В среде политических аналитиков и экономических обозревателей
(см., в частности, «Все здесь замерло до утра...», «Нефть и капитал» №
1, 1996) стало общим местом утверждение о том, что Россия не дождется масштабных
российских и иностранных инвестиций в нефтяную и газовую промышленность
до тех пор, пока в июне 1996 года не состоятся выборы президента Российской
Федерации.
На мой взгляд, это справедливое утверждение. Действительно, политическая
стабильность крайне важна для капиталоемких, с длительным сроком окупаемости
проектов в области нефтяной и газовой промышленности.
Однако на самом деле важным является другой вопрос - что же случится
после июня 1996 года, если желаемая «политическая стабильность» будет сохранена?
Придут ли к нам инвестиции? Вопрос, таким образом, ставится так - только
ли в политической стабильности дело? Нет ли других причин, препятствующих
притоку инвестиций в российскую экономику? И если такие причины есть, то
что надо сделать (как до июня 1996 года, так и после этой даты) для того,
чтобы увеличился объем капиталовложений в экономику России?
Представляется, что помимо политической стабильности важнейшей причиной
отсутствия серьезного интереса к России (а серьезно, это когда вкладывают
деньги, а не занимаются разговорами о потенциальной выгодности) является
состояние законодательства. Государственная Дума, Совет Федерации, президент
должны начать действительно содержательную, основанную на системных принципах
работу по внедрению гражданско-правовых принципов в недропользование, а
также устранить противоречия, имеющиеся в рамках административного режима
регулирования недропользования (начиная с противоречий и неясностей, имеющихся
в законе «О недрах»). Громадное значение имеет также устранение противоречий
между федеральным законодательством и законодательством субъектов
Российской Федерации в области недропользования.
Другими словами, речь идет о создании привлекательного инвестиционного
режима, такой системы законов, которая устраняет ситуацию, при которой
единственной возможностью для реализации проекта является предоставление
льгот.
Важно создать именно инвестиционный режим, принятие какого-либо одного,
пусть и важного закона ничего не даст. В этой связи стоит привести пример
закона «О соглашениях о разделе продукции», подписанного президентом 30
декабря 1995 года. У некоторых сложилось неправильное впечатление, что
сразу за принятием закона начнется «золотой дождь». Однако для того, чтобы
закон начал работать, необходимо внести поправки в закон «О недрах», принять
отклоненные Советом Федерации изменения и дополнения к основам налогового
законодательства, принять закон об иммунитете государства и его собственности,
разработать нормативную базу, конкретизирующую положения закона. Только
после всех этих изменений можно ожидать, что закон «О соглашениях о разделе
продукции» заработает.
Представляется, что задачей VI Государственной Думы и является работа
по созданию привлекательного инвестиционного режима, который создаст законодательные
предпосылки для роста капиталовложений в нефтяной и газовый секторы российской
экономики, а также в связанные с последними отрасли машиностроения. Мне
сложно говорить о Государственной Думе в целом, ее позиция будет формироваться
в результате обсуждений, но фракция «ЯБЛОКО» будет отстаивать пакет законодательных
инициатив, реализующий указанную задачу (тем более, что решение этой задачи
является одной из программных установок, с которой «ЯБЛОКО» шло на выборы).
О чем идет речь?
1. Развивая использование гражданско-правовых принципов в недропользовании
(уже принятых 1-й и 2-й частей ГК РФ), необходимо принять доработанный
закон «О концессионных и иных договорах, заключаемых с инвесторами». В
настоящее время в Государственной Думе существуют две версии этого закона,
имеющие одну идейную основу. Этот закон в случае принятия сможет легализовать
такие виды договорных отношений, как концессии и контракты на предоставление
услуг.
2. Необходимо внести изменения в частный по отношению к закону «О концессионных
договорах...» закон «О соглашениях о разделе продукции», который после
долгой борьбы был принят в ухудшенном варианте (см. «Как был сфальсифицирован
закон о разделе продукции», «Нефть и капитал» № 1, 1996), поскольку в законе
появился ряд моментов, способных отпугнуть инвесторов.
Речь идет о формулировке пункта 1 статьи 17, согласно которой «изменения
в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию
одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств в соответствии
с ГК РФ. «Однако имеющиеся в виду 451, 452 и 453-я статьи 1-й части ГК
носят общий характер, не содержат, да и не могут содержать положений о
том, что означает понятие «существенное изменение обстоятельств» в отношении
к соглашению о разделе продукции. В ходе обсуждения закона его оппонентами
высказывалась мысль, что увеличение цен в полтора раза уже является существенным
изменением обстоятельств (хотя в каждом соглашении о разделе продукции
существует простой экономический механизм учета колебаний цен — скользящая
шкала раздела продукции). Таким образом, для инвестора возникает очевидная
неопределенность в отношении того, что же конкретно будет иметь в виду
государство под понятием «существенное изменение обстоятельств». Для государства
же такая настороженность инвесторов чревата потерей, или, по крайней мере,
задержкой инвестиций.
