После событий 17 августа правительству остается только мечтать о привлечении
иностранных инвестиций в российскую экономику. Ни гарантии правительства,
ни обязательства компаний, ни инвестиционные конкурсы еще долго не будут
внушать инвесторам доверия. Между тем, по словам первого замминистра топлива
и энергетики Виктора Отта, выступившего на парламентских слушаниях, если
не удастся срочно привлечь иностранных инвесторов, добыча нефти в России
может упасть с 300 млн. тонн до 200-250 млн.
Как сообщил председатель думского комитета по природным ресурсам Алексей
Михайлов ("ЯБЛОКО"), уже в ближайшее время ожидается сокращение инвестиций
в крупные инвестиционные проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Зарубежные
добывающие компании вкладывали свои деньги в разработку нефтегазовых месторождение
Сахалинского шельфа под гарантии российского правительства, которое обещало
запустить в России механизм раздела продукции (СРП). Инвесторов фактически
обманули: усилиями депутатов от КПРФ и аграриев российское законодательство
о разделе продукции по-прежнему крайне несовершенно.
Вкратце принцип раздела продукции сводится к тому, что зарубежная компания,
вложившая в добычу сырья на территории России, освобождается от уплаты
налогов и за это отдает государству часть своей продукции. Более того,
инвесторы сами проводят разведку полезных ископаемых. В случае неудачи
их затраты никто не компенсирует.
Реальные запасы нефти являются более твердой гарантией, чем обещания
правительства. Однако этого не понимают, а точнее, не хотят понять КПРФ
и аграрии. Прошлая сессия парламента закончилась для сторонников раздела
продукции полным провалом. Долгожданный закон о внесении изменений в смежные
с базовым законодательные акты так и не принят. Пытаясь защитить российские
недра от "приватизации иностранцами", левое большинство добилось того,
что закон вообще нельзя применять на практике. По словам зампредседателя
промышленного комитета Юрия Тена, речь идет прежде всего об ограничениях
доли разведанных запасов, подлежащих освоению на условиях СРП. Принятая
под давлением левых сил поправка ограничивает эту долю для нефтегазового
сектора до 10%. Однако, по информации правительства, доля ресурсов, переданных
под СРП в соответствии с первым списком месторождений, утвержденным Думой
ранее, составляет 16%. Проблема в том, что такой механизм добычи эффективен
как раз для месторождений с большими, но трудноизвлекаемыми запасами. Их
освоение требует колоссальных инвестиций, а разведка сопряжена с большим
риском. Совершенно очевидно, что отечественные компании способны пойти
на такой риск только совместно с западными инвесторами.
Сенаторы оказались трезвее депутатов и отклонили закон с подобными поправками,
так что теперь им займется согласительная комиссия. Однако на скорое согласие
ее сторон надеяться не приходится. В рекомендациях по итогам парламентских
слушаний депутаты весьма недвусмысленно заявили, что не намерены идти навстречу
инвесторам. При работе над текстом документа народные избранники собираются
сохранить нормы, усиливающие парламентский контроль за содержанием соглашений.
Так, они хотят утверждать каждое соглашение федеральным законом, обязательно
привлекать российских подрядчиков, а также добиться обязательного участия
в каждом проекте отечественных компаний. Аргументы западных инвесторов,
уверенных в том, что на таких условиях они в Россию не пойдут, эффекта
не возымели. Заявление исполнительного директора Нефтяного совещательного
форума Глена Уоррена о том, что если Дума "примет разумное законодательство",
прямые инвестиции в 1998-2008 годах могли бы составить $64 млрд, а в течение
50 лет превысить $200 млрд, не произвело на депутатов особенного впечатления.
|