[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]
 
Юрий Юмашев
Отклоняя закон о концессиях, депутаты препятствуют реформам
Недавно Государственная дума отвергла в первом чтении "Закон о концессионных и иных договорах". Решение спорное.
 
Не вдаваясь в анализ различных теорий концессий - от административно-правовых   во Франции до договорных в странах англо-американского права, - отметим, что под концессией понимают акт, посредством которого государство наделяет частное лицо правом участвовать в осуществлении некоторых из своих функций в хозяйственной сфере. При этом концессионер находится в более привилегированном положении, чем другие участники экономического оборота. Концессия может предоставляться как путем односторонних действий государства, так и в форме договора с концессионером. В нашей стране был выбран второй путь.

В России, стране с высокой степенью огосударствления экономики, необходимость концессий в переходный период диктуется недостатком у государства ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного ведения народного хозяйства. При этом исключительно важную роль для привлечения частных инвесторов к сотрудничеству с государством на основе концессий играют конституционные принципы, определяющие характер отношений между публичной властью и индивидом.

В ст. 2 Основного закона РФ, человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. И государство обязуется защищать эти права и свободы человека и гражданина. Воспринял этот принцип естественного права и Гражданский кодекс. Согласно его ст. 17, §2, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью, т.е. не зависит, как это было раньше, от воли государства.

Основываясь на этих принципиальных положениях Конституции и ГК РФ, "Закон о концессионных и иных договорах" был призван стать эффективным инструментом привлечения иностранных и отечественных инвестиций в экономику страны. В нем предпринята попытка переосмыслить и реализовать экономическую функцию государства в духе рыночных реформ.

Принцип примата прав личности делает в отличие от прошлого реальными предоставляемые законом гарантии защиты российских и иностранных капиталовложений и прав инвесторов от волевых решений и односторонних действий государства.

Во-вторых, закон предусматривает предоставление концессий на основе объективных результатов конкурсов и аукционов, а не в разрешительном порядке. В нем подробно регламентируется процедура проведения конкурсов и аукционов, что в значительной мере сужает возможности государства для давления на потенциальных партнеров по концессионным договорам.

Что касается содержания концессионных договоров, то в законе перечисляются лишь общие положения, подлежащие включению в них, и делается акцент на расширении возможности сторон самим определять объём и характер взаимных прав и обязанностей путем согласования во время переговоров. Это усиливает гражданско-правовой элемент концессионных договоров.

В-третьих, для закона характерен новый подход к принципу федерализма. В нём подчеркивается экономическая самостоятельность по отношению друг к другу Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований как участников концессионных договоров и, что не менее важно, даётся механизм распределения компетенций между ними.

В законе также предусмотрено создание федеральных и региональных перечней государственного имущества. Лишь оно может стать предметом концессионных договоров. Тем самым закладывается основа для разработки и проведения с участием государства региональной политики как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

Существенно, что в законе предусмотрена возможность судебного решения споров между государством и концессионером. Это вполне соответствует конституционному принципу разделения властей и свидетельствует о восприятии законом концепции самоограничения государства в отношениях с частными лицами, по крайней мере в торгово-экономической сфере.

Что касается защитных оговорок, то по содержанию и формулировкам они полностью соответствуют аналогичным оговоркам международных соглашений. Этим преследовалась цель установить общие стандарты во взаимоотношениях между государством и отечественными и иностранными инвесторами. Тем более, что Россия добивается членства в МБРР и Всемирной торговой организации.

И наконец, сфера действия закона не ограничивается одним лишь недропользованием. Она распространяется на производственную деятельность и услуги, осуществление и предоставление которых входит в компетенцию государства. Тем самым государство "учится" быть равноправным хозяйствующим субъектом в полном объеме и на деле способствовать реализации рыночных реформ.

В период нэпа страна уже имела успешный опыт использования концессий. Они сыграли положительную роль как инструмент стабилизации экономики в восстановительный период, дали солидный доход казне в виде долевых отчислений от оборота концессионных предприятий, уплаты налогов, арендной платы, пошлин, сборов и т.д. Концессии способствовали модернизации оборудования, увеличению квалифицированной рабочей силы, а в социальном плане- уменьшению безработицы. Примечательно, что по количеству концессий и по вложенному капиталу первое место занимала обрабатывающая   промышленность (24 концессии. 20 млн. руб.), добывающая (14 и 28 соответственно), сельские хозяйство (7 и 2,0), торговля (7 и 1,5). И именно концессии помогли создать материальную базу и квалифицированные кадры для развития отечественной автомобильной и авиационной промышленности. Эффективность концессионной политики была столь велика, что был разработан специальный план концессий, чтобы добиться с их помощью сбалансированного развития различных секторов экономики на основе передовой технологии.

Однако переход к административно-командным методам руководства экономикой привел к ликвидации концессий. Отрицательную роль сыграла здесь и правовая система того периода. Она ставила индивида в полную зависимость от усмотрения государства.

Конституция РФ 1992 г., наоборот, провозглашает примат человека, его прав и свобод. И в "Законе о концессионных и иных договорах" предпринята в полном соответствии с конституционными принципами попытка создать в интересах эффективного функционирования экономики страны правовой инструмент для регулирования отношений государства с инвесторами, отечественными и иностранными, не как с подданными (что, к сожалению, всегда являлось характерной чертой российской государственности, независимо от   социально-политического строя), а как со свободными гражданами.

И потому решение Думы, отказавшейся принять этот закон в первом чтении, можно расценивать как препятствующее проведению рыночных реформ и демократизации общества. 
 

Юрий Юмашев, Доктор юридический наук
"Финансовые известия", 28 марта 1995 года, № 21, с.8
 
 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]