Неблагоприятна и для государства, и для инвесторов формулировка, содержащаяся
в пункте 1 статьи 6, согласно которой «соглашения, связанные с использованием
участков на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне
и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам,
а равно соглашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, утверждаются
федеральным законом». Данное положение напрямую противоречит положениям
части 1-й ГК, согласно 425-й статье которого «договор вступает в силу и
становится обязательным для сторон с момента его заключения». Более того,
согласно статье 448 «в случае уклонения одной из сторон от заключения договора
другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить
договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения».
Помимо этих положений есть еще целый ряд моментов, требующих изменений,
в частности положение пункта 7 статьи 13, согласно которому инвестор не
освобождается от взимания таможенных тарифов при ввозе в Россию товаров
и услуг в соответствии с проектной документацией. Другими словами, принцип
замены налогов разделом продукции не распространяется на таможенный тариф,
что может иметь двоякие последствия. Во-первых, создается элемент нестабильности
(поскольку за время реализации соглашения тарифы могут меняться) и, во-вторых,
происходит дискриминация российских инвесторов по сравнению с иностранными
(последние подпадают под действие закона «Об иностранных инвестициях»,
согласно которому в отношении таможенных тарифов на ввоз оборудования как
раз и действует «национальный режим с изъятиями»).
3. Поправки в законы «О недрах», «О таможенном тарифе», в основы законодательства
о налоговой системе, легализующие, во-первых, разграничение сфер действий
договорного и разрешительного порядка пользования недрами и, во-вторых,
положения статьи 13 («Налоги и платежи при исполнении соглашения») закона
«О соглашениях о разделе продукции».
4. Поправки в закон «О континентальном шельфе», доработка закона «О
нефти и газе» (после отклонения президентом), имеющие целью отразить в
этих законах возможность для инвестора и государства использовать гражданско-правовые
формы отношений.
5. Скорейшая разработка и принятие части 3-й ГК РФ, который будет, в
частности, содержать нормы о применимом праве, соприкасаясь с пунктом 3
статьи 1 закона «О соглашениях о разделе продукции». Необходимо также разработать
предусмотренный 127-й статьей ГК закон об иммунитете государства и его
собственности, без которого статья 20 закона о СРП не будет работать.
6. Участие парламента (через механизм парламентских слушаний, а также
через создание совместной с правительством рабочей группы) в разработке
нормативной базы к закону «О соглашениях о разделе продукции». В свое время
такая база была разработана под Указ Президента № 2285 от 24.12.93
«Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами». Она включала
в себя следующие документы: примерное соглашение о разделе продукции, положение
о порядке заключения и исполнения соглашений о разделе продукции, положение
о налогообложении при реализации соглашений о разделе продукции, инструкция
о порядке учета и отрасли возмещения капитальных и эксплуатационных затрат.
Сегодня необходимо доработать эту базу с учетом принятого закона.
7. Подготовка поправок в законы «Об инвестиционной деятельности», «Об
иностранных инвестициях», а также в соответствующее налоговое законодательство,
цель которых - добиться увеличения притока инвестиций в связанные с сырьевыми
отраслями машиностроения. В этой связи - доработка закона о приоритетных
федеральных целевых программах и разработка закона о финансовых институтах
долгосрочного кредитования,
Представляется, что в случае принятия перечисленных актов Россия в основном
получит законодательную базу, обеспечивающую приток инвестиций в ее экономику.
Возможно ли провести такой пакет через Государственную Думу, учитывая,
что большинство в ней принадлежит фракциям КПРФ и ЛДПР? Это будет очень
и очень сложно. История предыдущей Думы показывает это с очевидностью.
Однако я уверен, что законодательство, о котором говорилось выше будет
служить национальным интересам России (не только интересам регионов, федерации,
российских компаний, российских машиностроительных предприятий, но и интересам
простых людей). Поэтому вне зависимости от политических разногласий
с КПРФ, ЛДПР и НДР по другим вопросам «ЯБЛОКО» сделает все возможное для
того, чтобы убедить все фракции Государственной Думы в необходимости принятия
указанных законов.
Мы исходим из того, что это профессиональные вопросы, и разговор о них
должен вестись не с помощью политических лозунгов, а на профессиональном
экономическом и юридическом языке.
|