Не вдаваясь в анализ различных теорий концессий - от административно-правовых
во Франции до договорных в странах англо-американского права, - отметим,
что под концессией понимают акт, посредством которого государство наделяет
частное лицо правом участвовать в осуществлении некоторых из своих функций
в хозяйственной сфере. При этом концессионер находится в более привилегированном
положении, чем другие участники экономического оборота. Концессия может
предоставляться как путем односторонних действий государства, так и в форме
договора с концессионером. В нашей стране был выбран второй путь.
В России, стране с высокой степенью огосударствления экономики, необходимость
концессий в переходный период диктуется недостатком у государства ресурсов,
в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного ведения
народного хозяйства. При этом исключительно важную роль для привлечения
частных инвесторов к сотрудничеству с государством на основе концессий
играют конституционные принципы, определяющие характер отношений между
публичной властью и индивидом.
В ст. 2 Основного закона РФ, человек, его права и свободы провозглашаются
высшей ценностью. И государство обязуется защищать эти права и свободы
человека и гражданина. Воспринял этот принцип естественного права и Гражданский
кодекс. Согласно его ст. 17, §2, правоспособность гражданина возникает
в момент его рождения и прекращается смертью, т.е. не зависит, как это
было раньше, от воли государства.
Основываясь на этих принципиальных положениях Конституции и ГК РФ, "Закон
о концессионных и иных договорах" был призван стать эффективным инструментом
привлечения иностранных и отечественных инвестиций в экономику страны.
В нем предпринята попытка переосмыслить и реализовать экономическую функцию
государства в духе рыночных реформ.
Принцип примата прав личности делает в отличие от прошлого реальными
предоставляемые законом гарантии защиты российских и иностранных капиталовложений
и прав инвесторов от волевых решений и односторонних действий государства.
Во-вторых, закон предусматривает предоставление концессий на основе
объективных результатов конкурсов и аукционов, а не в разрешительном порядке.
В нем подробно регламентируется процедура проведения конкурсов и аукционов,
что в значительной мере сужает возможности государства для давления на
потенциальных партнеров по концессионным договорам.
Что касается содержания концессионных договоров, то в законе перечисляются
лишь общие положения, подлежащие включению в них, и делается акцент на
расширении возможности сторон самим определять объём и характер взаимных
прав и обязанностей путем согласования во время переговоров. Это усиливает
гражданско-правовой элемент концессионных договоров.
В-третьих, для закона характерен новый подход к принципу федерализма.
В нём подчеркивается экономическая самостоятельность по отношению друг
к другу Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований
как участников концессионных договоров и, что не менее важно, даётся механизм
распределения компетенций между ними.
В законе также предусмотрено создание федеральных и региональных перечней
государственного имущества. Лишь оно может стать предметом концессионных
договоров. Тем самым закладывается основа для разработки и проведения с
участием государства региональной политики как на федеральном уровне, так
и на уровне субъектов федерации.
Существенно, что в законе предусмотрена возможность судебного решения
споров между государством и концессионером. Это вполне соответствует конституционному
принципу разделения властей и свидетельствует о восприятии законом концепции
самоограничения государства в отношениях с частными лицами, по крайней
мере в торгово-экономической сфере.
Что касается защитных оговорок, то по содержанию и формулировкам они
полностью соответствуют аналогичным оговоркам международных соглашений.
Этим преследовалась цель установить общие стандарты во взаимоотношениях
между государством и отечественными и иностранными инвесторами. Тем более,
что Россия добивается членства в МБРР и Всемирной торговой организации.
И наконец, сфера действия закона не ограничивается одним лишь недропользованием.
Она распространяется на производственную деятельность и услуги, осуществление
и предоставление которых входит в компетенцию государства. Тем самым государство
"учится" быть равноправным хозяйствующим субъектом в полном объеме и на
деле способствовать реализации рыночных реформ.
В период нэпа страна уже имела успешный опыт использования концессий.
Они сыграли положительную роль как инструмент стабилизации экономики в
восстановительный период, дали солидный доход казне в виде долевых отчислений
от оборота концессионных предприятий, уплаты налогов, арендной платы, пошлин,
сборов и т.д. Концессии способствовали модернизации оборудования, увеличению
квалифицированной рабочей силы, а в социальном плане- уменьшению безработицы.
Примечательно, что по количеству концессий и по вложенному капиталу первое
место занимала обрабатывающая промышленность (24 концессии.
20 млн. руб.), добывающая (14 и 28 соответственно), сельские хозяйство
(7 и 2,0), торговля (7 и 1,5). И именно концессии помогли создать материальную
базу и квалифицированные кадры для развития отечественной автомобильной
и авиационной промышленности. Эффективность концессионной политики была
столь велика, что был разработан специальный план концессий, чтобы добиться
с их помощью сбалансированного развития различных секторов экономики на
основе передовой технологии.
Однако переход к административно-командным методам руководства экономикой
привел к ликвидации концессий. Отрицательную роль сыграла здесь и правовая
система того периода. Она ставила индивида в полную зависимость от усмотрения
государства.
Конституция РФ 1992 г., наоборот, провозглашает примат человека, его
прав и свобод. И в "Законе о концессионных и иных договорах" предпринята
в полном соответствии с конституционными принципами попытка создать в интересах
эффективного функционирования экономики страны правовой инструмент для
регулирования отношений государства с инвесторами, отечественными и иностранными,
не как с подданными (что, к сожалению, всегда являлось характерной чертой
российской государственности, независимо от социально-политического
строя), а как со свободными гражданами.
И потому решение Думы, отказавшейся принять этот закон в первом чтении,
можно расценивать как препятствующее проведению рыночных реформ и демократизации
общества.
|