[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]
Прощайте, серые киты...
Добыча нефти в Охотском море может их уничтожить
 
На прошлой неделе в Охотское море пришли серые киты. Сегодня их здесь 59 - вместе с детёнышами. Возможно, мы видим их в последний раз.

Компания “Сахалин Энерджи” , созданная в 1991 году для разработки нефтяных запасов шельфа Охотского моря, летом 99-го начинает здесь добычу нефти по так называемому проекту “Сахалин-2”. По мнению многих экологов, это может погубить уникальную природу Охотоморья. Однако фирма оправдывается: она намерена вести работы только летом. Но разве зимой море застраховано от выбросов на месте бурения?

Для справки: по подсчётам института НИПИморнефть, зимний выплеск только из одной скважины в Охотском море может составить 230 тысяч баррелей за 20-30 дней. Столько же вылилось в море из американского танкера “Эксен Вальдес” при аварии у берегов Аляски 9 лет назад, а собрано только 7 процентов, на что истрачено 5 миллиардов долларов. При этом пострадало 10 тысяч квадратных миль поверхности океана и около 1500 миль береговой полосы.

Но, может быть, страховка “Сахалин Энерджи” покроет все возможные экологические риски? Нет. Она составляет всего 700 миллионов долларов. Фирма объясняет: при больших страховых суммах добыча становится невыгодной, правда, тут же заверяет, что в случае аварии все необходимые меры будут приняты. За счёт чего? Ведь её уставной фонд - всего 100 миллионов долларов. Риск небольшой, не правда ли?

Принципиальным вопросом, как оплачивать возможную аварию танкера, мне настоятельно советует поинтересоваться у руководства “Сахалин Энерджи” огромный добродушный американец, почему-то возглавляющий здесь СахБАСУ - морскую аварийно-спасательную службу Сахалина. Он хитро улыбается, потому что знает ответ. Знаю его и я: компания застраховала ТОЛЬКО платформу и накопитель, прекрасно зная, что вероятность разлива нефти здесь меньше, чем при транспортировке сырья, даже в условиях шторма и повышенной сейсмической опасности.

Юрий Сергушев, менеджер “Сахалин Энерджи” по работе с российской стороной, говорит об этом крайне неохотно: всё о какой-то “финансовой политике, предусматривающей заключение договоров только с теми фирмами, которые застраховали свои суда на сумму, не меньшую чем 700 миллионов долларов”. Не находит ли г-н Сергушев формулировку туманной? Нет, не находит.

Зато Рик Штейнер, профессор по морским исследованиям Университета штата Аляска, убеждён, что изложенный в проекте “Сахалин-2” план аварийных мероприятий никуда не годится: “Формулировка искусно построена с целью уклониться от обязанности выполнения необходимой работы”. С ним согласен и Анатолий Чёрный, бывший генеральный директор “Сахалинморнефтегаза”, ныне - эксперт по буровому оборудованию одной из зарубежных фирм. Он возмущён идеей установить для добычи нефти платформу двадцатилетней давности, купленную в Канаде по цене металлолома - за 30 миллионов, в то время как стоимость полноценного оборудования - 600-700 миллионов долларов. Платформа с приваренным к ней основанием, получившая в народе прозвище “табуретки”, этой осенью уже будет доставлена в Охотское море и установлена на одном траверсе с Нефтегорском!

Представим самый фантастический вариант, при котором за 25 лет добычи не случится ни аварий, ни землетрясений. А ущерб ограничится сбросом буровых составов из 14 скважин. “Сахалин Энерджи” утверждает: эти сточные воды совершенно безопасны, их влияние подобно воздействию банки кока-колы на целый бассейн. Учёные уверены в обратном: заключённые в шламе взвешенные вещества не растворяются, в такой воде не появляются водоросли, снижается количество планктона, а затем - и рыбы.

Несмотря ни на что, Госкомэкологии дал в июне этого года согласие на проведение работ, чем нарушил российское законодательство. Министр Виктор Данилов-Данильян оговорил своё согласие целым рядом условий - да кто теперь будет их выполнять после получения вожделенной подписи?

Это сладкое слово - инвестор 

Но, быть может, “Сахалин-2” принесёт неисчислимые экономические выгоды России? Попробуем разобраться.

Вплоть до 1997 года условия “сделки века” держались в глубокой тайне обеими сторонами. О безусловной выгоде для страны заявляли все сменявшие друг друга губернаторы Сахалинской области. На самом деле, о серьёзных прибылях говорить вообще не приходится - все инвестиции входят в издержки компании, которые будут возмещены после начала добычи, чем уменьшат до бесконечно малых величин отечественную долю. Но это в будущем, а сегодня рабочие российских предприятий, получившие тут подряд, зарабатывают крохи: сварщикам Комсомольска, к примеру, при выполнении заказа на доработку платформы платили по 3 доллара в день. Таких цен в мире нет - американский сварщик за подобный труд имеет по 40 долларов в час.

Профессор Юрий Ян, заведующий лабораторией химии углеводородов Института морской геологии и геофизики дальневосточного отделения РАН РФ, - весёлый кореец родом с Сахалина. Он всю жизнь проработал в Москве и вернулся на родину пять лет назад. Ян заразительно смеётся, удивляясь глупости и некомпетентности местных властей. Ему непонятно, как можно было согласиться на условия, при которых в состав компании не вошла ни одна российская фирма - и при этом рассчитывать на получение половины прибыли.

