Правительство, наконец, вмешалось в процесс подготовки законодательных
актов, регулирующих соглашения о разделе продукции (СРП) и выработало согласованную
позицию по спорным законодательным моментам. Вчера Евгений Примаков утвердил
новые редакции законопроектов, отвечающих этой согласованной позиции —
поправки в базовый закон о СРП и поправки в 12 федеральных законов, вытекающие
из закона о СРП. На днях письма, излагающие эту позицию, будут направлены
законодателям.
Это отнюдь не рядовое событие, поскольку законотворческий процесс по
проблемам раздела продукции зашел в тупик. И вся надежда была на то, что
Евгений Примаков встанет над схваткой и своей волей положит конец застарелым
спорам. Что и произошло. Или. точнее, произойдет, если правительственная
точка зрения будет адекватно воспринята в Госдуме и в Совете Федерации.
Пока Примакову даже не пришлось использовать свой авторитет для примирения
позиций Минтопэнерго и Министерства природных ресурсов. Все противоречия
они разрешили сами, представив в правительство уже согласованный вариант
законопроектов. Между тем, за этим внешне вполне мирным исходом крылись
нешуточные страсти, окончательно запутавшие думских депутатов.
Откуда противоречия относительно закона о СРП, почему отношение к этому
закону стало для депутатов способом определения политической ориентации,
вроде пароля «свой-чужой», — тема отдельная. Скажем лишь, что объективных
идеологических противоречий в вопросе о СРП может быть не больше, чем по
любому другому техническому вопросу. Не может быть «правого» или «левого»
подхода к технологии добычи нефти, не должно быть и какого-то специально
коммунистического или капиталистического способа контроля государства за
нефтяниками. Это тоже вопрос технологии осуществления функций государства.
Но вопрос о разделе продукции был тем не менее всесторонне обвешан идеологическими
ярлыками, и появление непротиворечивого работоспособного законодательства,
приемлемого как для государства, так и для инвесторов, стало из-за этого
практически невозможным.
Поправки в базовый, действующий (а точнее, бездействующий) еще с 1996
года закон о СРП были в конце концов приняты Думой в виде, не устраивающем
ни правительство, ни регионы. И оказались заблокированными Советом Федерации.
Поправки в российское законодательство, вытекающие из закона о СРП, оказались
в конце октября представленными на второе думское чтение в пугающем инвесторов
виде, и были сняты с рассмотрения по просьбе правительства. Правительство
получило весьма резкую реакцию на этот документ со стороны Нефтяного совещательного
форума (РАF), организации, объединяющей западные нефтяные компании, и негативную,
но более «сглаженную» по форме — от Московского международного нефтяного
клуба (ММНК), объединяющего как западные, так и российские компании. И
Евгений Примаков поручил Владимиру Булгаку разобраться в возникших противоречиях.
В минувшую пятницу министр природных ресурсов Виктор Орлов посетил заседание
ММНК и сообщил инвесторам, что его министерство и Минтопэнерго завершили
работу по согласованию текстов законопроектов. А после этого согласованный
вариант был утвержден Булгаком. Премьеру осталось только поставить последнюю
правительственную точку.
Оказалось, что при профессиональном подходе к делу принципиальных противоречий
позиции министерств не содержат, а тем более, не могут давать почву для
политических разногласии. Да и всем уже ясно: раздел продукции остался
последним и единственным способом привлекать в экономику страны прямые
иностранные инвестиции, что становится особенно важным при крахе государственной
политики привлечения финансовых спекулянтов.
Что получилось в итоге? Утвержденные Примаковым тексты дают действительно
взвешенные формулировки, в которых удалось уйти от однозначно заявленного
приоритета одного закона (и одного ведомства) над другим. Инвесторам придется
действовать в соответствии с российским законодательством. Которое, в свою
очередь, не должно содержать внутренних противоречий.
Конкретные же нормы, отличающие согласованный вариант от предыдущих,
сводятся к тому, что лицензия на право недропользования выдается инвестору
в течение месяца не после подписания соглашения о разделе продукции, а
после вступления соглашения в силу. Чтобы приходили работать, а не «столбить
участки». Думцы настаивали на ограничении — чтобы в форме СРП разрабатывалось
не более 10% разведанных запасов стратегически важных запасов полезных
ископаемых. В правительственном варианте теперь стоит другая цифра 15 %.
И касается не вообще СРП, а соглашений с иностранными инвесторами. Если
изначально депутаты настаивали на законодательном утверждении всех заключенных
соглашений, то правительство предлагает утверждать отдельными законами
только соглашения по разработке месторождений шельфа.
Пока тексты законопроектов не поступили в Думу, рано выносить окончательное
суждение об их качестве и о возможной реакции на них как со стороны различных
думских фракций, так и со стороны потенциальных инвесторов. Но в очередной
раз появилась надежда, что теперь и на Охотном ряду возобладает трезвый
прагматичный подход к проблеме, имеющей жизненно важное значение для экономики
России.
|