В Государственной Думе прошли парламентские слушания по законодательным
проблемам, возникающим при практическом применении так называемого Закона
о СРП (соглашения о разделе продукции), который предусматривает привлечение
иностранных инвестиций для разработки месторождений полезных ископаемых.
Журналист газеты "Советский Сахалин" взял интервью у председателя Комитета
Госдумы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике В. Гусева,
который проводил слушания.
— Владимир Кузьмич, чем вызван новый всплеск интереса к закону
о разделе продукции?
— Вообще говоря, интерес к этой проблеме не ослабевает вот уже три года,
с тех пор как был принят соответствующий базовый закон. Правда, он был
несовершенен, нуждается в поправках, а главное, требует уточнения некоторых
других законов, с которыми вступил в противоречие. По сути дела, речь идет
о создании целостной правовой, законодательной базы для использования Закона
о СРП. Но этот процесс продвигался медленно. Однако сегодня, после дефолта
17 августа, когда доверие инвесторов к нашей стране оказалось серьезно
подорванным, всем стало ясно, что соглашения о разделе продукции являются,
возможно, самым эффективным источником быстрого привлечения инвестиций
в реальный сектор экономики. Ведь они основываются не на кредитах, а на
договорах, они, с одной стороны, не увеличивают наш внешний долг, а с другой
стороны, надежно гарантируют интересы инвесторов.
— Но существует мнение, что использование СРП ведет к разбазариванию
национальных богатств России.
— Давайте спокойно разберемся в этом вопросе. Во-первых, законодательство
о разделе продукции, говоря общедоступным языком, предусматривает лишь
возможность пользования недрами, иначе говоря, их аренду, а не приватизацию.
За государством сохраняется полный контроль за недрами. Во-вторых, речь
идет прежде всего о разработке труднодоступных северных месторождений,
до которых в силу сложившейся финансово-экономической ситуации у нас еще
очень не скоро дотянутся руки, возможно, только через многие десятилетия.
В-третьих, добыча полезных ископаемых на условиях СРП способна дать крупные
заказы отечественной промышленности — ведь по условиям соглашений о разделе
продукции 70 процентов технологического оборудования должны изготовлять
российские заводы. Нельзя также не принять в расчет новые рабочие места,
создаваемые при разработке месторождений на условиях СРП, и вообще резкое
ускорение социально-экономического развития соответствующих территорий.
Есть и другие выгоды, получаемые страной от таких соглашений.
Сегодня мы уже имеем немалый практический опыт по СРП, поскольку именно
на их основе разрабатываются нефтяные месторождения на Сахалине. Местные
руководители прямо говорят: если бы не проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2",
острову просто не удалось бы выжить в нынешних труднейших условиях, да
еще при обилии стихийных бедствий. Ведь из 1,1 миллиарда долларов инвестиций
по этим проектам 420 миллионов пошло в российскую промышленность, а 320
из них — непосредственно в экономику Сахалина. Деньги немалые.
К сожалению, проблема СРП излишне политизирована, она была превращена
из технологической в политическую. Но хочу повторить, что сегодня для всех
становятся все более очевидными преимущества соглашений о разделе продукции.
Кстати, в нашем комитете по промышленности, который на данном этапе стал
головным по части доработки законодательства по СРП, ни разу не возникало
деления на правых и левых. Мы единодушно утвердили состав согласительной
комиссии по СРП и сделаем все от нас зависящее, чтобы уже в этом году Госдума
приняла бы соответствующие законы, открыв зеленый свет перед инвестициями
в реальный сектор экономики.
Речь идет о приоритетном характере подготовки законодательства по СРП,
в общем блоке инвестиционных законов. По сути дела это станет как бы вкладом
парламентариев в программу выхода страны из кризиса. Не случайно некоторые
депутаты говорят о том, что быстрое принятие законов по СРП позволит заложить
в бюджет 1999 года соответствующие доходные статьи. Мнение о том, что СРП
— это самый быстрый и простой способ привлечения инвестиций в реальную
экономику, стало сегодня преобладающим. Хотя, конечно, никто не утверждает,
что это единственный способ.
— А откуда уверенность в том, что Госдума на этот раз примет шлейф
законов по СРП, которые позволят перейти к практическому заключению соглашений
о разделе продукции?
