На прошлой неделе в Охотское море пришли серые киты. Сегодня их здесь
59 - вместе с детёнышами. Возможно, мы видим их в последний раз.
Компания “Сахалин Энерджи” , созданная в 1991 году для разработки нефтяных
запасов шельфа Охотского моря, летом 99-го начинает здесь добычу нефти
по так называемому проекту “Сахалин-2”. По мнению многих экологов, это
может погубить уникальную природу Охотоморья. Однако фирма оправдывается:
она намерена вести работы только летом. Но разве зимой море застраховано
от выбросов на месте бурения?
Для справки: по подсчётам института НИПИморнефть, зимний выплеск только
из одной скважины в Охотском море может составить 230 тысяч баррелей за
20-30 дней. Столько же вылилось в море из американского танкера “Эксен
Вальдес” при аварии у берегов Аляски 9 лет назад, а собрано только 7 процентов,
на что истрачено 5 миллиардов долларов. При этом пострадало 10 тысяч квадратных
миль поверхности океана и около 1500 миль береговой полосы.
Но, может быть, страховка “Сахалин Энерджи” покроет все возможные экологические
риски? Нет. Она составляет всего 700 миллионов долларов. Фирма объясняет:
при больших страховых суммах добыча становится невыгодной, правда, тут
же заверяет, что в случае аварии все необходимые меры будут приняты. За
счёт чего? Ведь её уставной фонд - всего 100 миллионов долларов. Риск небольшой,
не правда ли?
Принципиальным вопросом, как оплачивать возможную аварию танкера, мне
настоятельно советует поинтересоваться у руководства “Сахалин Энерджи”
огромный добродушный американец, почему-то возглавляющий здесь СахБАСУ
- морскую аварийно-спасательную службу Сахалина. Он хитро улыбается, потому
что знает ответ. Знаю его и я: компания застраховала ТОЛЬКО платформу и
накопитель, прекрасно зная, что вероятность разлива нефти здесь меньше,
чем при транспортировке сырья, даже в условиях шторма и повышенной сейсмической
опасности.
Юрий Сергушев, менеджер “Сахалин Энерджи” по работе с российской стороной,
говорит об этом крайне неохотно: всё о какой-то “финансовой политике, предусматривающей
заключение договоров только с теми фирмами, которые застраховали свои суда
на сумму, не меньшую чем 700 миллионов долларов”. Не находит ли г-н Сергушев
формулировку туманной? Нет, не находит.
Зато Рик Штейнер, профессор по морским исследованиям Университета штата
Аляска, убеждён, что изложенный в проекте “Сахалин-2” план аварийных мероприятий
никуда не годится: “Формулировка искусно построена с целью уклониться от
обязанности выполнения необходимой работы”. С ним согласен и Анатолий Чёрный,
бывший генеральный директор “Сахалинморнефтегаза”, ныне - эксперт по буровому
оборудованию одной из зарубежных фирм. Он возмущён идеей установить для
добычи нефти платформу двадцатилетней давности, купленную в Канаде по цене
металлолома - за 30 миллионов, в то время как стоимость полноценного оборудования
- 600-700 миллионов долларов. Платформа с приваренным к ней основанием,
получившая в народе прозвище “табуретки”, этой осенью уже будет доставлена
в Охотское море и установлена на одном траверсе с Нефтегорском!
Представим самый фантастический вариант, при котором за 25 лет добычи
не случится ни аварий, ни землетрясений. А ущерб ограничится сбросом буровых
составов из 14 скважин. “Сахалин Энерджи” утверждает: эти сточные воды
совершенно безопасны, их влияние подобно воздействию банки кока-колы на
целый бассейн. Учёные уверены в обратном: заключённые в шламе взвешенные
вещества не растворяются, в такой воде не появляются водоросли, снижается
количество планктона, а затем - и рыбы.
Несмотря ни на что, Госкомэкологии дал в июне этого года согласие на
проведение работ, чем нарушил российское законодательство. Министр Виктор
Данилов-Данильян оговорил своё согласие целым рядом условий - да кто теперь
будет их выполнять после получения вожделенной подписи?
Это сладкое слово - инвестор
Но, быть может, “Сахалин-2” принесёт неисчислимые экономические выгоды
России? Попробуем разобраться.
Вплоть до 1997 года условия “сделки века” держались в глубокой тайне
обеими сторонами. О безусловной выгоде для страны заявляли все сменявшие
друг друга губернаторы Сахалинской области. На самом деле, о серьёзных
прибылях говорить вообще не приходится - все инвестиции входят в издержки
компании, которые будут возмещены после начала добычи, чем уменьшат до
бесконечно малых величин отечественную долю. Но это в будущем, а сегодня
рабочие российских предприятий, получившие тут подряд, зарабатывают крохи:
сварщикам Комсомольска, к примеру, при выполнении заказа на доработку платформы
платили по 3 доллара в день. Таких цен в мире нет - американский сварщик
за подобный труд имеет по 40 долларов в час.
Профессор Юрий Ян, заведующий лабораторией химии углеводородов Института
морской геологии и геофизики дальневосточного отделения РАН РФ, - весёлый
кореец родом с Сахалина. Он всю жизнь проработал в Москве и вернулся на
родину пять лет назад. Ян заразительно смеётся, удивляясь глупости и некомпетентности
местных властей. Ему непонятно, как можно было согласиться на условия,
при которых в состав компании не вошла ни одна российская фирма - и при
этом рассчитывать на получение половины прибыли.
