- 30 июля в Южно-Сахалинске состоятся торжественные мероприятия,
посвященные добыче первой нефти на Сахалинском шельфе по проекту «Сахалин-2»,
-на основе Закона о разделе продукции. Юрий Константинович, каково значение
этой нефти?
- Говоря о проекте «Сахалин-2», необходимо прежде всего говорить о шельфе
Сахалина. Это богатейшая нефтегазовая провинция. Здесь часть месторождений
разведана или обозначена, часть находится в стадии разведки или доразведки.
Только в рамках первых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» предусматривается
освоение пяти нефтегазовых месторождений. Суммарно извлекаемые запасы этих
месторождений оцениваются: по нефти (включая газовый конденсат) - 512 млн.
тонн, по газу - более 1,12 триллиона кубометров. Их освоение позволит получить
за 25-летний период разработки 348 млн. тонн нефти, 772 млрд. куб. м газа
и 61 млн. тонн газового конденсата, увеличить в регионе годовой уровень
добычи нефти с 16 млн. тонн до 30 млн. тонн, а газа с 1,9 млрд. куб. м
до 20 млрд. кубометров.
По планируемым уровням добычи нефти и газа данные проекты имеют стратегическое
значение для решения проблемы снабжения углеводородным сырьем всего Дальневосточного
региона, включая Сахалинскую область, Хабаровский и Приморский края.
Поэтому первая нефть Сахалинского шельфа - это событие значительное
не только и не столько для Сахалинской области, сколько для России в целом.
Начало промышленной эксплуатации месторождений Сахалинского шельфа по значимости
можно сравнить лишь с началом новой эпохи разработки нефтегазовых месторождений
в азербайджанском секторе на шельфе Каспийского моря или открытием норвежской
нефти. Причем первая сахалинская нефть получена на основе реально заработавшего
Закона о разделе продукции, а это перелом в подходах к мышлению.
- Что дает реализация проекта «Сахалин-2» для области, Дальнего Востока,
России в целом?
- Реализация проекта «Сахалин-2» осуществляется в рамках Соглашения
о разделе продукции (СРП), в соответствии с которым право собственности
на запасы нефти и газа принадлежит Российской Федерации. Западный консорциум
несет все расходы, связанные с освоением месторождений, и, кроме того,
выплачивает российской стороне бонусы, приуроченные к основным этапам реализации
проекта. После начала добычи доходы от реализации продукции в первую очередь
пойдут на выплату «роялти» (плата за пользование недрами) российской стороне,
а затем на компенсацию затрат инвестора. Кроме того, западная сторона будет
выплачивать российской стороне налог на прибыль. Общая сумма инвестиций
в проект составит около 10 млрд. долларов США.
Проект «Сахалин-2» уже приносит России прямые выгоды как на федеральном,
так и на региональном уровнях. Уже выплачены бонусы в размере 30 млн. долларов,
еще 20 млн. долларов будут выплачены в дальнейшем. Кроме того, в 1997-1998
годах инвестор перечислил в Фонд развития Сахалина 40 млн. долларов (по
20 млн. долларов в год), всего будет перечислено 100 млн. долларов. 160
млн. долларов (по 4 млн. долларов ежеквартально) будут выплачены российской
стороне в качестве компенсации затрат на проведенные ранее геологические
работы.
Осуществление проекта «Сахалин-2», как и других проектов по освоению
Сахалинского шельфа, принесет несомненные выгоды экономике как региона,
так и России в целом. В дополнение к перечисленному следует отметить, что
соглашение обязывает инвестора делать все возможное для того, чтобы в течение
срока реализации проекта доля участия в нем российских предприятий могла
бы достичь 70-процентного уровня. На сегодня российские предприятия
получили подряды на сумму 250 млн. долларов.
- Каково значение сахалинской нефти в международном плане?
- Первая сахалинская нефть в условиях экономического кризиса может сыграть
роль буфера в изменении подходов представителей западного бизнеса и международных
финансовых институтов к сотрудничеству с нашей страной.
Для России это выдающееся событие. Придание широкой гласности внедрению
принципов СРП может и должно стать одним из стратегических направлений
улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации.
- Известно, что переговоры о привлечении иностранных инвесторов для
разработки сахалинских проектов начались более 25 лет назад. Как это все
начиналось? Каким образом удалось все же подписать контракты?
- Как все начиналось? Вначале были долгие и безрезультатные переговоры.
Например, со стороны Японии предпринимались попытки увязать участие в проектах
на Сахалинском шельфе с проблемой Курильских островов. Мне
приходилось встречаться с министром иностранных дел, с ответственными работниками
МИДа Японии и убеждать их: нельзя увязывать экономические проблемы с политическими,
в противном случае можно и не попасть японским компаниям в число участников
консорциумов по разработке нефти на шельфе Сахалина. Трудности запуска
проектов состояли и в том, что отсутствовало в России законодательство,
которое бы защищало инвесторов, а общественное сознание не было готово
к восприятию подходов, связанных с действием механизмов СРП.
Проекты Сахалина нами рассматривались на комиссии «Гор-Черномырдин»,
докладывались в Государственной Думе РФ, в конгрессе США. Очень много работали
с депутатами Государственной Думы России по подготовке Закона о разделе
продукции. Работа шла интенсивно. Раз в квартал проблемы рассматривались
в Минтопэнерго. И вот большая продуктивная работа на государственном и
межгосударственном уровнях завершилась тем, что в мае-июне 1996 года были
запущены первые проекты на шельфе «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Пусковой проект
«Сахалин-2» дал первую нефть. Не за горами и нефть «Сахалина-1».
Почему нам удалось за достаточно короткий срок - два с половиной года
интенсивной работы, включая подготовку и принятие ряда законов, - запустить
проекты? Потому что мы понимали: такие проекты - это жизнь не только Сахалина,
но и всего Дальнего Востока. Более социально значимых проектов там нет.
- Есть ли перспектива широкого использования Закона о разделе продукции
в России? Есть ли в мировой практике проекты, аналогичные сахалинским?
- Разработка нефтегазовых месторождений требует вложения больших финансовых
ресурсов, составляющих миллионы, а иногда и миллиарды долларов. Понятно,
что не всегда у государства имеются такие средства. В мировой практике
при разработке нефтегазовых месторождений пусковыми механизмами выступают
законы или соглашения о разделе продукции. Это отработанные схемы.
Если говорить об аналогиях, то их в мире много. Но, наверное, из аналогов
самыми эффективными и наиболее «похожими» являются норвежские проекты по
освоению нефтегазовых месторождений в Северном море. 30 лет назад была
добыта первая нефть на шельфе Норвегии с использованием механизма раздела
продукции. Сегодня Норвегия - крупнейшая нефтяная держава мира. Я уверен,
что такое же будущее у Сахалина и всего Дальнего Востока.
|