— Раньше в парламенте проблемы, возникающие вокруг СРП, носили политический
характер именно из-за того, что левое крыло Думы не доверяло курсу прежних
правительств и всячески тормозило создание целостного законодательства
по СРП. Но сегодня ситуация в корне изменилась. Я убежден, что сегодня
у нас самое квалифицированное правительство из всех, какие были после 1990
года. И Дума в целом доверяет ему, а поэтому и шансы на прохождение соответствующих
законов по СРП через парламент значительно возросли.
Ведь что было раньше? Соглашения о разделе продукции "проталкивали"
прежде всего "яблочники", а, например, коммунисты и аграрии относились
к ним, наоборот, настороженно, из-за чего Закон о СРП и оброс всевозможными
статьями, сковывающими его практическое применение. Но сегодня при Правительстве
Примакова не только "яблочники", но и левые фракции наверняка поддержат
СРП. Это, кстати, хороший пример того, как вместе со сменой экономического
курса меняется атмосфера в парламенте. Она в целом становится менее политизированной,
более деловой.
— Когда могут дать реальную отдачу инвестиции, вложенные в нашу экономику
на условиях СРП?
— Здесь два аспекта. Инвестиции по СРП начинают работать сразу после
заключения соглашений — как это произошло на Сахалине. Речь идет о заказах
для промышленности, о развитии инфраструктуры, социальной сферы и т.д.
При этом надо учесть следующее. Как я говорил, 70 процентов заказов на
оборудование инвесторы должны отдавать российской промышленности. Однако
уровень наших технологий не всегда отвечает передовым требованиям. Как
быть в этом случае? Ответ напрашивается такой: инвесторы на основе лизинга
или других инвестиционных способов должны соответствующим образом модернизировать
наши заводы. Все это — предмет договора с инвестором. Именно договора!
А договор, как известно, предполагает гибкую систему на основе взаимной
выгоды. Если встать на путь переговоров и договоров, то можно полностью
согласовать и взаимные интересы.
Второй аспект — долговременный. Речь идет о выгоде, получаемой государством
непосредственно от добычи и продажи полезных ископаемых. Это — на
многие десятилетия вперед. И доход наш будет исчисляться сотнями миллиардов
долларов. Но все дело в том, что сегодня надо очень и очень торопиться
с заключением соглашений по СРП. Ведь известно, что, скажем, на рынке нефти
и газа быстро нарастает мировая конкуренция. Здесь появляются новые продавцы,
в частности, в юго-восточной Азии. Если мы быстро не увеличим продажу нефти
и газа, нас могут потеснить. Кстати, резкое падение мировых цен на углеводороды
не случайно связывают со стремлением конкурентов вытеснить нас с рынка
нефти и газа. Способ тут хорошо известен: сначала резко сбить цены, чтобы
разорить наших нефтяников и газовиков, а потом монопольно взвинтить цены.
Правительство должно учитывать эти мировые процессы и оберегать наш нефтегазовый
комплекс от разрушения.
Именно поэтому скорейшее создание законодательной базы по СРП становится
не только важнейшей сегодняшней задачей. Эта проблема чрезвычайно важна
и для будущего России. Ведь разработка труднодоступных месторождений не
просто позволит преодолеть финансовые трудности ближайших лет, но и станет
хорошим заделом для наших детей и внуков. Если не поторопиться сейчас,
то может получиться, что несметные природные богатства России окажутся
как бы запечатанными на многие десятилетия, если не века.
Во-первых, у страны не будет средств на разработку северных месторождений.
А во-вторых, будут перекрыты выходы на мировой рынок. Сегодня речь идет
об исторических судьбах России. Поэтому быстрое создание целостного законодательства
по СРП — очень насущная задача. Соглашения о разделе продукции служат национальным
интересам России. Они обеспечивают стабильность, предсказуемость и для
государства, и для инвестора на основе договорных условий. А главное, они
не "вешают" долг на следующие поколения, потому что позволяют рассчитываться
с инвесторами не долларами, а частью природных ресурсов.
Хочу снова и снова повторить: соглашения о разделе продукции в полной
мере соответствуют национальным интересам России.
|