- Давайте вначале уточним общие понятия о СРП. Что такое соглашение
о разделе продукции, в чем заключаются его основные принципы?
Это механизм привлечения инвестиций на особых условиях, оговоренных
специальным соглашением. Расплата за внесенные инвестиции производится
не отчислениями из прибыли, а долей добытого сырья. Этот механизм используется
в большинстве нефтедобывающих стран мира. Он очень эффективен для стран,
которым своих собственных средств для инвестиций не хватает, поскольку
таким образом привлекаются внешние капиталовложения. И, конечно же, он
очень эффективен для “раскрутки” новых нефтега-зодобывающих регионов.
К примеру, для того чтобы обустроить шельф Сахалина, необходимы громадные
инвестиции для строительства платформ, для обустройства месторождения,
строительства терминалов на берегу. То есть для того, чтобы добывать нефть
и газ, необходимы громадные затраты. Где эти деньги взять в отсутствие
государственных резервов? Тут-то и появляется принципиально иной способ
разработки месторождений - на основе СРП.
СРП - это механизм привлечения крайне необходимых инвестиций. Если наши
оппоненты не согласны с этим подходом, то пусть укажут нам иные источники
денег для разработки месторождений. Мы же предлагаем такой механизм, при
котором частные инвесторы привлекают деньги, разрабатывают недра, расплачиваются
с государством, а страна получает и месторождение, и ресурсы, и рабочие
места, и валютный поток.
- Закон о СРП был принят давно, но он нуждается в пакете конкретных
нормативных актов. В какой стадии находится работа над ними?
С самого начала работы над законом о СРП появились требования ревизии
его текста с целью ужесточения контроля со стороны Думы, со стороны государства
вообще. Потом появилась необходимость внести изменения и дополнения в существующие
законы, чтобы этот процесс заработал эффективно. Было рассмотрено более
20 месторождений, которые и были рекомендованы для внесения в законопроект
как перечень месторождений, разрабатываемых на условиях СРП. Но вся беда
в том, что весь этот блок законов стал политическим флагом, размахивая
которым, левая фракция, КПРФ в первую очередь, выдвинула лозунг: “Не допустим
распродажи Родины”. Инструментом “распродажи Родины” был объявлен механизм
соглашений о разделе продукции.
Это абсолютно дилетантский, абсолютно неправильный подход, потому что
механизм СРП предусматривает контроль как со стороны инвесторов и операторов
- юридических лиц, так и со стороны России. Государство представлено тремя
участниками -федеральными органами власти, представителями субъектов Федерации
и компаниями или объединениями, которые занимаются разработкой месторождений.
Но как бы мы ни доказывали с расчетами в руках, что СРП крайне необходимо
для жителей сибирских регионов, в целом для страны, для загрузки нашей
отечественной перерабатывающей промышленности, машиностроения, для привлечения
инвестиций, - все это блокировалось левыми фракциями по принципу политического
противостояния.
- Насколько серьезно зависит от СРП будущее того или иного
региона?
Речь на самом деле идет о жизни и смерти регионов, как это пафосно ни
звучит. Вот пример Нижневартовска, который создавался для освоения региональных
месторождений, с переходом на Восточную Сибирь и более северные регионы.
И социальная, и производственная база Нижневартовска имеют значительно
больший масштаб, чем необходимо для разработки Самотлора и ближайших месторождений.
И сейчас месторождения требуют серьезной реконструкции на сумму от 2 до
8 млрд. долларов. Без этой реконструкции не появится возможности добычи
дополнительных объемов нефти.
Сегодня запасы Самотлорского месторождения составляют более 1 млрд.
тонн извлекаемой нефти. Использовав механизм СРП, мы можем
привлечь инвестиции, и в первую очередь российские деньги, и пустить
их на реконструкцию Самотлора. В конечном счете месторождение будет отдавать
больше нефти, появится больше рабочих мест, появится больше отчислений
налогов. И, конечно же, только реконструкция Самотлорского месторождения
может придать новый импульс развитию города Нижневартовска.
- Что является самым большим препятствием для окончательного
решения проблемы СРП?
Сегодня по Самотлорскому месторождению проблем федерального уровня практически
не существует. Главное сейчас - разработка конкретного проекта СРП по Самотлору.
Здесь огромную работу провели специалисты Тюменской нефтяной компании,
“Нижневартовскнефтегаза”. Чем быстрее этот документ будет согласован на
всех уровнях, в министерствах и внесен как законопроект, тем быстрее мы
проведем его в Государственной Думе как закон РФ. Ханты-Мансийская окружная
Дума как субъект законодательной инициативы имеет право внести законопроект
по СРП для Самотлорского месторождения, и этот законопроект будет рассмотрен
в Государственной Думе. Мы сделаем все возможное, чтобы это произошло в
кратчайшие сроки. После этого закону предстоит пройти через Совет Федерации
и получить подпись президента.
|