СОЮЗ ГОРНОПРОМЫШЛЕННИКОВ РОССИИ
почтовый адрес: 103718, Москва, Славянская пл., д.2
тел./факс: 784-68-28
№AC-1/15 от 12.11.98
Государственная Дума РФ
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам
Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике
Комитет по природным ресурсам и природопользованию
Союз горнопромышленников России просит Государственную Думу РФ оградить
железорудную промышленность от систематических попыток лоббирующих организаций
провести через Думу законопроекты по увеличению платежей за недропользование.
В частности, в настоящее время Минприроды РФ готовит поправки к действующему
закону «О недрах», предусматривающие увеличение отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы (МСБ) до 3 раз. Увеличение отчислений достигается
путем подмены объекта налогообложения: вместо «стоимости добытого полезного
ископаемого» налогооблагаемой базой объявляется «стоимость
первого товарного продукта». Для железорудных предприятий это
конкретно стоимость концентрата, которая в 3 раза выше стоимости добытой
из недр руды.
Указанная попытка увеличить налоговую нагрузку на горнорудные предприятия
является третьей по счету. С подачи лоббирующих интересы геологоразведочных
организаций ведомств Государственной Думой (прошлого созыва)
30.12.95г был принят Закон № 224-ФЗ «О ставках отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы», которым впервые ставки были
установлены от стоимости первого товарного продукта, а не от стоимости
добытых полезных ископаемых.
В результате Закон N~ 224-ФЗ от 30.12.95г вошел в противоречие с Законом
«О недрах» основным законом, регламентирующим отношения недропользования
в России, действие которого в соответствующей части отменено не было.
Поскольку Закон «О недрах» имеет приоритет (ст.1 часть 6) перед другими
законами по недропользованию, то Госналогслужба РФ и Минфин РФ письмом
от 21.03.96г №ПВ-6-04\200 и №07-09-03 вынуждены были для устранения возникших
противоречий дать разъяснения, что первым товарным продуктом следует считать
добытую руду.
Лоббистов это не устроило и они добились, что с 01.07.97г была введена
в действие Инструкция Госналогслужбы РФ от 31.12.96 №44 «О порядке исчисления,
уплаты в бюджет и условий использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой
базы». В качестве налогооблагаемой базы в Инструкции был снова предусмотрен
концентрат. Однако под давлением многочисленных
обращений предприятий, губернаторов, отраслевых ассоциаций,
профсоюзов, возмущенных нарушением отраслевой Инструкцией федерального
Закона «О недрах», Госналогслужба вынуждена была с сентября 1998г концентрат
из налогооблагаемой базы исключить.
Очередная попытка Минприроды РФ увеличить платежи на воспроизводство
МСБ теперь заключается во внесении поправок в сам Закон «О недрах» в том
же варианте: заменить налогооблагаемую базу.
Подобная «поправка» к Закону «О недрах» не имеет под собой никаких юридических
оснований, поскольку юрисдикция Закона «О недрах» распространяется
только на недра, а недра согласно определению статьи 1 указанного Закона
- это «часть земной коры, расположенная ниже земной поверхности».
Следовательно, концентрат не является частью недр. Кроме
юридической некорректности, проектируемая
подмена налогооблагаемой базы неправомерна с экономической точки зрения.
Экономический смысл платежей на воспроизводство МСБ - возмещение государству
расходов на поиски и разведку разрабатываемых
месторождений.
Расходы на поиски и разведку концентрата государство не производило,
поскольку такого вида полезного ископаемого в природе не существует.
При рассмотрении данного вопроса необходимо учесть, что налоговая нагрузка
на железорудные предприятия в 1,5 раза выше средней по промышленности,
т.к. они наряду со всеми обычными налогами производят дополнительные платежи
за недропользование. Дальнейшее увеличение этой нагрузки приведет к убыточности
большинства предприятий.
Повышение цен на руду с целью включить в них дополнительные платежи
не представляется возможным из-за ограничений ценами на металл.
Но даже при повышении цен на руду бюджет в целом ничего не выигрывает,
т.к. увеличение стоимости сырья приведет к снижению прибыли и уменьшению
налогооблагаемой базы в следующих переделах.
Убедительно просим Госдуму РФ не допустить удовлетворение
ведомственных интересов Минприроды РФ за счет нанесения ущерба горнорудным
предприятиям, а в конечном итоге и бюджету РФ.
Для этого необходимо не корректировать действующий Закон «О недрах»,
а привести Закон №224-ФЗ от 30.12.95г. и нормативные документы Госналогслужбы
РФ в соответствие с ним.
Считаем недопустимым поручать разработку законопроектов
заинтересованным ведомствам (в данном случае Минприроды РФ) без привлечения
горной общественности.
Вице-президент А. Сухорученков
|