Закончив теоретическую работу над проектом бюджета, правительство всерьез
озаботилось его практическим выполнением. Возможность конфуза с получением
указанных в документе доходов чрезвычайно велика. В частности, в проекте
бюджета заложено получение $7,5 млрд от международных организаций, но никаких
договоренностей об этом до сих пор не достигнуто. Сегодня правительственная
делегация во главе с первым вице-премьером правительства Юрием Маслюковым
вылетела в США, чтобы продолжить переговоры с МВФ о выделении России кредита.
В разговоре с западными кредиторами первому вице-премьеру будут помогать
министр экономики Андрей Шаповальянц, замминистра финансов Олег Вьюгин,
заместитель председателя Центробанка Татьяна Парамонова.
Несмотря на то что депутаты поддержали проект бюджета-99 в первом чтении,
козырей в руках первого вице-премьера будет не так уж много. Во-первых,
в процессе прохождения через Думу бюджет может значительно «раздуться».
Во-вторых, даже первоначальный текст документа с сомнительными доходами
от налоговых нововведений и курсом рубля, который уже сейчас меньше реального,
является плохим аргументом в переговорах с придирчивыми кредиторами.
По большому счету новое правительство смогло справиться только с одной
из поставленных Фондом задач. После растянувшихся на три года баталий Дума
приняла два закона о разделе продукции. Интерес иностранцев к российским
недрам далеко не случаен. В отличие от золотовалютных резервов ЦБ российские
запасы «черного золота» остаются стабильными вне зависимости от финансово-экономического
положения в стране.
Вкратце принцип СРП заключается в том, что инвестор (в том числе и иностранный)
освобождается от части российских налогов, но отдает государству некоторую
долю добытого сырья либо ее денежный эквивалент. Только от работы двух
проектов — «Сахалин-1» и «Сахалин-2» — за 30 лет государство должно получить
80 млрд долларов. Однако главное достоинство подобного рода соглашений
заключается даже не в деньгах. Они создают новые рабочие места и обеспечивают
заказами российские предприятия. По подсчетам специалистов, одно рабочее
место в нефтяной промышленности создает 10 мест на транспорте, в строительстве
и торговле.
Безусловное достоинство принятых законов заключается в том, что в них
удалось смягчить количественные ограничения на разработку недр. Согласно
первому принятому Думой варианту закона на условиях СРП можно было разрабатывать
20% всех разведанных и 10% «стратегических» запасов. Любопытно, что только
по двум работающим проектам инвесторы оказались близки к 20%-ной планке,
а значит, о заключении других соглашений не могло быть и речи.
Опыт губернатора Сахалинской области Игоря Фархутдинова, который уже
получил от инвесторов 40 млн долларов в фонд развития Сахалина, заставил
сенаторов отклонить драконовский закон. Второй его вариант оказался более
демократичным. Инвесторам отдали 30% запасов, а туманное понятие «стратегичности»
из закона исключили. По оценкам экспертов, в ближайшие 5—7
лет такое ограничение не будет тормозить работу инвесторов.
В результате долгих переговоров удалось решить и другой принципиальный
для инвесторов вопрос. Депутаты настаивали на том, чтобы каждое соглашение
с инвесторами проходило через Думу и принималось в виде отдельного федерального
закона. Сенаторы смягчили и это условие. Теперь законом будут утверждаться
только месторождения на континентальном шельфе.
Таким образом, на традиционном американо-российском инвестиционном симпозиуме
в Школе государственного управления имени Джона Кеннеди при Гарвардском
университете Юрий Маслюков может порадовать западных инвесторов возможностью
разрабатывать российские недра на льготных условиях. Хватит ли их
радости для выделения России очередного кредита, пока неизвестно.
|