оно уже назначило пятерых
замминистра топлива и энергетики руководителями комиссий по подготовке
соглашений по ряду крупных проектов. Чем они будут руководствоваться при
этом? Между тем предлагаемые правительством поправки и изменения к законодательству
(частично уже принятые Федеральным Собранием) полностью выводят соглашения
по разделу продукции из российского правового поля. Любые условия соглашения,
серьезно ущемляющие интересы государства, не могут быть пересмотрены без
согласия инвестора в течение всего срока действия договора, то есть 33-58
лет. В то же время инвестору гарантируется полная свобода рук: он имеет
возможность прервать выполнение соглашения, имитировать деятельность по
разработке месторождения, придерживая за собой права на него до лучших
времен, и т. д.
Минимум требований
Поправки и дополнения к российскому законодательству, так или иначе
связанному с использованием недр и реализацией СРП, которые уже приняты
и предстоит принять, только усиливают диктат иностранных инвесторов.
Приостановить реализацию закона СРП практически невозможно. В этих условиях
необходимо добиться, чтобы соглашения выполнялись при соблюдении определенных
условий.
- Компания-оператор, осуществляющая разработку месторождения на условиях
СРП, обязана регистрироваться в России. Регистрация компаний-операторов
за рубежом порождает целый ряд негативных последствий. Во-первых, многие
сотни миллиардов долларов выручки за российскую нефть не вернутся в страну,
что никак не будет способствовать укреплению национальной валюты. Более
того, российские участники проекта вынуждены будут конвертировать рубли
и переводить туда же свою долю финансовых ресурсов, как это имеет место
в проекте "Сахалин-1". Во-вторых, компания-оператор полностью выпадает
из-под юрисдикции российского законодательства и становится недоступной
для судебных и налоговых органов.
- В состав участников каждого проекта должна быть включена государственная
компания, которая представляла бы и защищала интересы России. Эта компания
могла бы или иметь определенную долю в проекте, как обычный инвестор, или
владеть "золотой акцией". Успех Норвегии в использовании инвестиционного
потенциала своих морских месторождений в немалой степени обеспечила государственная
компания Statoil - непременный участник всех проектов.
- Необходимо четко и однозначно - как в законе, так и в соглашениях
- закрепить положение, что собственником имущества, приобретенного инвестором,
после получения им компенсационных выплат из выручки от реализации добытой
нефти становится компания, представляющая в проекте государство. Следует
отметить, что сейчас в законе о СРП и в 3-х реализуемых проектах вопрос
о праве собственности на уже оплаченное имущество старательно запутан в
пользу инвестора, да и участие в разработке месторождения государственного
представителя не предусмотрено. Вместе с тем хорошо известно, что через
10-12 лет освоения месторождения большая часть основных фондов, вся инфраструктура
уже будут оплачены из выручки. Однако ни закон, ни соглашения совершенно
не учитывают этого факта, хотя финансовый вклад сторон со временем существенно
изменяется.
- Срок работ по проекту может быть любой, но срок действия соглашения
не должен превышать 15 лет. В Китае, например, срок действия соглашения
10 лет, если не требуется проводить доразведку месторождения, и 15 лет
в противном случае. У нас в подписанных соглашениях ограничение закона
"О недрах" по сроку (20 лет) обойдено элементарно - инвестору предоставлено
безусловное право принимать решение о продлении работ в прежнем правовом
режиме. Таким образом, государство в течение всего срока реализации проекта
не вправе хоть что-то изменить в условиях соглашения. Срок в 15 лет является
предельным - за это время геология месторождения в значительной степени
проясняется, инвестор практически целиком восполнит свои издержки на освоение
за счет выручки от реализации нефти, существенно изменится экономическая
и политическая ситуация в мире и внутри страны.
Уточнять и дорабатывать закон можно до бесконечности, но вышеприведенные
положения являются базовыми. Невыполнение любого из них серьезно ущемляет
интересы государства: речь идет о многих десятках миллиардов долларов,
а иной раз и о сотнях.
|