Многие годы допускать иностранцев к недрам считалось у нас продажей
Родины. Удивительно, но Закон «О соглашениях о разделе продукции», пусть
далеко не совершенный, но позволяющий зарубежным инвесторам добывать нефть
и газ на нашей земле, получил «зеленый свет» при, пожалуй, самом «красном»
из последних кремлевских правительств - кабинете Примакова - Маслюкова.
В конце прошлого года депутаты Госдумы совершили-таки над собой неимоверное
усилие и приняли поправки к ряду законов, позволяющие реализовать принятый
еще в 1995 году Закон «О соглашениях о разделе продукции» (СРП). Ведь то,
что в течение трех лет не вносились изменения в 11 законов и Таможенный
кодекс, не позволяло заключить ни одного полноценного соглашения на основе
СРП.
Напомним, что после выхода в 1995 году закона о СРП Госдумой был принят
куцый перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено
на условиях СРП. Однако, кроме сахалинских проектов, на этих условиях не
разрабатывалось ни одно месторождение. К осени 1998 года СРП остался, пожалуй,
единственным источником получения иностранных инвестиций в реальный сектор
экономики. Как отмечает заместитель председателя комитета по промышленности
Юрий Тен, процесс работы над СРП в комитете по природным ресурсам чрезмерно
заполитизировался, обострились отношения председателя комитета по природным
ресурсам с межфракционной комиссией, возглавляемой Николаем Рыжковым и
Владимиром Медведевым. Во многом неприятие закона стало носить межличностный
характер.
Поэтому и было принято решение всеми лидерами фракций (кроме «Яблока»),
чтобы такой важный блок законов, как СРП, был передан в комитет по промышленности.
Там постарались максимально уйти от политики и найти компромиссные варианты.
Даже самая «принципиальная» - коммунистическая фракция Думы поняла, что
есть предел насилий над экономикой. В итоге поправки к закону о СРП стали
победой здравого смысла над бесконечной политической трескотней.
Делить по закону или поровну?
Главный принцип СРП заключается в том, что инвестор освобождается от
части российских налогов, но отдает государству часть добытой нефти или
ее денежный эквивалент. Однако этим выгоды государства не ограничиваются.
Основное достоинство СРП в том, что подобные соглашения создают новые рабочие
места и обеспечивают заказами отечественные предприятия. Специалисты полагают,
что одно рабочее место в нефтедобыче создает десять мест в других отраслях
- торговле, на транспорте, в строительстве.
Неудивительно, что после принятия изменений в законы. перечень месторождений,
освоение которых разрешено г-налоговом режиме СРП, резко увеличился. Но
отношение: политиков и экономистов к закону в его нынешнем виде по-прежнему
разное. Кто-то видит в нем широкую распродажу страны, а кто-то панацею
от всех бед.
По мнению бывшего председателя думского комитета по природным ресурсам
Алексея Михайлова («Яблоко»), жизнь инвесторов значительно осложнит необходимость
утверждения каждого соглашения отдельным федеральным законом. Так, нужно
будет законодательно оформлять соглашения по месторождениям, «значимым
для национальной безопасности, а также находящимся в исключительной экономической
зоне на континентальном шельфе». Однако в соответствии с Гражданским кодексом
коммерческие сделки (а именно таковыми и являются по своей сути соглашения
о разделе продукции) не подлежат утверждению никаким законом и исполняются
с момента подписания. Так что нынешнее ограничение носит, по мнению многих,
явно незаконный характер и в силу этого исполняться не будет.
Но это, по мнению Алексея Михайлова, «левых», продавивших закон в таком
виде, не волнует. К недостаткам закона о СРП он относит также жесткие административные
ограничения по привлечению местной рабочей силы и обязательное размещение
заказов на отечественных предприятиях.
Новый вариант закона предусматривает использование не менее 80 процентов
российской рабочей силы, хотя сейчас до трети работающих на нефтяных промыслах
- это вахтовики со всего СНГ. Кроме того, 70 процентов используемых машин
и оборудования должно быть произведено на российских предприятиях. Но эти
ограничения можно будет обойти: легко оформить заказ через российскую компанию,
провести через нее поставки оборудования или организовать в России «отверточное
производство». При этом формально закон будет выполнен и это всех устраивает:
«левые» поставили себе галочку - отчитались о защите российских производителей,
считает Алексей Михайлов.
