Прорыв на мировой рынок - дело нешуточное. И то, что «Звёздочка» сделала
первые шаги и предпринимает настойчивые попытки продвинуться дальше,
уже само по себе факт обнадеживающий. У Севмашпредприятия свой путь на
мировой рынок. Это совершенно новое направление судостроительной верфи
- нефтедобыча. Но и здесь не все просто в дни стабильности. Изменилась
конъюнктура на мировом рынке. Многое усложнил финансовый кризис в стране.
Сомнительным стало пребывание в роли стратегического партнера австралийской
фирмы Би-Эйч-Би. Практически без государственной поддержки осталось
строительство платформы «Приразломная». РАО «Газпром», по словам В. П.
Кузнецова, помощника президента компании «Росшельф», «сделало всё, что
могло». Стараясь поддержать Севмаш, Вяхирев выделил кусок средств по лимитам
1998 года, правда не в виде прямых денег. Безликий и всесильный аппарат
заматывает решение, и вот уже полгода идет борьба за них.
Бьются за государственную поддержку «Росшельфа» (идея которого имеет
глубокие объективные предпосылки) и А. Ефремов, и Д. Пашаев, и Е. Велихов.
Удалось добиться указания Ю. Маслюкова на очередном обращении губернатора:
«Подготовить предложения по положительному решению о государственной поддержке
проекта платформы «Приразломная». И снова включился в работу невидимый
аппарат. Была создана комиссия, в состав которой вошли и те, кто совсем
не разделяет идеи государственной поддержки.
Сегодня документ находится в Министерстве экономики. Мотаются по столице
директора и специалисты предприятий. Живые люди в северном городе страдают
или радуются в зависимости от скудных финансовых инъекций, в поступлении
которых нет никакой последовательности.
Северодвинские корабелы не являются исключением в борьбе за жизнь со
столичной номенклатурой. Весь бывший оборонный комплекс, брошенный
государством на выживание, разрознен, оставлен практически без управления
(не один раз его штабы подвергались губительным реформированиям) и вынужден
по одиночке прорываться к спасению.
Наши предприятия хоть и объединены под одной крышей - ГРЦАС, но чаще
действуют раздельными командами. При том, что в выполнении заказов по строительству
платформ или по модернизации крейсера работают вместе. Ведь уникальность
Северодвинска в том и состоит, что создан кораблестроительный комплекс.
Пока в основном все держится на личностях директоров. Этими соображениями
было продиктовано, пожалуй, и согласие Калистратова на пост главы департамента
судостроения, век которого был так недолог.
Разрушена система хозяйственных связей. Нет ни Госснаба, ни Госплана.
А новой системы, гибкой, последовательно отстаивающей интересы государства
не создано.
Нынешний правительственный кабинет более здраво оценивает путь выхода
из кризиса. Не заработает отечественная промышленность - не быть голодному
сытым. И живет Северодвинск от победы к поражению, от радости к разочарованию.
Идет борьба за еще один индийский заказ. И, кажется, идут к нам крейсера-адмиралы.
И снова нас греют надежды. Что дальше?
|