О половине нет и речи, когда доля России будет составлять лишь 10 процентов
от общей суммы - и то по достижении рентабельности в 17,5 процента! Некоторые
эксперты считают, что при нынешних издержках компании, львиная доля которых
приходится на управленческие расходы, такая рентабельность может не наступить
никогда.
А ещё профессору непонятно, как можно продавать нефть, вообще не учитывая
растворённый в ней газоконденсат - самое ценное сырьё для нефтехимии? Получая
в своём институте зарплату в тысячу рублей, Ян не связан пуповиной нежной
дружбы, как областная администрация в составе всего “департамента по шельфу”,
не вылезающая из “командировок” на Аляску, и задаёт прямой вопрос американцам:
“Вы что же, воруете у нас газ?”
- И что же они Вам отвечают, Юрий Борисович?
-Молчат!
Тут самое время покопаться в родословной “Сахалин Энерджи”.
Первыми появились на сцене три юриста с Бермудских островов. Учредив
свою компанию, они тут же передали права дочерним образованиям известных
фирм, которые, в свою очередь, и родили (внучку?) “Сахалин Энерджи Инвестмент
Компани, ЛТД”. Господин Сергушев подтвердил в разговоре с корреспондентом
“ОГ”, что главная цель такой многоступенчатости - в случае конфликта избавить
от финансовой ответственности компанию-маму.
Пикантность этой ситуации ещё и в том, что отсутствие среди учредителей
отечественного партнёра делает “Сахалин Энерджи” монопольным владельцем
геологической информации. Как считает главный геолог “Дальморнефтегеофизики”
Валентин Куделькин, “если вдруг эти инвесторы уйдут - представим такой
фантастический вариант, - то они, в соответствии с заключённым договором,
унесут с собой информацию, а мы останемся при месторождениях, но без нефти
и даже научных сведений о том, где она находится”.
Сахалинские “бессеребренники”
Почему же, при всех очевидных экологических и экономических минусах
проекта, у него так много защитников?
“Бермудская внучка” окружена такой плотной заботой местной администрации,
что со стороны всё выглядит несколько ирреально. В департаменте по освоению
минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа областной администрации
о ней говорят с придыханием и слезами восторга на глазах. Точка зрения
заместителя главы департамента Николая Арсеньева состоит в том, что жители
Сахалина, да и все россияне, должны денно и нощно молиться о процветании
компании, дабы не прекратился чудодейственный дождь инвестиций. Правда,
когда дело дошло до простейших цифр, пошла полная путаница. Стало понятно,
господин не в теме, а лишь в идеологии.
Разгадка проста - “Сахалин Энерджи” подкармливает областную администрацию
так называемыми бонусами (премиями) и другими прямыми денежными вливаниями
в сумме примерно 30 миллионов долларов в год! На Аляске всё происходит
по-другому - там доходы от добычи идут в специальный фонд, из которого
каждому жителю региона полагаются личные отчисления. При этом новорождённому
счёт открывается автоматически. Даже если ты приезжий, то через год жизни
на Аляске счёт открывают и тебе.
Схема нынешнего губернатора Игоря Фархутдинова совсем не похожа на аляскинскую:
берётся кредит в Японии, строится международный аэропорт (самая, конечно,
необходимая вещь в области, где месяцами не платят зарплату и горячую воду
дают два раза в день по часу), а долги погашаются за счёт валютных средств,
поступающих от “Сахалин Энерджи”. И вот этот тришкин кафтан уже несколько
лет выдаётся за успешное освоение инвестиций.
Пределом чиновничьей услужливости стало полное освобождение явно не
бедствующей “Сахалин Энерджи” от всех областных налогов - по решению местной
Думы, всего при двух проголосовавших “против”.
Что же дальше?
Южно-Сахалинск встречает приезжих серым небом, серыми домами (говорят,
из-за перепадов температуры на стенах не держится краска), разбитым асфальтом
и нестарыми иномарками, среди которых на первом и почётном месте - джипы.
Особым шиком среди джиповладельцев считается бензиновый двигатель. Топлива
ест много, но зато с места берёт такую скорость, что сразу “уходит в точку”.
Иномарки ездят по городу так, как им хочется, не обращая внимания на робкие
подмигивания светофоров. Мимо домов с надписями “осторожно, рушится карниз”,
мимо нищих, роющихся в мусорных баках.
Остров живёт призрачной жизнью калифа на час, проедая деньги за нефть,
которой нет. Поставки начнутся следующим летом, но мы их не увидим.
В полуразрушенном здании Института морской геологии и геофизики сейчас
работает десяток крупных специалистов, в том числе и московских, докторов
наук, которые добиваются пересмотра концепции экономического развития края.
Они знают - в десятки раз выгоднее продавать не сырьё, а продукцию нефтепереработки.
И понимают - наших детей и внуков не сильно обрадуют подержанные джипы
взамен национального достояния. Тем не менее остановить проект на нынешней
стадии уже невозможно. Тут свою юридическую роль играют бермудское происхождение
и ловко составленный договор. Сегодня гораздо важнее не допустить повторения
истории, когда на стадии разработки - ещё пять “Сахалинов”: 1-й, 3-й, 4-й,
5-й и 6-й ...
|