Разделяй и властвуй
В целом же, если не обращать внимания на эти ограничения, окончательный
текст законопроекта вполне приемлем. Без СРП новые месторождения освоить
невозможно - именно на новые крупные проекты ориентирован этот закон, хотя
и старые месторождения - Самотлор, Красноленинское, Ромашкинское - могут
работать по СРП. Появляется возможность привлекать крупные капиталы, иначе
начнется сокращение добычи и вслед за этим экспорта нефти, что будет означать
катастрофу для страны.
Депутат Валерий Язев (НДР) оптимистично относится к возможности дальнейшего
развития СРП вообще и принятия соответствующего законодательного акта по
Самотлору, в частности. Именно Самотлор отвечает представлениям о СРП «красного»
большинства в Госдуме: «левые» настаивают на том, чтобы под действие СРП
относили прежде всего старые, частично выработанные месторождения.
На самом Самотлоре ближе всех к работе по СРП подошла Тюменская нефтяная
компания (ТНК). Как сообщил заместитель председателя правления ТНК Герман
Хан, по остаточным извлекаемым запасам (1,5 млрд. тонн) самотлорское месторождение
остается крупнейшим в стране и проект СРП, подготовленный в компании, рассчитан
на то, чтобы здесь еще 20 лет давали нефть.
При этом общий объем инвестиций составит около 8 млрд. долларов, из
них в течение первых двух лет планируется привлечь 400-500 млн. долларов
через Всемирный банк. Потом средства пойдут за счет реинвестирования прибыли,
которой инвестор будет распоряжаться в рамках СРП. Вложенные инвестиции
помогут довести добычу нефти на Самотлоре до 14 миллионов тонн в год, а
налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысят 600 миллионов долларов
в год. Кроме того, за счет иностранных инвестиций будет погашено более
200 млн. долларов долгов перед кредиторами.
Но практически каждая вертикально интегрированная нефтяная компания
имеет в запасе свой проект на основе СРП. У «ЛУКойла» проработано освоение
месторождения на севере Ненецкого округа, есть свои проекты у «Роснефти»
в том же Ненецком округе, есть у ЮКОСа. А Газпром имеет разрешение на работу
на Приразломном месторождении в Баренцевом море.
Только от работы проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» за 30 лет государство
может получить до 80 млрд. долларов, а 20 тысяч россиян получат работу.
Кроме того, реализация этих двух проектов (а нефтегазовых месторождений
на шельфе Сахалина значительно больше) позволит газифицировать значительную
часть российского Дальнего Востока, загрузить местные НПЗ. При этом все
объекты, построенные в рамках освоения месторождений, после возмещения
расходов участников проектов перейдут в собственность государства.
Федеральный закон «Об участках недр» принят Советом Федерации 18 мая.
Этот закон разрешает освоение ряда нефтегазоносных месторождений на условиях
раздела продукции. В частности, это Лугенецкое нефтегазоконденсатное месторождение
(Томская область), Усинское нефтяное месторождение (Республика Коми), Федоровское
нефтегазоконденсатное месторождение, Салымская группа нефтяных месторождений
(Ханты-Мансийский автономный округ), Юрубченское месторождение (Красноярский
край), Удмуртский конкурсный участок из 12 месторождений. Принятие этого
закона позволит разработать указанные месторождения, на которых необходимо
провести новое бурение, строительство газо- и нефтепроводов, компрессорных
станций. По оценкам специалистов, поступление налогов и платежей в бюджет,
например, только от Лугенецкого месторождения без СРП составляет около
878 млн. долларов. Тогда как при СРП - 1345,5 млн. долларов. На Федоровском
месторождении аналогичные цифры 2,7 млрд. долларов и свыше 3 млрд. долларов
соответственно. На этом месторождении объемы добычи нефти при СРП в два
раза выше, нежели без использования СРП. Расчеты показывают, что произойдет
увеличение налоговых поступлений при использовании условий СРП и на других
месторождениях.
Как отмечают эксперты, при создании благоприятного инвестиционного климата
в добывающих отраслях ежегодные капвложения могут составить 5-6 млрд. долларов,
а поступления в бюджеты всех уровней 1,5-2 млрд. долларов. При этом каждый
вложенный доллар принесет 3-4 доллара прибыли.
|