О половине нет и речи, когда доля России будет составлять лишь 10 процентов от общей суммы - и то по достижении рентабельности в 17,5 процента! Некоторые эксперты считают, что при нынешних издержках компании, львиная доля которых приходится на управленческие расходы, такая рентабельность может не наступить никогда.

А ещё профессору непонятно, как можно продавать нефть, вообще не учитывая растворённый в ней газоконденсат - самое ценное сырьё для нефтехимии? Получая в своём институте зарплату в тысячу рублей, Ян не связан пуповиной нежной дружбы, как областная администрация в составе всего “департамента по шельфу”, не вылезающая из “командировок” на Аляску, и задаёт прямой вопрос американцам: “Вы что же, воруете у нас газ?”

- И что же они Вам отвечают, Юрий Борисович?

-Молчат!

Тут самое время покопаться в родословной “Сахалин Энерджи”.

Первыми появились на сцене три юриста с Бермудских островов. Учредив свою компанию, они тут же передали права дочерним образованиям известных фирм, которые, в свою очередь, и родили (внучку?) “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, ЛТД”. Господин Сергушев подтвердил в разговоре с корреспондентом “ОГ”, что главная цель такой многоступенчатости - в случае конфликта избавить от финансовой ответственности компанию-маму.

Пикантность этой ситуации ещё и в том, что отсутствие среди учредителей отечественного партнёра делает “Сахалин Энерджи” монопольным владельцем геологической информации. Как считает главный геолог “Дальморнефтегеофизики” Валентин Куделькин, “если вдруг эти инвесторы уйдут - представим такой фантастический вариант, - то они, в соответствии с заключённым договором, унесут с собой информацию, а мы останемся при месторождениях, но без нефти и даже научных сведений о том, где она находится”.

Сахалинские “бессеребренники”

Почему же, при всех очевидных экологических и экономических минусах проекта, у него так много защитников?

“Бермудская внучка” окружена такой плотной заботой местной администрации, что со стороны всё выглядит несколько ирреально. В департаменте по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа областной администрации о ней говорят с придыханием и слезами восторга на глазах. Точка зрения заместителя главы департамента Николая Арсеньева состоит в том, что жители Сахалина, да и все россияне, должны денно и нощно молиться о процветании компании, дабы не прекратился чудодейственный дождь инвестиций. Правда, когда дело дошло до простейших цифр, пошла полная путаница. Стало понятно, господин не в теме, а лишь в идеологии.

Разгадка проста - “Сахалин Энерджи” подкармливает областную администрацию так называемыми бонусами (премиями) и другими прямыми денежными вливаниями в сумме примерно 30 миллионов долларов в год! На Аляске всё происходит по-другому - там доходы от добычи идут в специальный фонд, из которого каждому жителю региона полагаются личные отчисления. При этом новорождённому счёт открывается автоматически. Даже если ты приезжий, то через год жизни на Аляске счёт открывают и тебе. 

Схема нынешнего губернатора Игоря Фархутдинова совсем не похожа на аляскинскую: берётся кредит в Японии, строится международный аэропорт (самая, конечно, необходимая вещь в области, где месяцами не платят зарплату и горячую воду дают два раза в день по часу), а долги погашаются за счёт валютных средств, поступающих от “Сахалин Энерджи”. И вот этот тришкин кафтан уже несколько лет выдаётся за успешное освоение инвестиций.

Пределом чиновничьей услужливости стало полное освобождение явно не бедствующей “Сахалин Энерджи” от всех областных налогов - по решению местной Думы, всего при двух проголосовавших “против”.

Что же дальше?

Южно-Сахалинск встречает приезжих серым небом, серыми домами (говорят, из-за перепадов температуры на стенах не держится краска), разбитым асфальтом и нестарыми иномарками, среди которых на первом и почётном месте - джипы. Особым шиком среди джиповладельцев считается бензиновый двигатель. Топлива ест много, но зато с места берёт такую скорость, что сразу “уходит в точку”. Иномарки ездят по городу так, как им хочется, не обращая внимания на робкие подмигивания светофоров. Мимо домов с надписями “осторожно, рушится карниз”, мимо нищих, роющихся в мусорных баках.

Остров живёт призрачной жизнью калифа на час, проедая деньги за нефть, которой нет. Поставки начнутся следующим летом, но мы их не увидим.

В полуразрушенном здании Института морской геологии и геофизики сейчас работает десяток крупных специалистов, в том числе и московских, докторов наук, которые добиваются пересмотра концепции экономического развития края. Они знают - в десятки раз выгоднее продавать не сырьё, а продукцию нефтепереработки. И понимают - наших детей и внуков не сильно обрадуют подержанные джипы взамен национального достояния. Тем не менее остановить проект на нынешней стадии уже невозможно. Тут свою юридическую роль играют бермудское происхождение и ловко составленный договор. Сегодня гораздо важнее не допустить повторения истории, когда на стадии разработки - ещё пять “Сахалинов”: 1-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й ...
 

Александра Самарина
“Общая газета”, 6-12 августа 1998 года, № 31, с.5
 [Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]